Влияние развивающей среды на речевое развитие ребенка

     В связи с модернизацией образования в ДОУ совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, позволяющей ребенку более полно проявить себя и проявить активность, становится важной задачей. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как неотъемлемого компонента образовательного процесса. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации» четко определена организация предметно-развивающей среды в различных видах детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтению художественной литературы. В качестве основной цели педагогической работы ФГТ выдвигают развитие каждого ребенка.

   Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности каждого малыша. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, наблюдении на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками и статусное положение в сообществе.

      Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей достаточно велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.

При насыщении группового пространства следует обратить внимание на то, что дети должны удовлетворять свои важные жизненные потребности в познании и общении. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный, раздаточный материалы, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

    С целью создания продуктивной предметно-развивающей среды в группе детского сада образован познавательно-речевой уголок, представляющий ребенку возможность действовать индивидуально.

   Уголок театрализации дает возможность малышу взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр способствует развитию диалогической речи.

     Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстративный и наглядно игровой материал, а также, игровое оборудование. Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.

   Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физминуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).

При организации учебной деятельности используется много наглядного материала, игр и игровых упражнений. К каждому занятию педагог подходит творчески, тщательно его подготавливает. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.

Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды и со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта, свободному выбору субъекта общения. Возрастает количество речевых контактов между сверстниками, которые возникают спонтанно, по инициативе самих детей.

Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной содержательной жизни и разностороннего развития ребенка.

     Как показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.

Источник

Анна Малышева
Влияние современной предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольника

Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно общаться не только осторожно, но и умело. На развитие способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период от одного года до 8-9 лет. И если дошкольник в этот период, самый синзетивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Таким образом, природа возложила на педагогов дошкольников великую и ответственную задачу, и мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития речи дошкольника.

Именно в данном возрасте важно показать дошкольнику словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать “вкус” языка, научить сообщать, убеждать и доказывать.

Важно понимать, что жизнь дошкольника не ограничивается занятиями, поэтому в группе и создаем предметно-развивающую среду, отвечающую развивающим целям, учитывающим интересы и потребности дошкольника.

Предметно-развивающая среда по развитию речи, созданная в нашей группе, представлена: духовным миром, вводимым сферой общения, характером речи воспитателей, объектами и явлениями, живой и неживой природой, материальным миром предметов, произведениями искусства различных видов и жанров.

В процессе создания и реализации предметно-развивающей среды по развитию речи,мы учитывали следующие принципы: активности, самостоятельности, творчества детей в речевой деятельности.

Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества и начинается с организации предметного окружения, а именно в начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том, куда их “поселить”. В середине учебного года дети вместе с воспитателями решают сделать перестановку в группе, и, это решение поваляются в диалоге, во время которого дети учатся этике речевого общения.

В группе созданы центры речевой активности;

Читайте также:  Родительские стили и их влияние на развитие ребенка

Литературный уголок, в котором обязательным атрибутом являются новые книги, к которым воспитатели умело привлекают внимание детей. Также здесь представлены:

– различные журналы (не только детские, но и взрослые, такие как “Вокруг света”, “Нэшиналджиографик”, рассматривание иллюстраций, в которых способствует развитию словаря, коммуникативных навыков;

– коллекции, что также являются хорошим стимулом к общению, а значит и развитию речи;

– центр художественно-речевой деятельности (у нас он представлен различными видами театров, а также продуктами детского творчества – альбомами загадок, рассказов, сказок, стихов, авторы которых сами дети, иллюстрации к рассказам, сказкам, выполненные детьми, – используются как иллюстрации для презентаций к занятиям и развлечениям, большие коллективные работы в качестве театральных декораций).

Пособия, представленные в содержании предметно-развивающей среды по развитию речи динамичны и многофункциональны (одна и та же игра помогает решить максимум задач не только по развитию речи).

Из своего опыта работы можно констатировать, что правильно подобранное содержание предметно-развивающей среды по развитию речи способствует развитию, закреплению и совершенствованию речевых знаний, умений и навыков, которыми дошкольник овладевает играя и действуя самостоятельно. Подробно остановимся на основных разделах развития речи дошкольников и основных аспектах предметно-развивающей среды к ним :

Связная речь:

– наборы предметных картин (с которыми можно играть, загадывая загадки “Найди по описанию”, “Придумай загадку, а я отгадаю”, закреплять умения классифицировать предметы и объекты и т. д.);

– наборы сюжетных картин (также можно использовать во всевозможных игровых обучающих ситуациях, это и составления рассказов, небылиц, игр “Потерявшийся объект, предмет“);

– серии сюжетных картин для составления рассказов различной сложности (здесь мы чаще всего используем ТРИЗ – технологии, которые позволяют дошкольникам раскрыть весь потенциал речевой фантазии);

– изображения сюжетные и предметные, вырезанные по контуру для самостоятельной игровой деятельности или совместной игры с воспитателем;

– картинное панно, наглядные схемы (для упражнений в моделировании сюжета пересказываемого или придуманного произведения);

– атрибуты необходимые для игр-драматизаций;

– рисунки детей (на темы изучаемых произведений для последующего составления рассказа);

– различные виды театров.

Лексический запас – это всевозможные игры:

– лото “Что забыл нарисовать художник” (предмет и его части);

– “Наши папы, наши мамы” (профессии людей);

– “Большие и маленькие” (животные и их детеныши);

– “Кто где живет” (животные различных континентов, дикие – домашние животные);

– “Домашний повар” (продукты питания,

– “Чей хвост, чья голова”

– “Скажи наоборот”

– Вкусный сок”

– “Позови к себе слова” – это лото с набором предметныхкартинок для решения различных задач:

• подбор эпитетов к предметам,

• узнавание по эпитетам предметов,

• подбор к действиям предметов,

• подбор объектов к действию,

• нюансы смысла слова (дом, домик, домище,

• объяснения слов.

• классификация предметов,

• раскрытие многозначности слов,

• расширения антонимов и синонимов.

Звуковая культура речи:

– игры для развития речевого дыхания,

– звучащие предметы (для развития фонематического восприятия и слуха,

– игры типа “Подбери пару” подбор двух предметных картинок с рифмующимися названиями предметов, на них изображенных, “Что лишнее” (из четырех предметных картинок выбрать слово,которое по звуковому составу не похоже на остальные три: ” сом – ком – индюк – дом”, “Цепочка слов”, “Лото” (два слова, например, начинаются со звука ш,

предметные картинки на все группы звуков,

– сюжетные картинки (цель – указать предметы, изображенные на картинке, названия которых начинается с определенного звука, например со звука с,

– “Подскажи Петрушке звук” (подобрать картинки к названным словам – паронимам: коза-коса, сок-сук и т. д. ,

– “Собери слово” (предметная картинка разрезана на столько частей, сколько слогов в предложенном слове: по-ми-дор)

Грамматический строй речи:

– наборы сюжетных картинок для составления предложений разных моделей,- наборы предметных картинок (опорных слов) для составления предложений,

– наборы парных картинок, лото,

– домино на понимание грамматических форм,

– категория числа существительных (шар – шары,

– рода прилагательных (большой – большая,

– рода глаголов (Валя упал. Валя упала,

– вида и времени глаголов (рисует – нарисовал,

– понимания оттенков действия (входит, выходит, подходит,

– понимания падежных форм (Саша катет Зою. Зоя катает Сашу).

Развитиезрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления:

– наборы картинок с изображением геометрических форм и предметов им соответствующих (круг – яблоко, мяч. шар, часы,

– наборы предметов, сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими признаками,

– игры типа “Угадай, что задумано” (один их участников описывает предмет, а остальные должны выбрать из ряда похожих изображений нужное,

– “Куда спряталась кукла” (нахождение в игрушечной комнате спрятанной куклы с помощью плана этой комнаты, где указано место,

-“Лабиринт”(ориентировка в лабиринте с помощью карты, которая указывает путь,

-“Бывает – не бывает” (сюжетные картинки).

Развитиеграфо-моторных навыков:

– мозаики,

-пазлы,

– конструкторы,

– мелкие игрушки,

– разрезные картинки,

– бросовый материал (пуговицы, камушки, счетные палочки, крупы, бусы, нитки и т. д. ,

– дорисовывание незаконченных рисунков,

– дорисовывание рисунков с недостающими деталями,

– шаблоны с видами штриховок,

Читайте также:  Что относится к биологическим факторам развития ребенка

– трафареты,

– раскраски,

– рисование палочками на мокром песке,

– рисование мокрыми пальцами на линолеуме,

– различные изображения, вырезанные из ворсистой ткани для создания рисунков.

Вы справедливо можете заметить, что представленные игры, упражнения, пособия в основном используются в подгрупповых играх. Но ведь есть дети, которые держаться обособлено от коллектива в виду особенностей характера. Они прекрасно играют в одиночку, то есть игры носят индивидуальный характер, в игре присутствуют действия, но нет их “оречевления”. Поэтому для того, чтобы развивать речь этой категории детей воспитатели показывают образец игровых действий, в процессе которых ребенок не только учится самостоятельным действиям, но и умению их “оречевлять”. Также этому помогают некоторые приемы развития речи и стимулирования речевой активности,а именно:

1. Разговор с самим собой.

Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими, простыми предложениями.

2. Параллельный разговор.

В данном случае воспитатель описывает все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует. используя этот прием вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые он впоследствии начнет использовать самостоятельно.

3. Выбор.

Представляем ребенку возможность выбора (“Ты хочешь играть с куклой или медвежонком”)

4. Распространение

Продолжайте и распространяйте все сказанное ребенком, но не принуждайте его к распространению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных речевых форм и богатой лексики, вы тем самым подведете ребенка к тому, чтобы он заканчивал свою мысль и готовите к овладению контекстной речью.

5. Провокация или искусственное непонимание ребенка

В подобной ситуации ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и для их словесного обозначения действий, производимых с ними.

6. Приговоры

Сопровождение действий ребенка игровыми песенками, потешками способствует умению вслушиваться в звуки речи, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно приникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавались с целью развития двигательной активности ребенка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Огромное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым.

7. Игры и природными материалами.

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности дошкольника оказывает разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может обследовать.

8. Продуктивные виды деятельности

Слово является для ребенка одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов и выражает их по-своему, другими словами,доступными способами: через продуктивные виды деятельности.

Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления на рисунках. Ведь недаром Л. С. Выгодский называл детское рисование “графической речью”. Обличая мысль в слово таким образом, чтобы она стала понятной окружающим – вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок ребенка имеет уникальное значение.

Мы стараемся любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ – в рисунок. Когда таких рисунков и рассказов набирается достаточное количество – делаем из них книжку. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

Источник

Влияние речевой среды на детскую речь.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи и, если взрослые общаются с детьми, поощряя их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и психическое развитие ребенка. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, должно помогать  ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка.                  Общение – один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают, и он растет “один”, если ребенок все время лежит и смотрит в потолок, речь у такого малыша будет развиваться медленно, с задержкой, которая скажется в последующие годы.

                     Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка.

Читайте также:  Роль воспитателя в математическом развитии ребенка

                 Для развития речи очень важно общение ребёнка сразу  после рождения – с членами семьи, с другими людьми, с детьми. Играть, а не просто быть пассивным сопровождающим. Игра создаёт необходимость выразиться, стимулирует к высказыванию. Общение со взрослыми не должно носить формальный характер, « на ходу». Говорить с ребёнком надо медленно и внятно, чтобы он смог уловить каждый звук в потоке речи, понять каждое слово взрослого. Ведь язык так многообразен и столько длинных и сложных слов мы говорим, что многие звуки ребёнок не может воспринять правильно, особенно в малолетнем возрасте. Важно, чтобы общение с ребёнком происходило на уровне его лица. При этом он видит, как вы говорите, как двигаются ваши губы, что помогает осваивать произношение звуков.   Хорошо читать детям книги, но этого недостаточно. Важно чтобы ребёнок понимал и вслушивался, о чём вы ему читаете. Главное – его способность воспринимать и понимать текст. Для этого надо его заинтересовать – читать эмоционально, выразительно, с разной интонацией, ведь маленький ребёнок впитывает то, что более ярко и выражено. А после чтения попросите его назвать героев сказки, пересказать услышанное, нарисовать вместе с ним или слепить, поиграйте в театр, вспомните выражения, которые говорили лиса, заяц или волк. И еще один совет: книги выбирайте по возрасту, а не то, что попалось под руку.   Отрицательно влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребёнка речевого слуха и умения различать речевые звуки.

Большую ошибку допускают родители, когда перегружают нервную систему ребёнка и водят в 4-5 лет на английский язык.   Чем позже ребёнок узнает, что такое телевизор, – тем лучше. У телевизора или компьютера детям с речевыми проблемами можно проводить не более 20 минут в день. Речь с экрана не способствует речевому развитию, так как темп ускорен и формирует у ребёнка непроизвольный тип внимания, а  освоение речи требует наоборот произвольное внимание ( сознательное, требующее усилий).  У ребёнка должно быть достаточное количество игрушек, соответствующих возрасту. Но не слишком много – это вызывает пресыщение и теряется интерес ко всему новому. А интерес и любознательность является важным стимулом как для развития речи, так и для общего развития в целом.

            Активное «ручное манипулирование» с различными предметами положительно влияет  на развитие речи и мышление детей. Детям надо играть  с игрушкой, исследовать её со всех сторон, пощупать пальцами,  разобрать на составляющие части и собрать её. Играйте в пальчиковые игры, собирайте пуговицы на шнурок, собирайте мозаику, позволяйте играть с макаронами и крупой, резать ножницами и лепить. Развитие мелкой моторики является стимулятором для речевого развития ребёнка в независимости от возраста.

Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

Речь развивается в процессе подражания. Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).
В детском саду ребенок в своих речевых действиях будет подражать воспитательнице, в школе — учителям, кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, и со временем, если останется жить там же, речь его будет иметь все те общие для данной местности особенности языка, которые отличают его от строгой литературной нормы, т. е. ребенок будет говорить на местном диалекте.. Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети тоже оказываются картавыми, пока не попадают в детский сад или школу, где с ними начинает заниматься логопед.
Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития (в случае если с ребенком общаются люди с правильной речью, если они постоянно реагируют на его «речь», в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т. д.) и неблагоприятной (когда общение с ребенком ограничивается только кормлением, когда с ним не говорят, т. е. не реагируют на его «речь», а также если речь окружающих ребенка людей неправильная — с плохой дикцией, а то и явными дефектами — картавостью, шепелявостью и т. д.).
В детских учреждениях — в яслях, детском саду, в школе — специально организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Речевая среда с нарочно установленным высоким развивающим потенциалом называется искусственной речевой средой.

Источник