Влияние развивающей среды на развитие личности ребенка

Влияние развивающей среды на развитие личности ребенка thumbnail

Влияние образовательной среды на развитие

личности ребенка дошкольника.

               Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появился стандарт, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети, поэтому на современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

(Слайд 2) Правильно организованная образовательная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.  

(Слайд 3) В образовательной среде можно выделить 3 компонента:

-социальный (социальное окружение),

-предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение),

-психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы)

(Слайд 4)  Мощным обогащающим фактор детского развития является социокультурное окружение. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, влияние культурной ауры микрорайона, города, детского сада, природных и парковых ландшафтов. Все эти среды – могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.

(Слайд 5)Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначением, характера деятельности людей достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром, способствовать более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также  помогать  адекватно воспринимать себя и других людей, овладевать конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.

(Слайд 6-7) В соответствии со  Стандартом ДО, еще одним из аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста является  предметно-пространственная развивающая среда. Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Активность ребенка в условиях такой среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов, возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

(Слайд  8)    Над созданием такой среды мы задумались с приходом новых малышей. Нам захотелось так организовать пространство, чтобы детки быстрее адаптировались, привыкли спокойно и непринуждённо расставаться с мамой, а в группу заходили с радостью и интересом.  Мы поставили перед собой цель – создать условия для развития гармоничной личности: любознательной, коммуникативной, способной овладеть разными видами деятельности, здоровой физически и психически.

Соблюдая принципы, которые включены в стандарт, начали организовывать развивающую предметно-пространственную среду в своей группе. Все оборудование и материалы распределили в пространстве группы, не перегружая её. Теперь каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает ребенка. Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, распределили материалы в разных центрах. Но это не означает, что среда оставалась неизменной. Центры периодически объединялись (театральный+книжный), взаимозаменялись (центр отдыха – центр уединения) и дополнялись (патриотический центр, центр по изучению ПДД). Мебель и оборудование в группе  расположены так, чтобы осталось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши имели возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки дети могут свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности.

Давайте проведем небольшую экскурсию по нашей группе.

(Слайд 9)    День начинается с приёма детей. Раздевалка приветливо встречает детей и родителей. Малыши быстро находят свой шкафчик по  предметной картинке, которую они сами выбирали. По этой же картинке проводим мини-беседу во время одевания на прогулку. Ненавязчиво, давая детям возможность проявить свои знания: сегодня говорим про цвет, завтра уточняем форму, в другой раз определяем назначение предмета и т.д., таким образом,  расширяем познания детей о предмете. Здесь же расположен уголок для родителей, куда помещаются объявления, консультации и советы родителям.

(Слайд 10)  Для более тесного сотрудничества с родителями и коллегами, вовлечение их в  жизнь нашей группы мы создали персональный сайт группы, с которым приняли участие в городском конкурсе «Авторский интерактивный сайт» в номинации «Сайт группы ДОО» и заняли 2 место.

(Слайд 11)  Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде “Умелые ручки ” и на творческой лесенке, к которому имеется свободный доступ. Ребенок  выставляет свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркивает собственную индивидуальность и значимость.

Читайте также:  Полезно ли раннее развитие ребенка

(Слайд 12) Видеомагнитофоном, телевизором и компьютером оснащён аудиовизуальный центр. Есть возможность прослушать музыкальные произведения по возрасту детей, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы, после ознакомления с произведениями художественной литературы можно просмотреть аналогичный мультфильм, что поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им оценку. Данные приемы с использованием ТСО, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах, создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.

(Слайд 13-14)   Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, малыши производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают. В центре есть предметно-дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с прищепками. Можно поупражняться со шнурками: продевать через отверстия, делать стежки, «пришивать» пуговицы, закреплять на чудо-дереве, складывать в корзину разные овощи и фрукты. Игры меняются, расширяя чувственный опыт ребятишек, стимулируя тонкие движения руки. Мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у детей аналитического восприятия.

(Слайд 15-16)  Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.

Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

(Слайд 17) Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты, звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Шумные концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие, особенно музыкально-двигательная импровизация! Особый восторг вызывает у детей утренняя музыкально-ритмическая гимнастика: весёлые курочки, задорные петушки, зеленый кузнечик– вот такая карусель эмоций, движений и звуков. А самое главное ‒ у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.

(Слайд 19-20)       Детям нравятся театрализованные игры. Почему? Да потому, что они видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними,  плачут над неудачами любимых героев, а главное ‒ всегда готовы прийти к ним на помощь. В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность. Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра. Ведь театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой, речью. Рядом расположен уголок  ряженья, где развешаны жилетки, юбочки, фартуки и косынки. Здесь возможно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

(Слайд 21)      Один из любимых центров детей –книжный. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках! Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняются, выставляются в соответствии с рекомендациями по программе, также в уголке имеются детские журналы. Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.

(Слайд 22)   Окружая детей вниманием и заботой, мы создали необходимые условия для их развития: приятную, спокойную обстановку в группе, большой игровой центрс играми-забавами, яркими игрушками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. В игровом центре мы собрали предметы и игрушки, максимально приближенные к окружающим предметам. Атрибуты к профессиям и общественным местам находятся в коробках с характерными значками.

Читайте также:  Развитие движений ребенка в течении первого года жизни

В младшем возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту, игре. Поэтому игра начиналась, как только малыш переступал порог группы. Дети быстро научились занимать себя делом. Дети очень наблюдательны и во всём пытаются подражать. Основной целью этого центра является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям. Мальчики и девочки  играли вместе, гендерное разделение произошло позже, теперь мальчики играют роль папы, а девочки – мамы.

(Слайд 23-24)     Создавая центр строительства, мы учитывали поло-ролевой принцип организации предметно-развивающей среда, т.е. обеспечивали как общими, так и специфичными материалами  девочек и мальчиков. В этом центре собрано большое количестворазного вида конструкторов, кубиков, крупного строительного материала, мягкого модуля,  машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу.Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

(Слайд 25-26)   Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения, аквариум с разными рыбками, за которыми дети наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал. Так постепенно формируем у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваем интерес к растениям и животным. Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов. Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.

(Слайд 27-28)    Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центре физического развития  подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяем в проведении утренних гимнасти,подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей. У наших детей высокая двигательная активность, им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или прятаться. Двигательная активность способствует развитию восприятия. А накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие. Массажные дорожки, коврики, используемые после дневного сна,активизируют биологически активные точки стопы. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом, созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные задачи.

Третий компонент – отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности. Вся образовательная  деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности дошкольника на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Правильно организованная образовательная среда способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.

Источник

Шаченкова
Обобщение педагогического опыта работы «Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста»

Обобщение педагогического опыта работы:

«Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста».

Воспитатель средней группы: С. В. Шаченкова.

г. Москва,2019

Современный педагогический подход понимает развивающую среду дошкольного детства как совокупность предметов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования общества, культуры, в которых запечатлен опыт, знания, способности и потребности многих поколений.

Развитие личности ребенка происходит через присвоение общественно исторического опыта, формирование у него таких процессов, как память, внимание, воображение, развитие правильной речи, коммуникативных навыков. Через предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит себя во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми.

Предметно – развивающая среда в детском саду является основным условием для решение этих задач. Потому что, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, зависит динамика его развития.

В связи с этим, пространственная и игровая среда детского сада, группы предполагает развитие широкого круга интересов и детских форм деятельности. Это и элементарные формы самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, разнообразные формы продуктивной деятельности, ознакомление ребенка с окружающим, явлениями природы и общества, различные формы эстетической деятельности, сюжетно – ролевыми играми. Пространственная среда необходима детям, так как выполняет, по отношению к ним, информационную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Читайте также:  Развитие личности ребенка через творческое самовыражение

В связи с этим следует выделить основные функции развивающей среды:

– является носителем информации об окружающем мире;

влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;

– создает благоприятные условия для обучения ребенка;

– обеспечивает умственную, игровую, физическую активность;

– является основой для самостоятельной деятельности детей;

– раскрывает индивидуальность каждого ребенка.

Исходя из выше сказанного, мы пришли к выводу, что предметно пространственная среда в средней группе (4 – 5 лет) должна формироваться с учетом «зоны ближайшего развития», учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностями среднего дошкольного возраста в игре со сверстниками, а также особенностью этого возраста – желанием уединяться.

Для решения этих задач предметно развивающая среда в нашей средней группе была выстроена по принципу создания образовательно – игровых центров,таких как:

– центр удожественно-эстетического развития, в который включены центр изобразительной деятельности или уголок творчества; Здесь находятся различные инструменты, мелки, краски, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, грифельная доска, мольберты, которые позволяют детям в продуктивной деятельности отражать художественное восприятие, видение мира, его понимание, развивают у ребенка эстетический вкус, творческие способности.

— центр музыкально-театрализованной деятельности, это элемент среды, в котором «живут» сказочные герои, которые побуждают детей к практической деятельности. Помогают понимать эмоциональное состояние героев (радость, гнев, учат детей отличать положительное от отрицательного, формируют нравственные качества личности, развивают творческое воображение, память, речь.

В центре социально-коммуникативного развития большое место отведено атрибутам сюжетно – ролевых игр.

Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Кухня».

В центре ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правил дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

– Центр познавательное направление.

Большой популярностью у детей пользуется центр интеллектуального развития. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: мерные стаканчики для исследования воды, песочные часы, камни, различные виды природного материала, круп и т. п. Для наиболее глубокого восприятия материала используются наглядные таблицы.

– Центр математического развития включает в себя пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания. Дети с удовольствием считают, решают ребусы, конструируют из геометрических фигур. Использование этого центра способствует развитию у детей внимания, памяти, конструктивного мышления.

– Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строительный материал, разнообразное «лего», конструкторы, игрушки для сопоставления форм, нанизывания. Игровые компьютеры и электронные игрушки приближают к пониманию современной науки и техники. Учат детей синтезу и анализу, расширяют технический кругозор.

– Цент речевого развития.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе, приобщение к истокам русской народной культуры. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

– Центр физического развития:Здесь имеются спортивное оборудование: инвентарь, игрушки, дорожки для профилактики плоскостопия, тоннели для лазания. Все это способствует приобщению ребенка к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается правильное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам, закаливанию организма.

-Центр Государственной символики. Знакомство детей с государственными символами, историей города, в котором они живут, начинается уже с четырех лет. Этот центр позволяет педагогам наглядно дать представление детям о стране, в которой они живут,ее символикой: флагом, гербом, гимном; рассказать о том, что главным городом страны является Москва,знакомим с символами города: Красной площадью, ее достопримечательностями.

Исходя из выщесказанного,мы пришли к следующим выводам: предметно – развивающая среда в средней группе детей дошкольного возраста должна строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с учетом его интересов, уровня активности, возрастных особенностей.

Обобщение педагогического опыта работы «Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста»Влияние развивающей среды на развитие личности ребенкаВлияние развивающей среды на развитие личности ребенкаВлияние развивающей среды на развитие личности ребенкаВлияние развивающей среды на развитие личности ребенкаВлияние развивающей среды на развитие личности ребенкаВлияние развивающей среды на развитие личности ребенка

Источник