Влияние развивающей среды на развитие личности ребенка

Влияние образовательной среды на развитие
личности ребенка дошкольника.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появился стандарт, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети, поэтому на современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
(Слайд 2) Правильно организованная образовательная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
(Слайд 3) В образовательной среде можно выделить 3 компонента:
-социальный (социальное окружение),
-предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение),
-психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы)
(Слайд 4) Мощным обогащающим фактор детского развития является социокультурное окружение. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, влияние культурной ауры микрорайона, города, детского сада, природных и парковых ландшафтов. Все эти среды – могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.
(Слайд 5)Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначением, характера деятельности людей достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром, способствовать более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также помогать адекватно воспринимать себя и других людей, овладевать конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
(Слайд 6-7) В соответствии со Стандартом ДО, еще одним из аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста является предметно-пространственная развивающая среда. Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Активность ребенка в условиях такой среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов, возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
(Слайд 8) Над созданием такой среды мы задумались с приходом новых малышей. Нам захотелось так организовать пространство, чтобы детки быстрее адаптировались, привыкли спокойно и непринуждённо расставаться с мамой, а в группу заходили с радостью и интересом. Мы поставили перед собой цель – создать условия для развития гармоничной личности: любознательной, коммуникативной, способной овладеть разными видами деятельности, здоровой физически и психически.
Соблюдая принципы, которые включены в стандарт, начали организовывать развивающую предметно-пространственную среду в своей группе. Все оборудование и материалы распределили в пространстве группы, не перегружая её. Теперь каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает ребенка. Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, распределили материалы в разных центрах. Но это не означает, что среда оставалась неизменной. Центры периодически объединялись (театральный+книжный), взаимозаменялись (центр отдыха – центр уединения) и дополнялись (патриотический центр, центр по изучению ПДД). Мебель и оборудование в группе расположены так, чтобы осталось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши имели возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки дети могут свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности.
Давайте проведем небольшую экскурсию по нашей группе.
(Слайд 9) День начинается с приёма детей. Раздевалка приветливо встречает детей и родителей. Малыши быстро находят свой шкафчик по предметной картинке, которую они сами выбирали. По этой же картинке проводим мини-беседу во время одевания на прогулку. Ненавязчиво, давая детям возможность проявить свои знания: сегодня говорим про цвет, завтра уточняем форму, в другой раз определяем назначение предмета и т.д., таким образом, расширяем познания детей о предмете. Здесь же расположен уголок для родителей, куда помещаются объявления, консультации и советы родителям.
(Слайд 10) Для более тесного сотрудничества с родителями и коллегами, вовлечение их в жизнь нашей группы мы создали персональный сайт группы, с которым приняли участие в городском конкурсе «Авторский интерактивный сайт» в номинации «Сайт группы ДОО» и заняли 2 место.
(Слайд 11) Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде “Умелые ручки ” и на творческой лесенке, к которому имеется свободный доступ. Ребенок выставляет свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркивает собственную индивидуальность и значимость.
(Слайд 12) Видеомагнитофоном, телевизором и компьютером оснащён аудиовизуальный центр. Есть возможность прослушать музыкальные произведения по возрасту детей, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы, после ознакомления с произведениями художественной литературы можно просмотреть аналогичный мультфильм, что поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им оценку. Данные приемы с использованием ТСО, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах, создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.
(Слайд 13-14) Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, малыши производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают. В центре есть предметно-дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с прищепками. Можно поупражняться со шнурками: продевать через отверстия, делать стежки, «пришивать» пуговицы, закреплять на чудо-дереве, складывать в корзину разные овощи и фрукты. Игры меняются, расширяя чувственный опыт ребятишек, стимулируя тонкие движения руки. Мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у детей аналитического восприятия.
(Слайд 15-16) Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.
Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.
(Слайд 17) Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты, звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Шумные концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие, особенно музыкально-двигательная импровизация! Особый восторг вызывает у детей утренняя музыкально-ритмическая гимнастика: весёлые курочки, задорные петушки, зеленый кузнечик– вот такая карусель эмоций, движений и звуков. А самое главное ‒ у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.
(Слайд 19-20) Детям нравятся театрализованные игры. Почему? Да потому, что они видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, плачут над неудачами любимых героев, а главное ‒ всегда готовы прийти к ним на помощь. В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность. Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра. Ведь театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой, речью. Рядом расположен уголок ряженья, где развешаны жилетки, юбочки, фартуки и косынки. Здесь возможно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
(Слайд 21) Один из любимых центров детей –книжный. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках! Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняются, выставляются в соответствии с рекомендациями по программе, также в уголке имеются детские журналы. Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.
(Слайд 22) Окружая детей вниманием и заботой, мы создали необходимые условия для их развития: приятную, спокойную обстановку в группе, большой игровой центрс играми-забавами, яркими игрушками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. В игровом центре мы собрали предметы и игрушки, максимально приближенные к окружающим предметам. Атрибуты к профессиям и общественным местам находятся в коробках с характерными значками.
В младшем возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту, игре. Поэтому игра начиналась, как только малыш переступал порог группы. Дети быстро научились занимать себя делом. Дети очень наблюдательны и во всём пытаются подражать. Основной целью этого центра является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям. Мальчики и девочки играли вместе, гендерное разделение произошло позже, теперь мальчики играют роль папы, а девочки – мамы.
(Слайд 23-24) Создавая центр строительства, мы учитывали поло-ролевой принцип организации предметно-развивающей среда, т.е. обеспечивали как общими, так и специфичными материалами девочек и мальчиков. В этом центре собрано большое количестворазного вида конструкторов, кубиков, крупного строительного материала, мягкого модуля, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу.Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
(Слайд 25-26) Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения, аквариум с разными рыбками, за которыми дети наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал. Так постепенно формируем у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваем интерес к растениям и животным. Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов. Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.
(Слайд 27-28) Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центре физического развития подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяем в проведении утренних гимнасти,подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей. У наших детей высокая двигательная активность, им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или прятаться. Двигательная активность способствует развитию восприятия. А накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие. Массажные дорожки, коврики, используемые после дневного сна,активизируют биологически активные точки стопы. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом, созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные задачи.
Третий компонент – отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности. Вся образовательная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности дошкольника на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Правильно организованная образовательная среда способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.
Источник
Шаченкова
Обобщение педагогического опыта работы «Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта работы:
«Влияние развивающей среды на формирование личности ребенка дошкольного возраста».
Воспитатель средней группы: С. В. Шаченкова.
г. Москва,2019
Современный педагогический подход понимает развивающую среду дошкольного детства как совокупность предметов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования общества, культуры, в которых запечатлен опыт, знания, способности и потребности многих поколений.
Развитие личности ребенка происходит через присвоение общественно исторического опыта, формирование у него таких процессов, как память, внимание, воображение, развитие правильной речи, коммуникативных навыков. Через предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит себя во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми.
Предметно – развивающая среда в детском саду является основным условием для решение этих задач. Потому что, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, зависит динамика его развития.
В связи с этим, пространственная и игровая среда детского сада, группы предполагает развитие широкого круга интересов и детских форм деятельности. Это и элементарные формы самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, разнообразные формы продуктивной деятельности, ознакомление ребенка с окружающим, явлениями природы и общества, различные формы эстетической деятельности, сюжетно – ролевыми играми. Пространственная среда необходима детям, так как выполняет, по отношению к ним, информационную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
В связи с этим следует выделить основные функции развивающей среды:
– является носителем информации об окружающем мире;
– влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;
– создает благоприятные условия для обучения ребенка;
– обеспечивает умственную, игровую, физическую активность;
– является основой для самостоятельной деятельности детей;
– раскрывает индивидуальность каждого ребенка.
Исходя из выше сказанного, мы пришли к выводу, что предметно пространственная среда в средней группе (4 – 5 лет) должна формироваться с учетом «зоны ближайшего развития», учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностями среднего дошкольного возраста в игре со сверстниками, а также особенностью этого возраста – желанием уединяться.
Для решения этих задач предметно развивающая среда в нашей средней группе была выстроена по принципу создания образовательно – игровых центров,таких как:
– центр удожественно-эстетического развития, в который включены центр изобразительной деятельности или уголок творчества; Здесь находятся различные инструменты, мелки, краски, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, грифельная доска, мольберты, которые позволяют детям в продуктивной деятельности отражать художественное восприятие, видение мира, его понимание, развивают у ребенка эстетический вкус, творческие способности.
— центр музыкально-театрализованной деятельности, это элемент среды, в котором «живут» сказочные герои, которые побуждают детей к практической деятельности. Помогают понимать эмоциональное состояние героев (радость, гнев, учат детей отличать положительное от отрицательного, формируют нравственные качества личности, развивают творческое воображение, память, речь.
В центре социально-коммуникативного развития большое место отведено атрибутам сюжетно – ролевых игр.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Кухня».
В центре ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правил дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
– Центр познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр интеллектуального развития. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: мерные стаканчики для исследования воды, песочные часы, камни, различные виды природного материала, круп и т. п. Для наиболее глубокого восприятия материала используются наглядные таблицы.
– Центр математического развития включает в себя пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания. Дети с удовольствием считают, решают ребусы, конструируют из геометрических фигур. Использование этого центра способствует развитию у детей внимания, памяти, конструктивного мышления.
– Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строительный материал, разнообразное «лего», конструкторы, игрушки для сопоставления форм, нанизывания. Игровые компьютеры и электронные игрушки приближают к пониманию современной науки и техники. Учат детей синтезу и анализу, расширяют технический кругозор.
– Цент речевого развития.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе, приобщение к истокам русской народной культуры. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
– Центр физического развития:Здесь имеются спортивное оборудование: инвентарь, игрушки, дорожки для профилактики плоскостопия, тоннели для лазания. Все это способствует приобщению ребенка к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается правильное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам, закаливанию организма.
-Центр Государственной символики. Знакомство детей с государственными символами, историей города, в котором они живут, начинается уже с четырех лет. Этот центр позволяет педагогам наглядно дать представление детям о стране, в которой они живут,ее символикой: флагом, гербом, гимном; рассказать о том, что главным городом страны является Москва,знакомим с символами города: Красной площадью, ее достопримечательностями.
Исходя из выщесказанного,мы пришли к следующим выводам: предметно – развивающая среда в средней группе детей дошкольного возраста должна строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с учетом его интересов, уровня активности, возрастных особенностей.
Источник