Влияние развития мелкой моторики на речь ребенка

Влияние развития мелкой моторики на речь ребенка thumbnail

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

“Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев…”

В.А. Сухомлинский

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.

Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, “Рука – это инструмент всех инструментов”, – заключал еще Аристотель. “Рука – это своего рода внешний мозг”, – писал Кант.

Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 

Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Мелкую моторику рук развивают: пальчиковая гимнастика; упражнения с массажным мячом; пальчиковый театр; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; пластилинография; игры моталочки; игры со счетными палочками; ниткография; вырезальный тренажер; рисование пальчиками, ладонью; игры с предметами домашнего обихода:

*с макаронными изделиями, с крупой

*с прищепками

*с резинками, бусами, заколками;

 Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты; игры с песком и водой.

При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

Источник

“Чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский

Теоретическая

“Рука — это вышедший наружу мозг человека”
(И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют
особое развивающее воздействие. Доказано, что
одним из показателей нормального физического и
нервно-психического развития ребенка является
развитие его руки, ручных умений или, как принято
говорить, мелкой моторики.

Известно: мелкая моторика рук связана с
развитием левой височной и левой лобной областей
головного мозга, которые отвечают за
формирование функций. В.А. Сухомлинский
справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев”.

По умелости детской руки специалисты на основе
современных исследований делают вывод об
особенностях развития центральной нервной
системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное
развитие в дошкольном возрасте составляет
фундамент умственного развития, а умственные
способности начинают формироваться рано и не
сами собой, а в тесной связи с расширением
деятельности, в том числе и в общей двигательной,
и ручной.

В связи с этим в системе воспитания и обучения
детей предусмотрены специальные
воспитательно-коррекционные мероприятия в
данном направлении: физическое укрепление мышц
кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому
способствуют такие виды методик, как пальчиковая
и кистевая гимнастика с использованием стихов,
песенок, попевок и народных сказок, массажи с
растиранием пальчиков и массажёрами для рук,
игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими
игрушками, катание шестигранных карандашей
между ладонями, народные игры с ладошками, театр
теней рук, движения-подражания кистями и
пальцами рук, складывание рисунков из палочек,
рисование букв и геометрических рисунков на
столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

Очень хорошо данные методики вводить в минутки
здоровья на занятиях или между ними, так как
простые движения рук помогают убрать напряжение
не только с самих рук, но и с губ, всего речевого
аппарата, снимают умственную усталость и
заторможенность после активной умственной
работы. Они способны улучшить произнесение
многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то
мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг
видеть, осязать, различать, запоминать. Как же
рука изучает, обследует предметы?

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии
предмета, его температуре, влажности и т.д.

2. Постукивание дает возможность получить
информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаружить многие
интересные свойства предметов: вес, особенности
поверхности, формы и т.д.

4. Надавливание дает возможность определить,
мягкий предмет или твердый, из какого материала
сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание,
круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих
предметов учит ребенка ощущать прикосновение
ладони или пальцев.

Большим, указательным, средним пальцами дети
ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки,
монетки; крупные предметы захватывают всеми
пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке,
переходят к двуручному ощупыванию — осязанию:
одной рукой его держат, фиксируют, а другой
(ведущей) — исследуют.

Ощупывание поглаживанием дает возможность
определить свойства поверхности.

В старшем дошкольном возрасте работа по
развитию мелкой моторики и координации движений
руки должна стать важной частью подготовки к
школе, в частности, к письму.

Хорошую тренировку движений пальцев
обеспечивают пальчиковые игры, в них
вырабатывается ловкость, умение управлять
своими движениями, концентрировать внимание на
одном виде деятельности. При помощи пальцев
можно инсценировать рифмованные истории.

Еще одним занятием для развития мелкой
моторики рук является теневая игра, которая
сопровождается короткими диалогами, сценками.

Полезны занятия с пластилином, глиной.
Изготовление поделок с использованием пуговиц,
разных видов круп, семян (панно).

Так же эффективны занятия с бумагой.
Дошкольники овладевают навыками моделирования,
знакомятся с пространственными отношениями,
учатся преобразовывать объекты.

Используя в работе технику оригами, искусство
складывания бумаги, позволяет развивать мелкую
моторику, синхронность движений обеих рук,
зрительно-двигательную координацию, что
особенно важно для детей с проблемами развития.

Большое значение для старших дошкольников
имеет развитие графической моторики: рисование
по трафаретам, штриховка, выполнение графических
упражнений, работа в занимательных прописях.

Цель этих занятий:

1) формировать сенсорные эталоны формы,
величины и цвета, развивать тактильную
чувствительность рук;

2) развивать мелкую ручную моторику;

3) развивать речь, умение грамматически
правильно строить предложения;

4) совершенствовать эстетический вкус,
воспитывать аккуратность в работе;

5) формировать умение доводить начатое дело до
конца;

6) совершенствовать коммуникативные навыки;

7) ориентироваться в задании (анализировать
объект, условия работы);

8) учить, предварительно планировать ход работы
над изделием (устанавливать логическую
последовательность изготовления поделки,
определять приемы работы и инструменты, нужные
для их выполнения);

9) контролировать свою работу (определять
правильность действий и результатов, оценивать
качество работы).

Практическая домашняя игротека

Игры на развитие мелкой моторики рук

1. “Помогаю маме”

Предложить ребенку перебрать горох, гречку,
пшено, рис.

2. “Составь фигурки из счетных палочек”
(спичек)

Ребенок выкладывает фигуры сначала по образцу,
затем по памяти; самостоятельно; по
представлению (квадрат, треугольник, кубик,
лодочка, юбочка, лесенка, рыбка, флажок, звезда,
брюки, мост и т.д.).

3. “Выгладим платочки”

Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно,
прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих
рук, разгладить лист, чтобы ни один край не
загибался.

4. “Собери бусы” (из бусинок, пуговиц)

5. “Бирюльки” (собрать мелкие предметы
ложкой, сачком)

6. “Обведи предмет и заштрихуй его”
(обведение лекал, тарелочек и др.)

7. Игра с круглой щеткой для волос

Ребенок катает щетку между ладонями:

“У сосны, у пихты, у елки
Очень колкие иголки
Но еще сильней, чем ельник
Вас уколит можжевельник.

8. Игра с решеткой для раковины

Ребенок ходит указательным и средним пальцами,
как ножками по клеточкам (поочередно то одной, то
другой рукой):

“В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке походили
И смотрели всех подряд”.

9. “Месим тесто”

В кастрюлю насыпать горох (фасоль) ребенок
изображает, что он месит тесто.

10. “Сосчитай узелки”

Ребенок перебирает пальцами узелки, завязанные
на веревке (называет дни недели, месяцы и т.д. на
каждый узелок).

11. Катание между ладонями разных предметов
(орехов, шариков, катушек).

12. Игры с бельевыми прищепками.

13. “Киндер-спортсмен” манипуляции с
мелкими игрушками (киндер сюрпризы устойчивой
формы) – удерживать на раскрытой ладони,
поднимая её вверх и вниз, либо совершая
колебательные движения, как на качелях;
удерживать киндер на каждом пальчике (вытянутом),
усложнение – поднимать и опускать руку выше –
ниже; перекидывать киндер из ладони в ладонь,
подкидывая киндер как можно выше.

14. “Жонглёры”

1) подбрасывание грецких орехов, каштанов в
одной руке, 2) из руки в руку, 3) друг другу, 4)
перекладывание по верху с перекладыванием
ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов
(как в цирке).

15. “Колобок – колючий бок”

Сказка массаж с колючим мячиком (по авторской
технологии “Сказки-массажи на минутках
здоровья”). Материал можно найти по ссылке
https://nsportal.ru/sites/default/files/skazki-massazhi.samoylenko_m.g.doc

16. Игры с конструктором (от кубиков и
деталей крупных размеров перейдите к более
мелким кубикам, а также к простейшим
конструкторам из пластмассы, дерева. Научите
ребенка соединять две детали простым способом:
сложить, свинтить и т.п.)

17. Упражнения со спичками

а) удерживать спички подушечками большого,
среднего и мизинца, так, чтобы получился
треугольник;

б) “квадрат” – удерживать спички большим,
указательным, безымянным и мизинцем;

в) “крестик” – одну спичку держат большой и
безымянный пальцы, другую – указательный и
мизинец;

г) “змейка” – удерживать спички пальцами:
большой и указательный, указательный и средний,
средний и безымянный, безымянный и мизинец;

д) “веер” – удерживать спички одновременно
большим и указательным пальцами, большим и
средним, большим и безымянным, большим и
мизинцем; раскрывая и закрывая веер (разводя и
сводя пальцы со спичками сначала в левой руке,
затем в правой, как более трудный вариант – в
левой и в правой руках одновременно);

18. Игры с шариками

– попасть шариком в цель;

– прокатить шарик (бусинку) по столу:
подтолкнуть правой, поймать левой рукой;

– держать шарик большим и указательным пальцем,
большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик
согнутым пальцем;

– “футбол”: левая ладонь, лежащая ребром на
столе, полусогнута, это – “ворота”. Пальцы правой
руки поочередно “забивают гол” – подталкивают
шарик к левой ладони.

19. Игры с пуговицами

Попросите своего ребенка помочь вам навести
порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные –
в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие
– в маленькую.

– Можно выложить из пуговиц красивый узор или
фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине:
цветок, бусы, корзинку и т.п.

– Из цветного сукна вырежьте силуэт машины,
парохода, самолета… Пришейте пуговицы, чтобы
пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна
парохода (круглые детали должны быть больше
пуговиц, чтобы обрамлять их). На силуэт животного
можно пристегивать уши, хвост, лапы и т.д. У
картонной куклы кофточка украшена множеством
пуговиц, К ней можно пристегнуть юбку, жилетку,
сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.

20. Ниткопись

Предложите ребенку выложить нитки по контуру
какого-либо изображения.

С помощью ниткописи выкладываются сначала
контуры простых предметов, затем более сложных
(цветок, бабочка, домик и т.п.) Можно выложить
геометрические фигуры, повторяя их название и
буквы, а также контуры предметов по замыслу.
Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи,
ему можно предложить выкладывать сюжетные
картинки с использованием ниток нескольких
цветов. Для занятий понадобятся ворсистые нитки
(шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага.
Нитки и бумага должны быть контрастных цветов.

Заключение

В результате исследования, было отмечено, что
сенсорное развитие может осуществляться в
разных видах деятельности – в действиях с
предметами, рисовании, лепке, занятиях со
строительным материалом и др. Восприятие будет
более полным, если в нём участвуют одновременно
несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только
видит и слышит, но ощущает и действует этими
предметами.

Необходимо приобретать ребенку пособия,
игрушки, действуя которыми, он будет знакомиться
со свойствами предметов – величиной, формой,
тяжестью, цветом и т.д. Однако как бы разнообразны
ни были пособия, представленные ребёнку, сами по
себе они не обеспечивают его сенсорное развитие,
а являются лишь необходимыми условиями,
способствующими этому развитию. Организует и
направляет сенсорную активность ребёнка
взрослый человек. Без специальных
воспитательных приёмов сенсорное развитие не
будет успешным, оно будет поверхностным,
неполным, а часто даже неверным. Уже в самом
раннем детском возрасте игрушки, показываемые
взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому
лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая
перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр,
специальных занятий и наблюдения за окружающим
способствовать развитию сенсорных способностей,
лучшему восприятию. Без достаточного развития
восприятия невозможно познать качества
предметов, без способности наблюдать ребёнок не
узнает о многих явлениях окружающего.

В дошкольном детстве наибольшее значение имеет
не объем знаний, который приобретает ребёнок в
том или ином возрасте, а уровень развития
сенсорных и умственных способностей и уровень
развития таких психических процессов, как
внимание, память, мышление. Поэтому важнее не
столько дать детям как можно больше разных
знаний, сколько развивать у них
ориентировочно-познавательную деятельность и
умение воспринимать.

Период дошкольного детства является периодом
интенсивного сенсорного развития ребенка. От его
уровня в значительной степени зависит
успешность умственного, физического,
эстетического воспитания детей.

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас –
красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им
эту возможность, которую нужно раскрыть,
сохранить, а дальше они будут радовать нас,
удивлять и восхищать.

Презентация

Источник