Влияние разлук и потерь на развитие ребенка
ВЛИЯНИЕ РАЗЛУК И ПОТЕРЬ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Работа с домашним заданием. Вопросы для самопроверки
2. Новый материал “ВЛИЯНИЕ РАЗЛУК И ПОТЕРЬ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
3. Вопросы для самопроверки
4. Домашнее задание
1. Работа с домашним заданием
Выберите, пожалуйста, верные для Вас ответы
Если Вы выбрали ответ “да” хотя бы на один из вопросов, Вам нужно обяза-тельно перед приемом ребенка обратиться к психологу. Особенно, если Вы выбрали ответ “да” на 2-й вопрос.
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. ВЛИЯНИЕ РАЗЛУК И ПОТЕРЬ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
Потери обычно подразделяются на ДВЕ КАТЕГОРИИ:
1. ПОТЕРИ, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни
2. ПОТЕРИ, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни.
Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни.
Потери также можно разделить на ТРИ ТИПА:
- Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного.
- Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет.
- Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ
Обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью, относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются потерей здоровья (из-за насилия или неправильного отношения), потерей любимых людей (родителей, братьев или сестер, других родственников), потерей самоуважения (дети начинают винить себя – это они были плохими, и поэтому их родители отказались от них или умерли).
БОЛЬ ОТ ПОТЕРИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ЗАСТРЕВАЕТ НА ОДНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ И НЕ ДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД ИЛИ ДАЖЕ СПУСКАЕТСЯ НА СТУПЕНЬКУ НИЖЕ В СВОЕМ РАЗВИТИИ.
Приемные дети нередко пережили не одну потерю. Они еще не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребенка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими – травма, которая может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ
ПРИНИМАЯ РЕБЕНКА, Вы должны предвидеть, что его ПРОШЛЫЙ ОПЫТ БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ЕГО ЖИЗНЬ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное. Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни. ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ ЗЛО, ИЩИТЕ БОЛЬ.
Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. ЭТО ПРОСТО ДРУГОЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ ОНИ ВЫБРАЛИ, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С БОЛЬЮ. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.
При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, РЕБЕНОК как бы переживает “наводнение” своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.
Случай 1. Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка “вдруг” вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее “забыла”, как говорят психологи “вытеснила” ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила “эхо травмы”. Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.
При помещении в замещающую семью ребенку необходимо приспособиться к изменениям в своей жизни. Приспособление проходит через оживление травматических переживания чувства, связанных с разлукой и потерей. В определенном смысле, ребенок снова проходит стадии переживания травмы, что оказывает влияние на его поведение.
СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМЫ
Переживание потери проходит через пять определенных стадий, которыми являются:
– ШОК, ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРОТЕСТ
– ГНЕВ
– ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ ;
– СТРАХ/”ТОРГОВЛЯ” С БОГОМ
– УПОРСТВО
1. ОТРИЦАНИЕ СЛУЧИВШЕГОСЯ/ ШОК
Временный уход от реальности – “Этого на самом деле не произошло.
Стремление “спрятать голову в песок”.
“Я проснусь и обнаружу, что все в порядке”.
2. ГНЕВ
Ворчливость, раздражительность.
Иногда ребенка может одолевать сильная ярость, которая может быть направлена на кого угодно, но чаще всего – на самого близкого, врача или на Бога.
3.ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ
Синдром “кома в горле”.
Общие симптомы депрессии: упадок сил, апатия, недомогание.
Одиночество – “Никто не в силах меня понять”.
Чувство вины – “должно быть, я что-то сделал не так”.
4. СТРАХ/”ТОРГОВЛЯ” С БОГОМ
Масса тревог и сомнений в своих действиях: “Если бы я не был таким плохим, то мама осталась бы жива”, “Если бы я вел себя хорошо, то меня бы не забрали из семьи”, “Если бы только я сделал то-то и то-то, этого бы не случилось”.
Масса сомнений и недоверия: “Правду ли говорят мне воспитатели, врачи (и медсестры)?”
Пустые мечтания – попытки найти волшебное решение.
Мысли вроде “Если бы только…”: “Если бы только я был(а) идеальным (идеальной) сыном (дочерью)” и т. д.
Молитвы-“сделки”: “Господи, если Ты исправишь положение, я обещаю…”
5. УПОРСТВО
Нежелание уйти от печали и чувства потери.
Ощущение, что если перестать скорбеть, то порвется связь с умершим родным (или с родным, с которым разлучили).
Чувство вины из-за смирения с потерей. Смирение – предательство. Отрицательные эмоции воспринимаются как единственная связь с умершим (или с тем, с кем разлучили).
ПРИМИРЕНИЕ С УТРАТОЙ
Ребенок уже может спокойно строить отношения с новой семьей – горечь утраты еще остается, но не мешает ему жить дальше.
Снова появляется душевный покой.
Ком к горлу не подступает всякий раз, когда ребенок вспоминает о пережитом.
НУЖНО ПОМНИТЬ
Процесс скорби:
- Это нормальная часть человеческой жизни;
- Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;
- Требует, чтобы новые родители (усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели) и специалисты объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением;
Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей.
Потери обычно подразделяются на одну, две или три категории. Дети, которые попадают в ваши семьи, обычно переживают все три категории:
- Потерю здоровья, причиной которой явились физическое или сексуальное наси-лие или отсутствие заботы;
- Потеря важного в жизни человека (родителя, брата или сестры), к которому чувствовали очень сильную привязанность;
- Потерю самоуважения из-за чувства ненужности, неадекватности или неспособности контролировать события, происходящие в жизни.
По мере того, как дети проходят по этой тропинке, появляются определенные признаки, указывающие на какой стадии этого процесса находится ребенок. У детей также существуют определенные потребности, к которым нужно относиться очень внимательно и удовлетворять на каждой стадии переживаемых ими чувств.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ МАТЕРИАЛ В ТАБЛИЦЕ “ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗЛУКИ И ПОТЕРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА, ПОМОЩЬ ДЕТЯМ”
Перемещение/потеря – это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них значит поддерживать процесс формирования привязанностей между ребенком и новой семьей
НУЖНО ПОМНИТЬ
Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы “забывает” многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать “наводнение” своими травматическими воспоминаниями.
Ребенок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое, рассказывая о таких ситуациях из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и “превратятся” в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.
НУЖНО ПОМНИТЬ
Для приемного ребенка крайне важным является, чтобы замещающие родители демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что:
- их чувства и эмоции очень важны;
- о них будут заботиться;
- их потребности могут быть выражены и приняты позитивно;
- замещающие родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
Выберите верные для Вас ответы
1. К какому типу потерь относятся потери приемного ребенка
1 К ожидаемым, неизбежным потерям
2 Неожиданным потерям
Ключ: правильный ответ – №2, 5 баллов
2.Как влияют переживания потери на поведение ребенка в новой семье
1 Никак не влияет
2 Ребенок вновь проходит все стадии переживания горя и утраты
3 Ребенок может вести себя агрессивно, быть неуправляемым, провоцировать новых родителей на наказания
4 Ребенок может быть чрезмерно послушным, но его переживания горя и утраты у него проявятся позже
5 У ребенка начинают проявляться задержки в развитии или даже регресс (возвращение на более ранние этапы развития)
Правильные ответы: №№2,3,4,5 – за каждый правильный ответ – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 20.
3. Почему Кристина так странно повела себя в новой семье
1 Это капризная девочка
2 Девочка начала переживать боль потери
3 Она просто истеричка и хочет, чтобы на нее обратили внимание
4 В семейной обстановке ее настигло “эхо потери”
Правильные ответы: №№2, 4 – за каждый правильный ответ – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
4. Какую стадию переживания травмы мы видим в поведении Кристины
1 ШОК, ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРОТЕСТ
2 ГНЕВ
3 ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ
4 СТРАХ/”ТОРГОВЛЯ” С БОГОМ
5 УПОРСТВО
Правильный ответ – №2. Правильный ответ – 5 баллов.
5. Вставьте, пожалуйста, возраст ребенка, который нуждается в той или иной помощи
1. Правильный ответ – Дошкольники
2. Правильный ответ – младенцы
3. Правильный ответ – Дети, только начинающие ходить и говорить
4. Правильный ответ – подростки
5. Правильный ответ – дети от 6 до 10 лет
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Работа с таблицей. Реакция на травму у детей и первая помощь со стороны замещающих родителей
ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
“ПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТРАВМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА”.
Возраст ребенка 3-7 лет
Для ребенка любого возраста можно сделать “шкатулку потерь”: самодельную коробочку, в которую помещаются вещи, символизирующие потерю. Это дает возможность организовать ритуал прощания, и в то же время пересмотреть то важное, что он вынес из этих отношений.
Если у ребенка наблюдается синдром годовщины, т.е. переживания горя и утраты возвращаются к ребенку примерно в тоже время (месяц), когда произошло травмирующее событие (ребенок вдруг опять впадает в ярость или тоску), то можно придумать семейные ритуалы, отдающие должное чувствам ребенка (дополнительная свечка на торте в день рождения – благопожелания от “той” семьи), некоторым детям важно услышать, что “те родители тоже думают о тебе в этот день”.
Источник
1
ТЕМА: ВЛИЯНИЕ РАЗЛУК И ПОТЕРЬ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ Потери обычно подразделяются на ДВЕ КАТЕГОРИИ: ПОТЕРИ, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни ПОТЕРИ, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни. Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни
3
Потери можно разделить на ТРИ ТИПА: Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль
4
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Любой тип потери для ребенка (игрушка, вещь, обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью и т.д.) относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются: -проблемами со здоровьем, -потерей или разлукой с любимыми людьми, -потерей самоуважения.
5
БОЛЬ ОТ ПОТЕРИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ЗАСТРЕВАЕТ НА ОДНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ И НЕ ДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД ИЛИ ДАЖЕ СПУСКАЕТСЯ НА СТУПЕНЬКУ НИЖЕ В СВОЕМ РАЗВИТИИ
6
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Вы должны предвидеть, что ПРОШЛЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ЕГО ЖИЗНЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше взаимодействовать со взрослыми. Но для новых условий эти стереотипы не подходят.
7
Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни.
8
ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ ЗЛО ИЩИТЕ БОЛЬ
9
Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. ЭТО ПРОСТО ДРУГОЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ ОНИ ВЫБРАЛИ, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С БОЛЬЮ. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.
10
Случай 1 Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка “вдруг” вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее “забыла”, как говорят психологи “вытеснила” ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила “эхо травмы”. Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.
11
Пять стадий переживания потери 1. ШОК, ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРОТЕСТ 2. ГНЕВ 3. ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ 4. СТРАХ / “ТОРГОВЛЯ” С БОГОМ 5. УПОРСТВО
12
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Процесс скорби: Это нормальная часть человеческой жизни. Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение. Требует, чтобы близкие люди объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением. Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей.
13
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Перемещение / потеря – это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них, значит поддерживать процесс формирования привязанностей между ребенком и новой семьей.
14
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ Для ребенка крайне важным является, чтобы взрослые демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что: их чувства и эмоции очень важны; о них будут заботиться; их потребности могут быть выражены и приняты позитивно; родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.
15
Взрослые могут помочь ребенку при встрече с горем, используя следующие рекомендации: Говорите открыто и честно: Незамедлительно расскажите о смертном случае и дайте конкретную информацию о том, что произошло. Скажите, что умерший никогда не вернется. Расскажите о церемонии прощания и похоронах.
16
Избегайте неясностей: Не говорите о «путешествии» или «сне». Избегайте абстрактных объяснений. Давайте объяснения, подходящие возрасту ребенка.
17
Помогите ребенку понять: Выделите время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом. Отвечайте на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз. Пройдите через то, как разворачивались события, несколько раз. Прислушайтесь к мыслям и пониманию ребенком того, что произошло. Позволяйте ребенку рисовать и играть, чтобы он, таким образом, высказал свои чувства. Позвольте ребенку старшего возраста написать о произошедшем в дневнике, стихотворение, сочинение.
18
Сделайте потерю реально ощутимой: Позвольте ребенку видеть мертвого. Позвольте ребенку присутствовать на похоронах. Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств. Часто вспоминайте ушедшего, сделайте фотоальбом, смотрите на фотографию и видео. Берите ребенка с собой на кладбище. Печаль, тоска – естественные реакции даже у детей. Покажите, что такие чувства разрешены.
19
Успокойте беспокойство ребенка, что он или его родители скоро умрут: Говорите с ребенком о его страхах. Уверьте ребенка, что подобные смертные случаи бывают очень редко.
20
Приглушите чувство вины ребенка: Поговорите серьезно с ребенком, если он показывает чувство вины. Убедите ребенка, что ничего, о чем он думал или, что он сделал, не привело к смертному случаю.
21
Не отступайте от заведенного порядка: Постарайтесь не разлучать ребенка с родителями. Даже кратковременное отсутствие из дома может быть причиной беспокойства. Попытайтесь сохранить заведенный порядок вашего дома. Согласитесь с тем, что ребенок нуждается в вашей близости и защите. Не затягивайте с возвращением ребенка в школу или детский сад.
22
Спасибо за внимание!
Источник