Влияние различных факторов на развитие ребенка

Влияние различных факторов на развитие ребенка thumbnail

                                 Влияние неблагоприятных факторов

                  на развитие ребенка в разных возрастных периодах.

        Развитие – это процесс, количественное и качественное изменение в организме человека. В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение».  Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.  Биологическое изменение в человеке  характеризуется физическим развитием,  включающим в себя морфологические,  биохимические,  физиологические изменения.  Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных качеств личности.  

       Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны и причинами, влияющими на них – другой.

      Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития ребенка добились П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштйн, А.Р.Лурия. заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л.Термин, Э.Геллель, Ф.Мюллер, И.Шванцара.    

      Вопрос о развития человека был поставлен таким образом:

 почему различные люди достигают различного уровня развития,

 от каких условий зависит этот процесс и его результат?

      Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития человека детермировано  внутренними и внешними условиями.

      К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.

      Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным  в разных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.

      Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э.Геккелем и Ф.Мюллером. Некоторые педагоги и психологи пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека, то есть, от индивидуального развития к развитию вида наблюдающиеся в развитии зародыша и до развития в целом человека, так как человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяют развитие предков. Но есть условия признаками, которых становится приспособление организма к условиям жизни. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируется совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.

      Схема Й.Шванцары иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития.

      Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействий главных внешних влияний – среды и воспитания. Ни один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от согласования всех факторов.

     Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей человека наследственность. Наследование интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей.

     Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: « о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.»  Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.

      Некоторое время назад в медицинской литературе появился новый термин, ставший в настоящее время крылатым – «фактор риска», или «риск – фактор». Сущность его состоит в том, что в развитии и становлении тех или иных заболеваниях, роль играют предрасполагающие, вредоносные факторы окружающей среды. Инфекции, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, переохлаждение, стрессовые нагрузки и другое.

      Есть универсальные риск – факторы, способные вызвать или провоцировать сотни самых различных болезней, они грозят человечеству несколько веков, но «смело» вошли в нашу жизнь за последние десятилетия. Речь идет прежде всего о курении, злоупотреблении спиртными напитками, сейчас все больше дает о себе знать радиологическое неблагополучие ряда регионов мира и помимо всего прочего, на территории нашей страны.

      Наша жизнь все ускоряется. Мы уже не ходим, а ездим, не читаем, а просматриваем, не едим, а заталкиваем в рот – перекусываем и все быстрее и быстрее. И в конечном итоге наносим, изнашиваем нервную систему, не говоря уже, о всем организме.  Отсюда появились многие болезни цивилизации. Обрушилась лавина новых, до сих пор неведомых болезней, инфекций, а старые, знакомые нам заболевания приобретают более зловещий характер. К тому же наступила эра генетических эпидемий: диабет, алкоголизм и так далее.

Читайте также:  Идеи выготского о психическом развитии ребенка

     Кто виноват? С одной стороны человек, с другой общество, государство. Мы стали меньше уделять внимание собственному здоровью, спорту, здоровому образу жизни. И не удивительно, ведь нам с детства внушали, что общества, государства важнее, чем интересы отдельно взятого «винтика».

    В современной западной цивилизации человек хорошо осознает личную ответственность за здоровье, постигая на собственном опыте.  Без хорошего здоровья нет ни карьеры, ни достойного заработка, невозможно выполнять обязанности перед семьей, самим собой, перед обществом, невозможно иметь здоровое поколение.

    Существуют сотни самых разнообразных риск  – факторов, действию, которых мы подвергаемся. Пример: рядом с больной гриппом матерью не использующую профилактическую маску, находится ее ребенок. От сюда – вся семья гриппует, а у некоторых ее членов грипп осложняется бронхитом или пневманией.  

       Курение однозначно вредит здоровью самого курильщика. Но давно уже доказано, что пассивное, вынужденное «курение» членов семьи, которым приходится дышать табачным воздухом, не менее вредно и отражается на некурящих, у которых развиваются постепенно те же болезни, что и у курящих. А в их числе можно наблюдать и беременных женщин, и новорожденных, и детей постарше. А самое главное и страшное в этой ситуации то, что наблюдая за курящими родителями, дети зачастую перенимают эту вредную привычку, не осознавая всего вреда для растущего организма.

     Неблагоприятная экологическая обстановка – серьезнейший риск – фактор в развитии множества как острых, так и хронических заболеваний. Повышенный фон радиации в ряде районов страны приводит к возникновению злокачественных болезней, грубо нарушает иммунные процессы и ответственные зоны генетического аппарата. Из – за этого в мире прибавилось немало болезней наследственной природы. Нерациональное питание, когда злоупотребляют животными жирами, мучными продуктами, сладостями становится причиной множества болезней, а в первую очередь сердечно – сосудистых. Большое значение имеет неритмичный прием пищи в течении дня, фастфуды, грубо нарушает обменные процессы в организме. У таких нарушителей  здорового образа жизни чаще развивается ожирение – фактор для многих недугов. Все риск – факторы не перечислить. А основные это малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, курение, излишества у много пьющих, хронические стрессовые ситуации, загрязненные воздух, вода, продукты питания со сниженной биологической ценностью, излишний радиологический фон в нашей среде обитания, пестициды и другие ядовитые продукты в земле, воздухе, воде, генетическое и иммунное неблагополучие в нашем организме и так далее. Одним словом: один личный или общественный порок, ведет к другому, создавая патологическую жизненную цепочку, болезненную пирамиду нашей жизни.

       «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее»  –  заметил Лейбниц. Это значит, что наш генофонд, переданный нам далекими предками в здоровом состоянии, сейчас может подойти к грани катастрофы.  А когда генофонд в опасности исчезнуть может сама жизнь человеческая, а это значит, что человечество должно предпринять самые неотложные мероприятия сегодня, сейчас, ибо завтра может быть уже поздно.

      Ребенок проходит процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. Согласно биогенетическому закону, сформированному Э. Геккелем, каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается так: « Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений». Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития, то есть происходит повторение развития предков, от общего корня, к которому данный организм относится. Согласно Э.Геккегю, быстрое повторение филогении обусловлено физиологическими функциями наследственности и приспособленности. Биологическое и социальное в человеке в действительности столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Если воспитать ребенка отсталого племени в современной семье он не будет ничем отличаться от нас и наоборот. Природные свойства ребенка создают предпосылки для образования психических качеств. Один из важных качеств является речь и слух. Речь, как и ее понимание проходит под руководством взрослого. Ребенок не имея от рождения каких – либо форм поведения, свойственных взрослому человеку, учится и приобретает формы поведения от близкого для него окружения. Различные воздействия на детей окружающей среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные рефлексы.

      В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка. Ход созревания зависит от того получает ли ребенок достаточное количество внимания, впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия для воспитания. Созревающий организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они оказывают порой на всю дальнейшую жизнь. Природные предпосылки – строение организма, его функции его созревание – необходимы для психического развития. Без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания.

       Общественный опыт – источник психического развития, из него ребенок с помощью взрослого получает материал для формирования психических качеств и свойств личности.    

Читайте также:  Игры компьютерные дошкольное развитие ребенка

Источник

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Факторы развития личности ребенка

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Источник

Развитие ребенка — процесс сугубо индивидуальный и кропотливый. Дети являются отражением нашего отношения к ним. Все, что мы вкладываем в детей, отображается на их развитии и характере. Давайте поговорим о качественном «наполнении» для успешного развития ребенка.

Особенности психологического здоровья и развития детей

Особенности психологического здоровья и развития детей

Психологическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. И качество этого развития зависит от множества различных факторов. Влияют как внутренние факторы — наследственность и индивидуальные особенности малыша, так и внешние — отношения в семье и социальные аспекты. Скорость и особенности психологии развития ребенка также зависят от возраста самого малыша.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка с нарушением зрения

  • От рождения до года ребенок активно изучает двигательные функции своего тела.
  • От года до трех лет эти познания выходят на более сложный уровень. На этом этапе качество эмоционального развития ребенка зависит от его семьи.
  • От трех до двенадцати лет происходит становление психики ребенка, его эмоциональной части. На данном этапе жизни к влиянию на развитие детей подключаются не только семья и окружение семьи, а также друзья и педагоги.
  • После двенадцати лет активно развивается мыслительная деятельность ребенка. В этом возрасте он может быть подвержен влиянию других факторов, таких как СМИ (телевидение, интернет) и новые друзья. В этот период следует быть внимательным к окружению вашего чада, нужно развивать аналитическое мышление ребенка путем изложения ему своей точки зрения, при этом обязательно обосновывайте ее, подкрепляйте фактами.

Этапы разделены условно. Существуют различия из-за индивидуальности особенностей детей. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее, у кого-то происходят скачки развития, чередуя застои и прорывы.

Психология: влияние родительского слова на развитие ребенка

Слова могут подарить человеку крылья, а могут и ранить больнее ножа. Дети не являются исключением для этого правила. Чего не следует говорить своему ребенку?

  • «У тебя не получится, я сделаю лучше»

Эта фраза способна убить в ребенке желание проявлять инициативу, уверенность в собственных силах и возможностях. Пусть мы говорим эту фразу с целью решить какую-то задачу быстрее, например, одеть малыша на улицу, дорисовать картинку в садик, она все же может привести к таким последствиям.

  • «Сейчас же прекрати»

Фразы, произнесенные с приказным посылом, никогда не дают желаемого результата в любом возрасте. Скорее всего, у ребенка появится желание замкнуться или ответить такой же грубостью.

  • «Если не прекратишь, накажу…»

В основном, дело до наказания не доходит, все ограничивается пустой угрозой. В результате, когда у родителя не хватает терпения, и он на десятый раз сдерживает свое обещание, ребенок реагирует обидой и непониманием.

  • «Разве девочки/мальчики так поступают?»

Такая фраза, может спровоцировать у ребенка комплексы во взрослой жизни. Например, у женщин, которые занимают не типично женские должности, или у мужчин, которые обладают высокой чувствительностью и мягкостью.

  • «Мы это не купим, потому что чересчур дорого»

Слыша эту фразу, малыш понимает, что как только денег будет немного больше, то игрушку можно купить. Гораздо сложнее объяснить истинную причину покупок вещей первой необходимости и других менее важных.

  • «Вот Вася (Коля, Катя, Петя)…»

Сравнения с другими детьми могут обидеть ребенка. Скорее всего, частое сравнение не в его пользу, при взрослении он будет занижать оценку своим способностям, будет робким и неуверенным в собственных силах.

Развивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детей

  • Занятия для детей дошкольного возраста должны увеличивать силу концентрации и развитие внимания. Для этого можно предлагать малышу почти одинаковые картинки для поиска различий, или создать полную картинку из разных фрагментов, например, разместить вырезанных из бумаги животных согласно среде их обитания (вода, земля или воздух).
  • Занятия для детей дошкольного возраста нужно направить на развитие логического мышления, например, для поиска творческих путей решения ситуаций. С возрастом нужно усложнять задания. Делать это все еще лучше в игровой манере, так как от такой формы занятий дети меньше устают и способны долго концентрироваться. Для этого можно моделировать различные ситуации, играть в сказочных персонажей, определять логические цепочки, например, показав детям представителей различных профессий. А дети должны логически доказать, кто к какой профессии принадлежит.
  • В любом возрасте хороши занятия для детей, направленные на тренировку памяти. Для этого можно открывать страницу любой картинки книги, назвать животных, которые нарисованы на ней, затем закрыть книгу и предложить ребенку воспроизвести названия этих животных по памяти.

Как создать семейную атмосферу для благоприятного развития детей

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от его эмоционального состояния, которое, в свою очередь, — от эмоционального состояния матери и обстановки в семье.

Для того чтобы понять что нужно, а чего делать не следует, полезно прочесть слова Монтессори.

«Критикуя ребенка, мы учим его ненависти, воспитывая в условиях вражды — агрессии, высмеивая ребенка, мы делаем его замкнутым. Упрекая малыша, мы прививаем ему чувство вины, подбадривая — учим верить в свои силы, даря похвалу, мы учим его благодарности. В условиях справедливости, мы учим его честности, в условиях безопасности — вере в людей. Поддерживая ребенка, мы прививаем ему веру в себя, если ребенок окружен любовью, он учится видеть красоту и любовь в окружающем мире.»

Отталкиваясь от этих простых истин можно обозначить главные постулаты успешного развития детей. Счастливые дети — это любимые дети. Любите своих малышей, сколько бы лет им не было, беспокойтесь об их здоровье. Дарите им свою ласку, тепло, заботу и внимание, качественное внимание, которое выражается в совместном времяпровождении, душевных беседах, веселых играх.

Источник