Влияние расщелины неба на физическое и речевое развитие ребенка

Влияние расщелины неба на физическое и речевое развитие ребенка thumbnail

Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. В анамнезе детей, рожденных с грубым дефектом неба (полной или неполной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание было невозможным. При попытках грудного вскармливания ребенка с неполной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Даже во время такого приема пищи эти дети поперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. Во время кормления пища попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку и дыхательные пути; пища застаивается там, вызывает раздражение и воспалительные процессы слизистых оболочек.

Неправильное развитие верхней челюсти ведет к искривлению зубного ряда, появлению двойного ряда зубов сужению небного свода.Часто резцы вгибаются внутрь или передвигаются по небу вглубь, и зубы растут в середине неба. Вследствие плохого питания молочные зубы у ринолалика быстро разрушаются.

Как уже было отмечено, дети с врожденной расщелиной неба и губы не могут осуществлять сосательные движения. Поэтому врожденный сосательный рефлекс подавляется. Выпадение губных движений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры.

У ребенка с врожденной расщелиной даже после операции губы (хейлопластики) мышечное развитие лицевой мускулатуры протекает своеобразно. Это обусловливается тем, что движения мышц верхней губы отсутствуют или значительно ослаблены.

В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию.

Наличие небной расщелины резко ухудшает условия физиологического дыхания ребенка. У нормального ребенка вдыхаемая струя воздуха проходит за небную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит: вдыхаемый воздух попадает сразу в носо-ротовую полость, так как хоаны при полной расщелине неба соединены в единый резервуар со ртом. При неполной расщелине длина хоан сильно укорачивается, и вдыхаемый воздух также не успевает нагреваться.В результате вдыхаемый воздух охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, раздражает дыхательные пути.

Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта. Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка. Таким образом вход в дыхательные пути сужается, что и предохраняет зев и стенки глотки от излишнего охлаждения. Своеобразное положение языка в полости рта постепенно стабилизируется. Дети с врожденной расщелиной неба предпочитают спать навзничь, что облегчает удержание языка в глубине рта.

При кормлении из рожка они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корневой части языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения. . .

Ребенок с врожденной расщелиной рефлекторно стремится осуществить более полное проглатывание пищи и усиливает работу корня языка, одновременно включая в этот процесс отдельные лицевые мышцы.

Итак, у детей с врожденной расщелиной неба осуществление самых важных жизненно необходимых функций (дыхания, питания) приводит к чрезмерному поднятию корня языка, которое успешно закрепляется и становится стабильным. Такое положение языка приводит к тому, что во время речи выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нарушается речевое дыхание. Это и создает носовой оттенок речи.

При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Движение всего языка затормаживается, относительно подвижным остается лишь его кончик. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции речевых звуков, ринолаликам не удается. Осознавая свой дефект речи, дети пытаются найти способы его компенсации. Иногда во время речи они сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица. В результате речь детей производит неприятное впечатление как на слух (из-за невнятности артикуляции и назальности), так и во внешнем оформлении (из-за излишних движений крыльев носа и лицевых мышц).

Таким образом, дефекты небного свода при ринолалии обусловливают неправильную мышечную взаимосвязанность мышц всего артикуляционного аппарата. Даже если мышцы речевого аппарата у ринолаликов анатомически сохранны и все движения их возможны, они отличаются некоторой вялостью, заторможенностью, неловкостью. Эти же качества характеризуют и артикуляцию ринолалика.

Читайте также:  Занятия для развития ребенка в детском саду

Часто при ринолалии отмечается снижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного до тяжелой тугоухости и глухоты (Л. Я. Дербанюк, 1966; В. В. Месина, 1971; В. С. Дмитриев и Р. Л. Ландо, 1969 и др.). Наблюдается также снижение функционального речевого слуха (М. П. Барчуков, 1968), при котором больные не замечают собственных дефектов речи.

Таким образом, при врожденных расщелинах неба и губы в большей или меньшей степени нарушаются питание ребенка, его физиологическое и речевое дыхание, изменяется характер работы лицевой мускулатуры (может возникнуть снижение слуха), стабилизируется неправильное положение языка в полости рта. Естественно, что все это оказывает влияние на формирование речи ребенка.



Источник

Слайд 1

Влияние расщелин на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Выполнил: Гуренкова В. В.- воспитатель группы №4 компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №34 комбинированого вида».

Слайд 2

Причины врожденной расщелины губы и неба Генетические-неблагоприятная наследственность, наличие расщелин у прямых или косвенных родственников. Биологические-заболеваемость матери во время беременности(ОРВИ, грипп, краснуха, паротит, токсоплазм). Химические-контакт с вредными веществами(ядохимикатами, кислотами), плохое состояние окружающей среды, влияние вредных привычек(алкоголизм, наркомания), бесконтрольный прием лекарственных препаратов(перенасыщение плода витамином А, прием препаратов группы кортизонов). Социально-стрессовые ситуации, психические травмы. Эндокринные заболевания матери.

Слайд 3

Изменения у детей с врожденной расщелиной Первичные: нарушение дыхания, нарушение фонетико-фонематической стороны речи, нарушение слоговой структуры речи, изменения в функции артикуляционного аппарата. Вторичные: нарушение психических процессов, неустойчивость и рассеянность внимания, ведущее к затруднению процесса познавательной деятельности, сужение объема вербальной памяти, непрочность долговременной памяти.

Слайд 4

Влияние расщелин на физическое развитие ребенка Нарушен процесс кормления-в результате отсутствия достаточного давления и того, что полость рта не закрыта. Ребенок не может нормально сосать, нарушен акт глотания. Восприимчивость к различным заболеваниям: частые ОРЗ; в результате того, что холодный воздух из ротовой полости попадает сразу в гортань, возникают частые катары верхних дыхательных путей, пневмонии, частые трахеиты, ларингиты, что приводит к физической ослабленности -астении. Нарушены физиологическое и речевое дыхание, что создает носовой оттенок речи. Часто наблюдается патология изменения в лор-органах(искривление носовой перегородки, деформация крыльев носа, аденоиды, гипертрофии миндалин), частые отиты служат снижению слуха. Наблюдается задержка статико-динамических функций, общая моторная неловкость, страдают темп, ритмичность и переключаемость движений. Нарушения тонкой моторики. Стабилизируется неправильное положение языка в полости рта, что влияет на формирование речи ребенка.

Слайд 5

Влияние расщелин на психическое развитие ребенка Астения приводит к снижению психической активности, дети- ринолалики мало говорят, неактивны, не интересуются играми. Наблюдается снижение высших психических процессов, снижение памяти, внимания, слабость восприятия речи, восприятия вообще. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Часто возникают отклонения в поведении : замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, заниженной самооценке, нежеланию вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Снижение речевой активности вследствие осознания своей неполноценности.

Слайд 6

У дошкольников травмирующие ситуации в большинстве случаев еще не носят постоянный характер. Так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношений . но тем не менее детям с врожденными расщелинами губ и неба необходима комплексная помощь со стороны ряда специалистов -хирургов, ортодонтов , педагогов, логопедов, невропатологов, психологов, оториноларингологов , физиотерапевтов.

Источник

Наличие
врожденных расщелин неба ставит ребенка
в не­благоприятные условия для его
физического развития. Чем обширнее
дефект, тем большие нарушения претерпевает
дет­ский организм в период своего
развития. В анамнезе детей, рожденных
с грубым дефектом неба (полной или
неполной расщелиной), отмечается, что
грудное вскармливание было невозможным.
При попытках грудного вскармливания
ребенка с неполной расщелиной неба
молоко попадает в дыхательные пути,
ребенок захлебывается, и приходится
переводить детей на капельное вскармливание
с ложечки или из пипетки. Даже во время
такого приема пищи эти дети поперхиваются,
у них появляется кашель, срыгивание,
рвота. Во время кормления пища попадает
в складки недоразвившегося неба, в
носовую полость, евстахиевы трубы,
носоглотку и дыхательные пути; пища
застаивается там, вызывает раздражение
и воспалитель­ные процессы слизистых
оболочек.

Неправильное
развитие верхней челюсти ведет к
искрнвле-лию зубного ряда, появлению
двойного ряда зубов, сужению

1
Дубов М. Д. Врожденные расщелины неба.
<М., 1960, с. 21.

небного
свода. Часто резцы вгибаются внутрь или
.передви­гаются по небу вглубь, и зубы
растут в середине неба. Вслед­ствие
плохого питания молочные зубы у ринолалика
быстро разрушаются.

Как
уже было отмечено, дети с врожденной
расщелиной неба и губы не могут
осуществлять сосательные движения.
Поэтому врожденный сосательный рефлекс
подавляется. Вы­падение губных движений
ослабляет развитие всей лицевой
мускулатуры.

Читайте также:  Активность ребенка и ее роль в развитии кратко

У
ребенка с врожденной расщелиной даже
после операции губы (хейлопластики)
мышечное развитие лицевой мускула­туры
протекает своеобразно. Это обусловливается
тем, что дви­жения мышц верхней губы
отсутствуют или значительно ослаб­лены.

В
результате обедняется мимика ребенка,
и мышцы лица включаются в артикуляцию.

Наличие
небной расщелины резко ухудшает условия
физио­логического дыхания ребенка.
У нормального ребенка вдыхае­мая
струя воздуха проходит за небную
занавеску через носовую полость и хоаны,
и во внутренние дыхательные пути
воздух поступает достаточно нагретым.
Теплый воздух не раздражает слизистую
оболочку дыхательного тракта и глотки
и предохра­няет ребенка от простуды.
У ребенка с врожденной расщелиной этого
не происходит: вдыхаемый воздух попадает
сразу в носо- ^’ ротовую полость, так
как хоаны при полной расщелине неба
; соединены в единый резервуар со ртом.
При. неполной расще- ‘”‘
лине
длина хоан сильно укорачивается, и
вдыхаемый воздух >•.
также
не успевает нагреваться. 4 В результате
вдыхаемый воздух охлаждает .всю
поверхность г носо-ротовых слизистых,
раздражает дыхательные пути.

Дети
с врожденной расщелиной с самого рождения
вынуж­дены инстинктивно приспосабливаться
к своему дефекту. Это приспособление
выражается своеобразным расположением
язы­ка в полости рта. Ребенок чисто
рефлекторно сдвигает тело языка
назад, благодаря чему продольная мышца
языка сокра­щается и образует высокий
подъем корневой части языка. Та­ким
образом вход в дыхательные пути сужается,
что и предо­храняет зев и стенки глотки
от излишнего охлаждения. Свое­образное
положение языка в полости
рта постепенно стабилизируется. Дети
с врожденной расщелиной неба предпо­читают
спать навзничь, что облегчает удержание
языка в глу­бине рта.

При
кормлении из рожка они сжимают соску
не губами, а корнем языка и фрагментами
небного свода. При таком соса­нии
вместе с движениями корневой части
языка активизиру­ются лицевые мышцы.
Эта мышечная взаимосвязь прочно
за­крепляется и в дальнейшем гк-я^мполт-™
„.„ .._—

.__
…„.^^^. ^,1а
мышечная
взаимосвязь прочно з крепляется и в
дальнейшем сказывается на качестве
лепета оказывает влияние на формирование
произношения.

40

И

Ребенок
с врожденной расщелиной рефлекторно
стремится осуществить более полное
проглатывание пищи и усиливает работу
корня языка, одновременно -включая в
этот процесс отдельные лицевые мышцы.

Итак,
у детей с врожденной расщелиной неба
осуществление самых важных жизненно
необходимых функций (дыхания, пи­тания)
приводит к чрезмерному поднятию корня
языка, которое успешно закрепляется и
становится стабильным..

Такое
положение языка приводит к тому, что во
время речи выдыхаемая струя воздуха,
встречая на пути через рот почти
перпендикулярное препятствие в виде
поднятого корня языка, направляется в
носоглотку и лишь частично ‘попадает в
рото­вую полость. Часть воздуха,
попавшая в ротовую полость, не всегда
выдыхается, а задерживается там и
резонирует. Нару­шается речевое
дыхание. Это и создает носовой оттенок
речи.

При
стабильном положении корня языка кончик
его оттяги­вается в середину ротовой
полости. Движение всего языка
за­тормаживается, относительно
подвижным остается лишь его кончик. При
таком положении языка осуществление
движений, нужных для артикуляции речевых
звуков, ринолаликам не удается. Осознавая
свой дефект речи, дети пытаются найти
способы его компенсации. Иногда во время
речи они сильно втягивают крылья носа,
в артикуляцию вовлекаются мышцы лица.
В результате речь детей производит
неприятное впечат­ление как на слух
. (из-за невнятности артикуляции и
назаль-ности). так и во внешнем оформлении
(из-за излишних движе­ний крыльев носа
и лицевых мышц).

Таким
образом, дефекты небного свода при
ринолалии обусловливают
неправильную мышечную взаимосвязанность
мышц всего артикуляционного аппарата.
Даже
.если мышцы речевого аппарата у ринолаликов
анатомически сохранны и все движения
их возможны, они отличаются некоторой
вялостью, заторможенностью, неловкостью.
Эти же качества характери­зуют и
артикуляцию ринолалика.

Часто
при ринолалии отмечается снижение
слуха. Это свя­зано с тем, что пища,
попадая в евстахиевы трубы, вызывает
воспалительные процессы слухового
тракта. Снижение слуха может быть разной
степени: от крайне незначительного до
тя­желой тугоухости и глухоты (Л. Я.
Дербанкж, 1966; В. В. Мес­сина, 1971; В. С.
Дмитриев и Р. Л. Ландо, 1969 и др.).

Наблюдается
также снижение функционального речевого
слуха (М. П. Барчуков, 1968), при котором
больные не заме­чают собственных
дефектов речи.

Таким
образом, при врожденных расщелинах неба
и губы в большей или меньшей степени
нарушаются питание ребенка, его
физиологическое и речевое дыхание,
изменяется характер работы лицевой
мускулатуры (может возникнуть снижение
слуха), стабилизируется неправильное
положение языка в щ

полости рта.
Естественно, что все это оказывает
влияние на

формирование речи
ребенка. >’


3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА С РИНОЛАЛИЕЙ

Читайте также:  Социальное развитие ребенка с овз

«•

При рниолалии речь
развивается с опозданием (первые слова
появляются к двум годам и значительно
позже) и имеет качественные особенности.

Импрессивиая речь
развивается относительно нормально, а
экспрессивная претерпевает некоторые
качественные измене­ния.

В
первую очередь следует отметить крайнюю
невнятность речи больных. Появляющиеся
у них слова и- фразы малопо­нятны для
окружающих, так как формирующиеся звуки
свое­образны по артикуляции и звучанию.
Вследствие дефектного положения языка
в полости рта согласные звуки образуются
главным образом за счет изменений
положения кончика языка (при незначительном
участии корня языка в артикуляции) и
при излишней активизации лицевых мышц.

Эти
изменения положения кончика языка
относительно постоянны и соотносятся
с артикуляцией определенных звуков. ;
Произношение
некоторых согласных звуков представляет
для- }
больных
особую трудность. Так, они не могут
осуществить -необходимой преграды у
верхних зубов и альвеол для произне- >
сения звуков верхней позиции: л,
т, д, ч, ш, щ, ж, р;
улижних
резцов для произнесения звуков с,
з, ц
с
одновременным рото­вым выдохом;
поэтому свистящие и шипящие звуки у
ринолл-ликов приобретают своеобразное
звучание. Звуки* к,
г
либо
от­сутствуют, либо замещаются
характерным взрывом, производи­мым
при соединении несращениых частиц
увули или стенок глотки.

Гласные звуки
произносятся при оттянутом кзади языке
с выдохом воздуха через нос и характеризуются
вялой губной артикуляцией.

Таким
образом, гласные и согласные звуки
формируются с сильным носовым оттенком.
Артикуляция .их зачастую значи­тельно
изменена, и звуки между собой нечетко
дифференциро­ваны. Для самого больного
такие артикуле.мы служат кинемой, т. е.
двигательной характеристикой определенного
звука, и з его речи выполняют
с.мыслоразличителышо функцию, что и
позволяет использовать их для речевого
общения.

Все
произносимые больным звуки на слух
воспринимаются как дефектные. Общая их
характеристика для слушающего — храпящие
звуки с носовым оттенком. При этом глухие
.звуки воспринимаются как близкие к
звуку х,
звонкие
— к г
фрика­тивному;
из них губные и губно-зубные — как
близкие к звуку

.10

м, а
переднеязычные — к звуку н с незначительной
модифика­цией звучания.

Иногда
артикулемы в речи ринолалика очень
близки к нор­ме, а их произношение,
несмотря на это, на слух воспринима­ется
как дефектное (храпящее), так как речевое
дыхание нарушено, и, кроме того, возникает
излишнее напряжение лице­вых мышц,
что в свою очередь влияет на артикуляцию
и звуко­вой эффект.

Таким образом,
звукопроизношение при ринолалин
пораже­но тотально.

Самостоятельное
осознание дефекта речи у больных обычно
отсутствует или критичность к нему
снижена. Прослушивание записи своей
речи стимулирует больных к серьезным
логопеди­ческим занятиям.

Таким образом, в
структуре речевой деятельности при
рино-лалии дефект фонетико-фонематического
строя речи является ведущим звеном
нарушения, причем первичным является
нару­шение фонетического оформления
речи. Этот первичный дефект накладывает
некоторый отпечаток на формирование
лексико-грамматического строя речи,,
но глубокие качественные изме­нения
его встречаются обычно лишь при сочетании
ринолални с другими речевыми нарушениями.

В
литературе имеются указания на своеобразие
формирова­ния письменной речи при
рино’лалии. Мы не останавливаемся
отдельно на анализе причин дефектности
письма при ринола-лии, однако укажем,
что предлагаемая методика работы
преду­преждает нарушения письма и
исключает их в случаях ранней логопедической
помощи (до школьного обучения).

Неполноценность
речи при ринолалии сказывается на
фор­мировании всех психических функций
больного и в первую оче­редь— на
становлении личности.

Своеобразие ее
развития обусловливается неблагоприятны­ми
для ринолалика условиями жизни в
коллективе.

Нарушение
речи как -средства коммуникации затрудняет
по­ложение больных в Коллективе. Часто
их общение с коллекти­вом односторонне,
а .результат общения травмирует детей.
У них развивается замкнутость,
застенчивость, раздражитель­ность.
Деятельность их находится в более
благоприятном состоянии, так как эти
больные нередко интеллектуально
пол­ноценны (если ринолалия проявляется
в чистом виде).

Целенаправленная
работа по преодолению дефекта речи
способствует становлению положительных
черт характера, сти­мулирует развитие
высших психических функций. Катамнести-ческие
сведения, представленные в литературе,
и наши наблю­дения показывают, что
большинство детей с ринолалией способно
к высокой степени компенсации дефекта
и реабилита­ции функций.

Итак,
врожденные расщелины отрицательно
влияют на формирование детского организма
и развитие высших психических функций.
Больные находят своеобразные пути
компенсации дефекта, в результате
чего формируется неправильная взаимо­связь
мышц артикуляционного аппарата. Это
является причи­ной первичного
расстройства — нарушения фонетического
оформления речи — и выступает в структуре
дефекта как веду­щее расстройство.
Это расстройство влечёт за собой ряд
вто-‘ ричных нарушений в речи и психическом
статусе больного. Тем не менее -у этой
группы больных имеются большие
приспособи-тельные и компенсаторные
возможности для реабилитации
нарушенных функций.

Соседние файлы в папке кНИГИ_РИНОЛАЛИЯ

  • #
  • #
  • #

Источник