Влияние психологического климата семьи на развитие личности ребенка

Влияние психологического климата семьи на развитие личности ребенка thumbnail

Влияние психологического климата семьи
на формирование личности ребенка

Детская пора – самый важный период в жизни каждого человека, и как пройдет их детство в основном зависит от взрослых – родителей, воспитателей и учителей.

Семья не только дарит человеку жизнь, но и образует первичную окружающую среду в развитии ребенка. Она позволяет получить человеку свой первый социальный опыт, т.к. общение ребенка с родителями это взаимодействие с окружающим миром. На развитие  личности, на ее становление влияют все члены семьи, а не только мать и отец.

Воспитание в семье более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т. к. основой его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной, спокойной атмосфере. Чтобы у членов семьи не было разногласий по поводу методов воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов внутри семьи. У ребенка должно присутствовать ощущение безопасности и комфорта. Он должен знать, что его семья является для него источником утешения в минуты отчаяния и волнения. Если его любят, с ним считаются, разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров и счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли.

Семейная атмосфера в большей степени способствует развитию у ребенка основных ценностей, моральных и культурных норм поведения. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. 

Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.

Развитие ребенка осложняется в тех семьях, где отсутствует гармония. Тогда семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Незнание родителями возрастных и характерологических особенностей своего ребенка, может привести как к деформации межличностных отношений  (родитель-ребенок), так и к нарушению взаимоотношений как с учителями так и со сверстниками. Так же многие родители в методах воспитания стремятся вымуштровать ребенка в соответствии с принятыми в обществе представлениями о том, каким должен быть идеальный ребенок.  Во взаимоотношениях с детьми родители не всегда учитывают его чувства, мысли, представления, побуждения и потребности.

Бытовые проблемы и загруженность на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего.

Воспитание внутри семьи продолжается на протяжении всей жизни человека. Его влияние, каким – бы оно ни было положительным либо отрицательным,  человек испытывает везде, где бы он ни был.  И, находясь в школе, ребенок мысленно связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

Если психолог работает только с детьми, без взаимодействия с родителями, тогда его помощь будет недостаточно эффективной, т.к. чувство уверенности в себе и своих силах, чувство собственного достоинства, собственной значимости –  важнейшие составляющие формирующейся личности, которые возникают, прежде всего, благодаря родителям.

Триада  «психолог-учитель-родитель», в создании которой психолог занимает активную позицию  особенностей развития детей и создания условий не только для наиболее полного раскрытия возможностей каждого ребенка как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сфере, но и для сохранения психологического здоровья детей, предупреждения эмоциональных расстройств, снятия психологического напряжения всех участников образовательного процесса.

Работая только с ребенком, психолог может снять остроту симптомов какого-либо эмоционального нарушения, не влияя при этом на первопричину. Без взаимодействия психолога с родителями ребенка невозможно получить «эффекта переноса», а именно, поддержки и закрепления нового эмоционального опыта и навыков, наработанных ребенком в процессе его занятия с психологом, в реальный контекст его жизни в родительской семье. В случае  не взаимодействия психолога с семьей, сама работа с ребенком имеет кратковременный эффект, а общая тенденция профилактики эмоционально-личностных нарушений у детей сводиться к минимуму.

К сожалению, психолог встречается с родителями по их собственной инициативе чаще всего уже тогда, когда и сам ребенок и система детско – родительских отношений нуждаются не в профилактической, а в серьезной коррекционной работе. В целом же уровень мотивации родителей на какую-либо совместную работу с психологом довольно низок. Это может быть связано как с недостаточно сформированным уровнем доверия к специалисту, так и с невысоким уровнем психологической грамотности родителей.

Включение родителей в систему «психолог-учитель-родитель» представляется крайне важным звеном в создании благоприятных условий для развития детей.

Диапазон возможных форм работы с родителями достаточно широк и выбор той или иной формы определяется требованиями конкретной ситуации. То и проведение индивидуальных консультаций психолога с родителями, и проведение лекций, практикумов по определенной тематике, а также занятий с элементами тренинга.

Конечно же, взаимодействие с родителями в процессе индивидуальной работы помогает родителям разобраться в сути трудностей, связанных с детьми. Но все-таки, как показывает практика, реальное воздействие на характер детско-родительских отношений при этом невелико. Просветительская же работа (лекции, выступления на родительских собраниях) часто не достигает поставленных целей, т.к. узнав, что они что-то делают «не так», родители лишены возможности обучиться практически способам, более оптимального общения с ребенком.

Читайте также:  Как влияет психическое состояние ребенка на его развитие

 Групповая форма психологической работы в данном случае обладает большей эффективностью, т.к. решая задачи, просвещения родителей и помощи (более четкого определения проблем взаимоотношения с детьми, что необходимо для коррекции позиции родителей по отношению к ребенку), в процессе группового занятия родители имеют возможность обучиться навыкам адекватного взаимодействия с детьми.

После групповых занятий с элементами тренинга значительно увеличивается количество обращений родителей за консультацией к психологу, что, несомненно, связано с расширением диапазона доверия и безопасности между психологом и родителями, и осознанием того, что психолог реально может помочь в решении.

От уровня психологической компетентности родителей зависит успешность и результативность в процессе формирования личности ребенка, т.к. воспитание юного поколения всегда было и остается основной функцией семьи, а развитие ребенка органически вписано в ее жизнедеятельность. Основной целью детского психолога является психологическое просвещение. В основу которого, входит знакомство родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.

Источник

Татьяна Романова
Родительское собрание на тему «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»

Родительское собрание

на тему: «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»

Задачи:

1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.

2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка.

План:

1. Роль семьи.

2. Психологический климат в семье.

3. Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка.

4. Просмотр презентации «О воспитании детей».

5. Рефлексия.

Оборудование, материалы: ноутбук, презентация «О воспитании детей», раздаточный материал на 3-4 группы (в зависимости от количества человек, раздаточный материал для каждого «Высказывания и афоризмы о воспитании детей».

Текст собрания

1. Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Какие семейные факторы влияют на развитие ребенка?

2. Психологический климат в семье.

На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.

3. Тип воспитания.

Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение имеет тип отношений между родителем и ребенком.

Существует несколько основных типов воспитания ребенка. Для того чтобы узнать о этих типах и как они влияют на развитие ребенка предлагаю поработать всем вместе. Для этого надо разделиться на группы (в зависимости от количества родителей, по 5-6 человек).

Психолог раздает каждой группе выписанные на отдельных листочках характеристики типов воспитания.

Я вам раздаю таблички с названием основных типов воспитания. Это авторитарный, гиперопекающий тип, попустительский и демократический. Разложите их пожалуйста в линию. Теперь я раздам вам описания, характерные для того или иного типа воспитания (Каждая характеристика на отдельной карточке). Ваша задача совместно обсудить, разложить эти характеристики под названием того типа воспитания, которому они по вашему мнению соответствуют.

После того как родители выполнили задание, они зачитывают то что у них получилось. Обсуждение

А теперь давайте вместе посмотрим, как влияют эти типы воспитания на развитии ребенка. Психолог раздает каждой группе выписанные на отдельных листочках последствия, которые могут возникнуть при данных типах воспитания.

Здесь описаны возможные последствия воспитания по эти типам. Вам нужно подумать и разложить описанные явления к тому типу, который может повлиять на их возникновение.

После того как родители выполнили задание, они зачитывают то что у них получилось. Обсуждение.

Затем психолог сам зачитывает мотивы поведения родителей.

А теперь я вам прочитаю возможные мотивы поведения родителей, почему они едут себя таким образом.

Ну и теперь вопрос: какой стиль воспитания, по вашему мнению, наиболее благоприятный? Демократический. Но конечно он может показаться сложнее, так как нужно придумывать способы договориться, взаимодействовать с ребенком. Вот это основные стили воспитания.

4. Просмотр презентации «О воспитании». А теперь мне бы хотелось процитировать изречения известных педагогов, психологов, философов о воспитании.

Читайте также:  Фильм развитие ребенка для детей

После просмотра презентации родителям раздается напечатанный материал ««Высказывания и афоризмы о воспитании детей».

5. Рефлексия.

Родители по желанию высказываются по поводу полученной информации, о том что им дало это собрание.

Приложение 1 На каждую группу

Авторитарный тип + чрезмерная требовательность, придирчивость.

Характеристики, проявления:

•родителями навязывается свое мнение ребенку.

•«подавление» ребенка

•Вечные указания, напоминания, соверы

•Ребенок удовлетворяет не свои потребности, апотребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь

Возможные последствия:

• снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;

• может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;

• Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.

• при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу

• вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем

• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Мотивы поведения родителей

• На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.

• Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.

Гиперопекающий тип

Характеристики, проявления:

• Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь»).

• Ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.

• К ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.

• До начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным

боятся, что с их ребенком случаться всякие несчастья.

Возможные последствия:

• способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;

• в критических случаях — пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

•Ребенок будет малоадаптиован к взрослой жизни

•Инфантильно-потребительское отношение к миру

•Болезненное реагирование на любые требования и ограничения

•Будет трудно, а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.

•Сложности в общении со сверстниками когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.

•у ребенка возникает задержка в развитии навыков.

•Ребенок отрицает оправданность родительских страхов. Он ищет возможности для риска и может вести себя невероятно беспечно.

Мотивы поведения родителей

•Такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.

Гипоопекающий (попустительский) тип

Характеристики, проявления:

•Родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.

•Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла

•Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.

Возможные последствия:

•Отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;

•У ребенка ощущение ненужности, что его не любят

Мотивы поведения родителей

Так могут вести себя родители:

– которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них;

Демократический тип

Характеристики, проявления:

•Родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.

•Ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности

•Родитель участвует во взрослении ребенка.

Возможные последствия:

•Ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих

•Ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах

•Самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.

Приложение 2. Высказывания и афоризмы о воспитании детей

•Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.)

•Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (Сухомлинский В. А.)

•Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, – это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж. Ж. Руссо)

•Многие беды имеют своими корнями как раз, то что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (Сухомлинский В. А.)

•Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)

Читайте также:  Социальная ситуации развития ребенка дошкольного возраста кратко

•Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть их родителей. (Дзержинский Ф. Э.)

•Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (Макаренко А. С.).

•Родители часто путают понятия “воспитание” и “образование” и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. (Рубинштейн А. Г.)

Источник

Черноус Олеся Васильевна
Влияние психологического климата в семье на воспитание ребенка

Семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитаниеимеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе,являются:

• неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

• бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

• авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

• безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

• отсутствие нормального психологического климата в семье;

•фанатизм в любых его проявлениях;

•безграмотность в педагогическом отношении;

•противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

• дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

• родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

• диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

• личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

• все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Источник