Влияние психологического климата семьи на психическое развитие ребенка

Влияние психологического климата семьи на психическое развитие ребенка thumbnail

Семья является одним из важнейших институтов
становления личности человека. В ней ребёнок
получает первый опыт общения, социального
взаимодействия. Позже в жизнь человека
включаются такие социальные институты, как
детский сад и школа.

Психологический климат семьи – это устойчивый
эмоциональный настрой, являющийся следствием
семейной коммуникации. Он оказывает важное
влияние на развитие, как детей, так и взрослых.
Его создают члены семьи, и от их стараний зависит,
каким он будет, благоприятным или
неблагоприятным.

Для благоприятного психологического
климата характерны сплоченность и
доброжелательность. В семьях с благоприятным
психологическим климатом все относятся друг к
другу с любовью, уважением и доверием. Когда в
семье чувствуется тревожность, эмоциональный
дискомфорт, это говорит о неблагоприятном
психологическом семейном климате. Основное
условие нормального психосоциального развития
ребёнка – спокойная и доброжелательная
обстановка, которая создается родителями их
внимательным отношением к эмоциональным
потребностям ребёнка, беседами с ним,
наблюдением и поддержанием дисциплины. Под
влиянием определенных ситуаций у детей могут
появляться нарушения эмоциональной сферы или
поведения, такие, как беспричинные страхи,
нарушения сна и пр., которые носят временный
характер. У детей с некоторыми особенностями они
проявляются часто, и приводят к социальной
дезадаптации. Такие состояния могут
определяться как психические расстройства.

Внутрисемейные отношения и благоприятный
психологический климат семьи оказывают большое
влияние на становление личности ребенка, который
усваивает нормы поведения и отношений родителей.
В соответствии с этими нормами дети начинают
строить свои отношения с близкими людьми, а в
дальнейшем переносят навыки этих отношений и на
окружающих людей, товарищей, учителей. В семьях,
не имеющих единства в воспитании ребенка и
нарушающих важные педагогические принципы
уважения и требовательности к нему, создается
почва для неправильного становления характера
человека.

Исходя из этого, можно сказать, что  в
воспитании ребенка важную роль играет семейный
климат и личный пример родителей. Немалое
значение оказывают воспитательные методы и
приемы, с помощью которых родители воздействуют
на ребенка. Холодное эмоциональное
отношение к ребенку неблагоприятным образом
отражается на его развитии, оно тормозит его и
обедняет.

Дети  нуждаются в поощрении, признании,
или другой форме одобрения, если они поступают
правильно, также как и в
критике, несогласии, в случае неправильных
поступков. Дети, которых хвалят за хорошее
поведение, но не указывают на неправильные их
действия, учатся всему более медленно, через
множество своих ошибок. Следует помнить, что
положительные эмоциональные переживания должны
преобладать над отрицательными, поэтому ребенка
следует чаще  поощрять, чем бранить. Любой
успех ребенка надо похвалить и не заметить его
неудач, которые случаются с ним редко.

Естественно, наказания никогда не должны
ставить под вопрос любовь родителей. Физические
наказания лучше не применять, т.к. это
свидетельствует о бессилии родителей. Они
вызывают в ребенке чувство унижения и стыда и не
способствуют развитию самодисциплины. Дети,
которых наказывают физически, как правило,
бывают послушными лишь под надзором взрослых, и
ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними
их нет.

Развитию сознательности лучше способствуют
“психологические” наказания: если мы
дадим ребенку понять, что не согласны с ним, мы на
него сердимся и т. п., то чувство вины,
пробужденное нами в ребенке, будет являться
сильным регулятором его поведения и в тот момент,
когда ребенок остается без надзора родителей.

Основная задача родителей – создание у ребенка
уверенности в том, что его любят и о нем
заботятся. Ни при каких условиях у ребенка не
должно возникать сомнений в родительской любви.
Самая необходимая из всех обязанностей
родителей – это относиться к ребенку в любом
возрасте с любовью и вниманием.

Проявление любви к ребенку:

– контакт глаз;

– говорить о любви;

– тактильный контакт,

– совместные занятия, помощь в его делах,
внимание к его проблемам и т. д.

Правильное формирование психического мира
человека возможно только при уверенности
ребенка в родительской любви, на основе любви
можно воспитать нравственное поведение, только
любовь способна научить любви. Дети, которые не
получили того объёма любви, в котором они
нуждались, не умеют переносить жизненных
нагрузок и трудностей. Они реагируют на них
гораздо раньше и сильнее, чем дети более
устойчивые, благодаря
эмоционально-комфортному семейному
климату.  Из этого можно сделать вывод:
“трудный” ребёнок нуждается только в помощи –
ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребёнка
находятся в глубине его психики. Это на первый
взгляд кажется, что он просто не слушается, а на
самом деле причина иная. И, как правило, она
является эмоциональной и не осознается ни
взрослым, ни самим ребёнком. Следует вывод: такие
причины необходимо знать.

Основные причины серьёзных нарушений  поведения
детей

1. Первая – борьба за внимание. Если ребёнок
не получает нужного количества внимания, для его
нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его
получить: непослушание.

2. Вторая причина – борьба за
самоутверждение, направленная против чрезмерной
родительской власти и опеки. Если замечания и
советы слишком часты, то ребёнок начинает
противиться этому. Смысл такого поведения для
ребёнка заключается в том, чтобы отстоять право
самому решать свои дела, и показать, что он
личность.

3. Третья причина – желание отомстить.  Дети
часто бывают обижены на родителей. Причины могут
быть разные: разошлись мать с отцом, и в доме
появился отчим. “Плохое” поведение в этом
случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо
– пусть и вам будет плохо!..” Здесь необходимо и
себя и детей учить отношению к обидам. Нам
выбирать: обижаться, нанося тем самым вред своей
личности или   не обижаться, прощая
обидчика.

 4. Четвертая причина – потеря веры в
собственный успех. Иногда случается так, что
ребёнок переживает своё неблагополучие в
какой-то одной области жизни, а неудачи у него
могут возникнуть совсем в другой. Например, у
мальчика не сложились отношения в классе, а
следствием этого явится запущенная учеба, в
другом случае неуспехи в школе приводят к
вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное “смещение неблагополучия”
происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Из-за
накопленных неудач и критики в свой адрес, он
теряет уверенность в себе. Ребенок приходит к
выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не
получится.” Своим поведением он показывает:
“Мне всё равно”, “И пусть плохой”.

Очень важно знать, что основа самооценки
закладывается в самые первые годы жизни ребёнка,
и зависит от того, как с ним обращаются родители.
Ребенок начинает видеть себя таким, каким видят
его другие.

Таким образом, любое нарушение поведения
ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением
он нам говорит: “Мне плохо! Помогите мне!”

Внешне разные причины могут проявляться
одинаково. Например, плохая учеба может быть
связана: с желанием привлечь внимание, с
нежеланием подчиняться чужой воле, с
неуверенностью в своих силах. Для выявления
истинной причины непослушания и плохого
поведения необходимо обратить внимание на
собственные чувства:

– если мы испытываем обиду, то нужно спросить
себя: что заставило ребёнка причинить её нам?
Какая боль у него самого? Чем мы обидели его?
Поняв причину, надо постараться её устранить.

Переживания родителей – являются своеобразным
зеркалом скрытой эмоциональной проблемы
ребёнка. Необходимо понять проблему своего
ребёнка: с чем, против чего он “воевал”.

Помощь в каждом случае будет разная.

Если происходит борьба за внимание, необходимо
найти способ показать ребёнку свое
положительное отношение к нему. Это могу быть
совместные занятия, прогулки, посещения
музеев, кинотеатров. Ребенок благодарностью
отзовётся на это.

Если конфликтные ситуации являются борьбой за
самоутверждение, то необходимо уменьшить свой
контроль над делами ребёнка. Для детей важно
накапливать свой опыт решений и даже неудач.

Важно понимать, что упрямство и своеволие
ребёнка – это лишь раздражающая нас форма
поведения и его желание начинать учиться жить
своим “умом”.

Важно отметить, что наши старания наладить мир
и дисциплину в семье потребуют от нас большого
терпения. Нам надо переключать отрицательные
эмоции (раздражение, гнев, обиду и отчаяние) на
конструктивные действия, т.е. менять себя. Это
является единственным путем воспитания нашего
любимого “трудного” ребёнка.

Определение “трудный” ребёнок показывает, как
трудно ему достучаться до нас, а потом поверить
нам, ведь мы первые показали свое недоверие ему.
Мы должны понимать, что решение любой проблемы в
воспитании необходимо начинать с себя: со своих
отрицательных качеств и ошибок. Улучшая себя,
мы улучшим и мир вокруг нас.

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Аннотация: в данной статье поднимается проблема влияния психологического климата семьи на воспитание ребенка. Рассматриваются функции семьи, отношения в ней и способы создания благоприятного климата для успешного формирования личности ребенка. Приводится теоретическое обоснование значимости психологического климата семьи и его влияния на воспитание подрастающего поколения.

Ключевые слова: семья, социализация, воспитание, развитие личности, психологический климат.

Семья является отправной точкой в социализации и воспитании личности. Поэтому семья во все времена по- стоянно находилась в центре внимания передовой обществен- ной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными учеными и практиками.Первые навыки общения, нормы жизни прививаются именно в семье. Для благополучного развития когнитивных процессов и психологического становления ребенка родителям необходимо создать такие условия ,которые будут способствовать этому развитию. В трудах И.И.Друкарова утверждается, что постоянные конфликты между родителями могут стать причиной детской преступности, а по данным, до 70-75% малолетних преступников росли именно в таких семьях. Поэтому эта проблема не теряет своей актуальности и требует более детального рассмотрения.

Семья выполняет различные функции: репродуктивную, хозяйственную, экономическую, обучающую, эмоциональную. По мнению некоторых специалистов важнейшими являются следующие функции: воспитательная и социальная. Они осуществляются благодаря деятельности представителей старшего поколения в отношении младших членов семьи.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что определяется объективная закономерность, которая выражается в зависимости успешного формирования и развития личности ребенка и характера воспитательного влияния семьи. Данная закономерность имеет очень важное значение, выступая социальным институтом воспитания подрастающих поколений, семья определяет поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности. Также важно отметить, что социальная сторона определяет характер общественной жизни и историческую судьбу целого общества [2, c. 133].

Психологический климат, или психологическая атмосфера,— это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой. Он является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Существует ряд критериев, с помощью которых можно отличить благоприятный психологический климат в семье от неблагоприятного. Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов, царит взаимоуважение, преобладает дух товарищества, сплоченности и др.

По мнению некоторых российских психологов – семья включает в себя целую палитру различных стимуляторов психосоциального развития ребенка, особое место из которых занимают – богатство и интенсивность общения со взрослыми, стойкие и интимные эмоциональные контакты с постоянными лицами (отец, мать, др. члены семьи), забота родителей и их любовь. Все это относится к естественным стимуляторам, которые наиболее полно отвечают всем потребностям развития ребенка, его эмоциональной культуры и мира, богатого спектра высших человеческих чувств.

Неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность и на речевое развитие ребенка – это описывала в своих работах Л.М.Сазонова. Также существует закономерность, которая гласит, что дети, воспитывающиеся в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными к семейной жизни в будущем и не умеют выстраивать отношения с противоположным полом [3, c.224].

В своих исследованиях А. Ю. Тавит доказал, что конфликтные отношения в семье создают условия для ранней половой жизни. Все это позволяет сделать вывод, что патология семейных отношений проектирует чрезвычайно широкий спектр аномалий [1, c. 91].

Таким образом, именно воспитание в семье влияет на становление всех сторон личности. Гармоничное развитие ребенка возможно лишь тогда, когда в семье созданы благоприятные условия для формирования познавательной, моральной и других сторон личности младшего школьника. Именно в этом возрасте необходима должная поддержка и понимание со стороны родителей, потому что данный период характеризуется кризисом 7 лет и сменой ведущего вида деятельности. В этот период ребенок попадает в новый коллектив, у него появляется ряд обязанностей, и если ко всему этому добавится невнимание и нежелание родителей помочь ему адаптироваться в новых условиях возможно долгое привыкание, замыкание в себе и замедление развития в интеллектуальной и эмоциональных сферах [4, c.181]

Существуют разные способы влияния психологического климата семьи на воспитание детей. Для того, чтобы помочь родителям в формировании необходимого психологического климата организуются встречи с опытными психологами, издаются научно – популярные пособия, которые могут помочь в этом вопросе. Для наиболее правильного создания условий воспитания нужно учитывать не только возрастные особенности и уровень интеллектуального развития ребенка, но и его индивидуальные качества.

Вот несколько советов, которые помогут выстроить доверительные отношения с ребенком и создать необходимый для его успешного развития климат в семье:

1.Очень важно разговаривать со своим ребенком– как можно чаще. Ваши разговоры не должны сводиться только к наставлениям, поучениям и замечаниям. Необходимо обсуждать все, что интересно малышу, находить общие темы. Общение – это основа создания доверительного отношения.

2.Важно уметь не только говорить что-то, но и слушать своего ребенка с вниманием и интересом. Очень часто родители не считают проблемы ребенка важными и не обсуждают их. Необходимо помнить, что для взрослого мелкая неприятность, для ребенка может быть глобальной проблемой.

3.Старайтесь быть искренним со своим ребенком. Расскажите ему о своем детстве, о том как вы взрослели.

4.Выполняйте все, что обещали. Только тогда ребенок будет беспрекословно вам доверять.

5.Используйте только конструктивную критику. Если хотите указать на какой-либо недостаток нужно начать с положительной стороны и лишь потом корректно объяснить, что нужно исправить.

6.Если ребенок делится с вами каким-то секретом не нужно рассказывать об этом кому-то еще. То, что для вас кажется пустяком, для ребенка – сокровенная тайна.

7.Психологический климат семьи укрепляется при совместном времяпровождении. Заведите традицию два вечера в неделю проводить только в кругу своей семьи. Занимайтесь тем, что любит ваш ребенок: рисование, аппликации, спорт.

8.Даже если вы очень заняты важной работой уделите несколько минут своего времени ребенку. Дети должны быть уверены, что могут в любой момент обратиться к родителям и те, в свою очередь не откажут им в помощи.

9.Уважительно относиться к своему ребенку. Осознавать, что он тоже имеет право на личное пространство, у него могут быть секреты с друзьями, которые вы не знаете.

Для построения доверительных отношений с ребенком и создания атмосферы защищенности необходимо соблюдать эти простые правила.

Отсюда следует, что семья – один из тех социальных институтов, который оказывает огромное влияние на становление личности ребенка и помогает приобрести необходимые в дальнейшем навыки коммуникации. Благоприятный психологический климат, созданный в семье помогает ребенку быстрее социализироваться и учит правильно расставлять приоритеты в жизни.

Литература:

1. Амбалова, С.А. Семья как ведущий фактор становления личности [Текст]: монография / С.А Амбалова // Вестник северо-осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хутагурова : научно-теоретический журнал. – 2015. – № 4. – С.90-93.

2.

3. Ребенок в пространстве семьи [Текст]: монография /Писаренко И.А, Александрова Т.В., Алексеева Е.Е., Буркова С.А., Костина Л.М., Николаева Е.И., Сорокина А.Ю. – Санкт–Петербург: Изд-во Политехника-сервис, 2016 – 133с.

4. Современная семья и её проблемы [Текст]: монография / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. – Москва, 2005 – 224с.

5. Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст]: монография В.В. Чукреева/ Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 180-183.

Источник

Татьяна Романова
Родительское собрание на тему «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»

Родительское собрание

на тему: «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»

Задачи:

1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.

2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка.

План:

1. Роль семьи.

2. Психологический климат в семье.

3. Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка.

4. Просмотр презентации «О воспитании детей».

5. Рефлексия.

Оборудование, материалы: ноутбук, презентация «О воспитании детей», раздаточный материал на 3-4 группы (в зависимости от количества человек, раздаточный материал для каждого «Высказывания и афоризмы о воспитании детей».

Текст собрания

1. Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Какие семейные факторы влияют на развитие ребенка?

2. Психологический климат в семье.

На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.

3. Тип воспитания.

Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение имеет тип отношений между родителем и ребенком.

Существует несколько основных типов воспитания ребенка. Для того чтобы узнать о этих типах и как они влияют на развитие ребенка предлагаю поработать всем вместе. Для этого надо разделиться на группы (в зависимости от количества родителей, по 5-6 человек).

Психолог раздает каждой группе выписанные на отдельных листочках характеристики типов воспитания.

Я вам раздаю таблички с названием основных типов воспитания. Это авторитарный, гиперопекающий тип, попустительский и демократический. Разложите их пожалуйста в линию. Теперь я раздам вам описания, характерные для того или иного типа воспитания (Каждая характеристика на отдельной карточке). Ваша задача совместно обсудить, разложить эти характеристики под названием того типа воспитания, которому они по вашему мнению соответствуют.

После того как родители выполнили задание, они зачитывают то что у них получилось. Обсуждение

А теперь давайте вместе посмотрим, как влияют эти типы воспитания на развитии ребенка. Психолог раздает каждой группе выписанные на отдельных листочках последствия, которые могут возникнуть при данных типах воспитания.

Здесь описаны возможные последствия воспитания по эти типам. Вам нужно подумать и разложить описанные явления к тому типу, который может повлиять на их возникновение.

После того как родители выполнили задание, они зачитывают то что у них получилось. Обсуждение.

Затем психолог сам зачитывает мотивы поведения родителей.

А теперь я вам прочитаю возможные мотивы поведения родителей, почему они едут себя таким образом.

Ну и теперь вопрос: какой стиль воспитания, по вашему мнению, наиболее благоприятный? Демократический. Но конечно он может показаться сложнее, так как нужно придумывать способы договориться, взаимодействовать с ребенком. Вот это основные стили воспитания.

4. Просмотр презентации «О воспитании». А теперь мне бы хотелось процитировать изречения известных педагогов, психологов, философов о воспитании.

После просмотра презентации родителям раздается напечатанный материал ««Высказывания и афоризмы о воспитании детей».

5. Рефлексия.

Родители по желанию высказываются по поводу полученной информации, о том что им дало это собрание.

Приложение 1 На каждую группу

Авторитарный тип + чрезмерная требовательность, придирчивость.

Характеристики, проявления:

•родителями навязывается свое мнение ребенку.

•«подавление» ребенка

•Вечные указания, напоминания, соверы

•Ребенок удовлетворяет не свои потребности, апотребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь

Возможные последствия:

• снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;

• может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;

• Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.

• при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу

• вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем

• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Мотивы поведения родителей

• На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.

• Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.

Гиперопекающий тип

Характеристики, проявления:

• Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь»).

• Ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.

• К ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.

• До начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным

боятся, что с их ребенком случаться всякие несчастья.

Возможные последствия:

• способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;

• в критических случаях — пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

•Ребенок будет малоадаптиован к взрослой жизни

•Инфантильно-потребительское отношение к миру

•Болезненное реагирование на любые требования и ограничения

•Будет трудно, а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.

•Сложности в общении со сверстниками когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.

•у ребенка возникает задержка в развитии навыков.

•Ребенок отрицает оправданность родительских страхов. Он ищет возможности для риска и может вести себя невероятно беспечно.

Мотивы поведения родителей

•Такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.

Гипоопекающий (попустительский) тип

Характеристики, проявления:

•Родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.

•Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла

•Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.

Возможные последствия:

•Отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;

•У ребенка ощущение ненужности, что его не любят

Мотивы поведения родителей

Так могут вести себя родители:

– которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них;

Демократический тип

Характеристики, проявления:

•Родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.

•Ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности

•Родитель участвует во взрослении ребенка.

Возможные последствия:

•Ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих

•Ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах

•Самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.

Приложение 2. Высказывания и афоризмы о воспитании детей

•Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.)

•Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (Сухомлинский В. А.)

•Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, – это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж. Ж. Руссо)

•Многие беды имеют своими корнями как раз, то что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (Сухомлинский В. А.)

•Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)

•Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть их родителей. (Дзержинский Ф. Э.)

•Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (Макаренко А. С.).

•Родители часто путают понятия “воспитание” и “образование” и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. (Рубинштейн А. Г.)

Источник