Влияние проектной деятельности на развитие ребенка
Татьяна Санникова
«Влияние проектной деятельности на детей дошкольного возраста»
Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.
Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает что-то такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.
Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.
Познавательная деятельность детей осуществляется в конкретном культурном пространстве, представляющем собой систему норм, задаваемых взрослым.
Проектная деятельность – сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.
В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.
При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Дошкольник должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого, а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития.
Одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. При этом пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком.В связи с этим понятна стратегия поведения педагога: он должен отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, а также удерживать дошкольников в проблемном поле, следя за тем, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои или повторяя чужие идеи. При этом педагог не должен стремиться как можно быстрее переходить к практической части реализации проекта.Такое стремление вполне оправдано: когда дети заняты выполнением практической задачи (например, аппликацией, рисованием и т. д., эмоциональная нагрузка на педагога снижается, и, конечно, он чувствует себя более комфортно. Проектная деятельность, наоборот,требует от педагога внутреннего напряжения: с одной стороны, он должен поддерживать активность детей, побуждать их к разговору, а с другой, ограничивать свое стремление предлагать дошкольникам собственные варианты решения задачи.
Также задача педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Также проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.
В заключение отметим, что данная образовательная технология уже более 10 лет применяется в практике дошкольных образовательных учреждений. Детские сады, которые начинают активно ее использовать, всякий раз убеждаются в ее эффективности для развития детей, педагогов и родителей. В современной методике обучения детей метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта).
Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.
Источник
Елена Ермилова
Влияние проектной деятельности на развитие успешности детей дошкольного возраста
Влияние проектной деятельности в развитии успешности детей дошкольного возраста
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей и развития успешности. Одна из таких технологий – проектная деятельность.
По мнению Л. С. Киселевой, технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития успешности дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение, на самореализацию (1, с. 158).
Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
К задачам развития относятся: обеспечение психологического благополучия детей, развитие творческого воображения, развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков, развитие успешности ребенка.
По мнению Н. А. Виноградовой, цели проектной деятельности: проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; помогают детям осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей; способствуют умению наблюдать; способствуют умению слушать; способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение; развивают внимание, речь, память (2, с. 198).
С помощью метода проектов осуществляется развитие ребенка дошкольного возрастав разных направлениях: развиваются личностные качества, эмоционально-образная сфера каждого ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
М. А. Захарова отмечает, что при использовании проектной деятельности с дошкольниками реализуются основные условия для создания ситуации успеха:
– сотрудничество педагога и дошкольников, основанное на любви к детям, принятие их как личностей;
– дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи воспитанникам при ее осуществлении;
– общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям;
– создание обогащенной предметно-развивающей среды в которой будет действовать ребенок. Чем богаче и комфортнее среда в ДОУ, тем больше возможностей для развития успешности дошкольников (3, с. 124).
Стоит отметить, что при реализации проектной деятельности с дошкольниками с целью развития его успешности важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Начинают осуществлять проект сразу после выбора темы, «пока не угас интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативны, у них не оформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении» (4, с. 200).
Также необходимо создание максимально возможного дидактического, информационного, технического и материального обеспечения конкретного проекта (иллюстративно-справочная литература, схемы, видеокассеты, диктофон, CD-диски, приборы, игрушки, вспомогательные материалы). Проектные задания должны предусматривать использование детьми хорошо знакомых им знаний (умений) в сочетании с новыми (теми, что предстоит приобрести). Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.
Перед выполнением проекта педагог четко планирует ход проекта и определить, каким видам деятельности (знаниям) дошкольники должны научиться на каждом этапе проекта, планирует предварительную и подготовительную работу (система простых заданий на поиск аналогий и ассоциаций и другие упражнения).
Особое место занимает в данной деятельности профессионализм педагога (умение спланировать работу детей над проектом, обеспечить мотивацию к труду, уметь выбирать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития, ненавязчиво помогать ребенку добывать новые знания (метод убывающих подсказок – любая проблема, которую ребенок нащупал сам, уже содержит стимул к ее решению, постепенно делегировать ребенку право принятия решений (4, с. 63).
Для развития успешности дошкольников в проектной деятельности необходимо всячески приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок «правильно» – «неправильно». Важно – обосновано решение или нет. В ходе коллективного обсуждения дети учатся слушать других, сомневаться в собственной точке зрения или доказывать ее (обычно критического отношения к собственной мысли не хватает, поэтому необходимость сомневаться в собственной правоте следует постоянно подчеркивать).
Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя. При этом четко выстраивается стратегия руководства проектом (отсутствие авторитаризма, сотворчество с детьми, педагогическая поддержка – подсказка, постоянная демонстрация заинтересованности в проекте, в успехах каждого).
Над проектом работают дети, педагоги и родители в сотрудничестве. Каждый этап важен для развития успешности дошкольника. Например, последний этап проекта – защита – всегда самый зрелищный. На защиту обычно приглашают гостей, родителей, детей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее усиливают социальной значимостью проекта. Объясняют, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен.
По мнению Г. Ю. Мяксютовой, в результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию (5, с. 178).
Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей.
Привлечение родителей в проектную деятельностьимеет большую ценность:
– они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
– развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста (6, с. 44).
Форму защиты проекта обычно делают яркой, интересной и продумывают так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Работа над проектом имеет большое значение для развития успешности и интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, делает ребенка уверенным в себе, развивает успешность.
В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. В проектной деятельности они учатся не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования (7, с. 178).
Таким образом, метод проектов способствует развитию успешности дошкольников, так как всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений, он потенциально создает ситуацию успеха.
Список источников и литературы
1. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практ. работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2010. – 245 с.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 208 с.
3. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2015. – 64 с.
4. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 799-80
5. Виноградова, Я. А.Методическая работа в ДОУ:эффективные формы и методы: метод, пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 245 с.
6. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 2015. – 321 с.
7. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера. 2016. – 64 с.
Источник
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА
Калинина Е.В.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей. Всему этому способствует включение в урочную и внеурочную деятельность учащихся метода проекта.
Проектная деятельность влияет на формирование:
организационно-деятельностных качеств учащихся (способность
осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение)
креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к
противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения)
коммуникативные качества (умение взаимодействовать с
другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать его информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе).
Актуальность проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план – внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается “участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов … создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий”.
Многие учителя стараются использовать в своей работе элементы и программы развивающего обучения. Но в ходе реализации программ развивающего обучения, учителя сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
– низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
– неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
– разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
– отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Для того чтобы решить эти проблемы, уже в начальных классах нужно вводить если не саму проектную деятельность, то хотя бы её элементы. Проектная деятельность никак не противоречит способам обучения, она помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.
Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у младших школьников умения вести себя в условиях, когда требуется за короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых им встретились впервые. Здесь важно не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
– успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
– знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
– выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
– проявляется способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
– учащимися проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Используя проектную деятельность в начальной школе надо доказать и показать каждому учащемуся, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей.
Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, начинают мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.
Источник