Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка

Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка thumbnail

Пока интернет пополняется мемами о совместном времяпрепровождении детей и родителей дома, каждый из нас продолжает жить свою жизнь, внутри своей семьи. И адаптироваться.

Бывает безумно сложно. Потому что в «замкнутой реальности» число конфликтных ситуаций с ребенком, как правило, растет:

· ребенок протестует и не хочет решать проблему, «нет» на все;
· не слушается или «как будто не слышит»: ноль реакции на слова и просьбы;
· устраивает истерики, кричит и громко требует.

Чаще всего мы ищем причины с помощью психологии. Что-то меняем в себе, пробуем новые способы коммуникации, пытаемся с ребенком договориться.

Сегодня предлагаем Вам немного другой подход. Поговорим о физиологии детей.

Олег Леонкин
детский реабилитолог, кинезотерапевт, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу. 25 лет опыта, из них 18 ― с «особенными» детьми. Отец 5-х детей.

Как физиология влияет на поведение?

На поведение ребенка влияют физиологические особенности, особенности его восприятия (работы сенсорных систем), возрастные и индивидуальные потребности и еще несколько десятков факторов.

Физиологические причины не всегда очевидны.

Например, небольшие сложности с кровоснабжением мозга или родовая травма могут быть скомпенсированы и в обычном состоянии никак не проявляться. Но в момент нагрузки у ребенка резко наступает истощение.

Тогда он начинает искать способы себе помочь: бегает, стоит на голове в прямом смысле, кричит. Или ребенку нужны мощные, телесные ощущения.

Ребенок редко может объяснить, что конкретно для него нужно сделать. Поэтому он просто провоцирует на мощное поведение другого.

Если рядом есть другие дети, то начинает толкаться, драться. Родителей всеми способами выводит из себя: кидается на пол, выгибается, убегает в самый неудобный момент.

У каждого поведения есть причина и спусковые механизмы. И эти причины нужно найти.

У нас есть сенсорные системы — это наши зрение, слух, ощущение своего тела в пространстве и т. д. Через них мы получаем информацию. От того, насколько качественно мы ее получаем и обрабатываем, зависят наши реакции. То есть поведение.

Давайте посмотрим на примерах, как особенности физиологии отражаются на поведении.

1. Истерика, протесты, крики как способ компенсировать слабый мышечный тонус

В практике Олега Леонкина встречается очень много гипотонических детей. Это «обычные», здоровые дети, у которых в разной степени снижен мышечный тонус.

К чему это приводит?

Такому ребенку, чтобы совершить какое-то действие, необходима дополнительная встряска. Крик, истерика, протест — это способы повысить свой тонус.

— Пойдем гулять?
— Нет!

Потом ребенок идет на улицу. И там все нормально.

— Будешь кушать?
— Нет! Ничего не буду! Не хочу! Нет!

Но через какое-то время садится и ест. Хорошо ест, с аппетитом.

Дело не в том, что ребенок не хочет гулять или есть. Дело в том, что ему необходимо повысить свой тонус до нормального, чтоб совершить это действие.

Такому ребенку могут быть нужны сильные телесные ощущения. Но он не скажет: «Мама, я проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что меня необходимо обнимать не менее 60 минут ежедневно и массировать здесь и здесь».

Даже взрослые не всегда осознают свои истинные потребности. Поэтому в данном случае мы сталкиваемся с тем, что ребенок толкается, задирает других детей, пинается.

Поняв причину, можно работать с тонусом ребенка. Что постепенно приведет к изменению поведения.

2. Ребенок постоянно бегает в новом помещении

Причиной может быть работа зрительного анализатора. Речь об «обуженном» (ограниченном) зрении.

Один из маркеров такого зрения — постоянный бег в новом пространстве. Обратите внимание, именно в новом.

Из-за особенностей своего зрения ребенок не может воспринимать все пространство. А ему надо его изучить. И он начинает бегать. Чтобы все попало в его ограниченное поле зрения.

А теперь представьте, класс пришел в музей или ребенок пришел на занятие.

Все сидят, стоят, а ему нужно двигаться. Он начинает бегать. И никакие уговоры не помогают. Как он будет выглядеть? Как учитель отреагирует на такое поведение? Как одноклассники и одногруппники будут реагировать?

3. Ребенок подходит слишком близко к другим при общении

Он это делает в силу особенности работы своего зрения. Снова мы возвращаемся к зрительному анализатору, к работе сенсорной системы.

Но как все выглядит со стороны?

Один ребенок подходит близко к другому. Тот его отодвигает или отталкивает. Возникает конфликт. Подходит ко следующему. Ситуация повторяется. К третьему. Снова конфликт.

Реакции окружающих могут сформировать у ребенка установку, что с ним что-то не так, что его не принимают, он хуже других, он отличается.

Это формирует новое поведение — нежелание общаться с другими, ходить в школу, проблемы с учебой и т. д. Такое поведение закрепляется.

Что может указывать на проблемы со зрительным анализатором:

· вынужденный поворот или наклон головы;
· небольшое кручение головы, движение немного похожее на тик;
· постоянные промахи (поставил что-то мимо, поставил на край, насыпал сахар, половина мимо);
· проблемы с чтением;
· слишком близко подходит к объектам или людям;
· зажмуривается на 1-2 секунды, трет глаза, как будто «перезагружается».

Читайте также:  Специфические закономерности при нарушении развития ребенка

Таких маркеров довольно много. При особенностях работы слухового анализатора они другие. При сложностях тонической регуляции — третьи. Но, как правило, эти проявления можно найти. Надо только понимать, как.

Зная, как физиология связана с поведением, мы можем гораздо быстрее помогать ребенку справляться со сложным поведением. Ведь для ребенка оно часто не менее дискомфортно, чем для родителей.

Всегда ли сложности в поведении связаны с физиологией?

Нет, не всегда. Но физиология — это основа.

Сложности на уровне физиологии — это блок-факторы.

Мы можем пытаться корректировать поведение психотерапией или менять себя, но результат всегда будет на несколько порядков ниже, чем при отсутствии блок-факторов.

Поэтому, если сложное поведение у ребенка проявляется снова и снова, Вы уже многократно попробовали разные подходы и методики, но ничего не помогает, есть смысл проверить физиологию.

Подробнее о том, как физиология влияет на поведение ребенка и что с этим делать, можно узнать на онлайн-курсе детского реабилитолога Олега Леонкина «Они не специально. Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях)»

В лекциях объясняются:

  • Связь сенсорных систем с нежелательным поведением. Как помочь ребенку.
  • Что такое адекватное и неадекватное поведение?
  • Cенсорные системы (зрение, слух, тактильность, проприорецепция, вестибулярный аппарат) и взаимосвязь их работы с поведением ребенка.
  • 4 базовых этапа развития сенсорных систем. Что с ними происходит на протяжении жизни. Как можно влиять на сенсорные системы в 2 года, 10, 20 и 40 лет?
  • Игры, примеры и упражнения для развития сенсорных систем по возрастам.
  • Простые приемы, которые легко вписать в ежедневную рутину семьи, не выделяя на них дополнительного времени и сил.

Источник

Физическое развитие ребенка, как показано выше, представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внеш­не оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и под­ростков (совершенствование процессов ощущения, вос­приятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темпера­мента, характера, способностей, потребностей и интересов.

Физическое развитие детей и подростков изучают био­логические науки: возрастная физиология исследует функциональные особенности развивающегося организма, возрастная морфология — формообразовательные про­цессы и структурные изменения организмов в течение их индивидуального развития. Химические процессы и хими­ческий состав организмов детей и подростков являются предметом изучения возрастной биохимии, а закономерно­сти формирования детского организма в процессе пренатального развития — предметом эмбриологии. Материаль­ные механизмы наследственности, закономерности пере­дачи наследственных свойств от родителей потомству, их проявление и изменчивость в процессе онтогенеза изу­чает генетика. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков являются также предметом исследований антропологии — науки о происхождении человека и его рас и проблемах их современной эволюции.

Важное значение для изучения физического развития детей и подростков имеют медицинские науки (рис. 1).

Психическое развитие детей и подростков изучают психологические науки, педагогика и социология, поэтому мы в дальнейшем будем касаться этих вопросов лишь по­стольку, поскольку в основе всех без исключения психи­ческих процессов человека лежит физиологическая дея­тельность его мозга.

Физическое и психическое развитие человека тесно связаны, но это не дает основания для вульгарно-мате­риалистического отождествления качественно различных психических и физиологических процессов. «Физиологи­ческие механизмы психических явлений,— отмечает со­ветский философ А. Г. Спиркин,— нельзя смешивать и отождествлять с содержанием психики, которое представ­ляет собой отражение действительности в форме субъек­тивных, идеальных, чувственных и понятийных об­разов».

Физическое и психическое развитие детей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что раз­витие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым струк­турным и функциональным нарушениям деятельности его мозга.

Рис. 1. Ребенок как объект познания

О тесной связи между физическим и психическим раз­витием детей и подростков свидетельствует также тот факт, что после методически правильно спланированных уроков физической культуры и спортивных занятий в зна­чительной степени повышается умственная работоспособ­ность школьников, связанная с улучшением таких психиче­ских процессов, как внимание, восприятие и память.

2.4.1. Оценка физического развития и здоровья детей и подростков.Физическое развитие ребенка — сложный процесс морфологических и функциональных перестроек, который, как указано выше, внешне выражается в измене­нии размеров тела, соотношения отдельных частей тела между собой и уровня активности функций детского орга­низма.

В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометриче­ских определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследо­вания проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.

Читайте также:  Консультация родителям по развитию волевых качеств у ребенка

Принято выделять соматометрические признаки (дли­на тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и др.), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила рук и др.) и соматоскопические (форма позвоноч­ника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры и половое созревание).

В настоящее время на основании обследования боль­шого количества детей и подростков разработаны усред­ненные таблицы, содержащие антропометрические показа­тели общего физического развития здоровых детей и под­ростков. Всякое существенное отклонение от средних дан­ных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обсле­дования детей и подростков позволяют не только опреде­лить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Каждый учитель и воспитатель, ежедневно сталки­ваясь со своими маленькими питомцами, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и пра­вильно оценить степень физического развития детей и под­ростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индиви­дуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания (табл. 1).

Таблица 1. Распределение учащихся по соотношению

Источник

Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей

Развитие организма человека, или онтогенез, начинается со стадии оплодотворения яйцеклетки и заканчивается только со смертью. В постнатальном (после рождения) онтогенезе человека развитие его отдельных органов и частей тела происходит нерав­номерно. С момента рождения до взрослого состояния высота го­ловы увеличивается всего в 2 раза, длина туловища — в 3 раза, длина верхних конечностей — в 4 раза, а нижних — в 5 раз. В по­стнатальном онтогенезе различают определенные временные от­резки, называемые возрастной периодизацией. Остановимся на периодах, характерных для детей, подростков и юношей (табл. 1).

Возрастная периодизация

Период

Возраст

Новорожденные

1—10 дней

Грудной возраст

10 дней – до года

Раннее детство

1-3 года

Первое детство

4-7 лет

Второе детство

8-12 лет

Подростковый период

13-16 лет

Юношеский возраст

17-21 лет

Каждому возрастному периоду присущи свои особенности ро­ста и развития, формирования и проявления физиологических фун­кций, обмена веществ и его гормональной регуляции. В период первого детства имеет место увеличение скорости роста, которое называется первым ростовым скачком. Возраст от 1 года до 7 лет называют периодом нейтрального детства, поскольку в этот пери­од девочки и мальчики почти не отличаются друг от друга по раз­мерам и по форме тела.

Для адекватного развития детей на всех этапах онтогенеза не­обходимо, чтобы режим двигательной активности удовлетворял генетическую потребность в моторике и включал широкую про­грамму обучения их двигательным навыкам.

Приход детей в спортивную секцию и тем более первые прояв­ления специфических двигательных навыков, как правило, затра­гивают период второго детства. Поэтому начиная именно с этого возрастного периода будут изложены основные вопросы, касаю­щиеся особенностей физиологии развития детей в постнатальном онтогенезе.

Физиологическая характеристика детей периода второго детства

Период второго детства (8-12 лет — мальчики, 8-11 лет — девочки) характеризуется плавностью структурных и функцио­нальных изменений. Снижается уровень основного обмена до 1,3-1,5 ккал/кг/ч. Заканчивается развитие костного скелета, уси­ленно развивается и укрепляется мышечная система. Темпы роста мальчиков с 8 до 12 лет равномерны. Ежегодно длина тела увели­чивается на 4-5 см, масса тела — на 2-3 кг. До 10 лет девочки уступают в росте, но в 10-11,5 лет у девочек наступает период второго скачка роста, и с 10 до 13 лет они опережают по темпам роста мальчиков.

В деятельности ЦНС преобладают процессы возбуждения. Уро­вень охранительного торможения невысок. Подвижность нервных процессов низкая, при работе быстро развивается утомление.

В нервной регуляции сердца преобладает тонус симпатическо­го нерва. ЧСС составляет 75-80 уд./мин. Ударный объем (УО) — 30-40 мл, минутный объем крови (МОК) — около 2000 мл. Масса миокарда достигает в возрасте 10-11 лет в среднем 112 г, в 11-12 лет — 127,8 г.

Объем легких увеличивается в период второго детства за счет роста альвеол. Общая емкость легких колеблется от 1800 до 3400 мл, минутный объем дыхания — от 3,8 до 4 л/мин, поглощение кисло­рода — от 4,8 до 5 мл/мин/кг.

Содержание гемоглобина в крови в 8-9 лет равно 130-140 г/л, кислородная емкость крови — 17,4 об%. Относительно низкая кис­лородная емкость крови является одним из факторов, лимитиру­ющих снабжение организма кислородом при работе. К другим фак­торам относятся низкие функциональные возможности сердца, в частности небольшой прирост УО, недостаточная эффективность внешнего и внутреннего дыхания.

В первые два года периода второго детства (от 8 до 9 и до 10 лет) в эндокринном статусе организма возрастает роль гипоталамо- гипофизарной системы. Повышается чувствительность желез внут­ренней секреции к тройным гормонам гипофиза. Еще больше в диапазоне 9-12 лет возрастает роль биогенных аминов — ад­реналина, норадреналина, дофамина, являющихся секреторными продуктами симпатоадреналовой системы. Выраженный рост ее активности у девочек наступает в 12 лет, у мальчиков — за пределами второго детства. С адреналином связана мобилизация энергетических ресурсов организма. Кроме того, катехоламины повышают эффективность взаимодействия гипоталамуса с вы­шележащими отделами ЦНС, стимулируют гонадотропную функ­цию гипофиза. Рост и изменение структуры тела в периоде второго детства происходят главным образом под влиянием соматотропина (СТГ) и инсулина. Оба этих гормона в основном регулируют анаболическое направление обмена веществ. В 10— 11 лет концентрация соматотропина в крови стабилизируется до перехода в пубертатный возраст. В целом в период второго дет­ства динамика гормональной активности обходится без выра­женных скачков, и секреция гормонов удерживается на стабиль­ном уровне.

Читайте также:  Развитие предметных действий и умственное развитие ребенка

Физиологические особенности пубертатного периода

Подростковый период-(полового созревания, пубертатный) является третьим периодом детства, когда организм находится перед новым большим физиологическим скачком количественного и качественного роста и резкой перестройки большинства органов и систем. Девочки вступают в период полового созревания раньше, чем мальчики. В соответствии с современной возрастной периодизацией диапазон подросткового возраста для девочек -12-15, мальчиков – 13-16 лет. В этом периоде в регуляцию процессов жизнедеятельности включаются новые гормоны, имеющие широкий Спектр действия на обменные процессы в органах и тканях, в том числе и в ЦНС.

К особенностям этого периода относится бурный рост организма, именуемый пубертатным скачком роста. В основе его лежит генетически детерминированное увеличение количества и размеров клеток. У девочек увеличение длины тела наступает на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, но прирост менее выражен и составляет 8-10 см в год. У подростков Происходит преимущественный рост в длину трубчатых костей конечностей и позвонков, увеличивается масса и плотность костной ткани. Нарастание длины туловища отстает от роста нижних конечностей. Происходит рост мышечной массы, половых органов, некоторых внутренних органов, однако темпы роста последних отстают от антропометрических показателей

Рост подростков обеспечивается соматотропным гормоном (СТГ) гипофиза, гормонами надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. По мере повышения активности половых гормонов влияние СТГ на процессы роста уменьшается. У мальчиков андрогены надпочечников и тестикул влияют на развитие вторичных половых признаков, сперматогенез и мутацию голоса. У девочек под влиянием эстрогенов, прогестерона, фолликулостимулирующего гормона и гонадотропина обеспечивается регулярность менструального цикла – основного признака полового созревания.

В динамике подросткового периода мощность сердца увеличивается, проявляется некоторая экономичность в его деятельности – урежается ЧСС, удлиняется фаза изгнания, повышается систолический объем. Мышечная масса сердца преимущественно за счет левого желудочка обнаруживает прирост. Объем сердца у подростков 13-15 лет колеблется от 433 до 500 cm.

За счет роста легочной, развития эластической ткани, дыхательных мышц повышается функциональная мощность дыхательной системы. Объем легких от; 11 до 14 лет увеличивается в 2 раза. Функциональные показатели дыхания, количество эритроцитов и гемоглобина повышаются.

Развитие двигательных качеств происходит на фоне совершенствования моторики. В связи с нарастанием в пубертатном периоде мышечной массы увеличивается сила. Наибольший ее прирост совпадает с 14-17 годами. Качество быстроты в подростковом возрасте имеет положительную динамику – укорачивается время двигательной реакции, время одиночного движения, повышается частота движений.

В связи с морфологическим и функциональным созреванием систем жизнеобеспечения (ростом сердечной производительности, параметров внешнего дыхания, кислородной емкости крови) в подростковом возрасте повышается качество выносливости. Это обусловлено наступлением достаточной зрелости симпатоадреналовой системы, особенно у мальчиков-подростков. Кроме того, в пубертатном периоде, приобретает значение ацетилхолиновая система, ответственная за экономизацию функций организма.

Физиологическая характеристика юношеского возраста

После периода полового созревания юношеский возраст является следующим этапом развития организма на пути к зрелости. В соответствии с возрастной периодизацией к нему относят лиц 16—20 лет (девушки) и 17-21 года (юноши).

В юношеском возрасте почти заканчивается развитие, различных функциональных систем, начавшееся в подростковом периоде. Увеличивается толщина костей, укрепляется связочный аппарат, нарастает мышечная масса, которая к концу юношеского периода достигает 45% общей массы тела. В скелетных мышцах продолжается тонкая дифференцировка волокон, совершенствуется нервная регуляция мышц. ЧСС достигает уровня взрослого (66 уд./мин), увеличивается глубина дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), МОД. В конце юношеского возраста сердце приобретает размеры сердца взрослого человека, завершается перестройка структуры миокарда. В связи с утолщением стенки левого желудочка приобретается достаточная мощность миокарда, чтобы поддерживать нормальный уровень артериального давления (АД).

В юношеском возрасте ликвидируется рассогласованность в гормональной регуляции обмена веществ и физиологических функций, наступает период половой зрелости.

Читайте также

  • Аэробная производительность детей и подростков
  • Анаэробная производительность детей и подростков
  • Обмен веществ у детей и подростков
  • Оценка питания детей-спортсменов
  • Правильный режим питания для детей-спортсменов
  • Меню и рационы питания для детей спортсменов
  • Питание и контроль состава и массы тела
  • Диеты для детей занимающихся спортом
  • Спортивное питание для детей
  • Витаминно-минеральные комплексы для детей

Источник