Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка
Пока интернет пополняется мемами о совместном времяпрепровождении детей и родителей дома, каждый из нас продолжает жить свою жизнь, внутри своей семьи. И адаптироваться.
Бывает безумно сложно. Потому что в «замкнутой реальности» число конфликтных ситуаций с ребенком, как правило, растет:
· ребенок протестует и не хочет решать проблему, «нет» на все;
· не слушается или «как будто не слышит»: ноль реакции на слова и просьбы;
· устраивает истерики, кричит и громко требует.
Чаще всего мы ищем причины с помощью психологии. Что-то меняем в себе, пробуем новые способы коммуникации, пытаемся с ребенком договориться.
Сегодня предлагаем Вам немного другой подход. Поговорим о физиологии детей.
Олег Леонкин
детский реабилитолог, кинезотерапевт, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу. 25 лет опыта, из них 18 ― с «особенными» детьми. Отец 5-х детей.
Как физиология влияет на поведение?
На поведение ребенка влияют физиологические особенности, особенности его восприятия (работы сенсорных систем), возрастные и индивидуальные потребности и еще несколько десятков факторов.
Физиологические причины не всегда очевидны.
Например, небольшие сложности с кровоснабжением мозга или родовая травма могут быть скомпенсированы и в обычном состоянии никак не проявляться. Но в момент нагрузки у ребенка резко наступает истощение.
Тогда он начинает искать способы себе помочь: бегает, стоит на голове в прямом смысле, кричит. Или ребенку нужны мощные, телесные ощущения.
Ребенок редко может объяснить, что конкретно для него нужно сделать. Поэтому он просто провоцирует на мощное поведение другого.
Если рядом есть другие дети, то начинает толкаться, драться. Родителей всеми способами выводит из себя: кидается на пол, выгибается, убегает в самый неудобный момент.
У каждого поведения есть причина и спусковые механизмы. И эти причины нужно найти.
У нас есть сенсорные системы — это наши зрение, слух, ощущение своего тела в пространстве и т. д. Через них мы получаем информацию. От того, насколько качественно мы ее получаем и обрабатываем, зависят наши реакции. То есть поведение.
Давайте посмотрим на примерах, как особенности физиологии отражаются на поведении.
1. Истерика, протесты, крики как способ компенсировать слабый мышечный тонус
В практике Олега Леонкина встречается очень много гипотонических детей. Это «обычные», здоровые дети, у которых в разной степени снижен мышечный тонус.
К чему это приводит?
Такому ребенку, чтобы совершить какое-то действие, необходима дополнительная встряска. Крик, истерика, протест — это способы повысить свой тонус.
— Пойдем гулять?
— Нет!
Потом ребенок идет на улицу. И там все нормально.
— Будешь кушать?
— Нет! Ничего не буду! Не хочу! Нет!
Но через какое-то время садится и ест. Хорошо ест, с аппетитом.
Дело не в том, что ребенок не хочет гулять или есть. Дело в том, что ему необходимо повысить свой тонус до нормального, чтоб совершить это действие.
Такому ребенку могут быть нужны сильные телесные ощущения. Но он не скажет: «Мама, я проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что меня необходимо обнимать не менее 60 минут ежедневно и массировать здесь и здесь».
Даже взрослые не всегда осознают свои истинные потребности. Поэтому в данном случае мы сталкиваемся с тем, что ребенок толкается, задирает других детей, пинается.
Поняв причину, можно работать с тонусом ребенка. Что постепенно приведет к изменению поведения.
2. Ребенок постоянно бегает в новом помещении
Причиной может быть работа зрительного анализатора. Речь об «обуженном» (ограниченном) зрении.
Один из маркеров такого зрения — постоянный бег в новом пространстве. Обратите внимание, именно в новом.
Из-за особенностей своего зрения ребенок не может воспринимать все пространство. А ему надо его изучить. И он начинает бегать. Чтобы все попало в его ограниченное поле зрения.
А теперь представьте, класс пришел в музей или ребенок пришел на занятие.
Все сидят, стоят, а ему нужно двигаться. Он начинает бегать. И никакие уговоры не помогают. Как он будет выглядеть? Как учитель отреагирует на такое поведение? Как одноклассники и одногруппники будут реагировать?
3. Ребенок подходит слишком близко к другим при общении
Он это делает в силу особенности работы своего зрения. Снова мы возвращаемся к зрительному анализатору, к работе сенсорной системы.
Но как все выглядит со стороны?
Один ребенок подходит близко к другому. Тот его отодвигает или отталкивает. Возникает конфликт. Подходит ко следующему. Ситуация повторяется. К третьему. Снова конфликт.
Реакции окружающих могут сформировать у ребенка установку, что с ним что-то не так, что его не принимают, он хуже других, он отличается.
Это формирует новое поведение — нежелание общаться с другими, ходить в школу, проблемы с учебой и т. д. Такое поведение закрепляется.
Что может указывать на проблемы со зрительным анализатором:
· вынужденный поворот или наклон головы;
· небольшое кручение головы, движение немного похожее на тик;
· постоянные промахи (поставил что-то мимо, поставил на край, насыпал сахар, половина мимо);
· проблемы с чтением;
· слишком близко подходит к объектам или людям;
· зажмуривается на 1-2 секунды, трет глаза, как будто «перезагружается».
Таких маркеров довольно много. При особенностях работы слухового анализатора они другие. При сложностях тонической регуляции — третьи. Но, как правило, эти проявления можно найти. Надо только понимать, как.
Зная, как физиология связана с поведением, мы можем гораздо быстрее помогать ребенку справляться со сложным поведением. Ведь для ребенка оно часто не менее дискомфортно, чем для родителей.
Всегда ли сложности в поведении связаны с физиологией?
Нет, не всегда. Но физиология — это основа.
Сложности на уровне физиологии — это блок-факторы.
Мы можем пытаться корректировать поведение психотерапией или менять себя, но результат всегда будет на несколько порядков ниже, чем при отсутствии блок-факторов.
Поэтому, если сложное поведение у ребенка проявляется снова и снова, Вы уже многократно попробовали разные подходы и методики, но ничего не помогает, есть смысл проверить физиологию.
Подробнее о том, как физиология влияет на поведение ребенка и что с этим делать, можно узнать на онлайн-курсе детского реабилитолога Олега Леонкина «Они не специально. Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях)»
В лекциях объясняются:
- Связь сенсорных систем с нежелательным поведением. Как помочь ребенку.
- Что такое адекватное и неадекватное поведение?
- Cенсорные системы (зрение, слух, тактильность, проприорецепция, вестибулярный аппарат) и взаимосвязь их работы с поведением ребенка.
- 4 базовых этапа развития сенсорных систем. Что с ними происходит на протяжении жизни. Как можно влиять на сенсорные системы в 2 года, 10, 20 и 40 лет?
- Игры, примеры и упражнения для развития сенсорных систем по возрастам.
- Простые приемы, которые легко вписать в ежедневную рутину семьи, не выделяя на них дополнительного времени и сил.
Источник
Физическое развитие ребенка, как показано выше, представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.
Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и подростков (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов.
Физическое развитие детей и подростков изучают биологические науки: возрастная физиология исследует функциональные особенности развивающегося организма, возрастная морфология — формообразовательные процессы и структурные изменения организмов в течение их индивидуального развития. Химические процессы и химический состав организмов детей и подростков являются предметом изучения возрастной биохимии, а закономерности формирования детского организма в процессе пренатального развития — предметом эмбриологии. Материальные механизмы наследственности, закономерности передачи наследственных свойств от родителей потомству, их проявление и изменчивость в процессе онтогенеза изучает генетика. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков являются также предметом исследований антропологии — науки о происхождении человека и его рас и проблемах их современной эволюции.
Важное значение для изучения физического развития детей и подростков имеют медицинские науки (рис. 1).
Психическое развитие детей и подростков изучают психологические науки, педагогика и социология, поэтому мы в дальнейшем будем касаться этих вопросов лишь постольку, поскольку в основе всех без исключения психических процессов человека лежит физиологическая деятельность его мозга.
Физическое и психическое развитие человека тесно связаны, но это не дает основания для вульгарно-материалистического отождествления качественно различных психических и физиологических процессов. «Физиологические механизмы психических явлений,— отмечает советский философ А. Г. Спиркин,— нельзя смешивать и отождествлять с содержанием психики, которое представляет собой отражение действительности в форме субъективных, идеальных, чувственных и понятийных образов».
Физическое и психическое развитие детей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что развитие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым структурным и функциональным нарушениям деятельности его мозга.
Рис. 1. Ребенок как объект познания
О тесной связи между физическим и психическим развитием детей и подростков свидетельствует также тот факт, что после методически правильно спланированных уроков физической культуры и спортивных занятий в значительной степени повышается умственная работоспособность школьников, связанная с улучшением таких психических процессов, как внимание, восприятие и память.
2.4.1. Оценка физического развития и здоровья детей и подростков.Физическое развитие ребенка — сложный процесс морфологических и функциональных перестроек, который, как указано выше, внешне выражается в изменении размеров тела, соотношения отдельных частей тела между собой и уровня активности функций детского организма.
В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометрических определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследования проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.
Принято выделять соматометрические признаки (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и др.), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила рук и др.) и соматоскопические (форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры и половое созревание).
В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы, содержащие антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.
Каждый учитель и воспитатель, ежедневно сталкиваясь со своими маленькими питомцами, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и правильно оценить степень физического развития детей и подростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индивидуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания (табл. 1).
Таблица 1. Распределение учащихся по соотношению
Источник
ФизиологиÑеÑкие оÑобенноÑÑи ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей, подÑоÑÑков и ÑноÑей
РазвиÑие оÑганизма Ñеловека, или онÑогенез, наÑинаеÑÑÑ Ñо ÑÑадии оплодоÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑйÑеклеÑки и заканÑиваеÑÑÑ ÑолÑко Ñо ÑмеÑÑÑÑ. РпоÑÑнаÑалÑном (поÑле ÑождениÑ) онÑогенезе Ñеловека ÑазвиÑие его оÑделÑнÑÑ Ð¾Ñганов и ÑаÑÑей Ñела пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½ÐµÑавÂномеÑно. С моменÑа ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ взÑоÑлого ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÑоÑа гоÂÐ»Ð¾Ð²Ñ ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð²Ñего в 2 Ñаза, длина ÑÑловиÑа â в 3 Ñаза, длина веÑÑ Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐµÑноÑÑей â в 4 Ñаза, а Ð½Ð¸Ð¶Ð½Ð¸Ñ â в 5 Ñаз. РпоÂÑÑнаÑалÑном онÑогенезе ÑазлиÑаÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑе вÑеменнÑе оÑÂÑезки, назÑваемÑе возÑаÑÑной пеÑиодизаÑией. ÐÑÑановимÑÑ Ð½Ð° пеÑÐ¸Ð¾Ð´Ð°Ñ , Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей, подÑоÑÑков и ÑноÑей (Ñабл. 1).
ÐозÑаÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑиодизаÑиÑ
ÐеÑиод | ÐозÑаÑÑ |
ÐовоÑожденнÑе | 1â10 дней |
ÐÑÑдной возÑаÑÑ | 10 дней – до года |
Раннее деÑÑÑво | 1-3 года |
ÐеÑвое деÑÑÑво | 4-7 Ð»ÐµÑ |
ÐÑоÑое деÑÑÑво | 8-12 Ð»ÐµÑ |
ÐодÑоÑÑковÑй пеÑиод | 13-16 Ð»ÐµÑ |
ЮноÑеÑкий возÑаÑÑ | 17-21 Ð»ÐµÑ |
ÐÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑÐ¸Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑиÑÑÑи Ñвои оÑобенноÑÑи ÑоÂÑÑа и ÑазвиÑиÑ, ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑизиологиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑнÂкÑий, обмена веÑеÑÑв и его гоÑмоналÑной ÑегÑлÑÑии. РпеÑиод пеÑвого деÑÑÑва Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¼ÐµÑÑо ÑвелиÑение ÑкоÑоÑÑи ÑоÑÑа, коÑоÑое назÑваеÑÑÑ Ð¿ÐµÑвÑм ÑоÑÑовÑм ÑкаÑком. ÐозÑаÑÑ Ð¾Ñ 1 года до 7 Ð»ÐµÑ Ð½Ð°Ð·ÑваÑÑ Ð¿ÐµÑиодом нейÑÑалÑного деÑÑÑва, поÑколÑÐºÑ Ð² ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиÂод девоÑки и малÑÑики поÑÑи не оÑлиÑаÑÑÑÑ Ð´ÑÑг Ð¾Ñ Ð´ÑÑга по ÑазÂмеÑам и по ÑоÑме Ñела.
ÐÐ»Ñ Ð°Ð´ÐµÐºÐ²Ð°Ñного ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей на вÑÐµÑ ÑÑÐ°Ð¿Ð°Ñ Ð¾Ð½Ñогенеза неÂÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñежим двигаÑелÑной акÑивноÑÑи ÑдовлеÑвоÑÑл генеÑиÑеÑкÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð² моÑоÑике и вклÑÑал ÑиÑокÑÑ Ð¿ÑоÂгÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑнÑм навÑкам.
ÐÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´ деÑей в ÑпоÑÑивнÑÑ ÑекÑÐ¸Ñ Ð¸ Ñем более пеÑвÑе пÑоÑвÂÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпеÑиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков, как пÑавило, заÑÑаÂгиваÑÑ Ð¿ÐµÑиод вÑоÑого деÑÑÑва. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ñ ÑÑого возÑаÑÑного пеÑиода бÑдÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑновнÑе вопÑоÑÑ, каÑаÑÂÑиеÑÑ Ð¾ÑобенноÑÑей Ñизиологии ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей в поÑÑнаÑалÑном онÑогенезе.
ФизиологиÑеÑÐºÐ°Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑика деÑей пеÑиода вÑоÑого деÑÑÑва
ÐеÑиод вÑоÑого деÑÑÑва (8-12 Ð»ÐµÑ â малÑÑики, 8-11 Ð»ÐµÑ â девоÑки) Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾ÑÑÑÑ ÑÑÑÑкÑÑÑнÑÑ Ð¸ ÑÑнкÑиоÂналÑнÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹. СнижаеÑÑÑ ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð¾Ñновного обмена до 1,3-1,5 ккал/кг/Ñ. ÐаканÑиваеÑÑÑ ÑазвиÑие коÑÑного ÑкелеÑа, ÑÑиÂленно ÑазвиваеÑÑÑ Ð¸ ÑкÑеплÑеÑÑÑ Ð¼ÑÑеÑÐ½Ð°Ñ ÑиÑÑема. Ð¢ÐµÐ¼Ð¿Ñ ÑоÑÑа малÑÑиков Ñ 8 до 12 Ð»ÐµÑ ÑавномеÑнÑ. Ðжегодно длина Ñела ÑвелиÂÑиваеÑÑÑ Ð½Ð° 4-5 Ñм, маÑÑа Ñела â на 2-3 кг. Ðо 10 Ð»ÐµÑ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñки ÑÑÑÑпаÑÑ Ð² ÑоÑÑе, но в 10-11,5 Ð»ÐµÑ Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñек наÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¿ÐµÑиод вÑоÑого ÑкаÑка ÑоÑÑа, и Ñ 10 до 13 Ð»ÐµÑ Ð¾Ð½Ð¸ опеÑежаÑÑ Ð¿Ð¾ Ñемпам ÑоÑÑа малÑÑиков.
РдеÑÑелÑноÑÑи ЦÐС пÑеобладаÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð±ÑждениÑ. УÑоÂÐ²ÐµÐ½Ñ Ð¾Ñ ÑаниÑелÑного ÑоÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ²ÑÑок. ÐодвижноÑÑÑ Ð½ÐµÑвнÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов низкаÑ, пÑи ÑабоÑе бÑÑÑÑо ÑазвиваеÑÑÑ ÑÑомление.
РнеÑвной ÑегÑлÑÑии ÑеÑдÑа пÑÐµÐ¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ ÑонÑÑ ÑимпаÑиÑеÑкоÂго неÑва. ЧСС ÑоÑÑавлÑÐµÑ 75-80 Ñд./мин. УдаÑнÑй обÑем (УÐ) â 30-40 мл, минÑÑнÑй обÑем кÑови (ÐÐÐ) â около 2000 мл. ÐаÑÑа миокаÑда доÑÑÐ¸Ð³Ð°ÐµÑ Ð² возÑаÑÑе 10-11 Ð»ÐµÑ Ð² ÑÑеднем 112 г, в 11-12 Ð»ÐµÑ â 127,8 г.
ÐбÑем Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ñ ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð² пеÑиод вÑоÑого деÑÑÑва за ÑÑÐµÑ ÑоÑÑа алÑвеол. ÐбÑÐ°Ñ ÐµÐ¼ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ±Ð»ÐµÑÑÑ Ð¾Ñ 1800 до 3400 мл, минÑÑнÑй обÑем дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ â Ð¾Ñ 3,8 до 4 л/мин, поглоÑение киÑлоÂÑода â Ð¾Ñ 4,8 до 5 мл/мин/кг.
СодеÑжание гемоглобина в кÑови в 8-9 Ð»ÐµÑ Ñавно 130-140 г/л, киÑлоÑÐ¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÐµÐ¼ÐºÐ¾ÑÑÑ ÐºÑови â 17,4 об%. ÐÑноÑиÑелÑно Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ°Ñ ÐºÐ¸ÑÂлоÑÐ¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÐµÐ¼ÐºÐ¾ÑÑÑ ÐºÑови ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из ÑакÑоÑов, лимиÑиÑÑÂÑÑÐ¸Ñ Ñнабжение оÑганизма киÑлоÑодом пÑи ÑабоÑе. РдÑÑгим ÑакÂÑоÑам оÑноÑÑÑÑÑ Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ðµ ÑÑнкÑионалÑнÑе возможноÑÑи ÑеÑдÑа, в ÑаÑÑноÑÑи неболÑÑой пÑиÑоÑÑ Ð£Ð, недоÑÑаÑоÑÐ½Ð°Ñ ÑÑÑекÑивноÑÑÑ Ð²Ð½ÐµÑнего и внÑÑÑеннего дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ.
РпеÑвÑе два года пеÑиода вÑоÑого деÑÑÑва (Ð¾Ñ 8 до 9 и до 10 леÑ) в ÑндокÑинном ÑÑаÑÑÑе оÑганизма возÑаÑÑÐ°ÐµÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð³Ð¸Ð¿Ð¾Ñаламо- гипоÑизаÑной ÑиÑÑемÑ. ÐовÑÑаеÑÑÑ ÑÑвÑÑвиÑелÑноÑÑÑ Ð¶ÐµÐ»ÐµÐ· внÑÑÂÑенней ÑекÑеÑии к ÑÑойнÑм гоÑмонам гипоÑиза. ÐÑе болÑÑе в диапазоне 9-12 Ð»ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑÐ°ÐµÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð±Ð¸Ð¾Ð³ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ð°Ð¼Ð¸Ð½Ð¾Ð² â адÂÑеналина, ноÑадÑеналина, доÑамина, ÑвлÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑ ÑекÑеÑоÑнÑми пÑодÑкÑами ÑимпаÑоадÑеналовой ÑиÑÑемÑ. ÐÑÑаженнÑй ÑоÑÑ ÐµÐµ акÑивноÑÑи Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñек наÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð² 12 леÑ, Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑиков â за пÑеделами вÑоÑого деÑÑÑва. С адÑеналином ÑвÑзана мобилизаÑÐ¸Ñ ÑнеÑгеÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑеÑÑÑÑов оÑганизма. ÐÑоме Ñого, каÑÐµÑ Ð¾Ð»Ð°Ð¼Ð¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑаÑÑ ÑÑÑекÑивноÑÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð³Ð¸Ð¿Ð¾ÑаламÑÑа Ñ Ð²ÑÂÑележаÑими оÑделами ЦÐС, ÑÑимÑлиÑÑÑÑ Ð³Ð¾Ð½Ð°Ð´Ð¾ÑÑопнÑÑ ÑÑнкÂÑÐ¸Ñ Ð³Ð¸Ð¿Ð¾Ñиза. РоÑÑ Ð¸ изменение ÑÑÑÑкÑÑÑÑ Ñела в пеÑиоде вÑоÑого деÑÑÑва пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñм обÑазом под влиÑнием ÑомаÑоÑÑопина (СТÐ) и инÑÑлина. Ðба ÑÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ñмона в оÑновном ÑегÑлиÑÑÑÑ Ð°Ð½Ð°Ð±Ð¾Ð»Ð¸ÑеÑкое напÑавление обмена веÑеÑÑв. Ð 10â 11 Ð»ÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÑенÑÑаÑÐ¸Ñ ÑомаÑоÑÑопина в кÑови ÑÑабилизиÑÑеÑÑÑ Ð´Ð¾ пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð° в пÑбеÑÑаÑнÑй возÑаÑÑ. Ð Ñелом в пеÑиод вÑоÑого деÑÂÑÑва динамика гоÑмоналÑной акÑивноÑÑи Ð¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð±ÐµÐ· вÑÑаÂженнÑÑ ÑкаÑков, и ÑекÑеÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ñмонов ÑдеÑживаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑабилÑÂном ÑÑовне.
ФизиологиÑеÑкие оÑобенноÑÑи пÑбеÑÑаÑного пеÑиода
ÐодÑоÑÑковÑй пеÑиод-(полового ÑозÑеваниÑ, пÑбеÑÑаÑнÑй) ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑеÑÑим пеÑиодом деÑÑÑва, когда оÑганизм Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð¿ÐµÑед новÑм болÑÑим ÑизиологиÑеÑким ÑкаÑком колиÑеÑÑвенного и каÑеÑÑвенного ÑоÑÑа и Ñезкой пеÑеÑÑÑойки болÑÑинÑÑва оÑганов и ÑиÑÑем. ÐевоÑки вÑÑÑпаÑÑ Ð² пеÑиод полового ÑозÑÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑанÑÑе, Ñем малÑÑики. Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÑовÑеменной возÑаÑÑной пеÑиодизаÑией диапазон подÑоÑÑкового возÑаÑÑа Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñек -12-15, малÑÑиков – 13-16 леÑ. Ð ÑÑом пеÑиоде в ÑегÑлÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑов жизнедеÑÑелÑноÑÑи вклÑÑаÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе гоÑмонÑ, имеÑÑие ÑиÑокий СпекÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð° обменнÑе пÑоÑеÑÑÑ Ð² оÑÐ³Ð°Ð½Ð°Ñ Ð¸ ÑканÑÑ , в Ñом ÑиÑле и в ЦÐС.
РоÑобенноÑÑÑм ÑÑого пеÑиода оÑноÑиÑÑÑ Ð±ÑÑнÑй ÑоÑÑ Ð¾Ñганизма, именÑемÑй пÑбеÑÑаÑнÑм ÑкаÑком ÑоÑÑа. РоÑнове его Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð³ÐµÐ½ÐµÑиÑеÑки деÑеÑминиÑованное ÑвелиÑение колиÑеÑÑва и ÑазмеÑов клеÑок. У девоÑек ÑвелиÑение Ð´Ð»Ð¸Ð½Ñ Ñела наÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð½Ð° 1-2 года ÑанÑÑе, Ñем Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑиков, но пÑиÑоÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÐµÐµ вÑÑажен и ÑоÑÑавлÑÐµÑ 8-10 Ñм в год. У подÑоÑÑков ÐÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿ÑеимÑÑеÑÑвеннÑй ÑоÑÑ Ð² Ð´Ð»Ð¸Ð½Ñ ÑÑÑбÑаÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑей конеÑноÑÑей и позвонков, ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð¼Ð°ÑÑа и плоÑноÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑной Ñкани. ÐаÑаÑÑание Ð´Ð»Ð¸Ð½Ñ ÑÑловиÑа оÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ñ ÑоÑÑа Ð½Ð¸Ð¶Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐµÑноÑÑей. ÐÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑоÑÑ Ð¼ÑÑеÑной маÑÑÑ, половÑÑ Ð¾Ñганов, некоÑоÑÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñганов, однако ÑÐµÐ¼Ð¿Ñ ÑоÑÑа поÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑÑаÑÑ Ð¾Ñ Ð°Ð½ÑÑопомеÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñелей
РоÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑоÑÑков обеÑпеÑиваеÑÑÑ ÑомаÑоÑÑопнÑм гоÑмоном (СТÐ) гипоÑиза, гоÑмонами надпоÑеÑников, ÑиÑовидной и поджелÑдоÑной желез. Ðо меÑе повÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑи половÑÑ Ð³Ð¾Ñмонов влиÑние СТРна пÑоÑеÑÑÑ ÑоÑÑа ÑменÑÑаеÑÑÑ. У малÑÑиков андÑÐ¾Ð³ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¿Ð¾ÑеÑников и ÑеÑÑикÑл влиÑÑÑ Ð½Ð° ÑазвиÑие вÑоÑиÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÑÑ Ð¿Ñизнаков, ÑпеÑмаÑогенез и мÑÑаÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñа. У девоÑек под влиÑнием ÑÑÑÑогенов, пÑогеÑÑеÑона, ÑолликÑлоÑÑимÑлиÑÑÑÑего гоÑмона и гонадоÑÑопина обеÑпеÑиваеÑÑÑ ÑегÑлÑÑноÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑÑалÑного Ñикла – оÑновного пÑизнака полового ÑозÑеваниÑ.
Рдинамике подÑоÑÑкового пеÑиода моÑноÑÑÑ ÑеÑдÑа ÑвелиÑиваеÑÑÑ, пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÐ°Ñ ÑкономиÑноÑÑÑ Ð² его деÑÑелÑноÑÑи – ÑÑежаеÑÑÑ Ð§Ð¡Ð¡, ÑдлинÑеÑÑÑ Ñаза изгнаниÑ, повÑÑаеÑÑÑ ÑиÑÑолиÑеÑкий обÑем. ÐÑÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑа ÑеÑдÑа пÑеимÑÑеÑÑвенно за ÑÑÐµÑ Ð»ÐµÐ²Ð¾Ð³Ð¾ желÑдоÑка обнаÑÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑиÑоÑÑ. ÐбÑем ÑеÑдÑа Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑоÑÑков 13-15 Ð»ÐµÑ ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ±Ð»ÐµÑÑÑ Ð¾Ñ 433 до 500 cm.
Ðа ÑÑÐµÑ ÑоÑÑа легоÑной, ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑлаÑÑиÑеÑкой Ñкани, дÑÑ Ð°ÑелÑнÑÑ Ð¼ÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑаеÑÑÑ ÑÑнкÑионалÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾ÑноÑÑÑ Ð´ÑÑ Ð°ÑелÑной ÑиÑÑемÑ. ÐбÑем Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñ; 11 до 14 Ð»ÐµÑ ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð² 2 Ñаза. ФÑнкÑионалÑнÑе показаÑели дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ, колиÑеÑÑво ÑÑиÑÑоÑиÑов и гемоглобина повÑÑаÑÑÑÑ.
РазвиÑие двигаÑелÑнÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑв пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñоне ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾ÑоÑики. Ð ÑвÑзи Ñ Ð½Ð°ÑаÑÑанием в пÑбеÑÑаÑном пеÑиоде мÑÑеÑной маÑÑÑ ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ñила. ÐаиболÑÑий ее пÑиÑоÑÑ ÑÐ¾Ð²Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ñ 14-17 годами. ÐаÑеÑÑво бÑÑÑÑоÑÑ Ð² подÑоÑÑковом возÑаÑÑе Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑнÑÑ Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸ÐºÑ – ÑкоÑаÑиваеÑÑÑ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑной ÑеакÑии, вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð¾Ñного движениÑ, повÑÑаеÑÑÑ ÑаÑÑоÑа движений.
Ð ÑвÑзи Ñ Ð¼Ð¾ÑÑологиÑеÑким и ÑÑнкÑионалÑнÑм ÑозÑеванием ÑиÑÑем жизнеобеÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ (ÑоÑÑом ÑеÑдеÑной пÑоизводиÑелÑноÑÑи, паÑамеÑÑов внеÑнего дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ, киÑлоÑодной емкоÑÑи кÑови) в подÑоÑÑковом возÑаÑÑе повÑÑаеÑÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑво вÑноÑливоÑÑи. ÐÑо обÑÑловлено наÑÑÑплением доÑÑаÑоÑной зÑелоÑÑи ÑимпаÑоадÑеналовой ÑиÑÑемÑ, оÑобенно Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑиков-подÑоÑÑков. ÐÑоме Ñого, в пÑбеÑÑаÑном пеÑиоде, пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð½Ð°Ñение аÑеÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð»Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑиÑÑема, оÑвеÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð° ÑкономизаÑÐ¸Ñ ÑÑнкÑий оÑганизма.
ФизиологиÑеÑÐºÐ°Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑика ÑноÑеÑкого возÑаÑÑа
ÐоÑле пеÑиода полового ÑозÑÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑноÑеÑкий возÑаÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ ÑледÑÑÑим ÑÑапом ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñганизма на пÑÑи к зÑелоÑÑи. Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑной пеÑиодизаÑией к Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑноÑÑÑ Ð»Ð¸Ñ 16â20 Ð»ÐµÑ (девÑÑки) и 17-21 года (ÑноÑи).
Ð ÑноÑеÑком возÑаÑÑе поÑÑи заканÑиваеÑÑÑ ÑазвиÑие, ÑазлиÑнÑÑ ÑÑнкÑионалÑнÑÑ ÑиÑÑем, наÑавÑееÑÑ Ð² подÑоÑÑковом пеÑиоде. УвелиÑиваеÑÑÑ ÑолÑина коÑÑей, ÑкÑеплÑеÑÑÑ ÑвÑзоÑнÑй аппаÑаÑ, наÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð¼ÑÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑа, коÑоÑÐ°Ñ Ðº конÑÑ ÑноÑеÑкого пеÑиода доÑÑÐ¸Ð³Ð°ÐµÑ 45% обÑей маÑÑÑ Ñела. Ð ÑкелеÑнÑÑ Ð¼ÑÑÑÐ°Ñ Ð¿ÑодолжаеÑÑÑ ÑÐ¾Ð½ÐºÐ°Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑенÑиÑовка волокон, ÑовеÑÑенÑÑвÑеÑÑÑ Ð½ÐµÑÐ²Ð½Ð°Ñ ÑегÑлÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ. ЧСС доÑÑÐ¸Ð³Ð°ÐµÑ ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð²Ð·ÑоÑлого (66 Ñд./мин), ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð³Ð»Ñбина дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ, Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÐµÐ¼ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ñ (ÐÐÐ), ÐÐÐ. РконÑе ÑноÑеÑкого возÑаÑÑа ÑеÑдÑе пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ ÑазмеÑÑ ÑеÑдÑа взÑоÑлого Ñеловека, завеÑÑаеÑÑÑ Ð¿ÐµÑеÑÑÑойка ÑÑÑÑкÑÑÑÑ Ð¼Ð¸Ð¾ÐºÐ°Ñда. Ð ÑвÑзи Ñ ÑÑолÑением ÑÑенки левого желÑдоÑка пÑиобÑеÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾ÑноÑÑÑ Ð¼Ð¸Ð¾ÐºÐ°Ñда, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑживаÑÑ Ð½Ð¾ÑмалÑнÑй ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð°ÑÑеÑиалÑного Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ (ÐÐ).
Ð ÑноÑеÑком возÑаÑÑе ликвидиÑÑеÑÑÑ ÑаÑÑоглаÑованноÑÑÑ Ð² гоÑмоналÑной ÑегÑлÑÑии обмена веÑеÑÑв и ÑизиологиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑнкÑий, наÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¿ÐµÑиод половой зÑелоÑÑи.
ЧиÑайÑе Ñакже
- ÐÑÑÐ¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑоизводиÑелÑноÑÑÑ Ð´ÐµÑей и подÑоÑÑков
- ÐнаÑÑÐ¾Ð±Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑоизводиÑелÑноÑÑÑ Ð´ÐµÑей и подÑоÑÑков
- Ðбмен веÑеÑÑв Ñ Ð´ÐµÑей и подÑоÑÑков
- ÐÑенка пиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей-ÑпоÑÑÑменов
- ÐÑавилÑнÑй Ñежим пиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей-ÑпоÑÑÑменов
- ÐÐµÐ½Ñ Ð¸ ÑаÑÐ¸Ð¾Ð½Ñ Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей ÑпоÑÑÑменов
- ÐиÑание и конÑÑÐ¾Ð»Ñ ÑоÑÑава и маÑÑÑ Ñела
- ÐиеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей занимаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ ÑпоÑÑом
- СпоÑÑивное пиÑание Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей
- ÐиÑаминно-минеÑалÑнÑе комплекÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей
Источник