Влияние природы на всестороннее развитие ребенка тихеева

Влияние природы на всестороннее развитие ребенка тихеева thumbnail

Е.И. Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство К.Д. Ушинского и др. педагогов.

Е.И. Тихеева в работе “Дошкольное воспитание и детский сад” предлагает осуществлять одно из требований Ж. Руссо и К.Д. Ушинского – воспитывать детей среди природы, причем необходимо учить их наблюдать эту природу. Очень важным вопросом является выбор помещения для детского сада. Оно, по мнению Е.И. Тихеевой, должно быть возможно ближе к природе, среди которой нужно отыскать тот уголок, который соответствует психофизическим интересам маленького ребенка. В деревне, в условиях маленького городка это вполне достижимо.

Основную задачу детского сада Е.И. Тихеева видела в том, чтобы дать возможность детям действовать, занять их работой, которую они любили бы, пользу и значение которой понимали бы и чувствовали сами. Уже в дошкольном возрасте дети могут самостоятельно ухаживать за животными, птицами, живущими в саду, за грядками цветов и комнатных растений, то есть могут производить массу работ, неразрывно связанных с их преобладающими интересами. Активно участвуя во всем этом попутно дети расширяют круг своих знаний, представлений, упражняться в суждениях, мышлении и речи.

Большое внимание уделяла Е.И. Тихеева подбору обитателей для живого уголка природы в детском саду. “Мы должны позаботиться, — писала она, — о том, чтобы предоставить возможность ребенку общаться с природой. Наша основная педагогическая обязанность – создать в комнатах обстановку, которая предоставит детям по возможности то, что они не могут черпать из открытой природы, внести природу в дом. Объекты живой природы должны быть сосредоточены не только в одном уголке природы, а должны рассыпаться по всему учреждению, быть представлены в каждой комнате.

Дети больше всего любят все живое, движущееся. Воспитателю нужно сделать все от него зависящее, чтобы создать у природы в стенах детского сада жилья.

При приеме детей в детский сад Е.И. Тихеева рекомендовала в числе прочих задавать им такие вопросы: был ли в деревне, где именно, как она называется; видел ли ты лес, поле, луг, реку, огород, сад. Каких ты знаешь животных, птиц? Чем люди занимаются в деревне? Когда лучше: зимой или летом? Видел ли ты небо, солнце, звезды? Слышал ли ты, как гремит гром? [2, с. 34]

На основе полученных во время опроса данных, Е.И. Тихеева рекомендовала строить занятия с детьми. Элементами их могут быть: 1) наблюдения красоты в природе в общем и в частностях; 2) художественное музыкальное восприятие; 3) слушание – художественных сказок и других литературных произведений; 4) произведения живописи.

Е.И. Тихеева предъявляет высокие требования к личности воспитателя и его подготовке к работе с детьми: “Приобретайте знание природы в ее наиболее распространенных явлениях, доступных наблюдению маленького ребенка, и навыки к этим явлениям его подводить.

Черпайте знания о природе, откуда возможно, идите в природу, вначале без детей, с целью практического деятельностного изучения ее. А потом передадите это детям”[2, с.35]

Е.И. Тихеева разработала план-программу ознакомления дошкольников с природой, в которой выделила разделы: времена года, животный и растительный мир, наблюдение труда людей в природе. Она считала, что каждый педагог, познакомившись с окружающей обстановкой, основательно разобравшись в ней и распределив материал соответственно педагогическим целям и задачам, должен составить подробный план-программу для каждой возрастной группы в отдельности.

Источник

Многие известные педагоги важнейшим значением наделяли природу, которая, по их мнению являлась одним из ведущих средств воспитания детей. Например, К.Д. Ушинский настаивал на необходимости введения детей в природу с целью сообщения им всего доступного и ценного для их умственного и словесного развития. Положения К.Д. Ушинского в будущем получили развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой, которые так же значительную часть внимания уделяли природе, как средству умственного воспитания детей.

Елизавета Ивановна Тихеева внесла значительный вклад в создание и разработку содержания и методов знакомства детей дошкольного возраста с природой. Для того, чтобы иметь ясное представление о содержании работы, связанной со знакомством детей с природой, необходимо, в первую очередь, понять, какую роль Е.И. Тихеева отводит природе в воспитании детей. В некоторых своих работах Е.И. Тихеева рассматривает природу как одно из условий или как один из элементов среды, в которой дошкольники живут собственной «естественной детской жизнью». («Обстановка и жизнь маленьких детей» (1922); «Ребенок-дошкольник и воспитывающая его среда» (1924). Учитывая тот факт, что именно в детском саду дети живут своей естественной детской жизнью, то есть осуществляют собственную жизнедеятельность в среде, которая обеспечивает их всестороннее развитие под руководством воспитателя, природная среда в таких условиях обладает наиболее естественным и могущественным воспитательным воздействием [23].

Читайте также:  Методика для развития памяти ребенка

Природа представляет собой неисчерпаемый источник, из которого

дошкольники могут получать предметы для наблюдения, игр или труда. У каждого ребенка есть здоровые инстинкты, которые природа подпитывает, удовлетворяя главный интерес ребенка к деятельности и созиданию. E.И. Тихеева особенно подчеркивала важность природы в процессе воспитании по причине ее «совершеннейшей наглядности». Развитие ребенка на ранних жизненных этапах осуществляется в условиях постепенного расширения круга его представлений, возникающих с помощью внешних чувств. Степень ясности подобного рода представлений находится в зависимости от двух условий:

а) степени участия огромного количества внешних чувств;

б) степени активности ребенка в процессе познания [26; с.11].

И то, и другое условие, предлагаемое Е.И. Тихеевой, не вызывает сомнений, хотя и не являются раскрытыми достаточно глубоко. Степень активности ребенка в процессе познания определяет использование в процессе восприятии разнообразных органов чувств. Формирование познавательных интересов также в значительной степени зависит от характера активности ребенка в процессе познания. Е.И. Тихеева подчеркивает огромное многообразие природы, которое в педагогическом смысле не вызывает опасений. В своей работе «Обстановка в жизни маленьких детей» Е.И. Тихеева пишет, что «педагогическая безопасность» многообразия природы объясняется тем, что дошкольник «инстинктивно воспринимает природу как стройное целое, но свое внимание, свой интерес он целиком отдает заинтересовавшему его предмету, действенно его изучает». При этом существующее в настоящее время понимание содержания знаний детей показывает, что они не воспринимают природу как единое целое. Напротив, представления ребенка о природе являются отрывчатыми, разрозненными. А последовательности познания способствует руководство взрослого [24; с. 42].

Е.И. Тихеева рассматривала природу в качестве инструмента эстетического воспитания детей. Она полагала, что красота природы является

«вечной» и «неизменной». Е.И. Тихеева писала, что «природа есть высший и непогрешимый эстет, выдвигающий формы, цвета, размеры, материалы в том разнообразии и гармоническом соотношении, в той вечной красоте, которая ей доступна» [40; с. 41].

В исследованиях Е.И. Тихеевой четко прослеживается взаимосвязь между природой и сенсорным воспитанием детей. В планах педагогической работы, которые представлены в ее книге «Детский сад», некоторые предметы природы одновременно со специальным дидактическим материалом применяются для обучения различению формы и цветов, ориентировке в пространстве, различению запахов и развития термического чувства. В работе «Родная речь и пути ее развития» (1923) Е.И. Тихеева подчеркивает значение наблюдения для становления языка ребенка. Е.И. Тихеева полагала, что слова закрепляют и уточняют представление, а природа дает возможности для развития наблюдательности детей, а также языка на этой же основе. «Наблюдения природы в ее простейших, для ребенка доступных и интересных явлениях – вернейший путь для развития его языка. Детский сад должен стремиться приближать детей к природе, насколько это возможно должен подводить их сознательно к ее явлениям, а искусство педагога должно своевременно скреплять каждое ими вновь завоеванное представление с соответствующим словом» [41; с. 71].

Однако значение природы и ее применение в воспитательной работе Е.И. Тихеева не ограничивала только лишь умственным и эстетическим развитием дошкольника. Она также пыталась доказать перспективу использования природы и в этическом развитии ребенка. «Наблюдая за жизнью растений и животных, – пишет Е.И. Тихеева, – живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств» [40; с. 65]. В данных условиях особое значение имеет деятельность, связанная с уходом за животными и растениями. «Что может в большей степени содействовать развитию этическому, чем сознание своей ответственности за благополучие, даже за жизнь дорогого живого существа». Также, по мнению Е.И. Тихеевой любой труд ребенка способствует воспитанию его волевых качеств. Е.И. Тихеева обратила внимание на появляющееся чувство удовлетворенности и счастья у детей, во время и после общения их с природой. В этом Е.И. Тихеева была абсолютно права, потому как взаимосвязь природы и процесса возникновения положительных эмоций у детей является действительно неоспоримой [38; с. 81-84].

Далее можно также отметить попытку Е.И Тихеевой использовать природу с целью осуществления процесса социально-политического воспитания. В данном случае видна так называемая социологизация явлений природы. Не смотря на то, что природа является естественным условием воспитания ребенка, Е.И. Тихеева принимала тот факт, что осуществление процесса воспитания только в природе невозможно. Дети, живущие в городах зачастую лишены природы. Они разделены с природой и климатическими, и материальными условиями. В то время многие дети были вынуждены оставаться в помещении. В виду данных обстоятельств перед детским садом была поставлена задача по созданию обстановку, которая призвана хотя бы частично возместить удаленность детей от естественной природы. Для решения данной задачи Е.И. Тихеева вместе со своими единомышленниками занялась разработкой будущего содержания «уголков природы», а также осуществления трудовой деятельности и наблюдения детей в них. В качестве важнейшей составляющей обстановки детского сада Тихеева выделила сад и огород, в условиях которого становится возможной организация разного рода наблюдений, труд и игр детей. Однако деятельность взрослого не должна заканчиваться созданием обстановки. Ребенок не способен самостоятельно ориентироваться во всех природных явлениях, он не может систематизировать то, что он наблюдает. По этой причине среди задач воспитателя находится и организация жизни и деятельности детей в природных условиях, оказание помощи детям к пониманию ее явлений, обучение детей наблюдению [34].

Читайте также:  Что является основой для развития ребенка как личности

В качестве еще одной задачи, стоящей перед педагогами Е.И. Тихеева выделила ограждение, охрана ребенка от опасностей, которые могут ожидать его в процессе бесконтрольного общения с природой. Экскурсии в природу она считала начальным этапом всей работы. С целью знакомства детей с природой в ее «естественном состоянии» в условиях детского сада Е.И. Тихеева активно использовала природное окружение, которое находилось поблизости, например, дворы института, городские скверы и сады. Крайне популярными в то время были экскурсии на Неву, также часто организовывались и проводились экскурсии за город. Е.И. Тихеева была убеждена в том, что именно экскурсии способствуют наблюдению за природными явлениями в естественной обстановке, в тех взаимосвязях и отношениях, которые являются доступными для восприятия их маленькими детьми.

Помимо этого, знакомство детей с природой происходило в специально организованных «уголках природы», которые способствовали сужению круга впечатлений дошкольников, углублению понимание и уточнению восприятия. В таких условиях ребенка можно осуществить приобщение ребенка к природе в любое время года и подобрать необходимый материал для трудовой деятельности и процесса наблюдения в зависимости от особенностей возраста и развития детей. Для наблюдений и трудовой деятельности детей были предназначены все растения и животные, которые находились в «уголке природы». Но только лишь этим дело не ограничивалось: данный природный материал также применялся для разного рода дидактических занятий (в частности на занятиях по сенсорному воспитанию и речи), для ручного труда. Е.И. Тихеева определяла «уголок природы» как специфическую лабораторию, в условиях которой дети под руководством педагога занимаются выполнением разного рода работ – они занимаются выращиванием растений в любых условиях (к примеру, земляная и водная культура луковичных, растения на свету и в темноте и т.п.). Дети осуществляют уход за различными животными и растениями в соответствии с их потребностями, систематически наблюдают за процессом их роста и развития. Естественно, в данной ситуации можно заметить бесспорное влияние «ленинградской школы» методики естествознания, которая была создана и проработана группой природоведов, которые закладывали в качестве фундамента преподавания естествознания в начальной и средней школе методы исследования и экскурсии. «Уголок природы», созданный Е.И. Тихеевой транслирует те видоизменения, которые происходят в природе, а его материалы пополняются и изменяются в соответствии с сезоном. Осенью можно увидеть растения с различной окраской листьев, растения, которые цветут только осенью, семена, фрукты, осенние ягоды, овощи. Зимой дети обычно находят ветки, наблюдают за снегом. Весной они могут увидеть, как набухают и распускаются почки. В это же время на уголке происходят всевозможные посадки и посевы, появляются букетики первых цветущих растений. На протяжении целого года на территории уголка природы проживают разные птицы и млекопитающие; происходят продолжительные по времени наблюдения за развитием насекомых, головастиков. Содержание процесса наблюдения, трудовой деятельности дошкольников, подбор материала для уголков природы, которые были разработаны под руководством Е.И. Тихеевой не потеряли значения и для настоящего времени. Многие «уголки природы», организованные в детских садах, учреждениях начальной и средней школы, созданы по образцам, предложенным Е.И. Тихеевой. При этот многое остается забытым. В первую очередь это касается организации опытов, доступных детям дошкольного возраста. Е.И. Тихеева в свое время сделала попытку внести существующую систему в знания дошкольников о предметах и явлениях природы. По этой причине в «уголке природы» растения были сгруппированы по видам и группам: «наши огородные растения», «наши деревья и кусты», «наши цветы» и т.п. [6].

Когда речь идет о систематизации знаний, особую актуальность приобретают беседы. Воспитатели, педагоги и родители могут беседовать с детьми об осени, зиме, весне, в процессе беседы могут закрепляться и систематизироваться знания о животных и группах животных, о птицах, которые не улетают зимой, о насекомых, о человеческом труде. В своей работе

«Родная речь и пути ее развития» Е.И. Тихеева подчеркивает необходимость построения беседы с детьми на основе естественных наблюдений за окружающими предметами и явлениями.

Е.И. Тихеева использовала в собственной деятельности не только экскурсии, трудовую деятельность, наблюдения в «уголке природы», беседы, но и детскую литературу. Она использовала произведения таких писателей, как В. Бианки, К. Чуковский, произведения фольклора, детские стихи и рассказы советских писателей тридцатых годов. Сама литература подбиралась в соответствии с сезоном [20; с. 42].

Читайте также:  Нормативное речевое развитие ребенка 3 лет

Еще одной составляющей метода Е.И. Тихеевой можно назвать труд детей на огороде. Начиная с возраста 4 лет каждый ребенок начинал работу по уходу за посадками и посевами. В этом случае детский труд должен был быть посильным и опираться, в первую очередь, на игровую деятельность. Детям в таком возрасте нельзя навязывать те или иные обязанности, важно их правильно заинтересовать. По этой причине трудовая деятельность должны сопровождаться разного рода наблюдениями. Когда Е.И. Тихеева занималась организацией труда на огороде она опиралась на труды Ф. Фребеля. Таким образом, у каждого ребенка должна быть собственная грядка, однако при этом она же была составляющей общего огорода, урожай с которого отправляется в «общий котел». В данном случае каждый ребенок понимает собственную индивидуальную ответственность за рост растений, поэтому такую работу можно назвать качественным средством воспитания при условии оптимального сочетания индивидуального труда с коллективным.

Некоторую часть информации о природных особенностях дети получают в процессе игровой и трудовой деятельности в других «уголках», которые организованы в детском саду. Например, в «уголке кухни» дети могут увидеть такие физические и химические явления, как кипение, горение, теплопроводность, растворимость веществ. В таких условиях происходит их знакомство с различными овощами, фруктами, крупой, а также их особыми свойствами и т.д.

Подробная программа знаний о природе, которую дети должны усвоить в детском саду представлена в «Плане педагогической работы на 1928/29 годы», приложенном в книге Е.И. Тихеевой «Детский сад». Разработанный ею план предполагает поэтапное усложнение материала в соответствии с возрастом ребенка. Данный план предполагает разделение содержания работы по знакомству с природой как за пределами детского сада, так и в самом детском саду. Предложенная программа основывается на целостном подходе к природе, что сегодня воспринимается положительно. Продвижением данного подхода занимались прогрессивные педагоги до начала революции, затем он получил свое дальнейшее развитие у советских методистов-естественников, осуществлявших работу с детьми в начальной школе. Работа современных детских садов также основывается на целостном подходе и, как показывает опыт, использование данного подхода в процессе знакомства детей с природой является наиболее доступным и полезным. В настоящее время в каждой группе детского сада воспитатели обязательно знакомят детей с сезонными явлениями. Наблюдения за сезонными изменениями природы за пределами детского сада дополняются работой в «уголках природы». В соответствии с тем или иным временем года дети осуществляют наблюдения за изменениями, которые происходят среди обитателей «уголка природы» [40].

Также в соответствии с работами Е.И. Тихеевой современными воспитателями определяется содержание трудовых навыков по уходу за животными и растениями. Дети младшей группы в настоящее время принимают участие в уходе за «уголком природы». В средней группе осуществляется уход за растениями и животными, дети занимаются посадкой и пересадкой растений. В старшей группе дети осуществляют полный уход за растениями и животными в «уголке природы», отвечают за посадки на огороде.

В настоящее время в детских садах для ознакомления детей с природой и окружающим миром используются труды таких современных исследователей, как С.Н. Николаева («Методика экологического воспитания в детском саду» (2004)), Н.А. Рыжова («Программа «Наш дом-природа»: блок занятий «Я и природа» (2005)), Т.А. Серебрякова (Экологическое воспитание в дошкольном возрасте (2008). В отдельный вид образовательной деятельности можно включить занятия с детьми на прогулке. Этим вопросом занимаются такие авторы, как Г.В. Лаптева (“Лучшие развивающие прогулки круглый год” (2012)). В своей педагогической деятельности мы работаем по программе “От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и дополнительно используем методические материалы таких авторов, как В.А. Соломенникова (“Ознакомление детей с природой”), Т.Н.

Зенина (“Ребенок и окружающий мир: Занятия на прогулке”), М.П.Костюченко (“Исследовательская деятельность на прогулках.) Экологические занятия с детьми 5-7 лет” (2014)). Важно отметить, что в указанных работах авторами раскрываются проблемы, созвучные идеям Е.И. Тихеевой. В качестве примера нами разработаны конспекты занятий с детьми по окружающему миру и занятий на прогулке, проведенных в ГБОУ Школа №880 ДО№5 ЮАО города Москвы. Разрабатывая данные конспекты, мы опирались на рекомендации Е.И. Тихеевой.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности, указывала Е.И. Тихеева.

Источник