Влияние природы на развитие речи ребенка

Влияние природы на развитие речи ребенка thumbnail

ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Светлана Владимировна Шушанова,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №408 комбинированного вида» г. Казань

E-mail:svetlana_gold777@mail.ru

1.Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные задачи, одной из которых является «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи». Педагоги, такие как Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, Е.А. Флерина придавали большое значение монологической связной речи. Этот же вопрос интересовал и психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, также светил лингвистики Л. Н. Гвоздева, Н.А. Пленкина и др. Одним из средств речевого развития детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются общение природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы и бабочки, жуки и  птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности, способствует развитию речи, в чтении стихов о природе, рассказыванию по картине, сочинении рассказов и сказок о природных явлениях. Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка.  

1.1 Актуальность

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через средства массовой информации пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы, актуальной проблемой дошкольной педагогики является духовное воспитание детей и развитие родной речи. Речь– удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Родная речь постоянно окружает детей, очень рано входит в их жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов. Ознакомление дошкольников с родной речью– это первые шаги в познании родного края, дальнейшего успешного обучения в школе и дальнейшем многогранном развитии, а значит и воспитании любви к родному языку и любви к Родине.

1.2. Постановка проблемы

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители мало придают значения развитию монологической и диалогической  речи, мало говорят с детьми о событиях, которые происходят вокруг нас. Очень часто беседу с ребенком заменяют тем, что включают компьютер с играми или предлагают посмотреть мультфильмы. Родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят и волшебство природных явлений, и волшебных животных, и свойства живой и неживой воды, а также частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду о прекрасном мире, где все добрые и красивые. Дети, слушая сказки, никогда не сломают деревце, не сорвут цветок, не обидят животное. Такой ребенок верит, что есть такая страна, где животные и растения разговаривают. Иногда дети замечают в окружающем мире несоответствие своим представлениям о прекрасном. Сказка же помогает им увидеть красоту природы, растительного и животного мира. Чем дольше ребенок верит в волшебный мир сказки, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь, тем лучше он будет высказывать свои мысли. Пересказывая сказки, ребенок учится говорить языком народной мудрости, языком героев и персонажей сказки. Очень важно для развития речи детей чаще обсуждать увиденное в природе явление. Эти беседы могут перерасти в сочинение собственных сказок, что благотворно влияет на развитие детей и их речи. Взрослые должны помочь ребенку присматриваться к окружающему, замечать происходящие изменения, устанавливать известную связь явлений, делать обобщения и выводы на основе наблюдений. Надо приучать детей «слушать, чтобы услышать, видеть, чтобы увидеть».

Изучив данный вопрос и осознав его актуальность и целесообразность, я постаралась использовать в своей практике развитие связной речи детей в процессе экологического образования.

Таким образом, проблема развития связной речи детей зависит от многих факторов и является актуальной. По этому направлению не существует целостной системы.

С одной стороны, эта проблема указана в методической литературе, а с другой – разработок по этой теме нет. И поэтому я поняла необходимость углубления знаний по этой проблеме.

1.3. Цель моей работы является развитие связной речи детей на основе эмоциональной отзывчивости, соответственно, духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление их с миром природы. При организации этой работы мною решались следующие задачи: воспитать у детей способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней и на основе этого сформировать умение выражать свои эмоции связной речью.

2. Методы и средства исследования

Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребёнка, раскрытию его умения мыслить и связно говорить, я пришла к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и форм, используемых в экологическом воспитании. Эти средства не новы и, как уже отмечалось выше, традиционно используются: наблюдения, беседы, художественная литература, художественное слово, театральная деятельность. Рассмотрим некоторые из них и особенности их использования.

Одним из наиболее действенных таких средств, я считаю  использование в своей работе воспитательных возможностей народной педагогики. Природа в устном народном фольклоре представлена столь обширно и поэтично, что при желании воспитателю не составит труда подобрать материал по любой тематике и практически каждое занятие украсить пословицей, поговоркой, басней. Народная мудрость взяла у окружающей природы и трансформировала в природу человеческой души, личностных качеств то, что даёт представление о неразрывной связи этих двух миров: природы и человека. В народной педагогике с помощью устного народного творчества детям передавали опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий. Народная мудрость побуждает ребенка пересказывать сказки, сочинять свои, развивая монологическую и связную речь. Кроме представлений об окружающем мире, воспитания бережного отношения к природе народная педагогика сказками и былинами, например, о леших и водяных, вооружала детей правилами поведения в лесу, на воде. Чаще забавные, но иногда и страшные истории служили предупреждением, уроком.

Особенность использования средств народной педагогики в работе по развитию речи дошкольников заключается в следующем:

-Приобщение к устному народному творчеству: ознакомление со сказками, былями, легендами, малыми фольклорными жанрами (загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и т.д.)

-Составление картотеки примет по итогам собственных наблюдений;

-Участие в фольклорных праздниках, посвящённых сезонным изменениям в природе.

Большое значение в воспитании осознанного, эмоционально-ценностного отношения к природе, играет использование художественной литературы. Произведения художественной литературы знакомят детей с жизнью животных в природе, помогают детям увидеть и прочувствовать красоту окружающего мира, учат на примере литературных героев и персонажей различать добро и зло, правильные и неправильные поступки. Сочувствие и сопереживание, умение поставить себя на место другого живого существа или предмета дают детям богатый опыт в выборе нравственного пути.

Особенность использования:

-Отбор произведений художественной литературы о мире природы нравственно-ориентированной направленности:

-Проведение литературных композиций, праздников, конкурсов чтецов;

-Создание детьми иллюстраций к прочитанным книгам;

-Игровая мотивация детей с помощью литературных персонажей.

Особенность использования наблюдений за миром природы в целях развития речи ребёнка заключается также в нравственно-ориентированной направленности этого метода. Организуя наблюдения за растениями и животными, необходимо обращать внимание детей на их характерные и отличительные признаки с учётом нравственного и эмоционального критерия. Например, отмечать такие признаки, как трудолюбие пчёлки, ласковость кошки, преданность собаки, трогательную хрупкость первого весеннего росточка, стройность берёзки, крепость и основательность дуба. В наблюдении за явлениями природы активнее использовать эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры и сравнения, объясняя детям их значение, тем самым побуждать детей к высказыванию своего мнения о увиденном.

Большое значение для развития связной и диалогической речи ребёнка оказывает непосредственное общение его со взрослым, с воспитателем. Поэтому я в своей работе по ознакомлению с миром природы уделяю большое внимание организации бесед, как групповых, так и индивидуальных

Использование игровых обучающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Через игровую деятельность ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы, тем самым развивать монологическую, диалогическую и связную речь.

     Особенность использования:

-Использование игрушек-аналогов. Сопоставление живого объекта с неживым аналогом помогает ребёнку осознать специфику живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом, говорить о нем;

-Использование сюжетных игрушек, с помощью которых, педагог может создать различные игровые ситуации, влияющие на развитие речи;

-Игры-путешествия

Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребёнка велико. Праздники, развлечения, театрализованные занятия пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности, активизируют словарный запас детей. Принимая участие в постановке спектакля, ребёнок имеет возможность выражать в игре своё представление о мире, тем самым обогащать свою речь.

3. Исследования

Существует много методик по развитию речи детей. Одна из них это описание репродукций художественной живописи. Ее создала Н.М. Зубарева. Согласно данной методике дети должны не просто увидеть всю прелесть окружающей природы, но и активизировать свой словарь для передачи своих впечатлений, мыслей, рассматривая репродукции о природе. Я успешно применяла эту методику в своей работе. Хочу отметить, что успех описательного рассказа зависящий от впечатлений, которые дети получили ранее в общении с природой на экскурсиях был положительным. Это условие сочетания наблюдений в природе, и рассматривания репродукции очень важен для развития речи дошкольников. Практические занятия это показали. В своей работе с детьми я использовала разнообразные рассказы о природе с богатым познавательным материалом для дошкольников и развития их речи. Например: рассказы В.Бианки, М.М.Пришвина, Е. Чарушина, служащие речевым образцом. В непосредственной деятельности с детьми использовала оригинальный прием рассматривания картины, заключающийся в повышении эмоционального восприятия в сопровождении музыки и звуков природы. В своей практике я часто использую этот метод.  

4.Результаты исследования

Для определения эффективности работы используется комплекс диагностических приёмов:

опросы, игры, сочинение сказок, рассказы с ошибками, рассказы с вопросами, обсуждение литературных произведений, задания сказочных персонажей, творческие задания, создание проблемных ситуаций.

Обследование детей старшей группы показало, что дети проявляют высокий интерес к объектам природы, любознательны. Интерес, проявляемый ими, поддерживается желанием общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы и говорить о них, как со взрослыми, так и со сверстниками. Большинство детей умеют выразить своё отношение к природе через изобразительную деятельность, рассказ, сказку.

4.Вывод.

Таким образом, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей не только таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие, еще и умение выражать свое отношение к природе посредством связной речи. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой необходимы, необыкновенно остры. Они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у человека возникает ощущение связи с родной землёй, формируется любовь к ней. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Список литературы

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. – М., 2005.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2006.

3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В. Гербова. – М., 2007

4.. Маркина, М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

5. Николаева, С.Н. Программа «Юный эколог». Творческий Центр. Сфера. М., 2008.

6. Поваляева, М.А. Развитие речи детей при ознакомлении с природой: Феникс, 2002.

7. Рыжова, Н.А. «Наш дом – природа». М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

8. Спиридонова, Н. А. Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 62-65 

9. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. М., 2008.

Интернет ресурсы

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. https://pedlib.ru/Books/1/0175/1_0175-192.shtml

Иванова, О.А. Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/02/24/razvitie-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-oznakomlenie

https://getmedic.ru/vliyanie-na-zdorove/69859-rechevoe-razvitie-doshkolnikov-referat-2

Чуркина Л.Г. https://io.nios.ru/articles2/66/10/razvitie-rechi-detey-cherez-teatralizovannuyu-deyatelnost

Источник

Природа как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Проблема речевого развития детей в настоящем не остается без внимания педагогов и психологов, поскольку язык – неиссякаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Под влиянием языка совершенствуются ощущения и восприятия, обогащаются знания об окружающем мире. С помощью хорошо развитой речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи, участвует в различных видах детского творчества. Природа является частью окружающего мира, с которым ребенок ежедневно взаимодействует. Поэтому актуальным является изучение условий обеспечения эффективного речевого развития ребенка через природу.

Лучший путь для развития речи – впечатления, которые получают дети от общения с живыми существами в природе. В.А.Сухомлинский отмечал, что, прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, дети должны прочитать страницы лучшей в мире книги – книги природы.По его мнению, самое важное, чтобы в процессе общения с природой ребенок накопил чувственные впечатления, поскольку, как известно, дошкольник мыслит образами, а это значит, что, слушая рассказ воспитателя о путешествии капли воды, он рисует в своем воображении и серебристые волны утреннего тумана, и темное облако, и раскаты грома, и весенний дождь.

Природа – это неиссякаемый источник знаний. Основным методом познания природы и развития на этой основе языка является наблюдение, которое способствует развитию у детей любознательности и интереса к тому, что нас окружает, совершенствованию органов чувств. В процессе наблюдения у дошкольников появляются много вопросов, которые взрослые не должны игнорировать, а давать доступные пониманию детей ответы. (Например:«Из чего образуется снег?», «Кто покрасил деревья в разные цвета?). Интересы детей не должны оставаться незамеченными.

Наблюдения – является верным путем развития речи детей. Целесообразно при этом использовать устное народное творчество, детский фольклор, стихи и рассказы писателей. Пословицы и загадки, по форме, как отмечал К.Д.Ушинский, – это животрепещущее проявление родного языка, который вылетел из глубокого источника души народа. Все это, вместе с наглядными методами (использование книг с иллюстрациями явлений природы, картин, на которых изображены пейзажи, растения и животные, просмотр диафильмов и т.п.), является неисчерпаемым источником развития речи, обогащения словарного запаса, что способствует формированию общей культуры ребенка, прививает чувство любви к родному языку и бережного отношения к природе.

Пребывание в природе способствует не только развитию речи, но и нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию дошкольников, формированию таких качеств как доброта, отзывчивость,мягкость и учтивость. Поэтому необходимо максимально использовать средства природы в процессе речевого развития детей дошкольного возраста.

Важно знать!

Работа по развитию речи – это непрерывный процесс. Мы, взрослые, должны приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь     глубже понять образ природы.

Чаще играйте с детьми в различные игры:

дидактические, игры – фантазии, игры – драматизации, игры – забавы, настольно- печатные игры, строительные игры, игры с природным материалом, подвижные, народные игры.

 В совместной деятельности привлекайте детей к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, используйте этические беседы, создавайте ситуации о нормах поведения в природе.

По возможности развивайте представления:

  • об истории цивилизации (об образе жизни человека, знакомство со сказками,  легендами);

  • о навыках безопасного поведения на природе;

  • об основах правового сознания  (усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развития чувства ответственности за другого человека, животного и растения, за свои поступки, за данное слово).

Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности      детей:

  • Предоставлять возможность выбора в процессе игровой деятельности;

  • стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия);

  • создавать условия для реализации различных видов деятельности;

  • поощрять проявление детского словотворчества;

  • поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;

  • создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными);

  • овладевать в самостоятельной деятельности «языком чувств».

    Особое внимание уделите  интонационной выразительности речи. Этому дети могут научиться в играх-инсценировках. Проинсценируйте с ними сказки «Теремок», «Колобок»… Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Для  выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных  слов и фраз используйте   чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе. Больше внимания уделяйте  правильному пониманию слов, их употреблению в речи.

 Проводите  работу по активизации словаря детей с помощью названий предметов, их качеств, свойств, действий; уточняйте  обобщенные понятия (овощи, деревья …); подбирайте определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Понаблюдайте с детьми

    При наблюдении за птицами, обратите внимание на их повадки. Например, заметьте, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу.

    Вышли на прогулку – спросите: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдайте, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложите повернуть лицо  к ветру, отметьте, что от ветра становится холоднее.

    Учите детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.

  При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке – заход. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления.

  Наблюдения  на прогулке  чередуйте   с играми, трудом. Много радости доставляет детям пускание в ручейках корабликов, игры с водой и песком.

                                    Памятка для родителей

  1. Избегайте двуязычия в период становления у ребёнка речи.

  2. Избегайте в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи.

  3. Особое внимание обращайте на чёткость произнесения окончания слов и предлогов.

  4. Постаратесь увлечь ребёнка игрой  в «слова».

     Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющиеся недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования  и словоизменения.

Источник