Влияние прикладного искусства на развитие ребенка
Библиографическое описание:
Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 24.11.2020).
Народное декоративно-прикладное искусство —
одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного
возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже
в дошкольном детстве — залог будущих успехов.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность
мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение
всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое
внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный
технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов
быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость
творчества, познакомить с историей народного творчества,
показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить
с образной стилизацией растительного и геометрического
орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он
гражданин России.
Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной
культуры страны планирую в соответствии с Образовательной
программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы
«Детство» под редакцией Логиновой В. И.и
Бабаевой Т. И. рекомендуют уделять серьезное внимание
приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей
страны.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность
в самоутверждении и признании их творческих возможностей,
я поставили основные задачи в работе по данной теме:
Формировать устойчивый интерес к искусству народа России
и народов других стран;Развивать художественно-творческие способности у детей;
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям
окружающего мира;Воспитывать самостоятельность, активность и творчество
в применении ранее усвоенных способов изображения, используя
выразительные средства.
При создании предметно-развивающей среды группы учитываем принципы
ФГТ к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной
из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого
ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность
проявить себя. В “центре искусства” подобрала
дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным
моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”,
“Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”,
“Жостово” и др, оформила таблицы с элементами
народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности,
различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные
изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для
формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во
время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что
очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость.
Интеграция образовательных областей: «Художественное
творчество», «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Труд», «Чтение
Художественной литературы», «Музыка», дает
возможность интересно и доступно сформировать систему знаний
и умений детей по данной теме.
В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов:
наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности,
индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников,
познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного
искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном
создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора,
в расположении их на объемах,в создании предметов декоративного
характера, умения найти собственный способ изображения и оформления
предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на
изделия.
Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные
и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность
в процессе которой создается что-то новое, в результате
поиска, использования, использования личного опыта, а также
знаний и умений, которые ребенок получил в процессе
обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки
являются тематические и интегрированные занятия, в которых
фрагментарное введение познавательного материала идет в логике
с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на
формирование устойчивого интереса детей к искусству своего
народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине
В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем
направлениям:
оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге.
ознакомление детей с народным искусством
развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение
образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление
и применение
Формируя культура эстетического восприятия детей,
подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры,
украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры
и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую
игровые формы обучения, посещение нашего “музея” —
“Горницы” и выставок декоративно-прикладного
искусства, вечера развлечений “Русская ярмарка”,
“Масленичные гулянья”
Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно
фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным,
увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные:
путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир
своими художественными промыслами, например, “Мастера из
Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение
в мастеров-художников.
Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих
способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир
народной русской игрушки, познакомиться с её характерными
образами способствовал проект «Игрушка из Руси». В рамках
проектной деятельности познакомили детей с образами загорской,
полхов-майданской и семеновской матрешками. В целях
эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала
художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами,
которые используют народные мастера, звучанием народной музыки,
частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм
позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных,
застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию
игрушки, предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по
его контуру, т. е. использую «жест рукой».
Познавательно-игровой проект«Традиции и обычаи
русского народа» помог развить интерес у детей к устному
народному творчеству, народным играм. В проекте использую
элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного
оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи
«Русского быта», «Русского костюма»,
«Московский кремль». В проект входят познавательный
блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные
и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д.
и конечно, продуктивная творческая деятельность детей.
При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на
обязательное выделение знакомых элементов и их украшения,
чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор
состоит их простейших, знакомых геометрических частей —
точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети
затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами
и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей
пословицами и поговорками: «Терпение и труд —
все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям
славу приносит».
Очень значима организация творческих заданий с целью применения
детьми полученных знаний непосредственно в той или иной
деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ и он
обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой
к формированию устойчивого интереса к народному искусству,
его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.
Немаловажный прием в развитии детского творчества —
проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме
разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый
ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со
сверстниками, а вечером — с родителями, услышать
добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения,
восхищения.
Расширению кругозора детей в области русского
декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский
перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными
декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми
элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов),
стремилась формировать навыки творческой изобразительной
деятельности, учила использовать цвета для русских росписей,
применять разнообразные приемы, материалы и инструменты,
стремиться к созданию выразительного образа.
Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием
национально-региональный компонент. Кольская земля издревле богата
талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине
неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают
мастерством и вкусом.
Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных
жителей Кольского полуострова — саамами, предлагаю детям
окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты
национальной одежды традиционными саамскими узорами. Дети учатся
умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора,
отличать северный орнамент от орнаментов других народов.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое,
невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали
единомышленниками и создавали необходимые условия для
творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать
необходимую методическую помощь.
Необходимую информацию родители получают на собраниях,
в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные
стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др.
Оформила папку-передвижку «Русский праздничный костюм».
Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я —
взрослый, ты — ребенок» и «Неделя Красоты»,
где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней
становятся выставки совместного творчества, где все могут
полюбоваться на творение своих рук.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что
использование изделий народных промыслов углубляет знания детей
о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает
изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать
изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям
народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело
и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными
способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность
изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным
объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства
выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит,
симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи.
Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения
в самостоятельной творческой деятельности.
Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка
от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных,
радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения,
любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием
талантом создаются такие прекрасные вещи.
Источник
Влияние народного декоративно – прикладного искусства на воспитание детей.
Декоративно – прикладное искусство – один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
О роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Н.П.Сакулина, Р.Н.Смирнова и др.) они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Предметы декоративно – прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга.
Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции, развить творческие способности.
Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.
При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим.
Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
Таким образом, можно констатировать, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение, речь.
Список использованных источников
1. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада / З.А.Богатеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.
2. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д.Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – 304с.
3. Народное искусство в воспитании дошкольников: учеб пособие по программе эстетического воспитания дошкольников / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Пед. о-во России, 2005. – 248с.
4. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно – прикладным искусством / О.А.Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – с.42
Источник
Сайт работает в тестовом режиме. Приносим свои извинения за временные неудобства.
Сторожева Наталия Юрьевна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
Тюкаева Татьяна Вячеславовна,
воспитатель ДО 1
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
Декоративно-прикладное искусство относится к одним из древнейших видов искусства. Россия богата различными видами народного декоративного промысла: резьба и роспись по дереву, гончарное производство, плетение кружев, вышивка, аппликация и прочее.
Узнавая историю своего народа, знакомясь с предметами обихода, лексикой, обычаями, видами промысла, ребенок культурно обогащается. Прикладное искусство – значит, рукотворное: в каждый предмет вложена частичка души мастера, который работал над идеей и ее воплощением. Дошкольник, прикасаясь к элементам народного творчества, развивает воображение, активирует творческие процессы. Эмоциональный язык искусства – основной и прочный переходной мостик от души народа к душе ребенка.
Ведущие отечественные педагоги (Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина, А.П. Усова), говорили о том, что художественное наследие передается из поколения в поколение, но для этого необходимо придерживаться духовных идеалов, знакомя с ними, не отрываясь от образовательного процесса. Ребенку нужно знать историю своего края, поэтому педагогу важно донести это через игры, проекты, творчество.
Творческая деятельность дошкольников на базе декоративно-прикладного искусства является одной из целей, направленной на решение глобальной задачи – развитие основ личности ребенка. Важно привить детям через искусство нравственно-эстетические ценности своего народа, позитивное отношение к Родине. Такая позиция имеет огромное значение, как для будущего становления личности, так и осознания себя в качестве частицы своего народа, своей страны.
Развитие творческой составляющей необходимо для гармоничного воспитания дошкольников. С помощью этого фактора можно привить духовно-нравственные идеалы, культурные ценности нашей страны. В современном мире очень высок уровень агрессии, поэтому снизить его можно только вкладывая в будущее детей, помогая им расти здоровыми, всесторонне развитыми и придерживающихся моральных ориентиров.
Законодательная база современной системы образования прописывает задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Подразумевается воспитание высоконравственного, творческого гражданина России, принимающего судьбу своего Отечества, как свою личную. В будущем такой человек будет осознавать свою ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Важно раскрыть потенциал и творческие способности каждого ребенка. Развитие этих способностей должно начинаться с ранних лет и реализовываться разными способами, среди которых особое место занимают художественно-творческие направления. Одним из таких направлений является декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство включает в себя художественные промыслы, городское художественное ремесло. Мы, воспитатели, знакомим детей не только с дымковской игрушкой, росписью гжель, но и другими техниками. К ним относится: лепка, аппликация, декупаж, папье-маше, конструирование, комбинированные техники.
Искусство проявляется как в сфере предметной культуры, так и в сфере духовной культуры – обрядах, праздниках. Мы знакомим детей с традициями своего народа на примере различных праздников (проведение утренников, творческих занятий). Приобщая к народному творчеству, есть большая вероятность воспитать не только духовно-нравственную, но и творчески думающую личность.
На занятиях декоративно-прикладными видами творчества существенное место отводится под эстетическую составляющую и усвоение основных национальных ценностей. Как результат – речевое развитие происходит более стремительными темпами, накапливается сенсорный опыт. Ребенок видит идеал, по образцу которого может в дальнейшем создать свой предмет. При этом познавательная сфера включает в себя несколько компонентов:
– задействуются психические познавательные процессы (память, восприятие, воображение, мышление);
– ребенок учится анализировать, классифицировать, сравнивать предметы и обобщать, делать выводы;
– дошкольник получает информацию, необходимую для дальнейших достижений и накапливания опыта;
– формируется отношение к услышанному и увиденному – это и есть чувствительно-эмоциональный опыт человека.
Мы, потратив определенное количество времени, создали из глины дымковские фигуры.
Фотографии 1–6
Перед тем, как начать расписывать дымковские игрушки, предварительно проводим с детьми беседу об истории игрушек, особенностях росписи. И в конце беседы каждый ребенок выбрал себе понравившуюся игрушку, которую он лепил из глины вместе с нами, педагогами. Невозможно описать всю гамму чувств, которую испытали дети, выполняя эту творческую работу, какая гордость переполняла детей. Как поднималась самооценка ребенка: «Я могу», «Моей работой восхищаются».
Из полученных поделок организовали выставку.
Фотография 7
Дошкольнику необходимо уметь работать не только в индивидуальном формате, но и учиться коллективному взаимодействию. Таким образом, можно научить ребенка состраданию, помощи товарищу, командной работе. Результат одного ребенка – это большое достижение, а коллективная работа требует не меньших усилий. Мы стараемся поддерживать каждого ребенка, вовлекая его в совместную деятельность с другими детьми.
Занятие декоративно-прикладными видами деятельности необходимо детям, это благотворно сказывается на развитии их способностей, формирует чувство вкуса. Но во всем необходим профессиональный подход, иначе ребенок может утратить интерес и желание творить. Важно настроить детей на творческую работу, заинтересовать их, поощрять каждый шаг. Нельзя сознательно ускорять процесс, всему свое время. Каждый ребенок должен быть удостоен внимания и вовлечен в работу. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
И мы думали, придумывали, участвовали в конкурсах… И вот, что у нас вышло.
Фотографии 8–9. Аппликация «Скворечник»
Фотография 10. Рисуем пластилином «Осень»
Фотографии 11–12. Игрушки из помпонов «Рождественские ангелы»
Мы думаем, что нашли эти пути. Так как при коллективном труде все дети включаются в процесс творчества, им интересно заниматься вместе. Даже бывает так: скромный ребенок в других видах деятельности стесняется, неохотно контактирует с другими детьми, а при создании коллективных поделок он раскрывается, демонстрирует свой потенциал. Детям интересно, что за задачу поставит перед ними педагог, так как работы большие, требующие времени их всегда проще и увлекательнее делать сообща.
Наши коллективные поделки:
Фотографии 13–14. Панно из яичной скорлупы
Фотографии 15–16. Коллективная работа в смешанной технике: глина, лепка, объемная аппликация
Фотография 17. Коллективная работа в технике «аппликация пряжей»
Декоративно-прикладное искусство помогает прививать духовные, эстетические и нравственные ориентиры, формировать осознанность. За время работы, дети могут познакомиться с разными материалами, вариативностью творчества, узнать новое о своей малой и большой Родине. Кроме того, они узнают о народных умельцах, востребованных профессиях, о ценности созданного своими руками.
Воспитателю необходимо знакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, проводить занятия, где будут задействован творческий потенциал ребенка (лепка, рисование, конструирование, аппликация). Наша роль в процессе – направляющая, ориентирующая на эталоны, пробуждающая желание творить и развиваться.
Фотография 18. Поделка из теста
Фотография 19.Поделка из природного материала
Фотография 20. Аппликация из пуговиц
Фотография 21. Роспись морских камушек
Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.
Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов: генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков , где декоративно-прикладное искусство занимает одно из главных мест в воспитании личности ребенка.
Список литературы:
1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
2. Лотман Ю.М. Лекции о русской культуре. Воспитание души. СПб: Искусство, 2003.
3. Малахова И.А. Развитие личности: художественно-творческая деятельность. Минск: Белорусская наука, 2003.
4. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М., 1986.
5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста). М.: Скрипторий, 2003.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник