Влияние пренатального периода на развитие ребенка

Влияние пренатального периода на развитие ребенка thumbnail

Под пренатальным (от лат. prae – перед и natalis – относящийся к рождению) понимают психическое развитие плода с момента зачатия до рождения. В настоящее время влияние пренатального периода и родов на дальнейшее развитие ребенка не вызывает сомнений. Большинство исследований в этой области осуществлено в рамках психоаналитического понимания развития. При достаточно существенных отличиях во взглядах все исследователи сходятся во мнении, что психофизиологическое состояние матери влияет на поведение плода. Это означает, что эмоциональные или физические трудности матери с большой степенью вероятности будут негативно влиять на последующее развитие ребенка.

В частности, Джералд Блюм приводит данные, согласно которым у беременных женщин, находящихся в несчастье, плод проявляет значительное повышение активности. Он же ссылается на мнение доктора Хью Кармайкла о том, что плод реагирует на страхи и тревоги матери следующим образом: сильные химические сдвиги, вызывающие мгновенные или длительные изменения в составе крови матери, передаются плоду. Далее гормоны проникают через плаценту и оказывают будоражащее воздействие на плод, что проявляется в нарастании его двигательной активности. Длительное повторение такой стимуляции способствует поддержанию состояния раздраженности и гиперактивности в течение позднего периода внутриутробной жизни. Таким образом, большое количество материнских несчастий способно ослабить организм ребенка перед рождением и стать причиной каких-либо последующих трудностей[1].

Помимо чувствительности к эмоциональному состоянию матери, многие авторы отмечают зависимость плода от ее физического состояния. Есть мнение, что длительная усталость матери проводит к формированию гиперактивности плода. В частности, по вечерам его активность обычно выше, чем по утрам.

Плод восприимчив не только к непосредственным изменениям психофизиологического состояния матери. По данным исследований, активность плода вызывается внешней стимуляцией, например звонком в дверь, уже на 30-й неделе беременности. Шум вблизи матери приводит к учащению сердцебиения плода.

Анализируя влияние пренатального периода на развитие, особенно важно остановиться на трудностях нежеланного ребенка. Например, исследованиями показано, что эмоциональный антагонизм к вынашиванию плода может стать причиной преждевременных родов. Известный микропсихоаналитик С. Фанти подчеркивал, что весьма вероятным может стать появление у будущей матери бессознательной агрессии к ребенку, если он, по ее мнению, портит внешний вид или лишает удовлетворения каких-либо значимых для нее потребностей. Исследователь отмечал, что будущей матери не следует беспокоиться о собственном здоровье, поскольку любая попытка самосохранения преобразуется в бессознательное стремление отторжения ребенка.

Однозначно говорить о влиянии пренатального периода на личность при современном уровне развития науки трудно. Однако стоит обратить внимание на мнение многих исследователей о том, что пренатальные условия бывают травматичными и это связано с физиологическим или эмоциональным неблагополучием матери.

Более дискуссионным является вопрос о влиянии родов на последующее развитие. Так, еще Зигмунд Фрейд обратил внимание, что на новорожденного обрушивается огромное количество стимулов, тогда как он не обладает адекватными способами их переработки. Эта первая опасная ситуация, по мнению ученого, является моделью для более поздней тревоги. Отго Ранк, последователь Фрейда, уже отводил “травме рождения” центральную роль в последующем развитии личности.

Таким образом, вопрос о механизме влияния беременности и родов на развитие ребенка сегодня является дискуссионным. В то же время влияние эмоционального состояния будущей матери на развитие плода подтверждается не только исследованиями, но и наблюдениями практических психологов.

Источник

 Что такое пренатальное развитие?
 Пренатальное развитие – это все, что происходит с будущим малышом от зачатия до появления на свет. Довольно часто медики употребляют термин «перинатальный период» для обозначения времени «около» родов – примерно с 28 недели беременности. Любой здравомыслящий человек понимает, что, пока ребенок находиться в животе у мамы, формируются все органы и системы организма. Физические метаморфозы зародыша можно наблюдать при помощи ультразвукового исследования.
 А есть ли у плода психика? Когда она появляется? Какие психические особенности формируются в пренатальный период? Возможно ли воспитание до рождения? На эти и многие другие вопросы пытается найти ответ пренатальная психология.

 Началом индивидуальной – отдельной от мамы – психической жизни ребенка считается момент рождения. Именно с этого момента мы начинаем наблюдать, как малыш постепенно изучает мир и его законы. Сначала он учится сосредотачивать свое внимание на предметах и игрушках. Затем начинает отличать знакомые лица от незнакомых, реагирует на появление мамы и ее голос. Довольно быстро ребенок научается понимать окружающих людей и управлять их поведением при помощи плача и улыбки.
 Но в нашей жизни ничего не происходит «вдруг», из ниоткуда. Все имеет свои предпосылки и историю развития. Мы не начинаем в один миг ходить, говорить, есть ложкой, завязывать шнурки, управлять велосипедом, читать и писать. Особенности любого возраста подготавливаются прохождением предыдущих этапов. Следовательно, пренатальное развитие во внутриутробный период дает начало психическим особенностям будущего малыша.

 Психика человека – свойство его головного мозга. Это свойство позволяет людям воспринимать мир т.е. видеть, слышать, чувствовать вкус, обонять и осязать. Мозг накапливает эти знания, анализирует их и хранит в памяти. Из этих данных складывается образ мира, понимание различных явлений и отношение к ним. Исходя из своей картины мира, индивид выбирает те или иные реакции на внешние события, совершает поступки.
 Если психика – свойство мозга, то и возникает оно тогда, когда формируются основные мозговые структуры. Когда же происходит это событие? 1-й триместр беременности считается временем формирования основных соматических структур (тела). Во время 2-го триместра происходит созревание органов плода, до уровня, необходимого для выживания.
 На протяжении 3-го триместра происходит созревание структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. Работающий мозг начинает подавать электрические сигналы. Именно так, проводя исследование на овцах, ученые определили предполагаемое зарождения психики.

Читайте также:  Психомоторная задержка развития у годовалого ребенка

Пренатальный период: основные тенденции психического развития
 Как вы уже поняли, физическое развитие является далеко не единственным процессом, происходящим с человеческим организмом во внутриутробный период. Пренатальная психология накопила достаточно большой массив данных о психической жизни, будущего малыша.
 Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и «гримасничать». Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные движения – предпосылки будущей самостоятельной двигательной активности.

К 20-й неделе беременности

 Ультразвуковое обследование гортани обнаружило первые движения, связанные с генерацией звуков в возрасте 18 недель. После рождения, благодаря окружающей воздушной среде, фонация выразится в крике при рождении и быстро перерастет в целый спектр членораздельных звуков, сопровождающих человека в течение всей его жизни.
 К 20-й неделе пренатальное развитие обогащается первыми механизмами будущего познания мира – развиваются органы вкуса и обоняния.
 К 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность. На ее основе впоследствии сформируются тактильные ощущения, позволяющие определять температуру и изучать поверхность различных предметов. Примерно в это же время плод начинает реагировать на звук.
 На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери (реакция на свет подтверждается сканированием мозга).

 Все эти формы поведения в перинатальный период – мимические движения, брыкание, повороты тела и движение головы – возможно, являются произвольными т.е. самостоятельными движениями плода, стремящегося занять наиболее удобное положение.
 Восприимчивость будущего малыша и разнообразие форм его поведения, определяющие пренатальное воспитание, значительно возрастают на 8-м месяце беременности. В середине этого месяца у плода открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, не смотря на то, что внутри матки темно.

 Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже полностью сформировались. Сканирование мозга показывает периоды сна, возможно со сновидениями.
 С переходом на 9-й месяц пренатальное развитие заключается в том, что у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и завершается развитие слуха.

В пренатальный период, ребенок ...

 Воспитание до рождения: гипотезы и исследования
 Вопрос о том, как влияет на последующее развитие ребенка опыт, полученный им во внутриутробный период, интересовал людей с давних времен. Пренатальное воспитание интересовало древнегреческого философа Аристотеля. Он считал, что у плода могут быть ощущения. Современные исследователи бьются над загадкой о том, способен ли плод к научению. Можно ли начать воспитание до рождения? Даст ли это ребенку преимущества при дальнейшем обучении? Существуют ли какие-либо свидетельства, подтверждающие или опровергающие возможность обучения до рождения?
 Пренатальная психология опирается на представление о том, что в пренатальный период, ребенок адаптируется к своей довольно шумной среде обитания благодаря привыканию. По мнению ученых, привыкание – есть простейшая форма научения. Будучи в животе у мамы, кроха научается реагировать на определенные стимулы. Например, регулярно повторяющиеся звуки, такие как сердцебиение, действуют на него успокаивающе. Ребенок вздрагивает при новых внезапных звуках или вибрациях, но успокаивается по мере их повторения.

 Профессор Петер Хеппер из Центра поведения плода при Королевском университете Белфаста, изучавший пренатальное развитие, провел интересный эксперимент с группой живущих в Лондоне будущих матерей. Ученый разделил их на 2 группы: в одной оказались женщины, ежедневно смотревшие мыльную оперу «Соседи», в другой – те, кто не смотрел этот сериал.
 Через несколько часов после появления малышей на свет Хеппер проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали. Услышав эту музыку, дети матерей из первой группы переставали плакать и начинали прислушиваться. Дети матерей, не смотревших сериал, никак не реагировали на музыку.
То, что новорожденные, которых еще в утробе матери приучили к музыке из телесериала, чему-то научились, не оставляло никаких сомнений.

 Если плод способен к научению, почему бы не использовать эту возможность, начав воспитание до рождения?
 Французский исследователь Альфред А. Томатис, проведя серию медицинских экспериментов, сделал вывод о том, что классическая музыка благотворно воздействует на работу мозга. Прослушивание музыки Моцарта активизирует не только слуховые и эмоциональные центры, но и всю кору целиком. Этот факт получил название «Эффект Моцарта».  Сотрудники университета штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки на предмет соответствия циклам работы человеческого мозга. Вся современная поп-музыка оказалась в самом низу списка. А верхние строчки уверенно занимает соната до-мажор Моцарта. Активизация коры головного мозга при прослушивании классической музыки улучшает память и стимулирует мышление.

Пренатальная психология: методики развития

 Пренатальная психология: методики развития
 Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что пренатальное воспитание – не миф, а вполне реальная возможность благоприятно повлиять на психику малыша. Более тысячи лет назад в Китае существовали клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Современных же мамочек медики усиленно пичкают всевозможной информацией, стараясь предупредить возможные трудности будущего ухода за малышом. Переизбыток негативных данных провоцирует тревожность.
 Томас Верни – доктор медицинских наук – убедительно доказывает, что лучшее пренатальное воспитание для ребенка – это быть желанным и любимым. Этот бесценный опыт он получает в утробе матери. Пренатальное развитие по данной методике направлено на снижение стресса у мамы при помощи разнообразных упражнений. Маме рекомендуются разговоры с малышом, пение и чтение вслух. Автор считает, что весьма эффективным является мысленное общение с малышом. Большое значение имеют позитивные мечты, направленные на будущее малыша.

Читайте также:  Развитие ребенка антошка в керчи

 Брент Логан – директор Института раннего обучения в США – записал шестнадцать «Беби-кассет», которые будущая мама вставляет в плеер, укрепленный на поясе вокруг живота. Кассеты начинаются с записи нормального сердцебиения матери, затем звукоряд становится более сложным и включает 36 вариантов сердечного ритма. Доктор Логан считает, что таким образом пренатальное воспитание подготавливает к последующему обучению, основанному на главных ритмах окружающей среды.

Развитие мозга плода с помощью игр

 Рене Ван де Карр – основатель Пренатального университета – предлагает стимулировать развитие мозга плода с помощью программы, включающей такие игры, как «перестукивание» и другие упражнения. Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко, как при обучении родному языку, произносить слова, поощряющие активность малыша. Доктор Ван де Карр утверждает, что новорожденные, прошедшие пренатальное развитие в его университете, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями, чем те, кто не прошел его программу.

 Михаил Лазарев – руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины – разработал метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия. Эта методика, получившая название «Сонатал», заключается в том, что беременная женщина поет в течение дня определенные, специально написанные песни, производя при этом ряд движений и изображая свои ощущения на рисунке. Мамы, испробовавшие этот метод, отмечают близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей.
 Таким образом, множество исследователей верят, что воспитание до рождения возможно. Существуют, конечно, ученые, скептически относящиеся к этой идее. Но даже они отмечают, что внимание, уделяемое будущему ребенку родителями, способствует созданию благоприятных взаимоотношений, укреплению взаимопонимания между супругами. Не так важно какую конкретно методику предпочтут родители. Главное, что члены семьи объединены новой совместной деятельностью. Это делает их настоящими партнерами в таком ответственном деле, как пренатальное развитие. А счастливые, любящие друг друга и малыша родители – залог психического здоровья и гармоничного развития ребенка.


 К тому же занятия по любой программе помогают выработать подходящий распорядок дня, позволяют расставить приоритеты, определить важное и второстепенное, отвлекают от тревожных мыслей и укрепляют уверенность мамы в себе и своем будущем.
 Счастья Вам, взаимопонимания, эмоционального комфорта и легких родов.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное программное обеспечение деятельности учреждений дошкольного образования в Республике Беларусь

Программа развития системы дошкольного образования в РБ на 2009-2014 гг. разработана в соответствии с Законом РБ ”Об образовании“, а также ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (спец. образовании)“ на основе анализа современного состояния развития системы дошкольного образования в РБ. В Программе предусматривается реализация основных направлений гос. политики в сфере дошкольного образования.

В настоящее время вместо программы дошкольного образования “Пралеска” разработана новая учебная программа дошкольного образования, которая внедрена в образовательный процесс учреждений дошкольного образования в декабре 2012 г. Она определяет цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды детской деятельности, рекомендуемые формы и методы воспитания и обучения. В дошкольном образовании акцент ставится на развитие воспитанника, которое осуществляется по пяти основным направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, художественно-творческое и эстетическое.

Во всех дошкольных учреждениях с учетом запросов семьи предоставляются образовательные услуги по таким направлениям деятельности, как эстетическое, музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, обучение иностранным языкам и др.

Образовательный процесс с детьми дошкольного возраста осуществляется с учетом их склонностей, в том числе по индивидуальным программам развития. Для этих целей организовано около 19 тыс.кружков (230,2 тыс. детей), в том числе 15,3 тыс. на платной основе (190,9 тыс. детей).

В 1982 г. была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (НАПВ). По мнению ученых данной ассоциации, пренатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни.

Проблемой влияния условий перинатального периода на эмоц.-личностное развитие ребенка занимались и занимаются следующие ученые: Андре Бертин, Соколова О.А., Батуев А.С., Мухамедрахимов Р.Ж., Чумакова Н.Г., Драпкин Б.З., Пальчик А.Б., Журба Л.Т., Авдеева Н.Н. и многие другие.

Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя». Роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоц. состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших условий для развития.

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положит. эмоций (радости, успокоения), гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Сл-но, мать и ребенок представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода.

Читайте также:  Игры на развитие словарного запаса ребенка

Было установлено существование зависимости отклонений в поведении ребенка от месяца беременности, в который возникло травмирующее влияние на мозг ребенка, причем наибольшее значение для формирования эмоц. сферы ребенка, по данным ученых, имеют 4-й, 5-й и 6-й месяцы внутриутробной жизни, когда наиболее активно развиваются и дифференцируются мозговые структуры, которые играют основную роль в формировании эмоций.

Однако на нормальное физическое и психическое развитие плода влияют не только материнские эмоции, но и различные внешние факторы, в том числе вещества, применяемые в быту. Напр., курение может привести к нарушениям в развитии тканей нервной системы и головного мозга.

Таким образом, на развитие плода, формирование его психики и эмоц. состояния во взрослой жизни оказывает огромное влияние эмоц. и физическое здоровье матери во время беременности, а также образ жизни беременной женщины.

Уровень сенсорного восприятия плода.Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к 3-му месяцу беременности. На протяжении последующих 6 месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая х-на для региона проживания родителей.

На сегодняшний день наиболее хорошо изучены чувствительность и слух. Отмечено, что когда отец или мать совершают нежные поглаживания живота, то ребенок ощущает эти прикосновения и ещё до рождения он чувствует эмоц. успокоение и заботу родителей, что в дальнейшем сказывается на его дальнейших отношениях с родителями уже после рождения и когда он становится более взрослым ребёнком.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг плода, формируются уже в конце 6-го месяца беременности. Звук оказывает огромное влияние в развитии не только плода но и дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Например, если отцы часто разговаривают с плодом во время беременности, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать их голос. Это сделает более прочной связь ребенка с отцом, что самым положительным образом отразится на психическом и эмоц. состоянии ребенка.

Малыши часто узнают песни и музыку, услышанные в пренатальном периоде, причем они действуют успокаивающе на ребёнка и могут использоваться родителями, напр., при его сильном эмоц. напряжении как успокаивающее средство. Что касается рок-музыки, металла и т.п., то такое воздействие на плод является негативным и отрицательно действует на его развитие в утробе матери и на состояние психики уже после рождения. Дети родителей, увлекающихся рок-музыкой, чаще страдают различными нервными расстройствами.

Эмоц. след в формировании личности ребенка.Развивающийся плод запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоц. характера, которые поставляет ему мать. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с рождением; богатство общения с плодом оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей жизни.

Чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие – заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты с классической музыкой и картинные галереи. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто сразу готовясь отправит его на работу сразу после рождения.

Тревожные переживания беременной женщины оказывают существенное влияние на развитие ребенка первых месяцев жизни. Дети матерей с высоким уровнем тревоги х-ся в неонатальном периоде тенденцией к угнетению центральной нервной системы, эмоц. неустойчивостью, нарушением качества сна, имеют более низкие баллы по психомоторному развитию, нарушение коммуникативных функций в виде неполноценного «комплекса оживления». Оптимально, когда женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

Современные исследования в области психологии и психиатрии доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения. В результате благополучных физиолог. родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положит. установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят ряд негативных факторов. Причем х-р негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и х-ром вмешательства в их ход.

Таким образом, мать и отец будущего ребенка при желании и ответственном отношении к будущему малышу, могут заложить в него фундаментальные, базовые основы его личности, что во взрослой жизни будет очень важно для социализации ребенка, и помогут ему найти себя в жизни.

Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3088; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник