Влияние предметной деятельности на психическое развитие ребенка

Влияние предметной деятельности на психическое развитие ребенка thumbnail

Предметная деятельность способствует развитию психических процессов. Говоря о развитии, следует помнить, что оно представляет собой не сумму частичных изменений в каждой отдельной функции, а целостный процесс, который характеризуется не столько уровнем развития отдельных психических функций и их совершенствованием, сколько изменением межфункциональных связей. Применительно к педагогике раннего возраста это означает, что содержанием обучения детей не должны быть развитие и “тренировка” отдельных процессов — восприятия, мышления, памяти или внимания. Полноценное психическое развитие может осуществляться только путем целенаправленной организации разных видов деятельности детей, и прежде всего — ведущей, в ходе которой совершенствуются все психические процессы в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Каждому периоду развития присуща определенная структура психических процессов, в центре которой стоит наиболее интенсивно развивающаяся в этот период функция, оказывающая влияние на все психическое развитие.

Доминирующей в системе межфункциональных отношений психической функцией в раннем возрасте является восприятие. Ребенок пока еще не способен к отвлеченному, абстрактному мышлению, только действуя с предметами, он познает окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния.

На протяжении раннего возраста совершенствуется зрительное восприятие ребенка. Причем наиболее интенсивно развиваются те его виды, которые больше всего необходимы для успешного осуществления предметно-практической деятельности. Прежде всего, ребенок усваивает “язык” восприятия, связанный с представлениями о таких свойствах предметов, как форма, величина, их взаимное соответствие и соотношение. Развитие восприятия идет по пути постепенного отделения перцептивного действия от сенсомоторного акта. Прежде чем совершить действие, ребенок все чаще прибегает к зрительному обследованию предметов, принимает решение на его основе и затем действует.

В рамках ведущей деятельности происходит интенсивное развитие фонематического слуха детей. Чтобы успешно решать познавательные и предметно-практические задачи, которые перед малышом ставит взрослый, ему необходимо понимать его речь. В процессе совместных действий с предметами развивается внимание ребенка к слову взрослого, его артикуляционным движениям, стремление самому произносить слова. Все это способствует оттачиванию фонематического слуха, лежащего в основе пассивной и активной речи.

Овладение специфически человеческими способами действий с предметами способствует интенсивному развитию наглядно-действен ного мышления. Все предметы, которые попадают в зону интереса ребенка, становятся, по выражению Ж. Пиаже, “проблемой для ума”. Развитие мышления идет у него по пути постепенного свертывания внешне развернутых действий, появления представлений, символических образов, формирования наглядно-образного мышления. На протяжении раннего возраста у детей формируется способность не только выполнять действие, но и представлять его себе. Главным орудием символизации становится язык, делающий мышление по-настоящему социальным.

С возрастом повышается эффективность внутреннего плана действия, предполагающего построение и хранение в памяти образов предметов и людей, их обобщение, выделение в них отдельных черт, установление простейших отношений между образами, выполнение операций построения части из целого. Память развивается также по линии увеличения объема накопленной информации и длительности ее сохранения.

Усложнение деятельности влечет за собой увеличение длительности, концентрации и объема внимания. В целом память и внимание на протяжении раннего возраста сохраняют свой непроизвольный и непосредственный характер, т.е. протекают в значительной степени без внутренних усилий и без использования специальных средств.

Предметная деятельность определяет также содержание общения ребенка с взрослыми. Соответственно характеру действий перестраивается и его общение с окружающими людьми: оно приобретает “деловой” характер и развертывается, главным образом, в практическом взаимодействии с взрослыми, в ходе которого развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребенком, прежде всего как средство деловых контактов с взрослым.

В рамках предметной деятельности формируется ее новый вид — процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений, которые начинают осознаваться ребенком в ходе реального предметно-практического взаимодействия с взрослыми. В процессе усвоения действия начинают постепенно “отделяться” от предметов, на которых были усвоены. Происходит их перенос на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются обобщенные действия, на основе которых становится возможным сравнение с действиями взрослых, а благодаря атому проникновение ребенка в их задачи и смысл. Постепенно, сначала с помощью взрослого, а затем и все более самостоятельно ребенок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими его взрослыми в новых условиях — с сюжетными игрушками. Так в недрах предметной деятельности начинает складываться процессуальная игра.

Предметная деятельность способствует развитию личности ребенка, опосредует его отношение к окружающему его предметному и социальному миру и к самому себе; способствует развитию познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, целенаправленности. В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребенка о себе и своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене “гордости за достижение” •

Читайте также:  Роль взрослого в развитии ребенка младшего школьного возраста

Итоги

В раннем возрасте ведущей является предметно-орудийная деятельность. Она имеет свою логику развития, проходит путь от неспецифических манипуляторных действий с предметами к специфическим манипуляторным действиям, а затем к собственно предметным действиям, основанным на культурных способах использования предметов.

Развитие предметного действия происходит в процессе совместной деятельности ребенка с взрослым путем включения предмета в образец его правильного использования, где слиты воедино усвоение общественной функции предмета и технические приемы его осуществления. Развитие здесь происходит путем превращения совместного действия сначала в действие, разделенное с взрослым, а затем и самостоятельное.

Ведущая деятельность обеспечивает развитие всех сторон психики ребенка: в ней совершенствуются отдельные психические процессы; дифференцируются другие виды деятельности (процессуальная игра); формируется ситуативно-деловое общение с взрослым; происходят психологические изменения в личности ребенка (развиваются инициативность, самостоятельность, целенаправленность в предметной деятельности).

Источник

Наталья Перминова
Влияние предметной деятельности на психо-моторное развитие детей раннего возраста.

Возраст от рождения до 3-х лет, по мнению специалистов, является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями, что подтверждает предположение об огромной значимости этого периода детства.

Взрослым следует знать, что познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим. За короткий возрастной срок детей необходимо познакомить и научить действовать со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, количеством, положением предметов в пространстве и пр. Чтобы дети усваивали программный материал, который постепенно усложняется, необходимо ещё учитывать возраст детей. Возрастнаяпериодизация имеет деление: на первом году жизни – по микропериодам (в месяцах, на втором году – поквартально, на третьем – по полугодиям, что обусловлено психофизиологическими особенностями роста и развития ребёнка.

Характеристика микропериодов детей второго года жизни:

От 1,3 года до 1,6 года:

Все навыки, которые малыш приобрел ранее, закрепляются и совершенствуются. Научившись перемещаться в пространстве, овладев ходьбой, малыш убеждается в том, что «он умеет это делать». Он умеет ходить, брать предметы, игрушки и совершать действия с ними. Начинается этап бесконечных повторных действий, накопление сенсорного опыта. Конечно, это длительный процесс, не одноразового действия, поэтому дитя и повторяет одно и то же в разных ситуациях. Малыш осваивает мир, постепенно переводя сенсорную информацию в план представлений. Его неудержимо притягивает внешнее пространство и предметный мир. Не случайно предметная деятельность считается ведущей в этот период жизни малыша.

От 1,6 года до 1,9 года:

Достижения первого полугодия – трамплин к новым социальным высотам. Малыш овладевает не только действиями, которые свойственны человеческой руке (например, взять предмет в руки, но умеет уже воздействовать предметом на предмет, т. е. овладевает им в качестве орудия (палочкой придвигает мяч, сачком ловит «рыбку» и т. п.). Эти умения свойственны только человеку, поэтому овладевая орудийными действиями, малыш социализируется, т. е. становится в полном смысле социальным существом. Доказательством тому является овладение функциональными действиями с предметами, закрепленными общественно-исторической практикой (прикладывает расческу к волосам, а ложку тянет ко рту, лопаточкой копает, а в ведерко насыпает песочек, из лейки поливает и т. д.). Малыш использует каждый предмет функционально правильно, т. е. по назначению. Этот этап социального развития связан с появлением самостоятельных навыков в элементарном самообслуживании (сам ест, сам пытается надеть туфельки и т. д.).

От 1,9 года до 2 лет:

Этот микропериод суммирует все достижения предыдущих трех, выявляя у ребенка потребность перевести всю информацию об окружающем мире в речевой план. Малыш не только «оттачивает» свои навыки и умения, но ещё и пытается рассказать о своих чувствах (нравится или не нравится, хороший или плохой и т. п.) и впечатлениях. Малыш выстраивает «цепочки» социальных действий, появляются сюжетно – отобразительные игры, в которых он отражает фрагменты собственной жизни в действиях с куклами.

Таким образом, для каждого микропериода ставятся свои задачи воспитания и обучения. Задача педагогов обратить внимание детей на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка). Для этого нам необходимы предметы с запрограммированными свойствами, т. е. это дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т. п.

Существует пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.

Читайте также:  Педагогические отклонения в развитии ребенка

2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).

3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.

4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр.

5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4-10 см): куколки, машины, ёлочки, овощи, фрукты из папье-маше и т. п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Например различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал – шишки, желуди, листья и пр.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. д. они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребёнка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать сними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции а н а л и з а, с и н т е з а,

с р а в н е н и я, о б о б щ е н и я.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют ещё одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Ребёнок познаёт свойства предметов (большой – маленький, их качества (твердый – мягкий, лёгкий – тяжёлый и т. п., их количество (один, много, мало, их форму (шар, куб, кольцо и т. п.).

Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.

Практический результат действий с предметами, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Таким образом, можно сказать, что с помощью предметной деятельностимы можем решить очень многие воспитательные и обучающие задачи:

1) умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.

2) развитие ориентировки в различных свойствах предметов.

3) развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук.

4) развитие познавательной активности (любознательность)

5) воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

О С О Б Е Н Н О С Т И Ф О Р М И Р О В А Н И Я

Д Е Й С Т В И Й С П Р Е Д М Е Т А М И.

Для детей второго года жизни ведущей деятельностью является предметная. Расширившиеся возможности в освоении окружающего способствуют дальнейшему накоплению чувственного опыта и возникновению первых, элементарных, базовых (основополагающих) знаний. На втором году жизни интенсивное накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами играет огромную роль в освоении начальных знаний. Дети продолжают знакомиться с величиной, формой и цветом предметов на практике, выполняя разнообразные практические действия. Поначалу это всё происходит в форме простейшего манипулирования, но очень быстро – при целенаправленном обучении и воспитании – действия ребенка приобретают осмысленный характер. Умелое, ненавязчивое руководство взрослого позволяет ребёнку перейти от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с учётом величины и формы предметов.

Сначала ребёнок добивается результата случайно – срабатывает автодидактизм. Малыш понимает, что игрушка исчезает, если попадает в соответствующее отверстие коробки. Его интересует момент исчезновения предмета в отверстии – он многократно повторяет свои действия. Затем путём проб и ошибок дети учатся размещать вкладыши разной величины или формы в соответствующие гнезда. Здесь существенную роль также играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей к отверстиям. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнёздами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о качественно новом этапе в развитии ребёнка. В конце концов дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы.

Читайте также:  Нарушения в развитии ребенка педагогика

Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету, в которых нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.

В начале второго года жизни (примерно до 1г. 3м.) проводятся занятия, направленные на развитие устойчивости действий с предметами (умения какое-то время сосредоточенно играть одной игрушкой). Ставится также задача развития координации мелких движений кистей рук. Малыши учатся понимать названия предметов и некоторых действий с ними, например, «покатай шарик», «сними кольцо», «открой коробочку» и т. д. Учим детей прокатывать с лотка шарики (6-8 шт.); нанизывать кольца на стержень, вставлять втулочки, грибочки в отверстия и вынимать их; открывать и закрывать цилиндрическую коробку; вкладывать меньший предмет в больший; разбирать и собирать игрушки, состоящие из двух частей.

После 1г. 3м. дети способны решать не только двигательные, но и несложные дидактические задачи, ориентируясь на один признак предмета (цвет, форма, величина). Например, ребёнку предлагают отделить красные шарики от идентичных синих; шарики от кубиков того же цвета и т. д.

Малышей от 1г. 6м. до 1г. 9м. следует начинать учить собирать двухместные дидактические игрушки, выбирать предметыпо размеру и соответственно называть их: «большой», «маленький», «поменьше».

Дети 1г. 9м. – 2 лет уже могут более свободно действовать с двухместными дидактическими игрушками. Их учат собирать предметы по убывающей величине, самостоятельно находить соответствующие детали- вкладыши при сборке и раскладывании полых кубов, цилиндров, конусов из 2-х, а затем из 3-х деталей.

Наибольшие затруднения у детей раннего возраста вызывают задания по составлению пирамидок из последовательно уменьшающихся колец. Обычно взрослый неоднократно показывает,как следует подбирать кольца по принципу их последовательного уменьшения: выбирать каждый раз самое большое кольцо из всех оставшихся, выкладывая их в ряд. Дети трудно овладевают этим приёмом и начинают собирать пирамидку, не ориентируясь на величину колец. Взрослый выкладывает перед ребенком кольца в заданной последовательности, а затем направляет его руку к каждому из них. Пирамидка собирается правильно, но действия ребенка несамостоятельны. Он механически выполняет действия, но как только взрослый перестаёт их контролировать, вновь складывает игрушку бессистемно. При этом пирамидки получаются самых причудливых форм. Почему же дети раннего возраста с таким трудом овладевают заданиями на подбор предметов по принципу их уменьшения? Дело в том, что, собирая кольца в произвольном порядке, ребенок получает каждый раз новую пирамидку.Его увлекает такой процесс: предмет меняет свои очертания и цветовое соотношение частей.

Как же научить ребёнка подбирать кольца в определенной последовательности? Необходимо иметь не только обыкновенные, но и дидактические игрушки-пирамидки с единственно возможным решением, которое запрограммировано их конструкцией. Такую пирамидку-ёлочку, на конической основе, ребенок сможет собрать только при условии, если вначале нанижет самое большое кольцо, затем поменьше, и, наконец, маленькое.

Игрушки, в которых запрограммировано единственно возможное решение, целесообразно использовать, тогда, когда ребёнок только приобретает первоначальные навыки. Такие игрушки помогают педагогу обучить самых маленьких детей определенным действиям и не позволяют отвлечься от поставленной задачи.

При обучении детей раннего возраста действиям с предметами данные приёмы получили названия аутостимуляции и автодидактизма.

Аутостимуляция – цепь ориентировочных реакций, возникающих на новую ситуацию (при частичном изменении предмета) и, следовательно, способствующих воспитанию устойчивости действий с предметами. Например, ребёнок, разбирая игрушку, состоящую из нескольких вкладышей («цветные колпачки», 2-х местные и 3-х местные матрешки и т. д., обнаруживает один предмет, под ним – второй, затем – третий и т. д. Так создаётся цепочка взаимосвязанных действий. У ребёнка возникает интерес к внезапно появляющимся предметам; появляется желание обследовать игрушку, рассмотреть её, действовать определённым образом.

Автодидактизм – самообучение, возникающее в процессе игровых действий. Оно обеспечивается самой конструкцией игрушки. Например, малыш не сможет вложить большой шар в малое отверстие, или нанизать на толстый стержень кольцо с маленьким отверстием и т. д. Принцип автодидактизма успешно применяется при обучении маленьких детейдействиям с геометрическими фигурами-вкладышами: конусами, цилиндрами, кубами и т. д.

При обучении детей действиям с предметами необходимо учитывать особенности ориентировочной активности детей раннего возраста. Нужно помнить, что они выполняют многие задания, действуя методом «проб и ошибок». Успешность освоения действий с предметами зависит от правильного подбора игрушек и руководства взрослого.

Источник