Влияние предметно пространственной среды на развитие ребенка

Анна Гончарова
Влияние предметно-развивающей среды на развитие способностей у детей дошкольников (из опыта работы)

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.

Предметно-развивающая среда детского сада не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для развития способностей каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого ребенка. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.

При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности.

Нельзя забывать о праве каждого ребенка на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно – развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.

Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.

В своей группе мы постоянно совершенствуем организацию предметно- развивающей среды и воспитательно-образовательный процесс в целом, стремясь к тому, чтобы предметно-пространственная среда в группе и на участке соответствовала возрасту детей.

В нашей группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно- печатного материала, способствующего социальному и эмоциональному воспитанию, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию, карточки для определения эмоций и чувств человека. Хорошо оформлены речевой центр, в котором есть дидактические и настольные игры, центр художественно- продуктивной деятельности, центр чтения художественной литературы, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых и драматической игры/ театр. Оформление «центров» и занятия в них стимулируют познавательные интересы, формируют интеллектуальные и сенсорные способности детей, способствуют развитию у детей логического мышления, творческого воображения. Необходимо помнить, что игровое поведение – один из фундаментальных видов инстинктивного поведения.

Предметно-развивающая среда необходима детям, она выполняет по отношению к ним информационную функцию. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Произведения народного, декоративно- прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетического вкуса. Совместно с детьми и родителями мы собрали вещи, предметы старины и народного искусства. И теперь в нашей группе появился уголок «Народного искусства». Где ребята могут рассмотреть и потрогать предметы старины.

Предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки. В нашей группе мы продолжаем знакомить ребят с куклами разных театров, приучаем слушать музыку, и пробуем импровизировать с музыкальными инструментами. А еще наши дети очень любят играть в кукольный театр «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. Особенно им нравится перевоплощаться в разных героев. Театральная деятельность помогает детям развивать творческие способности, разговорную речь и умение общаться друг с другом.

Читайте также:  Значение колыбельных песен в развитии ребенка

Не меньшее значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, такая среда отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда в нашей группе мобильна и динамична. В организации среды мы учитываем не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и его потребности и способности.

А ведь предметно-развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности. У ребенка вырабатывается положительное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам. Зарядка после сна, босохождение по массажным дорожкам помогает дошкольникам постепенно проснуться и активизировать биологически активные точки стопы.Различные материалы: мелки, краски, кисти, карандаши, фломастеры, солёное тесто, ватман, ткань, позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира. Чтобы дети могли учитывать чувства и интересы других, мы учим их сопереживать самым близким людям – родителям, сверстникам, понимать их настроение. С этой целью у нас в группе есть альбом с картинками, фотографиями людей разного возраста, пола, в разных эмоциональных состояниях.

Предметно-развивающая среда в нашей группе меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, программы. Пространство группы позволяет ребятам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Среда даёт возможности девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через сюжетно-ролевые игры «Дом», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Автобус».

Создавая предметно-развивающую среду,мы ставим перед собой следующие задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству. Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает дошкольников. Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. В своей группе мы меняем элементы интерьера, приносим в группу что-то новое, выставляем в центры новые игрушки, предметы. Всё это стимулирует познавательную и двигательную активность, развивает игровую деятельность, творческое воображение.

Мебель и оборудование в нашей группе расположено так, чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Дошкольники имеют возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Мебель, полки надёжно закреплены и безопасны для детей. Игры и игрушки расположены на низких полках, чтобы дети могли свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Дети приучаются отвечать за использование, хранение и бережное отношение к материалам и оборудованию.

Пространство нашей группой комнаты условно поделено на центры. Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, дошкольникипроизводят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают (игры «Отгадай, какая цифра спряталась», «Посади бабочку на цветок», «Собери бусы», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке?»). Здесь же собраны игры, сделанные своими руками из подручного материала. «Ёжики» – игра с прищепками и разные геометрические фигуры для творческого преобразования их с помощью прищепок в предметы и объекты (круг – солнышко, треугольник – ракета, морковка, овал – жучок и т. д.). Игра «Узнай на ощупь, какой на ощупь» – это чудо-коробочка с разными по весу и твёрдости шарики; длинные и короткие ленты; большие и маленькие пуговицы. Мозаика, шнуровки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук.

Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.

Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки – представлены в этом центре. Большинство ребят в нашей группе любят рисовать. Девочки предпочитают рисовать кукол, а мальчики – машины. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, тем самым обогащая свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

Читайте также:  Показатели развития ребенка 1 году 6 месяцами

Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра (настольный, плоскостной, пальчиковый, театр масок). Театр – это всегда игра, а игра ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Дети сами разыгрывают несложные сказки «Теремок», «Репку», «Колобок», сопровождают движения простой песенкой. Рядом расположен уголок ряженья. Можно нарядиться и проявить свои артистические способности в игре.

Книжный уголок вызывает у детей интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении. Наши ребята сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают такие журналы, как «Непоседа», «Тридевятое царство», «Маленькие академики». Мы часто читаем познавательную литературу «Динозавры», «Кто в море живет», «Морские сказки», рассматриваем книги вместе. Еще они приносят много своих книг из дома,например: «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Смешные рассказы для детей», «Приключения Незнайки и его друзей», которые мы с удовольствием читаем.

Известно, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в развитие математических способностей дошкольников. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья.

В группе создан “Центр математического развития” помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в “Центре математического развития” доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детейсвоей занимательностью: “Сложи узор”, “Сложи квадрат”, “Кубики для всех”, “Геометрическая мозаика”, “Лего”, пазловые мозаики, счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры,сделанные своими руками: “Назови фигуру”, “Узнай на ощупь”, “Веселый счет”, “Собери картинку”, “Сложи фигуру”, и так далее. Дети совершенствуют умственные действия,выполняя задания с формулировкой: “Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду”, “Найди лишнюю фигуру”, “Что изменилось”, “Чем похожи? Чем отличаются?” и др. В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). В математической зоне используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности.

В настоящее время уделяется особое внимание направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей. Для проведения оздоровительных пауз в «Центре математического развития» также помещен методический материал. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.

Читайте также:  Формы музыкального развития ребенка в семье

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше, чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д.

Таким образом, особое внимание надо уделять предметно-развивающей среде. При организации предметно-развивающей среды мы должны учитывать образовательные задачи для детей разного возраста. Главная задача обеспечить детям эмоционально положительное самочувствие, поощрять самостоятельность, помогать накапливать опыт предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник

Слайд 1

Влияние предметно- пространственной среды на развитие детей Воспитатель Пекишева О.К.

Слайд 2

Создавая предметно- развивающую среду , мы ставим перед собой следующие задачи : сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей , заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи , любознательности и инициативности; создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству. Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает дошкольников. Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового.

Слайд 3

Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Слайд 4

При создании предметно-развивающей среды в группе педагоги должны подобрать не только те игрушки и материалы, которые соответствуют возрастным особенностям детей, но ещё и следуют принципу опережающего характера. Желательно, чтобы приблизительно 15% материалов в группе было предназначено и ориентировано на детей более старшего возраста, с высоким уровнем развития. Предметы обстановки группы надо подбирать так, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира.

Слайд 5

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: Насыщенной Трансформируемой Вариативной Доступной Безопасной

Слайд 6

Примерные центры, которые могут быть созданы в группе по образовательным областям – Социально-коммуникативное развитие -Познавательное развитие – Речевое развитие – Художественно-эстетическое развитие – Физическое развитие

Слайд 7

Социально-коммуникативное развитие 1. Центр ПДД 2. Центр пожарной безопасности 3. Центр труда, уголок дежурств 4. Центр нравственно-патриотический 5.Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр) 6. Центр социально-эмоционального развития

Слайд 8

Центр ПДД

Слайд 9

Уголок дежурств

Слайд 10

ЦЕНТР НРАВСТВНННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ:

Слайд 11

Центр социально-эмоционального развития

Слайд 12

Речевое развитие 1. Центр речевого развития или уголок грамотности 2. Центр книги 3. Логопедический уголок

Слайд 13

Центр речевого развития

Слайд 14

Центр книги

Слайд 15

Логопедический уголок

Слайд 16

Художественно-эстетическое развитие 1. Центр изобразительной деятельности или уголок творчества 2. Центр музыкально-театрализованной деятельности

Слайд 17

Центр изобразительной деятельности

Слайд 18

Центр музыкально-театрализованной деятельности

Слайд 19

Физическое развитие 1. Центр физического развития или спортивный уголок 2. Центр здоровья

Слайд 20

Центр физического развития

Слайд 21

Центр здоровья

Слайд 22

Познавательное развитие 1. Центр сенсорного развития 2. Центр конструктивной деятельности 3. Центр математического развития 4. Центр экспериментирования 5. Центр экология или уголок природы

Слайд 23

Центр сенсорного развития

Слайд 24

Центр конструктивной деятельности

Слайд 25

Центр математического развития

Слайд 26

Центр экспериментирования

Слайд 28

Центр природы

Слайд 29

«Уголок математического развития»

Слайд 30

Задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми

Слайд 31

Дидактические игры и игровые упражнения Дидактические игры по математике, содержащие большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.

Слайд 32

Количество и счёт Величина Форма Ориентировка в пространстве Ориентировка во времени

Источник