Влияние познавательных игр на развитие ребенка
Влияние игры на развитие познавательных способностей дошкольников
Игра является ведущим видом деятельности для развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста. Игра – самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Она учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Это позволяет сделать вывод – игра имеет
большое значение и играет огромную роль в развитии младшего школьника.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В игре развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Игры можно проводить индивидуально с каждым ребенком и с группами детей. Игры планируются заранее. Определяется задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал) Также продумывается организация • проведения игры. При подборе игр необходимо учитывать то, что игра должна возбуждать у детей умственную и творческую активность.
В интеллектуально-познавательной игре, обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры обязательно подводится результат. Руководитель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи и выполнялись все требования. Характерные особенности интеллектуальных игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, а также для выявления эрудированных ребят .
Необходимо тщательно подготовится к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, наметить задачи, а так же на каких детей в процессе игры.» следует обратить особое внимание. Организуя и направляя познавательную деятельность детей, педагог помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир. Это и одно из средств формирования у детей устной речи.
В процессе дидактических игр природоведческого содержания развивается не только речь, мышление и внимание детей, но создаются благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях животных и растений. Дети полнее осознают изменения, которые происходят в природе в эти периоды в жизни животных и мире растений. Умственное воспитание в игре тесно связанно с нравственным. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий.
Среди дидактических игр выделяются ролевые игры. Термин “ролевая игра” весьма многозначен. Классификацию ролевых игр можно провести по различным признакам, связанным с сознанием и проведением игр.
Интеллектуально-познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) – на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми.
С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом.
В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П. М. Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». AtiTop даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:
1. Игра – эффективное средство развития познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4. Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников:
5. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в кормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания, средством развития познавательных способностей школьников.
Литература
Баев П.М. Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей зарубежных школ. – М.: Русский язык, 1989.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., Педагогика, 1991. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991
Источник
МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая Рыбка»
Статья на тему:
«Влияние дидактической игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории
Быстрых Е.В.
Нижний Новгород
2017г.
Аннотация. В данной статье рассмотрено, способна ли влиять дидактическая игра на познавательное развитие детей раннего возраста. Описаны уровни, стадии и компоненты познавательного развития.
Показано, что дидактическая игра способствует накоплению опыта ребёнка, развивает его познавательные способности: учит сравнивать и классифицировать предметы, высказывать свои мысли и делать выводы, помогает в изучении окружающего мира, способствует развитию речи. Рассмотрено значение дидактической игры для социально-нравственного развития дошкольника, так как через неё формируются и совершенствуются взаимоотношения между сверстниками и взрослыми. Кроме этого, выявлено, что дидактические игры в непринуждённой форме помогают детям накапливать сенсорный опыт.
Ключевые слова: познавательное развитие, ранний возраст, познавательная активность, познавательная задача, дидактическая игра.
The effect of educational games on the cognitive development of children of early age
Fast E. V., student group WDO – 13,
Nizhny Novgorod state pedagogical
University. K. Minin
Abstract. In this article, are able to influence didactic game for cognitive development in young children. Describes the levels, stages and components of cognitive development.
It is shown that didactic game contributes to the accumulation of the experience of the child develops his cognitive abilities: learns to compare and classify things, Express their thoughts and draw conclusions, helps in learning the surrounding world, contributes to the development of speech. Discusses the importance of didactic games for social and moral development of the preschool child, because through it are formed and develop relationships between peers and adults. In addition, it was revealed that didactic games in a relaxed manner help children accumulate sensory experience.
Key words: cognitive development, infancy, cognitive activity, cognitive task, didactic game.
В настоящее время дошкольное образование, как и многие другие отрасли, интенсивно развивается в различных направлениях. Повышается интерес к развитию познавательных возможностей дошкольника, которые помогают сформировать целостную картину мира. При этом в процессе познавательного развития происходит приобщение дошкольника к накопленному человечеством опыту.
При анализе нормативных документов и различной литературы, можно сделать вывод, что несмотря на то, что изучением познавательного развития детей и познания в целом занимались многие учёные, начиная с древних (Сократ, Демокрит и др.), в современной науке нет однозначной трактовки этих понятий.
С точки зрения философии, психологии и педагогики «познание» – это процесс и деятельность субъекта в получении нового знания или информации об окружающем мире.
В целом такие педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо считали, что познавательное развитие – это естественное стремление детей к познанию.
В психологии существует несколько теорий познавательного развития детей (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др.). Так, согласно Ж. Пиаже: «познавательное развитие есть процесс постепенного осознания человеком окружающей действительности, а приобретение знания как эволюционный процесс»[2,с.154]. Наиболее значимой является культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Он считал, что «познавательное развитие как ученичество, когда дети, пребывающие в положении учеников, продвигаются вперед в сотрудничестве с другими, более умелыми людьми»[3,с.107].
Познавательное развитие дошкольника, его феномен, заключается в том, что благодаря его познавательной активности происходит зарождение первичного образа мира, при этом процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого.
В своих исследованиях такие учёные, как А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, П.Г. Саморукова и др. выявили, что наиболее высокий уровень познавательного развития будет только тогда, если дети будут получать не разрозненные сведения, а систему знаний, которые отражают существенные связи и зависимости в различных областях действительности.
В связи со всем выше сказанным, можно сделать вывод, что: понятие «познавательное развитие детей дошкольного возраста» – это процесс развития ребёнка, когда, при участии взрослого, он способен раскрыть в себе многогранность познавательных возможностей и принять активное участие в познании окружающего мира, проявляя любопытство и любознательность.
Ранний возраст – это начальный и очень важный этап в воспитании подрастающего поколения, где интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира, при этом для них характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, когда дети больше действуют руками, нежели размышляют. Важно, чтобы ребёнок использовал разнообразные способы чувственного познания, так как при этом полнее становится его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее и разнообразнее становятся его представления о мире.
Важным моментом в развитии ребёнка данного возраста является развитие его сенсорной чувствительности.
Одним из уровней познавательного развития детей является познавательная активность, основой которой является познавательная деятельность, а источником – познавательная потребность, а процесс удовлетворения этой потребности – это поиск, выявление, открытие и усвоение неизвестного. Все стадии познавательного развития взаимосвязаны друг с другом и на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи, которые характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
– получение ребенком информации об окружающем мире (через решение сенсорных, познавательных и интеллектуальных задач) и формирование целостной картины мира;
– организацию исследовательской, проектной деятельности, организацию экспериментирования; формирование познавательной активности ребенка;
– формирование эмоционально-чувственного отношения ребенка к познанию окружающего мира.
Таким образом, в процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Исходя из задач, каждый педагог при подготовке образовательного процесса должен ориентироваться на познавательные возможности каждого дошкольника, и их реализацию в полном объёме. Взаимодействие с ребёнком нужно организовывать так, чтобы сформировать и (или) совершенствовать его познавательный интерес, познавательную самостоятельность и инициативность.
Как известно, основой познавательного развития является образовательная познавательная задача, которая предполагает наличие поисковых знаний, способов, умений и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Поэтому воспитателям важно с малых лет научить детей не просто усваивать информацию, а уметь её целенаправленно искать, для чего необходимо применять различные средства.
«Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения»[8, с.23] .
Главной особенностью дидактических игр является то, что это игры обучающие, которые несут в себе задачи обучающего характера. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия. Дидактическая игра помогает ему чему – либо научиться в доступной для него форме, что впоследствии приводит к «автодидиктизму»[3, с.67].
Важным свойством дидактических игр является то, что они способны обучать посредством активной, интересной для детей деятельности, но приобретённые знания воспринимаются детьми как «побочный продукт», так как для них главными являются игровые действия, решение игровой задачи и выигрыш.
«Дидактические игры способствуют развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как – будто не вносят ничего нового в знания детей, он они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях»[3, с.16].
Дидактическая игра способствует накоплению опыта ребёнка, развивает его познавательные способности: учит сравнивать и классифицировать предметы, высказывать свои мысли и делать выводы, помогает в изучении окружающего мира. Она является одним из лучших средств для корректировки и преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Немаловажную роль она играет и в развитии речи детей. В ходе игры можно пополнить и (или) активизировать словарь, сформировать правильное звукопроизношение, развить связную речь. Многие игры направлены на развитие фонематической стороны языка, они через игровое действие побуждают детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, причём повторение звуков не надоедает детям, так как им нравится сама игра и та роль, которая принадлежит ребёнку. И чем больше увлечён ребёнок, тем выше педагогический эффект, так как в момент наивысшего увлечения игрой ребёнок намного активнее произносит нужные звуки.
В дидактической игре происходит и социально-нравственное развитие дошкольника, так как через неё формируются и совершенствуются взаимоотношений между сверстниками и (или) взрослыми. Через игру познаётся чувство товарищества, у ребёнка формируется чувство справедливости, он учится уступать, когда это необходимо, помогать в беде и т.д.
Такая игра способствует и художественному воспитанию – «совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа»[5, с.75].
Дидактические игры в непринуждённой форме помогают детям накапливать сенсорный опыт, уточняя знания о свойствах предметов, формировать знания о сходстве (различии) предметов, развивают глазомер, мелкую моторику и координацию движений. Кроме этого, они направлены на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания и памяти (произвольной и непроизвольной).
Итак, дидактическая игра способствует накоплению опыта ребёнка, развивает его познавательные способности: учит сравнивать и классифицировать предметы, высказывать свои мысли и делать выводы, помогает в изучении окружающего мира, способствует развитию речи. В дидактической игре происходит социально-нравственное развитие дошкольника, так как через неё формируются и совершенствуются взаимоотношения между сверстниками и взрослыми. Дидактические игры в непринуждённой форме помогают детям накапливать сенсорный опыт.
Подытоживая выше сказанное можно отметить: в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодоления трудностей. Дидактические игры формируют у детей память, наблюдательность, сообразительность. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость ребятам – в этом их развивающая роль.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития /пер. с англ. – М.: «Когито – Центр», 2000.
3. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Инфра-М, 2001.
4. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982–1984.
5. Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия. – Тбилиси: Гора, 2007.
6. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014.
7. Гризик Т.И. “Познавательное развитие”. Учебное издание. Радуга: познавательное развитие детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011.
8. Кругликов В.Н. 1988. Дидактические игры. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Источник
Влияние игры на развитие познавательных способностей детей школьного возраста.
Игра – самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебною процесса.
Советский психолог Л.С. Выготский полагал , что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.
Игра – это всегда удовольствие, а значит – отсутствие насилия. «Знания, даваемые насильно, душат разум», – сказал Анатоль Франс. Соглашаясь с ним, можно сказать, что играя, человек приобретает новый социальный опыт, самореализуется, расширяет границы своего разума,
Игра – ведущая деятельность ребенка и основа развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ему присуща любознательность. «Игра – это огромное окно, через /х’оторое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
развлекательную (основная функция игры — развлечь, достави I ь удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»:
терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
Детская игра – исторически возникший вид деятельности детей. заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Значение игры для ребенка велико. Это, прежде всего, школа общения.
познания мира и самопознания. В ней происходит развитие физических и
духовных способностей, психологически подготавливает к
жизнедеятельности, к труду. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.
Игра для ребенка – школа жизни. В ней формируются воображение, сообразительность, ловкость и т. д. Ценность игры состоит в том, что она является свободной развивающей деятельностью, носит творческий импровизационный и активный характер. В ней присутствуют приподнятость деятельности, состязательность, эмоциональное напряжение, наличие прямых или косвенных правил.
Практически игры используются почти на всех мероприятиях д |я детей, праздниках, спортивных состязаниях и т. д. Помимо лого организуются специальные вечера игр и развлечений. Чувство радости от победы, восхищение красотой комбинаций, ритмом, наслаждение и удовлетворение от выявления своих способностей, эмоциональная насыщенность, активно-творческий характер делают игры важным средством воспитания детей.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
В игре развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Игры можно проводить индивидуально с каждым ребенком и с группами детей.
В интеллектуально-познавательной игре, обязательно буду! образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей. В конце игры обязательно подводится результат. Игра может проводиться как часть занятия. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Руководитель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи и выполнялись вес требования.
Характерные особенности интеллектуальных игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, а также для выявления эрудированных ребят.
Такие игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они уча; г применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Разновидностью интеллектуально-познавательной игры являются дидактические игры.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу как практическую игровую, это повышает его умственную активность.
Увлекательные дидактические игры создают у школьников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой
повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Умственное воспитание в игре тесно связанно с нравственным. Решение дидактических задач всегда служит и упражнением воли. Выполнения правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности.
Чем содержательнее игровые действия и правила игр, тем активнее действует ребенок. Л это дает возможность педагогу формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами ифы, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной пели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий.
Дидактическая и фа как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и руководителем, и участником игры. Он учит и ифает, а дети, ифая, учатся.
При проведении игр очень важным является элемент соревновательности. Именно он возбуждает у детей моральные стимулы, желание быть первым, коллективизм, чувство долга и ответственности перед товарищами. Поэтому, проводя игры, в которых проявляются личные качества и индивидуальные способности, особый акцент необходимо делать на коллективных играх, воспитывающих ребят в духе коллективизма.
Организатор заботится об усложнении игр, расширении их вариативности если у ребят угасает интерес к игре, необходимо придумать более сложные правила. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению игры входят:
– отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов и др.;
– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;
– определение наиболее удобного времени проведения игры (на каком этапе занятия, во внеурочное время и др.);
– определение количества играющих -(весь коллектив,
подгруппа, индивидуально);
– подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, картинки, природные материалы, заготовки кроссворда или ребусы);
– подготовка к игре самого педагога: он должен
изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы
руководства игрой.
Проведение игры включает:
– ознакомление детей с содержанием игры;
– объяснение хода и правил игры. При этом организатор обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещаю, разрешают, предписывают):
– подведение итогов игры. При подведении итогов
педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через
преодоления трудностей, внимания и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в
достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Необходимо, чтобы игра была для ребенка интересной, привлекательной. Это достигается, во-первых, тем, что взреслый, с которым играет ребенок, сам проявляет заинтересованность, играет с увлечением и радуется каждому достижению ребенка, каждому его правильному ответу. Во-вторых, тем, что каждый правильный ответ ребенка имеет положительное подкрепление.
Нужно стараться, чтобы ребенок не проигрывал слишком часто. Ведь главный интерес в игре создает успех, выигрыш. Если ребенку игра не удается, и он часто проигрывает, интерес к ней быстро пропадает. Нельзя в ходе игры (да и после нее, разумеется) упрекать ребенка, стыдить его и ошибки, за то, что он чего-то не знает или не умеет. Это не принесет никакой пользы и только вызовет дополнительные неприятные переживания, и он просто откажется играть.
Игра является ведущим видом деятельности для развития познавательных способностей у детей школьного возраста. Игра самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Она учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выгодский, ведет за собой развитие. Это позволяет сделать вывод – игра имеет большое значение и играет огромную роль в развитии школьника.
Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что. оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре. педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания, средством развития познавательных способностей школьников.
Источник