Влияние познавательной деятельности на психическое развитие ребенка
Внешние и внутренние действия. Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Малыш четырех-пяти лет значительную часть времени проводит в играх. Он изображает доктора, который лечит больного, пограничника, парикмахера или учителя. Кроме того, он рисует, возводит дворцы из строительно-го материала, слушает сказки и рассказы, дежурит по группе в детском саду, помогает маме накрывать на стол…
Все эти действия можно определенным образом сгруппировать, отнести к разным видам деятельности. Деятельностью на-зывается совокупность действий, отвечающих од-ним и тем же побуждениям. Так, действия ребенка в сюжетно-ролевой игре могут быть очень разными (одно дело — изображать шофера, совсем другое — воспитательницу), но все они служат для разыгрывания той или иной роли и побуж-даются интересом ребенка к жизни взрослых.
Деятельность включает как внешние, практические действия, так и внутренние, психические. Ведь для того, чтобы, например, играть в доктора, недостаточно просто вставлять палочку под мышку кукле. Нужно представлять себе, что кукла — это больной ребенок, а палочка — термометр. Внешние игровые действия реа-лизуют замысел игры, который строится в уме.
Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельнос-ти, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы. И общий путь такого усвоения состоит в том, что сначала все действия усваиваются во внешней форме, а потом некоторые из них становятся внутренними, психическими. Это легче всего заметить на примере действия с предметами. Наблю-дая за тем, как дети разного возраста выполняют одни и те же задания, можно обнаружить, что внешние действия переходятво внутренние.
Если ребенку двух лет дать доску с двумя вырезами — квад-ратным и круглым — и два вкладыша такой же формы и пока-зать, как вкладыши вставляются в отверстия, он обычно, подра-жая взрослому, берет первый попавшийся вкладыш и пытается втиснуть его в любой вырез. Если вкладыш не лезет, ребенок нередко начинает его вколачивать и только после дополнительно-го указания взрослого переносит к другому отверстию и, наконец, вкладывает. Ребенок немного постарше — года в два с половиной– действует несколько иначе. Он тоже берет вкладыш без выбора и подносит его к одному из отверстий. Однако теперь уже не вколачивает то, что не влезет, а сразу обнаруживает ошибку и без дополнительной помощи исправляет. Он научился сначала пробовать, потом делать. Ребенок трех лет уже не нуждается в пробах, а, только посмотрев на отверстия и вкладыши, размещает их верно. Это значит, что сравнение формы отверстий и вклады-шей он теперь выполняет в уме. Откуда появилось это внутреннее действие, которым еще полгода назад малыш не владел? Его ис-точником стали те пробы, которые раньше ребенок делал руками. Продолжим опыт, предложив тому же трехлетке другую, несколь-ко более сложную задачу. Перед ним размещается простейший рычаг. На гвоздик, вбитый в стол, надета линейка с дырочкой посередине. Один конец линейки повернут к ребенку, сидящему за столом, и он его может достать. На другом конце укреплена привлекательная картинка. Взрослый сразу бы понял, что линей-ка поворачивается вокруг гвоздика и, для того чтобы достать картинку, нужно ближний конец оттолкнуть от себя. Но трехлетка, оказывается, этого не понимает. Он пытается тащить доступный конец линейки к себе и, только убедившись в том, что картинка при этом не приближается, меняет направление движения.
Для ребенка четырех лет такая задача уже вполне доступна: он проделывает нужную пробу в уме и сразу толкает ближний конец линейки от себя. Но это вовсе не означает, что теперь он может решать в уме любые задачи. Дадим ему несколько пало-чек и попросим посчитать, сколько будет 2 + 3. Скорее всего, ребе-нок (конечно, если он умеет складывать) сначала отсчитает и отложит в сторону 2 палочки, потом отдельно еще 3, затем сдвинет их все вместе и заново пересчитает. Безусловно, в конце кон-цов, наступит день, когда ребенок начнет считать в уме, без внеш-них перемещений палочек, но еще и тогда будет помогать себе, загибал пальцы…
Из этих примеров видно, что на протяжении дошкольного дет-ства образуются новые, все более сложные внутренние действия. Но чтобы такое образование происходило, перед ребенком долж-ны возникать все более сложные задачи и он должен учиться их решать. Так и получается в действительности.
Новые задачи все время ставит перед ребенком сама деятель-ность, которая его привлекает и которой он стремится заниматься. Он учится делать все более красочные и подробные рисунки, все более разнообразные постройки, изображать в играх все более широкий круг событий окружающей жизни.
Каждый вид деятельности вносит свой вклад в психическое развитие, но эти вклады неравноценны. Установлено, что в каж-дом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим.Именно он наиболее важен для психического развития ребенка. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности.
Сначала это — эмоциональное общение со взрослыми, потом — предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. Каж-дый новый вид ведущей деятельности зарождается внутри преды-дущего в виде отдельных действий, но эти действия превращаются в новую целостную деятельность, когда у ребенка появляют-ся новые побуждения. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослого. Самое важное и интересное для него — именно взрослый человек. Даже на яркие, привлекательные игрушки он вначале обращает внимание только в том случае, если их показывает ему взрослый. Обучившись простейшим действиям с предметами, младенец использует эти действия для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого, пообщаться с ним.
Затем происходит перелом — предметы начинают интересо-вать, привлекать ребенка уже сами по себе, а взрослый становит-ся его сотрудником и помощником в овладении ими, открывает ему тайны употребления предметов. Это значит, что у малыша сложилась новая ведущая деятельность — предметная.
Овладевая действиями с предметами, ребенок под руковод-ством взрослых осваивает и некоторые действия, которые потом станут игровыми (например, укрывает куклу одеяльцем). Но до известного момента такие действия не имеют для ребенка игро-вого смысла (он не представляет себе при этом, что укладывает спать ребенка). Чтобы возникла новая ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, интересы ребенка должны переместиться с предметов на действия взрослых людей, которые он начинает изображать, пользуясь игрушками.
Хотя в ходе развития ребенка один вид ведущей деятельности сменяется другим, это совсем не значит, что та деятельность, ко-торая раньше была ведущей, исчезает. Она сохраняется и продол-жает развиваться, но отходит на второй план. И общение, и пред-метная деятельность, и игра существуют у взрослого человека, но принимают другие формы.
Ведущая деятельность привлекает ребенка больше других видов деятельности, и поэтому в ней ребенок обнаруживает свои максимальные возможности. Так, в игре дошкольник может сде-лать многое из того, что для него непосильно в других усло-виях.
В одном психологическом исследовании изучалось, в каких условиях ребенок может дольше стоять неподвижно — по прямой просьбе взрослого или исполняя в игре роль часового. В другом исследовании сравнивали количество слов, которое может запом-нить дошкольник в игре (он был «покупателем», который прихо-дит в «магазин» и перечисляет заказанные ему покупки) и вне игры. В обоих случаях оказалось, что в игре результаты значи-тельно выше.
Значение, которое имеет игра для ребенка-дошкольника, учи-тывается при разработке форм и методов дошкольного воспита-ния. Любое задание дети принимает и выполняют лучше, если оно дается им в игровой форме.
1.1. Общение и психическое развитие ребенка
Ребенок с момента рождения окружен близкими ему людьми. Он не мог бы прожить и нескольких дней без постоянного ухода и внимания со стороны взрослых. И важно не только то, что взрослые кормят, моют, пеленают младенца. Не меньшее значе-ние для его нормального развития и даже для сохранения самой его жизни с самого начала имеет общение. Взрослый склоняется над ребенком, улыбается ему, берет его на руки, разговаривает (не беда, что малыш еще не понимает слов) и этим вызывает у самого ребенка уже в полтора-два месяца улыбку, двигатель-ное оживление, ответные звуки. Так начинает складываться первая деятельность ребенка–деятельность эмоционального об-щения.
Младенцы, с которыми взрослые мало общаются, резко отста-ют в развитии и нередко даже погибают. Это обнаружилось в годы первой и второй мировых войн, когда много маленьких детей, лишившись родителей, оказались в приютах, Домах ребен-ка, где не хватало персонала. Несмотря на то что дети были обес-печены нормальным питанием и необходимыми санитарно-гигиеническими условиями, процент детской смертности был очень высок, а те, которые выживали, развивались плохо — они вовремя не садились, не начинали ходить и говорить, оставались безучастными ко всему окружающему. Налаживание общения оказалось единственным средством, которое помогало преодолеть эту отста-лость в развитии.
Общение и в дальнейшем остается источником психического развития ребенка. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая сама становится важнейшим средством общения и играет огромную роль в деятельности ре-бенка и в познании им окружающего мира.
Общаясь со взрослыми, ребенок усваивает, для чего нужны предметы, как с ними следует обращаться, сам начинает овладе-вать разнообразными действиями. В играх он, пользуясь сведе-ниями, полученными от взрослых, изображает еще недоступные ему действия людей, их отношения между собой. Мы уже говори-ли о том, как влияет на психическое развитие ребенка его дея-тельность. Но эта деятельность сама не могла бы развиваться, если бы взрослые не общались с ребенком, не передавали бы ему разными путями опыт, накопленный человечеством.
Основным путем передачи этого опыта является обучение –общение взрослого с детьми, специально направленное на то, что-бы развить их деятельность, дать им необходимые для выполне-ния деятельности знания, умения и навыки.
Один из главных вопросов, которые решает психология,– воп-рос о взаимосвязи обучения и психического разви-тия.
Ведущая роль обучения. Что «идет впереди» — обучение или психическое развитие ребенка? На первый взгляд представляется, что развитие: ведь для того, чтобы обучать ребенка чему-то, нуж-но, чтобы он был к этому подготовлен: мог понять, усвоить то, чему его учат, т. е. был достаточно для этого развит. Чем младше ребенок, тем более просты доступные ему знания и умения. Было бы странно пытаться показывать двухлетнему ребенку, как пи-шутся буквы, или объяснять четырех-шестилетнему устройство атомного реактора.
На каждой ступени развития обучение должно учитывать, что может усвоить ребенок. Но достаточно задать вопрос, откуда- воз-ник тот уровень развития, которого он уже достиг, чтобы стало ясно: это — результат предшествующего обучения. Да, двухлетний ребенок еще не готов к тому, чтобы научиться писать буквы, но его вполне можно научить, например, правильно держать ложку или узнавать изображенную на картинке собаку. И можно только потому, что до этого он учился более простым действиям, и при этом у него развились движения, восприятие, речь.
Обучение всегда опережаетразвитие. Это опережение выра-жается в том, что в процессе обучения — под руководством взрос-лого, вместе с ним — ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно.
Опираясь на уже имеющиеся возможности ребенка, обучение каждый раз создает новые возможности.
Источник
Влияние продуктивной деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный период в соответствии с закономерностями психического развития является подготовкой к обучению.
Успешное обучение ребенка в школе невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание. Ранний возраст ребенка (от года до трех лет) является сенситивным для интенсивного развития всех познавательных процессов. В это время активно обогащается восприятие, совершенствуются память, внимание, формируется мышление, развивается двигательная сфера. В раннем возрасте начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие ребенка. Это предметная деятельность, игра и продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Предметная деятельность играет ведущую роль в развитии детей раннего возраста. В связи с ее бурным развитием в этом возрасте у детей возникают предпосылки к овладению рисованием, которое в дошкольном возрасте превращается в особый вид деятельности – изобразительную деятельность.
Изобразительная деятельность является первым продуктивным видом деятельности ребенка и помогает ребенку передать свои впечатления об окружающем его мире на бумаге, в глине или других материалах.
Малыши учатся наносить карандашом штрихи на бумагу, создавать каракули, и постепенно они осознают то, что рисунок может изображать те или иные предметы, т. е. происходит усвоение изобразительной функции рисования.
Рисование напрямую связано с важнейшими психическими функциями – восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Занятие рисованием способствует развитию каждой из этих функций и одновременно согласовывает их между собой, помогает ребенку упорядочить новые бурно усваиваемые знания.
В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами. Уже в младенческом возрасте (с 6 месяцев) можно предложить рисование пальчиковыми красками. Вместо готовых пальчиковых красок можно использовать крахмал, закрашиваемый пищевыми красителями. Наносить такую краску можно как руками, так и ватными палочками, лопаточкой, вилкой и любыми другими подручными материалами. Кроме рисования, дети также очень любят заниматься с пластичными материалами. Детям до года и второго года жизни в первую очередь можно предложить соленое тесто, которое также можно закрашивать пищевыми красителями.
В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому на основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня – восприятие. Оно является основой мышления, практической деятельности человека (как взрослого, так и ребенка). Восприятие ребенка раннего возраста носит непроизвольный характер. Ребенок пока еще не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах окружающей действительности малыш замечает то. что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Однако, воспринимая целое, ребенок плохо схватывает детали. Восприятие детей обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами. Малышу надо прикоснуться к предмету, потрогать, пощупать, поманипулировать с ним, чтобы создать целостный образ предмета. Развитие восприятия в раннем возрасте определяется тремя параметрами – перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. И именно в процессе изобразительной деятельности развиваются и совершенствуются эти параметры.
Первичным звеном на пути к становлению изобразительной деятельности является двигательно-осязательный опыт ребенка, накапливаемый им в процессе предметно-практической деятельности. Манипулирование с предметами развивает и обогащает восприятие малыша. Со стороны взрослого необходима поддержка в виде специально организованной предметноразвивающей среды и стимулирующего взаимодействия. Важно, чтобы взрослый озвучивал деятельность малыша: называл цвета, пытался увидеть в линиях и каракулях реальные предметы и явления окружающей действительности («дорожка», «мячик», «солнышко» и т. д.). Такое внимание взрослого будет побуждать ребенка к совместному творчеству.
Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается новый вид восприятия – восприятие пространства. Ребенок переходит к более сложным изображениям, которые состоят из нескольких деталей: домик, солнышко, лесенка и т. д. Для развития пространственного восприятия очень важно опираться на такие виды продуктивной деятельности, как конструирование и лепка. В процессе целенаправленного создания образа из нескольких деталей ребенку надо учитывать соотнесение частей предмета между собой.
Для того чтобы легче усваивалось пространственное соотнесение деталей предмета, важно дать ребенку возможность обследовать предмет с помощью наглядно-действенных способов исследования. Занятия по лепке способствуют развитию пространственного восприя-
тия, так как лепные фигуры имеют объем, детали предметов также располагаются в определенной относительности друг к другу. К тому же дети очень любят обыгрывать лепные поделки. Развитие восприятия пространства, знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук являются вторым этапом развития восприятия.
Для развития тактильного восприятия важно знакомить детей с различными изобразительными материалами: пальчиковые краски, краски из крахмала, краска из муки, гуашь, темпера, соленое тесто, глина, пластилин и т. д. В создании некоторых из этих материалов должен поучаствовать и сам малыш.
Развитие восприятия находится в тесной связи с развитием мышления ребенка. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется: он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Это развитие происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для развития последующего. В раннем возрасте (примерно к двум с половиной годам) мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Наглядно- действенное мышление формируется к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление начинает формироваться в 2,5-3 года и становится ведущим к 6-6,5 года5.
Таким образом, ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими и т. д. Прежде чем нарисовать, вылепить или сконструировать предмет, малыш должен обследовать его, выделить определенные свойства, признаки, сравнить этот предмет с другими, найти общее и отличия. Все это способствует развитию таких операций мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Безусловно, эти операции находятся пока в примитивном состоянии, но именно в раннем возрасте важно заложить фундамент дальнейшего их развития.
Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием способствуют накоплению графических символов, образов у ребенка.
При занятиях изобразительными видами деятельности одновременно действуют зрительные,
двигательные, слуховые и тактильные анализаторы, которые включают в работу различные виды памяти одновременно (двигательную, зрительную, тактильную и слуховую).
Так как дети получают удовольствие от процесса и результатов своей «художественной» деятельности, происходит интенсивное развитие эмоциональной памяти малышей, а это одно из самых важных свойств детской памяти.
В конце второго – начале третьего года жизни начинает развиваться воображение ребенка. Такие виды деятельности, как конструирование, лепка и рисование, способствуют развитию как воссоздающего (репродуктивного), так и творческого (продуктивного) воображения детей. Очень важно учитывать тот факт, что детям нужна внешняя опора для создаваемых ими образов. Поэтому взрослому при организации занятий изобразительной деятельностью важно использовать в качестве образцов игрушки, картинки с предметами, которые планируется нарисовать или вылепить.
Уже в дошкольном возрасте в процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.
Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Движение руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача – использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.
Таким образом, становление изобразительной деятельности выступает как определенная сторона процесса психического развития ребенка, не сводимая к проявлению какой-либо одной психической способности. Она имеет синтетический характер. Это процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи.
Источник