Влияние позиций родителей на раннее развитие слепого ребенка

Влияние позиций родителей на раннее развитие слепого ребенка thumbnail

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.

Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.

Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.

У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения  позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание – это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.

Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.

Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.

Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции:

  1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция;
  2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
  3.  Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
  4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция.

С.М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.

Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.

В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности.

Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения.

Читайте также:  Развитие для ребенка от 3 лет в таганроге

В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности:

  1. Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира;
  2. Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям;
  3. Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством).

Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка.

Литература:

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
  2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993;
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
  4. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
  5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
  6. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
  7. Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда – Киев, 1988
  8. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г.П. – М., 2001;
  9. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

Источник

Т.П. Кудрина ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Ю.А. Разенкова ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Как показали исследования, проведенные в Институте коррекционной педагогики РАО, матери младенцев с нарушением зрения сталкиваются с трудностями при взаимодействии со своими детьми. Эти трудности связаны с тем, что младенцы могут быть менее активными, отзывчивыми, более раздражительными и сонными, их плач часто бывает однообразным и монотонным, по его характеристикам взрослым трудно понять, что вызывает дискомфорт у ребенка и как ему можно помочь. Их мимика, жесты и звуки в меньшей степени обращены к близким людям, чем к самому себе. Создается впечатление, что младенцы больше заняты собой, своими отрицательными переживаниями и недомоганиями. Их двигательная координация бедна, ножки и ручки подчас двигаются дезорганизовано, у них часто наблюдаются подергивания и вздрагивания. Большая часть поведения детей в грудном возрасте непоследовательна, они бывают то чрезвычайно суетливы и раздражительны, то проводят большую часть времени во сне. По их поведению и сигналам матери трудно понять, когда они хотят спать или есть, достаточны или чрезмерны ее усилия по вовлечению их в общение.

Во время эмоционального общения дети могут быть беспокойны, меньше улыбаться и гулить. У некоторых из них может наблюдаться меньшая согласованность, вовлеченность и синхронность во взаимодействии с близкими взрослыми, чем у их сверстников. Такие дети менее внимательны к сигналам и поведению матери, проявляют меньше положительных эмоций и радости от общения с близкими взрослыми.

У многих из них наблюдаются явные различия в желаниях добиваться внимания взрослого в общении и играх. Одни из них нуждаются в интенсивном, но непродолжительном общении и игре, потому что их внимание кратковременно и они быстро утомляются. Другие требуют длительного и постепенного вовлечения в общение и игру и такого же длительного отдыха после нее, когда малыш может еще некоторое время полежать рядом с мамой, слыша ее голос, ощущая тепло ее тела, дыхание и запах. Для некоторых детей общение и игра быстро становятся чрезмерными, и они начинают избегать игрового взаимодействия, уходят от контакта, отворачиваются, позевывают, и даже начинают плакать. Такое непоследовательное поведение детей вводит родителей в замешательство и тревожит. Одни родители предпочитают, как можно меньше контактировать с младенцем, сосредоточив все свои усилия на процессе ухода. Другие пытаются вести себя очень активно, вовлекая малыша в общение и игру, и совсем не ориентируются на его желания и сигналы, что, в конечном итоге, приводит к ухудшению поведения ребенка, а значит, к увеличению чувства разочарования у самих взрослых.

В случае слепоты младенца, когда с одной стороны наблюдаются тяжелые негативные переживания матери и всей семьи, а другой – сужение сенсорной основы восприятия у ребенка, создается опасность нарушения эмоциональных связей, возникают трудности в развитии общения матери и слепого младенца.

Читайте также:  Этапы развития познавательной способности ребенка

Ребенку без нарушения зрения достаточно одного взгляда – и он может увидеть, как улыбается ему мать, как протягивает к нему руки, что бы прикоснуться. Вся ситуация общения со взрослым быстро становится для него понятной и привычной, предсказуемой и желанной. У него быстро формируется ответное поведение в виде продолжительного взгляда, направленного на мать, улыбки, двигательного оживления и вокализаций. Вскоре зрячий младенец это поведение начинает использовать как инициативное, привлекая к себе внимание матери и «приглашая» ее к общению и игре.

В случае слепоты младенца ситуация другая: даже когда мать находится рядом, ребенком остаются непрочитанными ее ласковый взгляд, улыбка, выражение лица, ее поза, движения, в первую очередь, головы и рук, темп и направление этих движений. Слепой младенец долго не может выделить мать в качестве партнера по общению, поэтому длительное время у него не формируется ответное и инициативное поведение в общении и игре.

Эмоционально-насыщенные, личностно-ориентированные, телесно-эмоциональные игры, имеющие непосредственно-эмоциональный характер более всего соответствуют возрастным возможностям и удовлетворяют специфические потребности слепого младенца. Использование в педагогической работе с семьей слепого младенца игр, направленных на эмоциональную поддержку ребенка, тонизирование и активный контакт с окружающим миром, позволяет решать важные вопросы развития качественного взаимодействия матери и ребенка.

Первые игры со слепыми младенцами должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку выделить близкого взрослого сначала как объект восприятия, начать узнавать его воздействия – запах, прикосновения, тембр голоса и др., а затем и выделить его как партнера по взаимодействию.

Этому будут способствовать игры, развивающие чувство взаимного доверия. Песенки, шутки, потешки и пестушки сделают приятными самые различные ситуации ухода за малышом: смену одежды, кормление, купание, укладывание на сон. Они помогут поддерживать атмосферу стабильности, эмоционального комфорта, незыблемости уклада жизни, привычек, семейных ритуалов – всего того, что ежедневно и ежечасно является надежной опорой для развития детской психики. А для формирования у младенца положительных эмоций, снятия отрицательных эмоциональных переживаний и поддержания активного настроя младенца во взаимодействии можно использовать игры, стимулирующие положительные эмоции ребенка.

Приведем следующий пример.

Володя, 6 мес., (РН V, светоощущение). Мать приближает свое лицо к лицу ребенка: «Эй, кто у нас хороший?», – касается своим носом носа младенца, целует, слегка отдаляется: «Кто у нас пригожий?» (повторяется несколько раз). Ребенок сосредоточен, он прислушивается, тянет руку и притрагивается к лицу матери. Начинает вокализировать: «А-А-А», мать отвечает ему: «Да!». Наблюдается диалог. Мать: «Вовочка хороший!», делает паузу. Ребенок: «А!-А!-А!». Мать: «Вовочка пригожий!», ребенок вокализирует: «А!-А!-А!». Мать: «Да! Аааа! Вовочка хороший, Вовочка пригожий!». Говоря эти слова, мать поглаживает ребенка от шеи до стоп. Мальчик улыбается.

Все действия матери в этой игре адресные, ее поведение, интонация голоса передает эмоционально-положительный настрой. Благодаря экспрессивной речи, сочетающейся с приближением ее лица к лицу ребенка и нежным прикосновениям к его лицу, матери удается привлекать внимание младенца к своим действиям, она дает ему понять, что именно к нему обращены все проявления ее чувств. Короткие интонационно-выразительные реплики – слова пестования, называние ребенка по имени, повторение за младенцем вокализаций («отзеркаливание»), паузы в движениях и речи матери, – все это предоставляет младенцу возможность не только «ответить», но и поддержать эмоционально-насыщенный «диалог». В игровом эпизоде наблюдается не только совместное переживание радости, но и симметричная активность матери и слепого младенца, которая свидетельствует о достаточно высоком развитии общения в этой паре.

По мере развития младенца удовольствие от привычных, стабильных и предсказуемых ситуаций взаимодействия сменяется готовностью к принятию новых, неожиданных, более сложных и насыщенных впечатлений. Младенца начинают привлекать игры, в которых он испытывает радость от новизны и остроты впечатлений

Игра матери и слепого ребенка. 8 месяцев

2017-03-20

Фрагмент обучающего занятия тифлопедагога (Кудрина Т.П.). Игра, придающая общению матери и слепого недоношенного младенца 8-ми месяцев непосредственно эмоциональный характер

Важными для развития эмоционального взаимодействия становятся игры, в которых мать и младенец имеют возможность переживать общее удовольствие от объединения внимания на приятном впечатлении

Гриша, 12 мес. (РН V, светоощущение). Мальчик сидит на коленях у матери, к ней лицом. Мать держит его за руки и совершает игровые действия, эмоционально выразительно произносит стихотворный текст: «Ехали-ехали, по кочкам, по кочкам». Младенец улыбается, голова его поднята (лица партнеров находятся почти на одном уровне). Мать замедляет темп перед «острым моментом» падения в ямку. Младенец откидывается и смеется. Мать удерживает ребенка в «висящем» положении пока младенец выражает радость. Особенно нравящийся ребенку момент – «падение в ямку» повторяется несколько раз, при этом мать не начинает игру сначала. Она, произнося слова «в ямку бух», ждет положительной реакции младенца – улыбки, замирания в ожидании предстоящего изменения положения тела и «приглашает» ребенка «упасть в ямку», потряхивая его руки и приближая свое лицо к нему, только затем совершает игровое действие, сама смеется, разделяя эмоции малыша.

В процессе эмоционально-насыщенной игры мать заметила наиболее понравившийся ребенку момент и, чтобы поддержать взаимодействие и продлить совместное переживание радости, повторила несколько раз наиболее приятное для младенца движение, тем самым смогла удержать его внимания к игровым действиям. Продолжительность сосредоточения на игровых действиях у слепых младенцев незначительна, поэтому, используя такой прием (повторение не всей игры, а только ее самой притягательной для ребенка части), близкий взрослый увеличил длительность объединенного внимания на приятном впечатлении и обеспечил устойчивость этого внимания. Мать, своим ожиданием вероятных ответных реакций ребенка – улыбки, замирания, – дала возможность ему проявить их как социальные сигналы и показала их значимость для неё как партнера по игре, поддержала своими эмоциями. Для ребенка, который не может видеть ожидающий взгляд матери, близкий взрослый дал знать, что ждет ответа легким потряхиванием его рук, приближением лица к лицу ребенка во время обращенного к нему вопроса, своим смехом. Ответными действиями мать «показала» младенцу, что его сигнал принят, понят ею, и она готова поддержать его желания.

Читайте также:  Утренняя гимнастика в физическом развитии ребенка в детском саду

В эмоционально-насыщенных играх мать чаще прикасается к ребенку: целует его, поглаживает, нежно прижимает к себе, прикасается частями своего лица к лицу и телу младенца, но в отличие от бытовых ситуаций, игровые моменты наполнены особой эмоциональностью и создают неповторимую, наполненную чувствами, атмосферу. Младенец в этих играх продолжительно выражает положительные эмоции, у него имеется возможность проявлять симметричную со взрослым активность, его действия соотнесены со смыслом игровой ситуации и однозначно понятны матери, так как у нее не возникает сложности с интерпретацией «ответов» младенца.

В эмоционально-насыщенных играх слепой ребенок начинает ситуативно понимать речь, еще до того, как ему откроется семантическое значение слов родного языка, так как опора в этих играх идет на чувственную сферу, которая обогащается экспрессивностью и особым эмоциональным состоянием матери, передающим младенцу свою любовь, радость и нежность.

Игра матери и слепого ребенка. 8 месяцев

2017-03-20

Фрагмент обучающего занятия тифлопедагога (Кудрина Т.П.). Игра, придающая общению матери и слепого недоношенного младенца 8-ми месяцев непосредственно эмоциональный характер – объединенное внимание мамы и ребенка на приятном впечатлении.

Кроме того, развиваются перцептивные действия, необходимые для последующего освоения предметного мира.

Возможность испытать в веселых играх подлинную радость общения, разделить искренние положительные эмоции совместно со своим малышом наилучшим образом отражается на состоянии матери: она ощущает себя успешной во взаимодействии с ребенком, испытывает уверенность в своих силах, убеждается в возможностях своего ребенка. Замечено, что матери, испытывающие дефицит положительных эмоций в этот трудный для них период жизни, в эмоционально-насыщенных играх «раскрываются», становятся искренними и чувствительными.

Эмоционально-насыщенные, личностно-ориентированые, телесно-эмоциональные игры не теряют своей актуальности для психического развития слепого младенца на протяжении всего первого и даже второго года жизни ребенка. Это связанно с особенностями темпа психического развития слепых младенцев (VIDEO 4 – игра папы с ребенком 8 месяцев).

Игра папы и слепого ребенка. 8 месяцев

2017-03-20

Фрагмент обучающего занятия тифлопедагога (Кудрина Т.П.). Игра, придающая общению папы и слепого младенца 8-ми месяцев непосредственно эмоциональный характер – объединенное внимание папы и ребенка на приятном впечатлении.

Результаты исследований, проведенных в ФГБНУ «ИКП РАО», показывают, что благодаря использованию в педагогической работе с семьями слепых младенцев эмоционально-насыщенных, личностно-ориентированных, эмоционально-телесных игр у младенца успешно формируется система аффективно-личностных связей с матерью и другими близкими взрослыми, развивается психическая активность, складывается первая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение и создаются предпосылки для благополучного становления предметно-манипулятивной деятельности.

* Исследование выполнено в рамках Государственного задания ФГБНУ ИКП РАО (проект №27.9108.2017/БЧ “Актуальное состояние и тенденции развития системы ранней помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) за рубежом и в России”).

Печать

Библиография

Будет напечатана текущая страница статьи

Распечатать фрагмент

Кудрина Т.П., Разенкова Ю.А. Взаимодействие матери и слепого младенца: удовольствие от совместной игры // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах №28 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-interaction-of-mother-and-blind-baby-great-fun
(Дата обращения: 25.11.2020)

Список литературы

  1. Баенская, Е.Р. Закономерности раннего аффективного развития в норме / Е.Р. Баенская. – Альманах Института коррекционной педагогики – 2014. – № 19.
  2. Баенская, Е.Р. Мы: общение и игра взрослого с младенцем: Книга для родителей / Е.Р. Баенская, Ю.А. Разенкова, И.А. Выродова. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 132 с.
  3. Выготский, Л.С. Детская психология: собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский // под ред. Д.Б. Эльконина. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  4. Кудрина Т.П. Общение матери и слепого младенца / Т.П. Кудрина. – М.: Полиграф сервис, 2016. – 166 с.
  5. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 143 с.
  6. Развитие общения у дошкольников; под ред. А. В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
  7. Разенкова, Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Разенкова Юлия Анатольевна. – М., 1997. – 152 с.
  8. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; редактор-составитель Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

Источник