Влияние поведения родителей на развитие ребенка

Влияние поведения родителей на развитие ребенка thumbnail
Влияние родителей на формирование детей

Рейтинг
10

Шесть вариантов родительского влияния на ребенка, которое может сказываться на его будущем

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Как родители мы часто думаем, что раз мы любим своих детей, проводим с ними время, общаемся и правильно дисциплинируем, то обеспечиваем им оптимальное развитие. Это верно. Однако более фундаментальную основу формирования личностного развития ребенка закладывают не только наши методы воспитания, но и то, кто мы есть как личности. Наши личностные качества, наше собственное поведение и отношение – это основные факторы, влияющие на формирование самоощущения ребенка, восприятие им самого себя, знаем мы об этом или нет.

Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У нас, родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые мы либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для нас людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. Это универсальное и неизбежное условие.

Родителям полезно знать, каким образом они формируют личность ребенка, и пытаться по возможности предотвращать репликацию нежелательных поведенческих привычек, которые они считают недостойными для собственных детей. Эта статья рассматривает некоторые руководящие принципы и помощь в формировании личности ребенка с точки зрения психологии и эйдетических образов (т. е. в воображении воспроизведенных во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы).

В идеале, мама является для маленького ребенка источником жизненного опыта. Если она дает тепло, чутко реагирует на потребности малыша, он будет развиваться с сильным чувством целостности. Если мать ребенка подавляет его, проявляет холодность, угнетенность, гнев или враждебность, развитие ребенка будет нарушено.

Отцы же предназначены для того, чтобы подталкивать маленького ребенка к активному взаимодействию и установлению взаимоотношений с миром за пределами материнских объятий. Отец рассказывает ребенку о мире, он берет его с собой в различные места, занимается различными совместными видами деятельности и демонстрирует ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Если у ребенка отец – уверенный в себе человек, любящий и способный увлекательно рассказать о мире вне материнской зоны безопасности, этот мир воспринимается ребенком как приветливое и интересное место, с которым он может смело взаимодействовать. Однако если сам отец испытывает трудности при взаимодействии с окружающим миром, то ребенок может перенять аналогичный образ мыслей, и ему не хватит инструментов для собственных успешных взаимодействий.

Даже самые любящие родители могут передавать детям нежелательные симптомы негативных воззрений, сами не зная об этом. Вот некоторые распространенные примеры:

  • Чрезмерная назойливость родителей может привести к противоположному результату – ребенок будет скрытным и не слишком щедрым. Когда дети растут в атмосфере излишней навязчивости, назойливого вторжения родителей, скрытное поведение часто входит у них в привычку. Это может иметь последствия для ребенка в будущем, когда он захочет создать глубокие дружеские или романтические отношения, и обнаружит, что не способен делиться своими глубокими чувствами.
  • Если родители чрезмерно критикуют ребенка, пытаясь научить его делать все правильно, это может привести к тому, что ребенок станет пассивным и нерешительным, опасаясь, что его решения могут подвергнуться критике и осуждению.
  • Дети, воспитанные в доме, где родители их любят, но при этом постоянно ссорятся друг с другом, могут стать неуверенными в себе, потому что их чувство внутренней целостности и безопасности будет находиться под угрозой.
  • Тревожащиеся родители могут воспитать беспокойных детей, так как дети не могут расслабиться из-за нервной энергетики своих родителей.
  • Родители, которые слишком опекают своих детей, могут способствовать развитию у ребенка симптомов депрессии, потому что вынуждают его сдерживать естественную потребность в исследованиях и свободе.

Поэтому при взаимоотношениях ребенка с родителями могут обнаруживаться явные или скрытые симптомы личностных проблем родителей, а жизнь в атмосфере неразрешенных эмоциональных проблем родителей влияет на сознание ребенка в процессе взросления.

Мы часто неосознанно подражаем своим родителям в подходах к воспитанию. Вероятно, вы не раз слышали такие слова: «Я поражена тем, что поступаю так же, как моя мать, когда я была ребенком. Еще прежде чем я успеваю осознать, те же слова, которые говорила мне мама, вылетают из моих уст в адрес дочери».

Яркие примеры такого поведения родителей можно наблюдать в некоторых семьях во время трапезы. Некоторые родители, сами, будучи детьми, за обедом часто слышали в свой адрес следующие слова: «Ради Бога, Иван, когда ты научишься пользоваться вилкой?» или «Перестань размазывать еду по тарелке и просто ешь!». Они до сих пор вспоминают, насколько болезненной для них была такая критика. В глубине души эти дети давали клятву, что никогда не будут так разговаривать со своими детьми. И что же? Проходит 20–30 лет, и уже сами в качестве родителей они поучают детей тем же раздраженным тоном: «Михаил, ради Бога, сколько раз я учила тебя правильно пользоваться вилкой и ножом?» и «Когда ты, наконец, научишься говорить «пожалуйста» и «спасибо» маме, когда она передает тебе хлеб?».

Так же, как мы неосознанно подражаем нашим родителям, наши дети будут подражать нам или реагировать на наше поведение в разных ситуациях. Специалисты в области эйдетической психологии обнаружили, что существует шесть основных вариантов влияния, которое оказывает личность родителя на формирование личности ребенка. При каждом из них ребенок теряет часть своей истинной индивидуальности, так как подражает или реагирует на родителей.

1. Имитация

Дети подражают своим родителям. Они неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей. Если дочь видит, как мать смотрится в зеркало и спрашивает: «Я выгляжу толстой?», она начнет подражать материнскому самокритичному поведению. Она тоже будет смотреть в зеркало и искать у себя недостатки. К счастью, дочери имитируют также и материнскую уверенность в себе. Ребенок злого отца имитирует сердитое поведение и набрасывается на детей на детской площадке. С другой стороны, ребенок, который видит доброго и помогающего другим людям папу, будет сам развивать подобное отношение к другим людям.

2. Идентификация

Идентификация более фундаментальна, чем имитация. Это не просто повторение поведения родителей. Это разделение их взглядов, отношений и чувств – ребенок чувствует идентичность со своими родителями в каком-либо отношении. Например, у отца, который очень консервативен, одевается в традиционном стиле, гордится людьми в погонах, считает преданность Родине превыше всего, есть дочь, которая полностью разделяет его мировоззрение и выходит замуж за мужчину, похожего на своего отца. Это дочь глубоко отождествляет себя с убеждениями и способом жизни своего отца и, возможно, теряет (истинное) самоощущение, которое на самом деле отличается от отцовского. Идентификация предполагает отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.

3. Реакция

Реакция – это поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни. Например, родитель может быть очень религиозным человеком, а его ребенок бунтарем, который считает себя атеистом и отказывается ходить в церковь. Или родитель может быть очень аккуратным, а ребенок в противоположность ему становится очень неряшливым в жизни и работе. Родитель может педантично придерживаться использования только натуральных продуктов и принимать поливитамины, на что его ребенок реагирует, питаясь нездоровой пищей и не обращая внимания на собственное здоровье. В попытке найти себя ребенок настолько старается быть непохожим на родителей, что теряет из виду то, кем он поистине является, свои уникальные особенности и жизненные ценности.

4. Потеря

Когда маленькому ребенку отказывают в основных биологических потребностях, и он испытывает такие лишения, как отсутствие тесной связи с матерью, нехватку отцовского воспитания, пренебрежение, слишком жесткую или слишком мягкую родительскую стратегию дисциплины или множество других лишений, такой ребенок по мере взросления будет страдать от чувства внутренней опустошенности. Это благодатная почва для развития расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии), наркомании, навязчивостей сексуального характера или эмоциональных вспышек, с помощью которых ребенок стремится получать любовь и поддержку. Мы все страдали от различных потерь в жизни; однако наиболее сильные из них оставляют пустоту или «дыру» в психике человека, которую трудно заполнить.

5. Проекция

Проекция возникает тогда, когда собственные субъективные мысли приписываются другим людям (а также и свои чувства, эмоции, намерения, опыт переносятся на других). Т. е. человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне. Если отец говорит, что одна из двух его дочерей красивая, а другая умная, то «умная» девочка может посчитать, что она уродливая, хотя это может быть далеко от истины. И наоборот, красивая дочь может почувствовать себя глупой. У отца, который не участвует в повседневной жизни своих детей, потому что должен работать на двух работах, чтобы прокормить свою семью в связи с экономической необходимостью (и, конечно, из любви к своей семье), может быть ребенок, который вообразил, что отец не любит его, потому что его никогда нет дома. Он будет расти, чувствуя себя нелюбимым, хотя это не так. Дети делают ложные предположения о себе и неточное толкование своей жизни в ответ на замечания родителей или их поведение, хотя замечание, возможно, было нечаянным. Такая тенденция неизбежна, и ее можно обнаружить только с помощью открытого общения.

6. Привязанность

Привязанность – это зависимое поведение, биологически необходимое малышу или маленькому ребенку. Однако если родители не могут отпустить своего взрослеющего ребенка и предоставить ему автономию, они мешают его самостоятельности. Ребенок становится неуверенным и не доверяет своим внутренним ресурсам, чтобы справляться с жизнью, как взрослый. Пример подобной ситуации: мама студентки университета ежедневно говорит ей, как одеваться и что делать на протяжении дня. Материнское вмешательство и зависимость от матери заставляют ее дочь с недоверием относиться к собственному мнению и чувствам. Однако надежные родители знают, когда следует дать ребенку независимость, а когда – натянуть вожжи, и способствуют развитию у ребенка чувства самостоятельности.

Чтобы понять, какое влияние вы оказываете на вашего ребенка, в первую очередь важно понять, как вы относитесь к самому себе, какую ношу самокритики вы несете и те позитивные чувства о самом себе, которые перетекают из вас в вашего ребенка при ежедневном взаимодействии с ним.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
2 оценок.

Развитие ребенка
05.01.2016

Источник

Воспитание детей – весьма ответственная задача, направленная на выработку положительных качеств, умений, ценностных ориентаций у малыша. От того, каким в итоге вырастет человек, зависит будущее не только его близких. Подрастающее поколение, впоследствии, будет оказывать влияние на всю страну в целом. Влияние родителей на поведение и развитие ребенка — неоспоримо сказывается на будущем маленького человечка!   

Близкие люди играют определяющую роль в воспитании ребенка, как члена общества. Исходя из этих соображений, вопросу воспитания детей уделяется колоссальное внимание.

С точки зрения А.С. Макаренко, влияние домашнего воспитания на кроху огромно, но оно не может полностью детерминировать направление ее дальнейших изменений. Человека нельзя отгородить от влияния социальной действительности. Вместе с тем, очень важно правильно организовать развивающую среду и грамотно выстроить процесс формирования гармоничной личности.

Влияние родителей на поведение и развитие ребенка

Влияние родителей на поведение и развитие ребенкаМама с папой пользуются у крошки непререкаемым, неоспоримым авторитетом. Она беспрекословно подчиняется им, не пытаясь осмыслить, подвергнуть сомнению сказанное. Однако со временем научится воспринимать ситуацию и информацию через призму личного опыта, своих потребностей, убеждений.

До этого момента дети реагируют на происходящие события, также как и их домашние, то есть они используют их взгляды, позиции, установки (они могут передаваться из поколения в поколения в виде различных пословиц).

Таким образом, ребята воспроизводят привычные при определенных условиях модели поведения, не вдумываясь в их суть, а воспринимая на веру. Большая часть подобных стратегий разрешения проблемы является весьма конструктивной и приносит лишь пользу.

Как уже было сказано выше, положительный опыт передается от взрослых к младшим. Например, можно выделить как позитивные («я тебя всегда буду любить»), так и негативные установки («мужчины не плачут», «женщина глупее мужчины»). Их неоднократно приходится слышать в повседневной жизни. Причем, не редко на них никто даже внимания не обращает, то есть это, своего рода, готовые ответы, реакции на определенные раздражители.

Влияние родителей на поведение и развитие ребенка с использованием установок направлены не на разрешение проблемной ситуации, а на своеобразный уход, защиту от нее. В результате затрудняется, блокируется выплеск отрицательных эмоций, угнетаются совладающие ресурсы личности (различные копинг-стратегии).

Однако позитивные ориентации помогают справиться с возникающими сложностями. Следовательно, их применение целесообразно, так как эта категория помогает чувствовать себя более уверенно, тем, кому адресован посыл такого рода.

Каждый ребенок уникален, поэтому невозможно найти единую для всех воспитательную систему. Применение любых педагогических теорий, техник, приемов должно быть оправдано. Их использование требует учета особенностей конкретного малыша.

Вспомним слова М. Монтессори: любой ребенок развивается по собственному, индивидуальному плану. Значит, главное направление работы заключается в том, чтобы помочь ему раскрыть, максимально развить и реализовать свой потенциал.

Многие родители не уверенны в правильности своих поступков, действий по отношению к своему чаду. Например, одни считают, что мальчиков (девочек) лучше воспитывать в строгости, так как в последующем это даст им возможность успешнее справляться с разнообразными препятствиями; поможет выработать сильный характер. Другие занимают позицию прямо противоположную: наказания заставляют крошку сомневаться в себе.

На основе экспериментальных данных можно предположить (если не учитывать крайние значения – жестокость — вседозволенность), что этот фактор не является ведущим в определении воспитательной линии, ведь детки слабо различались между собой.

Дети хорошо усваивают те общественные нормы, правила, которыми непосредственно руководствуются взрослые. Крохе будет легче сориентироваться в тех или иных ситуациях, если она знает, как следует себя вести (с учителем, на уроке, в переполненном автобусе), а процесс социализации пройдет более удачно.

Часто родители склонны много раз, подолгу объяснять своему чаду одно и то же. В результате у дошкольника пропадает желание слушать и исправлять свои проступки, потому что каждый раз он ничего нового и содержательного не узнает. Следовательно, получаемая информация перестает быть актуальной для него.

В подобных «нотациях» прекрасно прослеживаются потребности, желания самих близких. Они стараются доказать логическую состоятельность своих взглядов, ожиданий, желая добиться того, чтобы малыш поступал именно так, как ему было велено. В итоге вопрос остается неразрешенным.

Необходимо говорить с ним о конкретном событии, объяснив, почему стоит поступать именно так, а не иначе. Дать понять ему, что вы готовы услышать его точку зрения. Важно, чтобы он осознал, что его мнение значимо. Только в ходе диалога, а не монолога, появляется возможность преодолеть непонимание и разрешить конфликт.

Благотворное воздействие на совершенствование индивидуальности малютки оказывают игры. При их помощи она учится осваивать окружающее пространство; начинает познавать свойства, функции разнообразных предметов; выстраивать межличностные отношения.

Подобные занятия оказывают благотворное воздействие на становление внутренней и внешней речи, так как во время игры составляется некий алгоритм, план действий, в соответствии, с которым организуется поведение. Желательно постепенно приобщать свое чадо к труду, наметив для него круг бытовых обязанностей или же выполнять какую-либо несложную работу совместно.

Родные должны проявлять уважение, любовь друг к другу, демонстрировать абсолютное принятие, готовность прийти на помощь. Это весьма важные предпосылки для создания психологического комфорта и атмосферы теплоты.

В таких условиях дошкольник сможет почувствовать себя обожаемым, осознать собственную ценность для окружающих, появится ощущение безопасности. У ребят, которые растут в подобных семьях намного больше шансов в будущем вырасти успешными и счастливыми, стать конструкторами своей жизни.

Сегодняшнее влияние родителей на поведение и развитие ребенка — это и будущее самих родителей, помните об этом!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Источник

Семья — важнейшее звено в жизни, развитии и становлении личности ребенка. Это пример для подражания, который занимает лидирующие позиции на фоне остального социума. Давайте разберемся, как влияет на развитие ребенка образ жизни семьи в целом.

Итак, семья состоит из родителей, и как правило, братьев или сестер. Дети дошкольного возраста берут пример со старших:

  • Вредные/ полезные привычки;
  • Нормы поведения в различных сферах;
  • Сохранение семейных ценностей и традиций;
  • Отношение к окружающим, в том числе, к родственникам;
  • Отношение к внешнему виду и личным вещам;

Рассмотрим каждую позицию и сделаем свои выводы.

Что и как влияет на воспитание ребенка?

1. Привычки — не временная прихоть малыша, это тот пример, который вы подали в качестве нормального дополнения к поведению. В процессе взросления, хорошие или плохие привычки не забываются, они откладываются в памяти, и в определенный момент всплывут, как норма в образе жизни! Следите за своими привычками в семье, родители! Вы — идеал копирования для ребенка. Не удивляйтесь, что, повзрослев, дети так становятся похожи на вас. Чаще от самих себя, в сторону взрослых детей услышите фразу: «Ты, такой, как отец!» Или же «Ты ничем не отличаешься от мамы!» Не стоит винить никого, кроме себя. Привычки сами не формируются, они исходят от источника, а с младшего возраста источником являетесь вы и старшие дети!

2. Нормы поведения в различных сферах могут изменяться, начиная с младшего возраста — до 4-х лет. С 5-ти лет ребенок вполне контролирует свой нрав. Но бывают такие ситуации, когда ребенка совсем не узнать! Он агрессивный, ленивый, небрежный, крикливый и так далее. В чем причина, если такие действия регулярны?
Мамы — главный образ подражания поведения для девочек, папы — для мальчиков. Не спешите ругать или наказывать. Посмотрите на себя со стороны! Почему дочки должны быть покладистыми помощницами, если мама полная противоположность? Хотите детей аккуратных, спокойных, рассудительных, вежливых и кропотливых? Тогда характер поведения корректируйте! То же самое касается мальчиков. Если папа груб к окружающим, ленив и не опрятен — будьте готовы, что сын проявит себя с такой позиции. И ни где-то, а в первую очередь на своей территории — дома. Вам это вряд ли понравится! Когда семья заботится о будущем поведении ребенка, она исправляет самих себя.

3. Сохранение семейных ценностей и традиций — это многолетняя моральная ценность, заложенная далекими предками с определенным смыслом. Например, воскресный ужин в кругу семьи — укрепляет родственные отношения. В каждой семье традиции и ценности индивидуальны, прививать их нужно детям с момента осознания себя и принадлежности к своей семье от 4.5 — 5-ти лет. Опять — таки, если кто-то из родителей не чтит обычаи предков, послабление сделает для себя в отношении вас и ребенок.

4. Отношение к окружающим ребенка, в том числе, к родственникам заимствуется у родителей, старших детей. При неуважительном обращении к сверстникам ребенок руководствуется наглядным опытом со стороны старших —  не допускайте в общении с товарищами грубостей, насмешек и других вольностей, ваши дети посчитают это нормой дружбы. Со старшими и родственниками старайтесь вести себя терпеливее и
учтительнее — это залог уважения! Не грубите, помогайте, уступайте — отношение к старшим, в том числе, к пенсионерам, на глазах у ребенка формирует его будущую позицию к взрослым. Не забывайте — старость ждет каждого!

5. Отношение к внешнему виду и личным вещам идет от семьи. Например, близкие разбрасывают вещи на диване вместо того, чтобы аккуратно сложить в шкаф, повесить на вешалку. Неопрятный внешний вид, не причесанные волосы или частые отговорки старших детей: зубы почищу потом, воспитывают в младшем
ребенке пренебрежение личной гигиеной, аккуратностью. Из этого следует, ребенок перестает ценить вещи, он не понимает, что родители приложили усилия для приобретения одежды, игрушек. Мыслительные процессы направлены таким образом, что, если мама и папа совершают поступки, значит это правильно и можно!

Cделаем вывод: воспитывая детей — начинайте с себя!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник