Влияние положения ребенка в группе сверстников на развитие личности

Влияние положения ребенка в группе сверстников на развитие личности thumbnail

Важную роль в развитии личности
ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое
на него общением со сверстниками. Симпатия к
другим детям, возникающая в раннем детстве,
переходит у дошкольника в потребность общения со
сверстниками. Эту потребность хорошо выразил
шестилетний ребенок, который, возражая, матери,
предложившей заменить собой отсутствующего
товарища, сказал: “Мне надо ребенков, а ты не
ребенок”.

Потребность в общении развивается на основе
совместной деятельности детей в играх, при
выполнении трудовых поручений и т.д.

В условиях общественного дошкольного
воспитания, когда ребенок постоянно находится с
другими детьми, вступает с ними в разнообразные
контакты, складывается детское общество, где
ребенок приобретает первые навыки поведения в
коллективе, установления взаимоотношений с
окружающими, которые являются не наставниками, а
равные ему участниками совместной жизни и
деятельности.

Влияние группы сверстников на развитие
личности ребенка заключается, прежде всего, в
том, что именно в условиях общения со
сверстниками ребенок постоянно сталкивается с
необходимостью применять на практике
усваиваемые нормы поведения по отношению к
другим людям, приспосабливать эти нормы и
правила к разнообразным конкретным ситуациям. В
совместной деятельности детей непрерывно
возникают ситуации, требующие согласования
действий, проявления доброжелательного
отношения к сверстникам, умения отказаться от
личных желаний ради достижения общей цели. В этих
ситуациях дети далеко не всегда находят нужные
способы поведения. Нередко между ними возникают
конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не
считаясь с правами сверстников.

Общение и совместная деятельность
обеспечивают упражнение детей в правильности
поступках, которое совершенно необходимо для
того, чтобы ребенок не только знал нормы
поведения, но и практически ими
руководствовался.

Другим путем влияния детского общества на
развитие личности детей, усвоение ими норм
поведения служит складывающееся в группе
общественное мнение.

В группе трехлетних детей еще нет общего мнения
о тех или иных предметах, событиях, поступках.
Мнение одного ребенка обычно не влияет на мнение
другого. Но в четыре-пять лет дети начинают
прислушиваться к мнению сверстников и
подчиняются мнению большинства, даже если оно
противоречит их собственным впечатлениям и
знаниям. Такое подчинение мнению большинства
носит название конформности. Конформность
обнаруживается в опыте, когда нескольких детей
специально подговаривают сказать, например, про
черную и белую пирамидки, стоящие на столе, что
обе белые. Ребенок, не участвовавший в сговоре,
выслушав мнение двух-трех сверстников, на вопрос
“Какого цвета пирамидки?” тоже отвечает: “Они
белые”.

В шесть лет комфортность у детей значительно
снижается. Конформность у дошкольников является
переходным этапом в овладении умением
согласовывать свои мнения. Но у некоторых детей
она закрепляется и может стать отрицательным
свойством личности.

Оценки, которые дети дают своим сверстникам,
первоначально являются простым повторение
оценок воспитателя. Когда трех-, четырехлетних
детей спрашивают: “Кто у вас в группе самый
хороший?”, они дают ответы типа: “ Лена, потому
что она быстро кушает” или “Витя, потому что он
всегда слушается”. Но постепенно оцениваются
дети, которые знают много игр, делятся игрушками
с товарищами, защищают слабых и т.д.

Оценка со стороны группы особенно важна для
детей, начиная с четырех-, пятилетнего возраста.
Они стараются воздержаться от поступков,
вызывающих неодобрение сверстников, заслужить
их положительное отношение.

Каждый ребенок занимает в группе определенное
положение, которое выражается в том, как к нему
относятся сверстники. Обычно выделяются два-три
ребенка, многие хотят дружить, сидеть рядом на
занятиях, им подражают, охотно выполняют их
просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются
и дети, их не принимают в игры, им не хотят давать
игрушки. Остальная часть детей располагается
между этими “полюсами”. Степень популярности,
которой пользуется ребенок, зависит от многих
причин: его знаний, умственного развития,
особенностей поведения, умения устанавливать
контакты с другими детьми, внешности, физической
силы и выносливости и т.д.

Положение в группе сверстников существенно
отражается на развитии личности ребенка. От
этого зависит, насколько ребенок чувствует себя
спокойным, удовлетворенным, в какой мере он
усваивает нормы поведения по отношению к
сверстникам. Дети с низкой популярностью, не
надеясь на сочувствие и помощь со стороны
сверстников, нередко становятся эгоистичными,
замкнутыми. Дети с особенно высокой
популярностью могут “заразиться” излишней
самоуверенностью, зазнайством. От воспитателя
требуется большая работа, направленная на
регулирование детских взаимоотношений, создание
в группе общей благожелательной атмосферы,
выравнивание положения, занимаемого в группе
разными детьми.

Источник

Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.

Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.

Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.

Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.

В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.

Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.

Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:

  • — владеют разнообразными социальными навыками;
  • — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
  • — чувствительны к потребностям и действиям других;
  • — не навязывают свою волю другим детям;
  • — соглашаются играть рядом с другими детьми;
  • — умеют поддержать дружеские отношения;
  • — при необходимости приходят на помощь;
  • — способны поддержать разговор;
  • — делятся интересной информацией;
  • — откликаются на предложения других детей;
  • — умеют разрешать конфликты;
  • — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).

В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.

Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.

Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.

По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.

Задания для самопроверки

  • 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
  • 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.

Основная литература

  • 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
  • 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.

Дополнительная литература

  • 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
  • 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.

Источник

Заведующий ГБДОУ детский сад № 60

комбинированного вида Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга «Гнездышко»

В помощь воспитателям

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками.

Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений.

Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами сверстников. Вмешиваясь в конфликты, улаживая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения.

Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое  выражается в том, как к нему относятся сверстники. Дети, которые редко посещают детский сад, вовсе непопулярны среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки.

Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников.

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным.

Выделяют три вида отношений: собственно-личностные, оценочные, «деловые».

  • Собственно-личностные – отношения симпатии, безразличия и неприязни с множеством эмоциональных градаций внутри них. Более непосредственные и эмоционально окрашены, чем оценочные и деловые.
  • Оценочные – это отношения осознанные, опосредованные целями и задачами совместной деятельности. Различные качества сверстника оцениваются ребенком одновременно в зависимости от выраженности этих качеств у сверстника, от особенностей его ценностных ориентаций, оценочных эталонов, из которых исходит тот или иной ребенок.
  • «Деловые» – возникают в различных видах совместной деятельности детей.

Здоровье ребенка – основа его гармоничного развития. Долголетние наблюдения педагогов показали, что работоспособность, формирование умственных операций, овладения разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Дошкольники с ослабленным здоровьем часто болеют и длительное время лишены возможности общаться со сверстниками. Вследствие чего они имеют нарушения в развитии психо-эмоциональной сферы, что приводит к возникновению проблем межличностного общения. «Изолированными» становятся по многим причинам. Один ребенок часто болеет, редко посещает детский сад, и дети не успевают  присмотреться к нему, да и сам он  никого не знает, он всегда новенький. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным.

Эта «болезнь» социализации не должна превратиться в хроническое состояние, в асоциальные свойства личности. Ребенку нужно помочь реализовать притязания на признание среди ровесников. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильное развитие  ребенка, способствовать формированию у него активности. Эффективным средством для улучшения межличностных отношений в детском коллективе является игра, как наиболее привлекательный и доступный вид деятельности.

Примерные варианты игр и виды коллективной художественно-продуктивной деятельности:

Дидактическая игра «Мой портрет»

      Цель. Игра позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

     Дидактический материал. Картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры, фланелеграф.

     Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и определить, какими они себя считают – большими, маленькими или не очень маленькими. Могут ли они сказать, сколько им лет.

     Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой.

                          Если сам ты небольшой

                                      Но с высокою душой,

                          Значит, твой реальный рост

                          Выше самых дальних звезд.

Дидактическая игра «Мы – разные»

      Цель. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

     Дидактический материал. Картинки (птицы, рыбы, звери); принадлежности для рисования.

     Ход игры. Дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

  1. Кто из нас самый высокий?
  2. Кто из нас самый маленький?
  3. У кого самые светлые (темные) волосы?
  4. У кого на голове есть бант?
  5. У кого на одежде есть пуговицы?
  6. У кого в одежде присутствует красный (синий, зеленый…) цвет?
  7. У кого из детей одинаковая обувь? И т.п.

Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего не у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых – цвет глаз. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изображении.

     Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека: какого цвета они бывают, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как и почему мы плачем.

      На следующем занятии тема игры будет продолжена, но уже с рассмотрением значения носа, рта, ушей и так далее.

Творческая игра «Я – волшебник»

 Цель. Научить детей отражать свои фантазии в рисунке.

Ход игры. Педагог спрашивает детей, что бы они сделали, если бы были волшебниками, с кем бы хотели жить дома. Предлагает послушать стихотворение.

Очень хотел бы                        

Иметь я слона,                          

Только квартира                        

Большая нужна

Кабы была

И еда, и подмога,

Я был бы готов

Воспитать носорога.        

Я бы не прочь

Содержать крокодила,  

 Если бы ванна

Ему подходила.

Взял бы медведя,

Растил бы осла,

Но, к сожаленью,

Жилплощадь мала.

Вот почему

В середине июля

Взял я собаку

По прозвищу Буля.

     Педагог предлагает детям нарисовать на заранее приготовленных листах животное, которое они хотели бы иметь дома, или нарисовать то, что хотели бы они иметь дома,  если бы были волшебниками.

     В конце занятия дети рассматривают работы, оценивают, кто оказался настоящим волшебником.

Аппликация «Елочные игрушки»

     Цель. Во время занятия дети учатся отражать свои фантазии в «елочных игрушках», работать вместе наряжая елочку.

      Материал. Цветная бумага, картон, фольга, клей, ножницы, открытки. Елка.

     Ход работы. Завтра в нашем саду праздник «Новый год». К нам в изостудию привезли Елочку. А игрушек  у нас нет. Помогите мне, пожалуйста, украсить елочку. Беседа с детьми о елочных украшениях. Дети делают игрушки и украшают елку.

     Хорошо, что нас много, мы с вами быстро украсили нашу елочку, мне бы одной пришлось долго этим  заниматься, и я бы не успела к празднику.

     Дети рассматривают игрушки на елки, беседуют о предстоящем празднике.

Аппликация «Утята на прогулке»

Цель. Во время занятия дети учатся через сказочного персонажа взаимоотношениям.

Ход занятия. Педагог читает детям рассказ Б.Житкова «Храбрый утенок». Дети, послушайте, что я знаю про утят. Утром вышли утята на зеленый лужок погулять, травку пощипать. Сами желтенькие, а лапки и клювы  красные. Вдруг они заметили, что жучок ползет, и бросились к нему  со всех ног. Потом увидели, что полетела бабочка, и помчались озорники за ней. Хорошо утяткам на лугу! Вот давайте каждый сделает своего утенка, а я сделаю бабочку и жучка посажу их на полянку, а потом каждый из вас решит, где будет гулять его утенок (дети сами определяют место на полянке и наклеивают своих утят). У одних они будут стоять, шейки вытянут, головки нагнут и травку щиплют, у других – за жучком побегут, а у третьих – будут бабочку догонять. Каждый сам решит, что будет делать его утенок.

     В ходе деятельности педагогу необходимо вопросами и советами все время направлять внимание детей на передачу взаимоотношений между персонажами, а затем попросить каждого ребенка рассказать о том, как гуляет его утенок.

«Сочинение сказки»

Цель. Научить детей работать вместе, составляя коллективную сказку.

 Материал. Принадлежности для рисования. Фланелеграф.

Ход работы. Педагог предлагает детям вспомнить  занятие, на котором дети рисовали красками сказку «Два жадных медвежонка».

Педагог предлагает детям самим сочинить сказку. А для этого нам понадобятся сказочные персонажи. Предложить детям нарисовать своего героя. Педагог тоже рисует своего героя, который сможет объединить персонажей детей.

При составлении сказки педагог берет на себя роль ведущего.

Источник