Влияние плавания на психическое развитие ребенка
Елена Муравьева
Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка
Анализ состояния здоровья дошкольника показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей. В основном воспитанники относятся ко 2группе здоровья, имея незначительные отклонения состояния здоровья. Именно поэтому в современных условиях возрастает значение физического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей дошкольника. Внимание к физическому состоянию детей – дошкольников обусловлено исключительным влиянием двигательного развития на общее психическое и соматическое состояние ребенка в этом возрасте.
Для обеспечения нормального физического и психического развития ребенка, необходима двигательная активность с первых дней его жизни. По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности.
Наиболее оптимальным видом физической активности является плавание. Так как плавание есть превосходное средство развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и влияющее на состояние его здоровья, повышению его защитных свойств. В связи с этим в общей системе физического воспитания в детском саду большое место отводится плаванию.
Плавание по праву считается самым эффективным видом спорта, не имеющим конкурентов в оздоровительном воздействии на человеческий организм. Особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на:
– сердечно-сосудистую систему;
– дыхательную систему;
– мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плечей);
– суставы (бедра, руки, шея);
– опорно-двигательный аппарат.
Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопия, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, Так же плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами, как лечебное средство. При нарушении обмена веществ, сердечно – легочной недостаточности и других. Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направленны на преодоление этого неприятного и небезобидного чувства. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
И не стоит забывать, что плавание является одним из эффективных средств закаливания детского организма.
Закаливание в более узком смысле следует понимать как различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов.
Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только холод, но и резкие перепады внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он менее восприимчив к различного рода заболеваниям.
При систематическом купании, плавании сосудистая система ребенка приобретает свойство быстро приспособляться к изменениям температуры воды. Ребенок привыкает длительно находиться в среде с более низкой температурой. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстрее восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду.
Вот почему плавание является таким эффективным средством закаливания организма вообще и детей дошкольного возраста в особенности. У них совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Наиболее эффективный способ организации занятий плаванием является игра, так как это один из ведущих способов обучения детей дошкольного возраста. На занятии задания даются в игровой форме, проводятся различные игры помогающие усвоить учебный материал.
В каждой возрастной группе, с учетом возраста и индивидуального подхода, использую игры на ознакомление со свойствами воды, которые помогают детям почувствовать сопротивление воды, освоиться с ней.
«Волны на море», «Море волнуется», «Невод».
Например: игра «Волны на море» – помочь детям руками почувствовать сопротивление воды. Стоя кругом или шеренгой. Руки отведены вправо, лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Туловище поворачивают руки под самой поверхностью воды – получаются волны. Движение продолжается беспрерывно.
Игры способствующие освоению движений в воде (бег, ходьба, прыжки); приучающие не бояться брызг; учат слушать задания и выполнять их быстро и медленно.
«Карусели», «Бегом за мячом», «Солнышко и дождик», «Морской бой», «Сделай дождик», «Щука», «Мы веселые ребята», «Морской бой», «Кораблики».
Например: игра «Морской бой» – приучать детей не бояться брызг, действовать согласованно. Две шеренги стоят друг против друга, по сигналу начинают брызгать водой друг другу в лицо.
Игры с погружением в воду – учат детей задерживать дыхание,нырять.
«Качели», «Жучок-паучок», «Нырни в круг», «Передай мяч», «Найди жемчуг», «Спрячемся под воду», «Лягушата».
Например: игра «Жучок-паучок» – упражнять детей в погружении в воду с головой. Дети, взявшись за руки, идут по кругу «паучок» стоит в центре- дети говорят слова
Жучок-паучок вышел на охоту,
Жучок-паучок вышел на охоту.
Не зевай, поспевай,
Прячьтесь все под воду. (дети прячутся под водой).
Игры с выдохом в воду – способствуют овладению выдохом в воду.
«Водолазы», «У кого больше пузырей?», «Качели», «Нырни-достань предмет». В младшем дошкольном возрасте используются игры на дыхание – «Чей мяч дальше?», «Остуди чай», «Сделай пузыри».
Например: игра «Водолазы» – стоя парами, сделать вдох, погрузиться в воду, полный выдох.
В старшей и подготовительной группах для решения поставленных задач использую игровые упражнения. Которые учат детей свободному передвижению в воде, статическому плаванию, скольжению, правильно принимать горизонтальное положение тела и правильно работать ногами.
«Крокодилы», «Цапли», «Лодочки с веслами», «Поезд в туннель», «Воротики», «Стрела», «Винт», «Звездочка», «Поплавок», «Буксир», «Байдарки», «Лодочка», «Переправа», «Стрела».
Воспитателям в группе и в летний период советую проводить игры для развития дыхания; «Сдуй перышко», «Сделай бурю в стакане», «Надуй шарик», «Выдуй пузырь». Игры с водой; «Кораблики», «Кто быстрее?», «Остуди чай».
Для того, чтобы работа по плаванию была эффективной, необходимо по данному вопросу организовать сотрудничество с инструктором по физической культуре, с психологом, с воспитателями и родителями.
Поэтому в группах выставляются папки передвижки на темы «Детский страх перед водой», «Необходимость закаливания детского организма»; брошюры «Дыхательная гимнастика», «Формы закаливания детей».
Из всего сказанного можно сделать вывод – плавание имеет огромное воздействие на детский организм. Поэтому научить ребенка держаться на воде – значит привить ему жизненно необходимый навык.
Источник
* Ïóáëèêóåòñÿ ïî èçäàíèþ:
Ãàâåíêî Â. Ë., Îäèíåö Þ. Â., Êîëîòåâà Ë. Â., Êàðòåíåâà È. È., Æèäêèõ Å. Ì.,
Êóçüìèíîâ Â. Í. Âëèÿíèå ïëàâàíèÿ íà ïñèõè÷åñêîå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå
äåòåé // Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû, ñîâðåìåííûå äîñòèæåíèÿ ïñèõîíåâðîëîãèè, èõ
ìåäèêî-òåõíè÷åñêèå àñïåêòû â îñíîâíûõ ðàçäåëàõ è ïðàêòèêå ìåäèöèíû: Òåçèñû
îáëàñòíîé íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé êîíôåðåíöèè. Õàðüêîâ, 1985. Ñ. 217218.
Ïîä íàøèì íàáëþäåíèåì íàõîäèëîñü 53 ðåá¸íêà, çàíèìàþùèõñÿ ïëàâàíèåì
(îñíîâíàÿ ãðóïïà), è 10 äåòåé, íå çàíèìàþùèõñÿ ïëàâàíèåì. Êîíòðîëüíàÿ ãðóïïà
èññëåäîâàíèÿ ïðîâîäèëàñü â 16-é ãîðîäñêîé äåòñêîé áîëüíèöå, îáó÷åíèå ïëàâàíèþ
ïðîâîäèëîñü ñîãëàñíî ìåòîäèêå Í. Ãóòåðìàí (1936 ã.). Îáñëåäîâàíèå
ïðîâîäèëîñü â âîçðàñòíûå ïåðèîäû 3, 6, 9, 12 ìåñ., à ðÿä ïîêàçàòåëåé èçó÷àëñÿ
äî 5,5 ëåò.
 ïðîöåññå èññëåäîâàíèÿ ñðåäè äåòåé îñíîâíîé ãðóïïû áûëè âûäåëåíû ïîäãðóïïû:
1) Äåòè, çàíèìàþùèåñÿ ïëàâàíèåì ðåãóëÿðíî: â âîçðàñòå äî 3-õ ìåñÿöåâ 15; â
âîçðàñòå ïîñëå 3-õ ìåñÿöåâ 10. 2) Äåòè, çàíèìàþùèåñÿ ïëàâàíèåì íåðåãóëÿðíî: â
âîçðàñòå äî 3-õ ìåñÿöåâ 18; â âîçðàñòå ïîñëå 3-õ ìåñÿöåâ 10.
Ïîìèìî îáùåêëèíè÷åñêèõ îáñëåäîâàíèé â óêàçàííûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû,
ïðîâîäèëàñü îöåíêà ïîêàçàòåëåé ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ (ìàññû, ðîñòà, îêðóæíîñòè
ãîëîâû è ãðóäíîé êëåòêè). Äëÿ îöåíêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, êðîìå îáùåïðèíÿòûõ
ïîêàçàòåëåé îöåíêè ñðîêîâ ïîÿâëåíèÿ èíòåðåñà ê èãðóøêàì, ðå÷è è ò. ä.,
èñïîëüçîâàëèñü ñïåöèàëüíûå àäàïòèðîâàííûå ê îïðåäåë¸ííîìó âîçðàñòó òåñòû, â
÷àñòíîñòè èñïîëüçîâàíà ìåòîäèêà èçó÷åíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé 56
ëåò.
Ñòàòèñòè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ïîëó÷åííûõ äàííûõ è èõ àíàëèç ïîêàçàë, ÷òî äåòè,
çàíèìàþùèåñÿ ïëàâàíèåì, èìåþò áîëåå âûñîêèå ïîêàçàòåëè ðîñòà, îêðóæíîñòè ãîëîâû
è ãðóäíîé êëåòêè óæå ê 69 ìåñ. æèçíè, îñîáåííî îíè âûðàæåíû ê 912 ìåñ. æèçíè,
÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î áëàãîòâîðíîì âëèÿíèè ïëàâàíèÿ íà èíòåíñèâíîñòü ðàçâèòèÿ
ñèëû, êîñòíî-ìûøå÷íîé ñèñòåìû è äðóãèå ïðîöåññû. Ðåãóëÿðíî ïëàâàþùèå äåòè
íà÷èíàþò ðàíüøå õîäèòü, ó íèõ ìåíüøèé óðîâåíü çàáîëåâàåìîñòè. Îñîáåííî
áëàãîòâîðíîå âëèÿíèå îòìå÷àåòñÿ íà ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ
â áîëåå ðàííåì ôîðìèðîâàíèè óëûáêè, äåòè ðàíüøå íà÷èíàþò ãóëèòü, â áîëåå ðàííèå
ñðîêè ôîðìèðóåòñÿ èãðà èãðóøêàìè. Íàðÿäó ñ ýòèì ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî
îäíîâðåìåííî èä¸ò ïðîöåññ îáó÷åíèÿ ðåá¸íêà, óñëîæíåíèå äåÿòåëüíîñòè è å¸
ïñèõè÷åñêîé ðåãóëÿöèè, â õîäå êîòîðîãî ïðîèñõîäèò ïðîöåññ îáùåíèÿ ñî âçðîñëûìè
è êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ âàæíîé ñïåöèôè÷åñêîé äëÿ ÷åëîâåêà ôîðìîé ïñèõèêè. Òàêèì
îáðàçîì, ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå óñêîðåíèþ âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ
ïñèõèêè ðåá¸íêà.
Äåòè, íå çàíèìàþùèåñÿ ïëàâàíèåì, ÷àùå îòâëåêàëèñü, òåìï ìûøëåíèÿ ó íèõ áûë
íåñêîëüêî çàìåäëåí, îñìûñëèâàíèå ðåàêöèé íà âîïðîñû âîçíèêàëî ïîçæå, âîïðîñû
íåðåäêî ïðèõîäèëîñü ïîâòîðÿòü. Áîëåå âûðàæåíû áûëè âåãåòàòèâíûå ðåàêöèè,
îòìå÷àëàñü ýìîöèîíàëüíàÿ íåóñòîé÷èâîñòü, áûñòðîå ðàçâèòèå ÿâëåíèé óòîìëåíèÿ,
èíîãäà îòìå÷àëàñü ðåïðîäóêòèâíàÿ àìíåçèÿ. ×åì áîëåå ñëîæíûå òåñòû íà
îñìûñëåíèå, ïîíèìàíèå ñîäåðæàíèÿ ñþæåòíûõ êàðòèíîê ïðåäúÿâëÿëèñü äåòÿì, òåì
áîëåå âûðàæåííûå ðàçëè÷èÿ îáíàðóæèâàëèñü. Äàííûå ðåçóëüòàòû èìåþò òåì áîëåå
âàæíûå çíà÷åíèÿ, ÷òî ïðåäëàãàåìàÿ ðåôîðìà îáðàçîâàíèÿ ïðåäóñìàòðèâàåò îáó÷åíèå
äåòåé â øêîëå ñ 6-ëåòíåãî âîçðàñòà, ÷òî äåëàåò íåîáõîäèìûì èñïîëüçîâàíèå âñåõ
ðåçåðâîâ áîëåå ðàííåãî ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, óêðåïëåíèÿ èõ
çäîðîâüÿ è îäíîâðåìåííîãî ñíèæåíèÿ çàáîëåâàåìîñòè.
Источник
Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества, завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата.
В эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированного производства. Вот почему для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.
Педагогические особенности организации занятий спортивным плаванием.
Записываться в бассейн рекомендуется в возрасте 6-7 лет. Этот возраст является оптимальным для обучения плаванию, ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде, что будет, если сделать вот так, а что, если так. Как и другие виды спорта, спортивное плавание требует серьезной дисциплины, и чем раньше ваш ребенок начнет к ней приучаться, тем лучше.
Для достижения результатов, ему придется несколько раз в неделю заниматься, причем это будет не обычное «купание», как в оздоровительной группе, а целевые упражнения, не всегда интересные и веселые. Занятия будут проходить не только в бассейне, но и в спортзале. Бег и силовые упражнения – всё это обычные будни для спортсмена-пловца. Польза плавания для здоровья будет достигнута только в том случае, когда ребенку будет нравиться его занятие. Плавание детей, как вид физкультуры, очень полезен. Для хорошей работы всех систем организма необходимы 20-30 минут непрерывного плавания.
Среди специалистов в настоящее время много противников раннего обучения плаванию. Нам также представляется, что весь дошкольный период должно быть простое нахождение ребенка в воде, закаливание, освоение в 5-6-летнем возрасте некоторых элементарных движений, необходимых для дальнейшего изучения техники плавания. В работе с детьми этого возраста должен действовать принцип: «Не навреди!». Направленное же обучение может начинаться только в период младшего школьного возраста. Этот период эффективен с точки зрения освоения различных по сложности двигательных навыков.
Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков.
Наиболее рационален и перспективен типовой подход при условии научно обоснованного применения прогрессивных средств и методов физического воспитания, требующих напряженной, но адекватной деятельности всех жизненно важных систем. Однако существующие педагогические подходы не учитывают возрастно-половых, соматических и психических особенностей детей. Причины кроются не только в нежелании использовать достижения науки. Но и в незнании резервных возможностей организма ребенка на этапах раннего, первого и второго детства.
Индивидуальное развитие организма происходит при организующих началах внешней среды социальных факторов, которые способствуют развертыванию генотипической программы. Однако даже при самых благоприятных природных (генетических) задатках у ребенка могут не реализоваться имеющиеся двигательные задатки, если не будут своевременно использованы стимулирующие их средства. Скорость освоения ребенком новых двигательных действий зависит не только от его усердия и мастерства тренера, но и от того, насколько зрелой является морфологическая база и управляющие ею нервные структуры.
В период первого и второго детства происходят сложные процессы и дифференцировки физиологических систем организма. Их лабильность и пластичность. Это, в свою очередь, является основой своеобразного развития и совершенствования двигательной подготовленности детей. Процесс физического воспитания детей необходимо строить с учетом всех этих особенностей, которые объединены в конституционных типах детей и создают резервные возможности их организма.
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека.
Плавание способствует улучшению работы всех систем организма и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть 150- 200 уд.вмин. Даже простое погружение человека в воду вызывает повышение функций различных органов – ускоряется обмен веществ. Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка. Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.
Занятия спортивным плаванием способствует развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, являются эффективным средством воспитания, повышения работоспособности, удовлетворение двигательных потребностей и продления активного долголетия. Помимо развития физических и двигательных способностей, занятия плаванием способствует созданию условий формирования личностных качеств интеллектуальной, волевой, нравственной и эмоциональной сферы занимающегося, то есть происходит целостное формирование личности человека.
Источник
Плавание как средство психомоторного развития детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения
Кривенцева Надежда Николаевна.
Инструктор по физической культуре (плавание)
ГБОУ №1889 ЗОУО ДО г. Москвы
Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец, М.М.Кольцова, А.Н.Леонтьев и др.). Оценка развития ребенка дошкольного возраста, в связи с этим, рассматривается именно по показателю психомоторного развития, а не отдельных процессов и функций. Одну из важнейших функций психики, обеспечивающую познавательную деятельность ребенка выполняет психомоторика. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Психомоторика включает взаимосвязанные процессы, определяющие деятельное состояние реализации способностей для удовлетворения своих потребностей, она является инструментом для реализации практической деятельности, обеспечивает восприятие и реагирование на внешнюю информацию, гармоническому развитию мышления, чувств и воображения. Развитие координированных движений требует от ребенка подчинения своей воле сложной биомеханики собственного тела, умения соответствующими движениями вести тело к цели. Поэтому степень психомоторного развития ребенка определяет уровень развития его мышления.
В процессе развития ребенка большую роль начинает играть сенсорная коррекция движений, а подвижность мышления ребенка обеспечивает ловкость и пластичность его движений, возможность владения движениями в экстремальной ситуации и решения новых двигательных задач. В процессе развития каждый ребенок проходит школу практического мышления, поэтому дети, ограниченные в двигательной активности, отстают от ровесников в умственном развитии, а недоразвитие психомоторики у ребенка ведет к недоразвитию мышления. Взаимодействие различных форм психомоторики представляет универсальный механизм, который обеспечивает гармоническое развитие ребенка. Высокая значимость психомоторики определяет необходимость ее подготовки у детей дошкольного возраста, так как именно она осуществляет психическую регуляцию учебно-познавательной деятельности ребенка и занимает центральное место в психологической картине трудностей развития ( Мастюкова Е.М. и др.).
Одним из наиболее известных отечественных исследователей психомоторики Н.И. Озерецким для изучения двигательной активности человека было предложено понятие «моторная одаренность». Точное, быстрое и последовательное «приспособление» к новому движению, по его мнению, позволяет говорить о «моторной одаренности», или, если этого не происходит, о «психомоторной недостаточности» человека.
Проблема психомоторики становится особенно актуальной для детей с нарушениями зрения, что связанно с необходимостью обеспечения процесса восстановления нарушенных психических функций, в том числе и двигательных функций. Исследования ученых (Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, Л.И.Плаксина и др.) показали, что нарушения зрения у ребенка с раннего возраста создают трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психических процессов. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик при нарушении условий для нормального физического развития. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта. Использование движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям, дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение (Н.П. Бехтерева, И.П. Павлов).
Современная психология рассматривает психомоторику как шестой орган чувств, который характеризуется работой триады: энергией, мышлением и чувствами. Биологической особенностью двигательной системы является свойство накапливать в себе энергию, предназначенную для сохранения гомеостаза внутренней среды, при этом, чем больше она испытывает нагрузку, тем больше способна накапливать энергетической потенциал. Это необходимо для регуляции действий, поведения и деятельности ребенка. Развитие психомоторики определяется формированием общей моторики, навыков поведения, развитием тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации и кинестезии, что в целом обеспечивает возможность выполнения произвольных движений и действий. Средством развития психомоторики в нашей работе были выбраны занятия плаванием.
Создание положительных эмоций в занятиях: наличие хорошего контакта с педагогом, включение комплекса коррекционных и развивающих игр и упражнений, использование музыкального фона, соблюдение принципа компенсаторной направленности детей на основе сенсорного восприятия действительности, активное участие в процессе познавательной, игровой деятельности сохранных анализаторов (остаточного зрения, слуха, обоняния, осязания, температурной чувствительности и др. ощущений), является активным средством психомоторного развития детей дошкольного возраста во всех возрастных группах.
Навык сохранения правильной осанки и умения ориентироваться в пространстве переносится ребенком в повседневную самостоятельную деятельность без каких-либо скидок на недостаток зрения.
Основными показателями успешной работы по стимулированию развития психомоторики средствами плавания является позитивно – эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей, общее позитивное самовосприятие, снижение психоэмоционального напряжения.
Таким образом, возникает явное противоречие между объективно существующей общественной необходимостью улучшения показателей психомоторного развития, повышения уровня подготовленности данных детей, укрепления их здоровья, а значит и социализации в здоровое общество сверстников, и отсутствием научно-обоснованных методик непрерывных педагогических воздействий в рамках адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения для устранения негативных отклонений в психомоторном развитии и состоянии здоровья.
Список литературы
1.Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. М.- 2006.
2.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973.
3.Плаксина Л.И. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушениями зрения. М.: ИКП РАО, 1995.
4. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Уч. для вузов 1-е изд. 2003
5. Корнилов К.Н. Естественнонаучные предпосылки психологии. М., 1999.
6. Кривенцева Н.Н. Материалы Третьей международной конференции дефектологов. 3-я часть. Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказание коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения. М.: 2008. стр. 29-33
Источник