Влияние периодов развития ребенка на формирование здоровья
Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet”, в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.
Нервная система и ее роль в развитии ребенка
Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.
Особенности нервной системы у детей
Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.
Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.
Что такое раннее развитие ребенка
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.
Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста
Множество факторов влияет на раннее обучение детей:
- Наследственность.
- Экологическая обстановка.
- Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
- Течение беременности и родов у матери.
- Вскармливание и режим дня.
- Заболевания.
- Культура воспитания.
- Уход за ребенком и др.
Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)
По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.
Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.
Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:
Моторно – статическое:
- Держит голову (2 мес.);
- Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
- Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
- Сидит (6 мес.);
- Ползает (7-8 мес.);
- Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
- Стоит сам (10-11 мес.);
- Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
- Ходит сам (12 мес.).
Целенаправленная моторная деятельность:
- Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
- Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
- Примитивно играет (9-10 мес.);
- Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).
Зрительный анализатор:
- Фиксирует взгляд (2 недели);
- Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
- Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
- Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
- Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
- Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).
Слуховой анализатор:
- Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
- Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
- Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
- Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).
Речь:
- Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
- Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
- Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
- Произношение слов (9-10 мес.);
- Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
- Многословные фразы (3 года);
- Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).
Такими методами педиатр оценивает развитие.
Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:
- В течении первого года жизни ежемесячно.
- От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
- От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
- Старше 7 лет с интервалом 1 год.
Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста
Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.
Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития”. Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс”. Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.
Задержка развития ребенка
Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.
Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.
Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.
Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».
Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Периоды детского возраста, основы формирования здоровья детей
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Лекция для студентов 2 курса педиатрического факультета ГБОУ ВПО ОмГМА
Периоды детского возраста. Основы формирования здоровья детей в подготовительный и внутриутробный период.
Артюкова Светлана Ивановна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии
2 слайд
Описание слайда:
Цели обучения:
а) знать: периоды детского возраста
б) иметь представление: о факторах, формирующих здоровье ребенка в подготовительный и внутриутробный периоды жизни, об основных аспектах медицинской профилактики.
3 слайд
Описание слайда:
План лекции
Классификация периодов детского возраста.
Факторы, определяющие здоровье ребенка в подготовительный период, период формирования родительских гамет – роль педиатра.
Факторы, формирующие здоровье ребенка в период планирования беременности.
Факторы, формирующие здоровье ребенка в периоды внутриутробного развития, роль педиатра.
4 слайд
Описание слайда:
Периоды онтогенеза (развития) ребенка
Выделяют 3 этапа онтогенеза:
подготовительный;
внутриутробный (внутриутробное развитие);
внеутробный (постнатальное развитие) или собственно детство.
5 слайд
Описание слайда:
Периоды детского возраста
классификация Н.П. Гундобина
Подготовительный этап.
Внутриутробный этап:
– Фаза эмбрионального развития
(по 75-й день жизни);
– Фаза плацентарного развития – фетальный период
(с 76 дня до рождения).
6 слайд
Описание слайда:
Периоды детского возраста
классификация Н.П. Гундобина
Внеутробный этап:
Период новорожденности
(от рождения до 28 дней жизни);
Период грудного возраста(с 29 дня до конца 1-го года жизни);
Период раннего детства
(от 1 года до 3 лет);
Дошкольный период
(с 3 до 6 лет);
Младший школьный период
(с 7 до 11 лет);
Старший школьный период
(с 12 до 17-18 лет).
7 слайд
Описание слайда:
Факторы, определяющие здоровье детей в период формирования наследственности
8 слайд
Описание слайда:
Подготовительный этап
1. Период формирования наследственности – генеалогический период.
Формирование наследственного набора генов предков у родителей. Именно на этом этапе могут быть скрыты истоки наследственной патологии и их необходимо искать современными молекулярно-генетическими методами исследования в процессе планирования зачатия ребенка.
Генеалогический индекс
ГИ –количество родственников с заболеваниями
общее количество родственников
При выраженной и высокой отягощенности генеалогического анамнеза,
ГИ=0,7 и выше – группа риска
9 слайд
Описание слайда:
2. формирование родительских гамет
Контроль репродуктивного здоровья подростков
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них”.
В 14,15,16,17 лет проводится профилактический осмотр с участием детского уролога-андролога, детского эндокринолога, акушера-гинеколога, психиатра подросткового. В 14 лет проводится исследование уровня гормонов в крови (пролактин, фолликулостимулирующий гормон, лютеинизирующий гормон, эстрадиол, прогестерон, тиреотропный гормон, трийодтиронин, тироксин, соматотропный гормон, кортизол, тестостерон). В том числе в объем профилактического осмотра включено ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы.
10 слайд
Описание слайда:
Подготовительный этап
2. формирование родительских гамет
Родительские гаметы отражают фенотип развития и здоровье родителей. Гаметопатии могут быть причиной половой стерильности, спонтанных абортов, врожденных пороков и наследственных заболеваний.
До 12 % супружеских пар бесплодны.
Врожденные и наследственные заболевания диагностируются у 3% детей сразу при рождении, а еще 2% – в течение последующих лет жизни. Около 15% беременностей заканчивается выкидышами (каждый 3-й выкидыш ассоциирован с хромосомными аберрациями плода).
11 слайд
Описание слайда:
Факторы, определяющие здоровье детей в период формирования родительских гамет
Контроль репродуктивного здоровья подростков
Половое воспитание подростков.
Профилактика нежеланной беременности у подростков
Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП)
Роль врачей детских поликлиник, стационаров в формировании репродуктивного здоровья подростков, профилактике нежеланной беременности.
Роль врачей женских консультаций, врачей-венерологов в профилактике заболеваний, передаваемых половым путем.
12 слайд
Описание слайда:
Подготовительный этап
3. Предконцепционный период Планирование беременности
Доказано, что большинство осложнений, развивающихся во время беременности, можно предотвратить ее правильной подготовкой, обследованием, диагностикой возможных заболеваний и их коррекцией, восполнением дефицита витаминов.
Главный залог успешного планирования беременности – не превращать это в долг, в невыполненную до сих пор задачу, в нереализованную область жизни, в семейную обязанность, в попытки уложиться в какой-то временной, возрастной, зодиакальный интервал. Рождение ребенка – неподвластное человеку Чудо.
13 слайд
Описание слайда:
Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
Предконцепционный период – 2-4 месяца перед зачатием.
Основные задачи медицинской подготовки:
профилактика острых заболеваний – вакцинация против краснухи, против гриппа, против вирусного гепатита
профилактика хронических инфекционных заболеваний, прежде всего мочевой и половой системы –
TORCH-комплекс. Антитела к краснухе, токсоплазме, герпесу, ЦМВ, хламидиям – количественный анализ (с титром). Наличие антител IgG означает иммунитет к этим инфекциям, и не является препятствием к беременности.
14 слайд
Описание слайда:
Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
Предконцепционный период – 2-4 месяца перед зачатием.
Основные задачи медицинской подготовки:
нормализация состояния питания будущих родителей – йод
Дефицит йода, имеется у 25-40% женщин России.
Прием 150 мкг калия йодида во время планирования беременности, 200 мкг- во время беременности решет проблему йоддефицитных заболеваний беременной и новорожденного – невынашивание, повышенную перинатальную смертность и умственную отсталость.
15 слайд
Описание слайда:
Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
нормализация состояния питания будущих родителей – фолиевая кислота
Дефицит витамина В9 чреват развитием очень тяжелых пороков у плода:
гидроцефалия;
анэнцефалии (отсутствие головного мозга);
мозговые грыжи;
задержка умственного и физического развития;
врожденные уродства;
дефекты позвоночного столба;
преждевременное прерывание беременности;
рождение мертвого ребенка.
16 слайд
Описание слайда:
Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
Отказ от вредных привычек
17 слайд
Описание слайда:
Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
Предконцепционный период – 2-4 месяца перед зачатием.
Основные задачи медицинской подготовки:
повышение уровня знаний по медико-гигиенической и психологической поддержке при беременности.
Школы для беременных
18 слайд
Описание слайда:
Подготовительный этап
3. Предконцепционный период
Основные задачи медицинской подготовки:
коррекция имеющихся факторов риска – обследование и лечение выявленных патологий до зачатия.
Определение группы крови, резус-фактора у обоих супругов
19 слайд
Описание слайда:
Внутриутробный этап
Внутриутробный этап – от момента зачатия до рождения ребенка продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.
Срочными родами считаются роды, происходящие на 38-41-й неделе беременности, преждевременными – ранее 38-й недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.
20 слайд
Описание слайда:
Выделяют несколько периодов внутриутробного развития
Герминальный, или собственно зародышевый период. Он начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.
Период имплантации – продолжается 40 часов, т.е. около 2-х суток.
Эти 2 периода иногда объединяются т.к. медико-биологическое значение их велико. В это время 50-70% оплодотворенных яйцеклеток не развиваются, а тератогенные факторы вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия) или формируют тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аберраций или мутантных генов (их называют бластопатиями).
21 слайд
Описание слайда:
Внутриутробный этап:
Фаза эмбрионального развития
Эмбриональный период длится по 75 день внутриутробного развития. Питание зародыша происходит из зародышевого мешка (амниотрофный тип питания). Главная особенность – закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка.
Воздействие тератогенных факторов (эндогенных и экзогенных) вызывают эмбриопатии, которые представляют – грубые анатомические и диспластические пороки развития. Срок беременности от 3 до 7 недель – критический период развития эмбриона.
22 слайд
Описание слайда:
Факторы, формирующие здоровье детей в эмбриональный период
Сбалансированное питание беременной
Прием фолиевой кислоты, препарата йода.
Коррекция питания пищевыми добавками – «Фемилак», «Думил Мама плюс», «Энфамама», «Мама и я» или поливитаминами – формула «Пренатал».
Отсутствие тератогенных влияний, вредных привычек, инфекций
23 слайд
Описание слайда:
Внутриутробный этап:
неофетальный, или эмбриофетальный период
Неофетальный, или эмбриофетальный период. Продолжается 2 недели, когда формируется плацента. Это совпадает с окончанием формирования большинства внутренних органов, кроме ЦНС и эндокринной системы. От правильного формирования плаценты, а значит и плацентарного кровообращения, зависит дальнейшая интенсивность роста плода.
24 слайд
Описание слайда:
Пренатальный скрининг
25 слайд
Описание слайда:
Пренатальный скрининг
26 слайд
Описание слайда:
Пренатальный УЗИ скрининг
27 слайд
Описание слайда:
Пренатальный УЗИ скрининг
28 слайд
Описание слайда:
Пренатальный скрининг
29 слайд
Описание слайда:
Пренатальный скрининг
30 слайд
Описание слайда:
Внутриутробный этап:
фетальный период, ранний фетальный период
Фетальный период продолжается с 76-го дня внутриутробного развития и до рождения ребенка. Развитие плода обеспечивается гемотрофным питанием. Выделяют 2 подпериода – ранний и поздний.
Ранний фетальный подпериод – продолжается до конца 28 недели беременности.
Происходит интенсивный рост и тканевая дифференцировка органов плода.
31 слайд
Описание слайда:
Внутриутробный этап:
фетальный период, ранний фетальный период
Воздействие неблагоприятных факторов могут проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазией).
Из – за несформированного иммунитета, ответ на инфекцию выражается соединительнотканными пролиферативными реакциями, которые приводят к циррозам и фиброзам. Но возможно и рождение незрелого недоношенного ребенка.
Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде называется общим термином – «ранние фетопатии».
32 слайд
Описание слайда:
Внутриутробный этап:
поздний фетальный период
Поздний фетальный подпериод – после 28 недель беременности до начала родов.
В этот период происходит депонирование многих компонентов питания: соли кальция, железа, меди, витамина В12, которые в течение нескольких месяцев будут поддержи-вать баланс питания грудного ребенка (т.к. в материнском молоке их недостаточно для быстро растущего ребенка после рождения).
В последние 10-12 недель беременности достигается достаточная степень зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от возможных нарушений оксигенации в родах.
33 слайд
Описание слайда:
Внутриутробный этап:
поздний фетальный период
В последние недели беременности осуществляется трансплацентарная передача антител матери, что обеспечивает высокий уровень пассивного иммунитета новорожденному.
Происходит созревание «сурфактанта», который обеспечивает нормальную функцию легких и эпителиальных выстилок дыхательных и пищеварительных трактов плода.
Плод также чувствителен к неблагоприятным (тератогенным) факторам, которые могут вызвать преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного и функционально незрелого ребенка
Рождение ребенка даже в относительно малой степени недоношенности существенно сказывается на его адаптационных возможностях и риске возникновения различных заболеваний.
34 слайд
Описание слайда:
Критические периоды развития плода
внутриутробное развитие – характеризуется очень быстрым ростом (приблизительно в 5000 раз) и увеличением массы тела в тысячи раз
35 слайд
Описание слайда:
Факторы, риска здоровья детей в фетальный период
Несбалансированное питание женщины во ?