Влияние педагогического общения на развитие ребенка

« Общение педагога с детьми и его влияние на формирование нравственных отношений».

     Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей; отношения с родителями, воспитанниками.

     Характер этих отношений накладывает определённый отпечаток на растущего человека. И почти не подвергается сомнению то, что если в этих отношениях много бессердечия, насилия, лжи, унижения, зла, потребительства, эгоизма,- то всё это станет принадлежностью ребёнка.

     Ребёнок- это не существо, которое подвластно воспитывающему, не пустой сосуд, который можно заполнить чем угодно. Он не греховен от рождения. Его нельзя воспитывать  «кое-как». Каждый ребёнок имеет достаточный потенциал для успешного саморазвития. Этот потенциал уникален, неповторим и всегда устремлён к лучшему, к доброму.

     Нравственное становление личности происходит под влиянием самых разных воздействий: и примера окружающих людей, и жизненных обстоятельств, и полученных впечатлений, и собственной практической деятельности человека, и многого другого. Можно сказать, что нравственность воспитывается самой жизнью. Большое значение в этом вопросе отводится общению, одной из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, люди, «как физически, так и духовно творят друг друга!»

     На всех этапах раннего и дошкольного детства общение благоприятно сказывается на развитии ребёнка. С возрастом значение общения для детей не уменьшается. Его воздействие становится всё сложнее и глубже. Многочисленными исследованиями педагогов и психологов было установлено, что положительное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей! С помощью общения удаётся исправлять дефекты, возникающие у детей при неправильном воспитании, и завоёвывать новые высоты в самых разнообразных сферах психической жизни – от овладения восприятием и речью, до становления личности и самосознания.

     Дошкольное детство – период чрезвычайно интенсивного усвоения самой разнообразной информации, период формирования личности ребёнка и нравственных отношений со сверстниками и взрослыми.

     Общение детей в этот период наполняется особым содержанием при условии, если их объединяет интересная, насыщенная событиями жизнь. В детских учреждениях имеются для этого все условия. У чуткого, любящего, понимающего педагога есть множество приёмов, которые помогают внести струю свежести в повседневную жизнь воспитанников; существует множество путей и средств, и все они важны, ибо в воспитании нет главного и второстепенного. И, прежде всего, педагог должен стать для детей интересным человеком. От этого зависит многое: станут ли они верить в него, в его слово, в его авторитет и, следовательно, будут ли перенимать от него лучшие человеческие качества.

     Дети любят педагога оптимистически настроенного: его оптимизм- тот камертон, который определяет настроение в детском коллективе, то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, но способствует установлению душевных связей в отношениях «педагог – дети».

     К педагогу, который весел, изобретателен, чутко улавливающий детское настроение, всегда устремлены взоры детей: что нового и интересного он расскажет и покажет, чем удивит в очередной раз? Что посоветует? Чем порадует? Как отнесётся к их выдумке? У такого педагога воспитанники жизнерадостны, более чутки к шутке, юмору, толерантны. Всё это содействует установлению положительного эмоционального климата в детском коллективе, создаёт у детей готовность к восприятию педагогических воздействий. И если день начался с мажорной ноты, то она звучит в настроении детей в течение всего дня. И общение между детьми и педагогом на фоне эмоциональной приподнятости идёт в тоне дружелюбия, приветливости. Огромное значение имеет правильное педагогическое общение педагога с детьми, внимание и заинтересованность к каждому ребёнку. От того, как общается педагог с воспитанниками, какой стиль общения использует, понимает ли их настроение, зависит успех взаимных контактов и воспитательного процесса в целом.

     Педагогическое общение имеет множество аспектов, один из которых проявляется в умении педагога выслушивать детей, вести с ними диалог, тактично комментируя их высказывания и проявляя неподдельную заинтересованность к маленькому собеседнику.

     Разговор «по душам» «педагог- ребёнок» имеет огромное значение в установлении доверительных отношений между взрослыми и детьми. Ребёнку важно иметь внимательного слушателя, который его понимает, поддерживает, советует, разделяет настроение. Видя отношение взрослого к тому, о чём он рассказывает, ребёнок получает нравственные ориентации, уточняет, что хорошо, а что плохо. Он умнеет, взрослеет, набирается опыта.

     А как важны педагогу детские высказывания! В них – источник изучения ребёнка, уровень его интеллектуального и нравственно развития, его интересов и потребностей. Многие тайники внутреннего мира ребёнка предстают как на ладони. К чуткому, заботливому, заинтересованному педагогу дети идут с распахнутым сердцем, несут ему самое сокровенное, легко вступают в разговор, возникающий как бы сам собой, непринуждённо, создающий атмосферу уюта, особенно если речь заходит о доме, близких людях о событиях, взволновавших детские чувства.

     Нельзя сбрасывать со счетов, что общение с педагогом – это один из источников радости маленького собеседника. И чем чаще и разнообразнее поводы для общения с детьми, тем большую потребность быть рядом со своим наставником они  начинают испытывать. Важно не оттолкнуть ребёнка от себя несправедливым замечанием, окриком или резким осуждением его поступка. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, детский поступок заслуживает порицания, педагог обязан щадить ребёнка как личность, помнить о том, что рядом дети.

     Не секрет, что некоторые дети «приносят» из дома заряд негативных установок. В этих случаях требуется корректировка чувств, формирование у ребёнка положительных черт характера. Важно заставить ребёнка поверить в себя, в то, что он хороший и тем самым посеять семена доброго в его душе, вселить веру, создать желание стать лучше и одновременно вызвать у детей положительное отношение к этому ребёнку.

     Иногда ребёнок поступает дурно не преднамеренно, а в силу несформированности нравственных представлений. В этих случаях от педагога требуется особая чуткость и такт, умение понять мотивы детского поступка и найти правильное решение выхода из  сложной ситуации. Особенно это касается детского воровства. Как облегчить признание? Как поступить с маленьким  «воришкой», как не ошибиться и не повесить незаслуженный ярлык нечестности? Важно, чтобы дети не думали плохо о своём товарище. Ведь причина воровства может быть разной:

  1. недавнее пребывание  в детском саду;
  2. высокая импульсивность;
  3. невнимание взрослых;
  4. огромное желание иметь игрушку и завладеть ею и т.д.

     Устоять против такого соблазна ребёнок не может! Он в душе раскаивается, но не может признаться  в краже! И развести тучи в создавшейся ситуации может только педагог. Можно детям объяснить причину, по которой ребёнок совершил кражу. Внимание и доверие – лучшие помощники в непростой ситуации.

     Важно, чтобы дети приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности. Педагог должен побуждать детей проявлять приветливость, вежливость, при необходимости делиться, уступать, помогать друг другу, уметь прощать, не замечать физические недостатки, быть добрым, милосердным. Уметь довариваться, избегать неуместных вторжений в игры и занятия, проявлять предупредительность, внимание, и заботливость.

     Когда дети знают и выполняют правила, то общение между ними протекает более спокойно, без ссор и обид.

     Так возникает привычка в коллективной жизни: общие дела, заботы всё больше доставляют ребёнку удовлетворения. Он убеждается на опыте: вместе спорится лучше любое дело, игра становится интереснее. Ребёнок тянется к детям, к общению с ними, накапливая тем самым опыт саморегулирования поведения, считаясь с мнениями других, приобретая навыки коллективности.

      Ребёнок- это субъект собственного развития, он равен взрослому во многом: переживает такие же чувства, как взрослый, и переживает их так же, как и взрослый. Он равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в наличии жизненного опыта, но опыт- дело наживное!

     Если ребёнок во многом равен взрослому, то общение с ним должно осуществляться как сотрудничество и строится с учётом требований профессионально- этического характера.

  1. Надо уважать в ребёнке ЧЕЛОВЕКА со всеми хорошими и плохими качествами, что в нём есть. Он достоин уважения за то, что равен нам и он для нас неразгаданная тайна; достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти в жизни. Уважать – значит принимать, поддерживать, верить!
  2. Позволяя ребёнку отличаться от других, мы даём возможность открыть, оценить, в себе свой особый внутренний потенциал и увидеть свою цель.
  3. Каждый ребёнок неповторим  и тем прекраснее. Только неповторимость поможет ребёнку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребёнок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собой. Отобрать это «Я» или усреднить его, навязать кумира – значит совершить преступление против него. Мы, взрослые, не имеем на это право!
  4.  В воспитании не надо становиться «над ребёнком», а если и придётся это сделать, то только для его защиты.
  5. Позволяя ребёнку совершать ошибки, мы даём ему возможность корректировать себя, учиться на собственных промахах и добиваться новых успехов.
  6. Позволяя ребёнку проявлять негативные чувства, мы даём ему возможность научиться управлять своими эмоциями и осознавать собственные чувства, что вселяет в него уверенность в себе, отзывчивость и дух сотрудничества.
  7. Позволяя ребёнку хотеть большего, мы даём ему возможность осознать, что он заслуживает это, и научиться откладывать удовлетворения своих желаний на потом; ребёнок способен хотеть большего, но при этом умеет радоваться тому, что у него есть.
  8. Позволяя ребёнку говорить «нет», мы даём ему возможность развить свою волю и определить позитивное и подлинное чувство своего «Я»; обладая правом говорить «нет», ребёнок развивает разум, сердце и волю, а также учится глубже осознавать свои желания, чувства и мысли.
  9. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый ребёнок научился уважать и ценить себя – это уважение приходит на волне успеха. Значит надо обеспечить ребёнку успех, победу над неуважением к себе, над трудной темой познания, надоевшим делом. Первая победа породит вторую победу, пробудит в ребёнке силы, которые ранее не проявлялись – это «крылья» для ребёнка, несущие его к осознанию собственной значимости. Это возможно только в творчестве.
  10. В работе с детьми допустимо использование только ненасильственного управления, гуманных методов и приёмов воспитания.
  11. Необходимо, чтобы ребёнок участвовал в делах, которые предлагает

          педагог не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-

         за желания добиться успеха личного, испытать удовольствие. Ощутить

         свою сопричастность к делу.

При отборе методов и приёмов воспитания важно помнить:

  1. никогда не наказывать детей по пустякам, а объяснять причины недовольства поступком;
  2. не сравнивать детей с другими детьми, не унижать;
  3. не заставлять просить прощения при всех;
  4. не укорять, не жаловаться родителям на ребёнка, не надзирать, не приказывать;
  5. никогда не оскорблять – детство для радости, а не для слёз;
  6. хвалить от души, верить, доверять, прощать искренне;
  7. не лгать ребёнку ни в крупном, ни по мелочам; дети по природе хоть и доверчивы, но очень чутки на правду и ложь;
  8. учиться видеть чудо и тайну раннего детства; детство наших детей – лучшее наше время;
  9. заботиться о душевном состоянии;
  10. быть не рядом, а вместе с ребёнком.
  1. Одно из важнейших качеств педагога – выполняя будничные обязанности педагога, не терять оптимизма, жизнерадостности и чувства ответственности.

     Хорошим приёмом воспитания у педагога толерантности, являются воспоминания о собственном детстве. Можно воспользоваться ими, когда возникают сложные ситуации, наступает раздражение и отчаяние, безвыходность. Воспоминания о радостях детства, об ошибках, которых можно было избежать, о сюрпризах, подарках, об обидах, горечи несправедливости – всё это может помочь педагогу поставить себя на место ребёнка, понять его, соотнести свои действия с его настроением и самочувствием. О таком педагоге говорят, что он обладает чувством децентрации (умение поставить себя на место другого).

    Эти прописные истины уместно применять и в отношениях взрослых между собой. Внешний вид, мимика, манера говорить, умение корректно делать замечания – за всем этим зорко следят глаза и уши наших детей. Мы для них пример для подражания!

Источник

Автор: Магинская Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: “Влияние педагогического общения на личностное развитие дошкольника”
Дата публикации: 03.06.2020
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

“Образовательный центр “НЬЮТОН” г. Челябинска”

Детский сад “ПЧЕЛКА”

Статья

Влияние

педагогического

общения

на

личностное

развитие

ребенка дошкольного возраста

Подготовила:

Магинская Елена Владимировна

воспитатель

Челябинск-2020

Социально – экономические преобразования в России, введение новых

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

ФГОС,

обусловили

необходимость

подготовки

педагогов,

обладающих

новым

профессиональным мышлением, высокой мобильностью, компетентностью,

ориентацию на реализацию процессов социализации и профессионализации

личности, гуманизации и демократизации педагогического процесса. В этой

связи

профессиональные

и

общественные

достижения

человека

в

значительной

степени

зависят

от

совокупности

сформированных

профессиональных умений у педагогов и, в частности коммуникативных

умений. Коммуникативные умения являются важными профессиональными

умениями педагога. Они обеспечивают выполнение функций педагогического

общения,

составляют

содержание

требований

к

коммуникативной

педагогической

деятельности,

создают

представление

об

уровне

профессионально – коммуникативной культуры педагога.

Поскольку педагогический процесс представляет собой взаимодействие

педагога и ребенка, его результат во многом зависит от характера общения.

Сегодня педагог является не только источником информации, ведь получить

новые

знания

ребенок

может

в

сети

Интернет,

посредством

просмотра

телевизионных программ, сколько другом, наставником. Поэтому в новых

условиях

образовательной

политики

все

чаще

на

смену

традиционным

принципам организации обучения и воспитания, основанным на воздействии

личности

педагога

на

воспитанников,

приходит

принцип

сотрудничества

между детьми и педагогом. А реализоваться он может только при умелой

организации обучения, грамотно выстроенных взаимоотношениях с детьми.

Многочисленные исследования показывают, что наибольшие

затруднения,

встречающиеся

в

педагогической

деятельности,

связаны

с

неумением установить педагогически целесообразные отношения с детьми.

Они

носят

поверхностный

характер,

что

затрудняет

применение

теоретических знаний на практике. Особенно много внимания этому вопросу

уделял А.С. Макаренко. Его мысли о необходимости для педагога овладеть

педагогическим мастерством, техникой педагогического общения как никогда

актуальны в современных условиях. Проблеме общения ребенка со взрослым

посвящены исследования многих ученых – психологов: Л.А. Божович, Л.С.

Выготского, Я.Л. Коломенского, Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской и др. Широко

известны высказывания по этому вопросу В.А. Сухомлинского. Он обращал

особое внимание на умение педагога пользоваться словом, остро критиковал

косноязычие и пустословие. И.А. Зимняя обращает внимание на то, что

педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие

оптимизации обучения и развития личности самих воспитанников».

Педагогическое общение несет в себе огромный воспитательный

потенциал. А.А. Бодалев в своих работах отмечал зависимость результатов

предметной познавательной и практической деятельности детей от того, как

организовано

педагогическое

общение.

Оно

является

основной

формой

осуществления педагогического процесса. Основная цель педагогического

общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта

(знаний, умений, навыков) от педагога к детям, так и в обмене личностными

смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.

Опыт моей педагогической деятельности показывает, что недостаточно

только знания педагогом основ наук и методик, необходимо умение передачи

этих

знаний

через

систему

живого

непосредственного

общения.

Умение

организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их

деятельностью является одним из важнейших качеств педагога. В психолого

педагогической

литературе

в

этом

случае

говорят

о

коммуникативных

способностях

педагога,

важных

для

осуществления

педагогической

деятельности.

Педагогическое

общение

должно

быть

освоено

каждым

педагогом

в

процессе

педагогической

деятельности,

ее

плодотворность,

творческие находки, успех воспитания детей зависит от умения построить

педагогическое

общение.

Непрофессионализм

педагогического

общения

дорого обходиться обществу, и неслучайно изучению составных элементов

педагогического общения, его структуры и технологии придается большое

значение. Поэтому эта проблема в настоящее время является актуальной и

очень важной.

В педагогической литературе существует традиционное подразделение

стилей общения по критерию роли участников педагогического процесса.

Стили

педагогической

деятельности

рассматриваются

в

соответствии

с

выделенными в социальной психологии стилями руководства (авторитарный,

демократический, попустительский). В рамках авторитарного стиля общения

эти

роли

строго

регламентированы,

причем

воспитаннику

принадлежит

изначально подчиненная роль, что приводит к постепенному отставанию от

возрастающих

возможностей

ребенка.

Крайне

противоположностью

авторитарному выступает стиль общения, который может быть расценен как

попустительский. Внешне он позволяет достичь раскованных отношений,

однако

чреват

возможностью

утраты

контроля

педагога

над

поведением

воспитанников.

Оптимальным

представляется

так

называемый

демократический стиль общения, при котором имеет место определенная

регламентация

ролей

участников

диалога,

не

ущемляющая

свободы

проявления

индивидуальности

и

особенностей

характера.

Именно

такой

стиль позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учетом

возрастающей роли ребенка как участника равноправного диалога.

Педагогическое

общение

на

практике

осуществляется

в

разнообразных

формах, зависящих от того, какой стиль выберет сам педагог.

В своей профессиональной деятельности я за годы работы в ДОУ

придерживаюсь

демократического

стиля

общения.

Хотя

в

начале

профессиональной

деятельности

авторитарный

стиль

был

мне

более

приемлем.

Я

считала,

что

моя

задача

как

педагога

дать

воспитанникам

определенные

знания,

умения,

навыки,

прописанные

в

программе.

На

занятиях обычно решались организационные задачи, четкая регламентация

деятельности

детей,

путем

частой

подачи

конкретных

указаний,

строгий

контроль за их выполнением. Считала, что должна быть дисциплина, в ходе

занятия не оставляла без внимания неправильные ответы детей, делала им

замечания,

исправляла

их

ошибки,

помогая

найти

необходимый

ответ.

Постепенно

пришло

понимание

того,

что

необходимо

использовать

в

общении с детьми косвенное воздействие, направленное прежде всего на

создание положительной эмоциональной атмосферы за счет использования

побуждений

к

активности

детей

на

занятиях.

Как

оказалось

это

создает

хороший

психологический

климат,

что

дает

возможность

значительно

меньше внимания уделять вопросам дисциплины и организации. При таком

стиле общения детям становиться интересно находиться на занятии и нет

необходимости отвлекаться.

Изменения, происходящие в обществе на современном этапе его

развития,

введение

федеральных

государственных

образовательных

стандартов ФГОС, естественно порождают изменения в системе образования

и воспитания подрастающего поколения. Эти изменения проявляются прежде

всего в смене парадигмы воспитания и образования: ребенок из объекта

педагогического воздействия превращается в субъект собственного развития.

Изменилась

и

роль

взрослого

в

процессе

развития

ребенка.

Взрослый

(родитель,

педагог)

содействует

его

развитию,

создает

условия

для

его

саморазвития.

В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для

дошкольника.

Ребенок

безоглядно

доверяет

воспитателю,

наделяет

его

непререкаемым авторитетом. Он выступает в качестве последней инстанции

в разрешении детских конфликтов, он все знает и может помочь, поддержать.

Поскольку воспитатель является для ребенка значимой фигурой, поэтому на

него

ложиться

огромная

ответственность

за

создание

условий

для

личностного

развития.

А

чтобы

добиться

этой

значимость

необходимо

выбрать свой индивидуальный стиль работы. Мне представляется, что я этот

стиль нашла.

В процессе взаимодействия с детьми я использую форму

сотрудничества, которое предполагает у нас равную заинтересованность в

общей деятельности, совместное участие в ней. Мы вместе выращиваем

урожай, наблюдаем за погодой, познаем растительный и животный мир,

проводим эксперименты и опыты, читаем сказки, готовимся к праздникам, да

и много чего делаем вместе. А в итоге отражаем нашу деятельность в блоге

группы на сайте нашего детского сада. Родителям очень нравиться, что их

дети получают развитие и воспитание и благодарят за обратную связь. Я

стараюсь развивать у детей самостоятельность, уважаю их мнение, учу их

рассуждать, отстаивать свою личную точку зрения. При общении с детьми

очень важна реакция педагога на то или иное действие ребенка или событие.

Мы вместе радуемся успехам, сочувствуем беде, серьезно и заинтересованно

относимся к проблемам и стараемся оказывать поддержку, в которой так

нуждается маленький человек. Ведь, ориентируясь на реакции воспитателя,

ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, у него

возникает представление о себе, как о личности. Понимая это, я стараюсь не

допускать,

чтобы

плохое

настроение,

усталость

или

раздражение

присутствовали в моей работе с детьми.

Таким образом, за годы моей профессиональной деятельности я поняла,

что от типа и качества общения педагога с детьми зависит развитие всех его

основных

психических

процессов,

способностей

и

личностных

качеств.

Именно

в

период

дошкольного

детства

закладывается

базис

личностной

культуры. Поэтому от каждого из нас педагогов зависит, будет ли ребенок

успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, ответственен,

открыт миру и людям или не раскроется как личность.

В связи с этим мне стало интересно, а как другие педагоги, мои коллеги

относятся

к

современным

требованиям

в

образовании,

какого

стиля

педагогического общения они придерживаются в своей деятельности? Ведь

наш коллектив состоит из педагогов, имеющих разный стаж работы, возраст,

разный уровень профессиональной подготовки.

В результате опроса, я сделала вывод, что не всем удается найти свой

стиль общения. Это долгий и трудоемкий процесс, поэтому каждый приходит

к нему в свое время. Педагогам – стажистам порой приходится, как и мне в

процессе работы менять свои убеждения, стиль общения, работать в новых

условиях, повышать свою компетентность в процессе обучения на курсах

повышения квалификации, прослушивании лекций, вебинаров, посещении

тренингов.

Трудности

у

них

возникают

в

освоении

ИКТ.

Молодым

специалистам

порой

не

хватает

опыта

взаимодействия

с

детьми.

Они

рассказывают,

что

испытывают

трудности

в

организации

с

детьми,

вовлечение

их

в

образовательную

деятельность.

Но

работать

в

новых

условиях им

проще. Трудностей с ИКТ у них не наблюдаются.

Многие

используют демократический стиль общения с воспитанниками.

Таким образом, влияние педагогического общения на развитие

личностных качеств каждого ребенка является приоритетным направлением

в

современной

педагогике.

Нет

более

гуманной,

творческой,

серьезной,

нужной

профессии

в

мире.

Именно

она

является

фундаментом

всех

профессий.

Только

педагог

остается

в

сердцах

каждого

ребенка

и

сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову

сердца. Видимо, поэтому педагогика мне так близка и понятна.

Источник