Влияние педагогического общения на развитие личности ребенка
Фастова Елена Аркадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №19
Московского района Санкт-Петербурга
Одной из определяющих задач детского сада на современном этапе является формирования общей культуры личности детей, создание эмоционального благополучия воспитанников.
Детский сад — как второй социальный институт после семьи в жизни ребенка, способен научить детей жить в социуме, приобрести необходимые навыки общения, взаимодействия с окружающими людьми.
Общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из глобальных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития, формированием коммуникативных навыков.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
– желание вступать в контакт с окружающими;
– умение организовывать общение;
– знание норм и правил.
Нарушение общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.
Ребенок научается в семье, в детском саду, в общении с взрослыми – педагогами и родителями согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотнося свои действия с общественными нормами поведения.
В детском саду осуществляется обучение основным существующим законам общения: дети учатся искать и находить компромисс между собственными желаниями и интересами окружающих его людей, отстаивать собственную точку зрения и вместе с этим сдерживать себя и свои эмоции в разрешении споров. Воспитание детей в детском саду дает возможность научиться отстаивать свое мнение, путем аргументов, а не слез и истерик, как часто случается дома. В особенности ценным является то, что в коллективе сверстников данные навыки формируются естественным образом, как бы сами собой — в процессе общения и во время игры с другими детками.
Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений, устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже при проявлениях отрицательных действий, поступков. Отношение к ребенку как к субъекту, как к самоценности предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали, раскрытию потенциальных возможностей, творчества и активности ребенка.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнера. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе работы по формированию навыков общения, ребенок начинает понимать, как важно любить окружающую природу, чувствовать её, заботиться о ней, учиться у неё доброте, чуткости, бескорыстию, приобретают умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Постепенно у дошкольника появляются представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации. Понимание собственного «Я» формирует самооценку детей, что способствует правильному оцениванию своих поступков и на их основе различию по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых. У ребенка воспитываются добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье. Дети ценят хорошие отношения и получают радость от общения со своими близкими, проявляют о них заботу и предлагают посильную помощь. Навык общения с взрослыми постепенно и переходит на общение со сверстниками. Дети проявляют заботу и внимание, чувства доброты, чуткости, доброжелательности, соучастие и сотрудничество в процессе общения друг с другом. Ребенок способен научиться управлять своим настроением, проявлять положительные эмоции в различных ситуациях, доставлять радость себе и другим при общении с окружающим миром. Имея представление о поступках и привычках людей, дети в дальнейшем смогут выработать социально значимые мотивы положительного поведения, развить у себя желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности. Не менее важно дать детям знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Это поможет им применять правила этикета в разных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения. Навыки общения так же включают в себя представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек. Дети научаться понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Все эти навыки у детей хорошо усваиваются в процессе игровой деятельности. Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем. Важный момент – выбор игры. Хорошо если игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа существует последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов
При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.
Таким образом,чтобы ребенок вырос и стал полноценной и развитой личностью, он еще в самом раннем детстве должен приобрести опыт межличностного общения, так как без него процесс социализации будет неполным, и вхождение в мир людей станет болезненным. Этот процесс называется развитием социальной компетентности, он является неотъемлемой составляющей в развитии человека,
Список использованной литературы:
1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.– Ярославль «Академия развития» 1996
2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В.- Азбука общения.- СПб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2000
3. Источник: https://psychlib.ru/mgppu/SOo/SOO-001.HTM]
Источник
Педагогическое общение – это способ социально-психологического взаимодействия педагогов и воспитанников
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ОТ ОБЫЧНОГО?
Общение в педагогической деятельности выступает как средство организации учебно-воспитательного процесса, как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.
В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения.
Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении, он организует его и управляет им.
КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ?
Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организации деятельности, обмена ролями, сопереживания, самоутверждения.
Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и размышлений.
Обмен социальными ролями способствует как многосторонним проявлениям личности, так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. С этой целью учителя вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают учащихся к ведению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.
Содействуя выполнению функции самоутверждения личности, педагог выполняет сложную задачу – способствует осознанию школьником своего Я, ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.
Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие, исходя из его представлений.
ЧТО ТАКОЕ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. КАКОЙ СТИЛЬ ПРЕОБЛАДАЕТ В ГУМАННОЙ ШКОЛЕ?
Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.
Стиль – это индивидуально-типологические особенности
взаимодействия педагога и учащихся.
Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.
В педагогической литературе выделяются следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения.
Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Он является предпосылкой успешной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
Общение-диалог.
Предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.
Общение-дистанция.
Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, которая во взаимоотношениях педагога и воспитанников ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.
Общение-устрашение.
Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.
Общение-заигрывание.
Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль. Этот стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиями педагогической этики.
Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции педагогического общения, как передача информации.
В общении с учащимися и их родителями, со своими коллегами, администрацией школы, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенные коммуникативные позиции:
А – позиция «над». В ней активным субъектом общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует ситуацию, реализуя свои цели.
Б – позиция «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости.
В – позиция «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию в зависимости от ситуации. Так, позиция А («над») может быть эффективна в общении с учениками младшего возраста, которым необходимы опека, управление учебной и внеучебной деятельностью, контроль учителя. Эта же позиция необходима учителю средних и старших классов, но в основном в ситуации обучения. Учитель поддерживает дисциплину, дает новые знания, организует выполнение учебной программы. Его строгость и требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образом для подростков. Во внеурочном общении со школьниками учителю нужно уметь перестраиваться и занимать коммуникативную позицию Б («наравне»), знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы, идти навстречу их добрым начинаниям.
Диалогическое общение в сочетании с общением на основе дружеского расположения и увлеченности совместной деятельностью – главное средство гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия в классе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СТИЛЬ ПЕДАГОГА?
В общении выделяются две стороны: отношения и руководства. Отношение учителя к классу, к ученику может быть устойчиво-положительным, ситуативно-положительным, неустойчивым, ситуативно-отрицательным, устойчиво-отрицательным.
В психологии разработаны достаточно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, в том числе педагогов, которым присущи разные стили руководства. Различают несколько стилей педагогического руководства.
Авторитарный стиль
Педагог единолично определяет направление деятельности группы, пресекает всякую инициативу учащихся.
Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон.
Демократический стиль
Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает к активному участию в обсуждении хода работы.
У ученика появляется уверенность в себе. Развивается самоуправление. Наиболее оптимально распределяется в классе нагрузка с учетом склонностей и способностей каждого: поощряется активность, развивается инициатива. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, информация.
Либеральный
стиль
Анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым
влияниям, устраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен. Сочетание стиля отношения к человеку со стилем руководства и рождает стиль общения.
МОЖЕТ ЛИ ПЕДАГОГ ИМЕТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ?
Как правило, в каждом сложившемся педагогической коллективе существует общий стиль общения педагогов с детьми, который и определяет общешкольную психологическую атмосферу и соответственно влияет на становление индивидуальных стилей общения.
Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми – сложный процесс, связанный с формированием творческой педагогической индивидуальности в целом.
МОЖЕТ ЛИ ПЕДАГОГ БЫТЬ НЕ ОБЩИТЕЛЬНЫМ, НЕ КОММУНИКАБЕЛЬНЫМ?
Такое свойство личности, как общительность, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность педагогического общения. Общительность, как явление многоплановое, включает в себя целый ряд компонентов:
§ Устойчивая потребность в систематическом общении с детьми в самых различных сферах;
§ Органическое единство личностных и профессиональных показателей общительности;
§ Ощущение эмоционального благополучия, его положительное влияние на другие компоненты педагогической деятельности;
§ Способность к осуществлению педагогической коммуникации;
§ Наличие коммуникативных навыков и умений.
Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности, сделать свою работу с детьми по-настоящему творческой.
Источник
Автор: Магинская Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: “Влияние педагогического общения на личностное развитие дошкольника”
Дата публикации: 03.06.2020
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
“Образовательный центр “НЬЮТОН” г. Челябинска”
Детский сад “ПЧЕЛКА”
Статья
Влияние
педагогического
общения
на
личностное
развитие
ребенка дошкольного возраста
Подготовила:
Магинская Елена Владимировна
воспитатель
Челябинск-2020
Социально – экономические преобразования в России, введение новых
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
ФГОС,
обусловили
необходимость
подготовки
педагогов,
обладающих
новым
профессиональным мышлением, высокой мобильностью, компетентностью,
ориентацию на реализацию процессов социализации и профессионализации
личности, гуманизации и демократизации педагогического процесса. В этой
связи
профессиональные
и
общественные
достижения
человека
в
значительной
степени
зависят
от
совокупности
сформированных
профессиональных умений у педагогов и, в частности коммуникативных
умений. Коммуникативные умения являются важными профессиональными
умениями педагога. Они обеспечивают выполнение функций педагогического
общения,
составляют
содержание
требований
к
коммуникативной
педагогической
деятельности,
создают
представление
об
уровне
профессионально – коммуникативной культуры педагога.
Поскольку педагогический процесс представляет собой взаимодействие
педагога и ребенка, его результат во многом зависит от характера общения.
Сегодня педагог является не только источником информации, ведь получить
новые
знания
ребенок
может
в
сети
Интернет,
посредством
просмотра
телевизионных программ, сколько другом, наставником. Поэтому в новых
условиях
образовательной
политики
все
чаще
на
смену
традиционным
принципам организации обучения и воспитания, основанным на воздействии
личности
педагога
на
воспитанников,
приходит
принцип
сотрудничества
между детьми и педагогом. А реализоваться он может только при умелой
организации обучения, грамотно выстроенных взаимоотношениях с детьми.
Многочисленные исследования показывают, что наибольшие
затруднения,
встречающиеся
в
педагогической
деятельности,
связаны
с
неумением установить педагогически целесообразные отношения с детьми.
Они
носят
поверхностный
характер,
что
затрудняет
применение
теоретических знаний на практике. Особенно много внимания этому вопросу
уделял А.С. Макаренко. Его мысли о необходимости для педагога овладеть
педагогическим мастерством, техникой педагогического общения как никогда
актуальны в современных условиях. Проблеме общения ребенка со взрослым
посвящены исследования многих ученых – психологов: Л.А. Божович, Л.С.
Выготского, Я.Л. Коломенского, Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской и др. Широко
известны высказывания по этому вопросу В.А. Сухомлинского. Он обращал
особое внимание на умение педагога пользоваться словом, остро критиковал
косноязычие и пустословие. И.А. Зимняя обращает внимание на то, что
педагогическое общение «как форма учебного сотрудничества есть условие
оптимизации обучения и развития личности самих воспитанников».
Педагогическое общение несет в себе огромный воспитательный
потенциал. А.А. Бодалев в своих работах отмечал зависимость результатов
предметной познавательной и практической деятельности детей от того, как
организовано
педагогическое
общение.
Оно
является
основной
формой
осуществления педагогического процесса. Основная цель педагогического
общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта
(знаний, умений, навыков) от педагога к детям, так и в обмене личностными
смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.
Опыт моей педагогической деятельности показывает, что недостаточно
только знания педагогом основ наук и методик, необходимо умение передачи
этих
знаний
через
систему
живого
непосредственного
общения.
Умение
организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их
деятельностью является одним из важнейших качеств педагога. В психолого
–
педагогической
литературе
в
этом
случае
говорят
о
коммуникативных
способностях
педагога,
важных
для
осуществления
педагогической
деятельности.
Педагогическое
общение
должно
быть
освоено
каждым
педагогом
в
процессе
педагогической
деятельности,
ее
плодотворность,
творческие находки, успех воспитания детей зависит от умения построить
педагогическое
общение.
Непрофессионализм
педагогического
общения
дорого обходиться обществу, и неслучайно изучению составных элементов
педагогического общения, его структуры и технологии придается большое
значение. Поэтому эта проблема в настоящее время является актуальной и
очень важной.
В педагогической литературе существует традиционное подразделение
стилей общения по критерию роли участников педагогического процесса.
Стили
педагогической
деятельности
рассматриваются
в
соответствии
с
выделенными в социальной психологии стилями руководства (авторитарный,
демократический, попустительский). В рамках авторитарного стиля общения
эти
роли
строго
регламентированы,
причем
воспитаннику
принадлежит
изначально подчиненная роль, что приводит к постепенному отставанию от
возрастающих
возможностей
ребенка.
Крайне
противоположностью
авторитарному выступает стиль общения, который может быть расценен как
попустительский. Внешне он позволяет достичь раскованных отношений,
однако
чреват
возможностью
утраты
контроля
педагога
над
поведением
воспитанников.
Оптимальным
представляется
так
называемый
демократический стиль общения, при котором имеет место определенная
регламентация
ролей
участников
диалога,
не
ущемляющая
свободы
проявления
индивидуальности
и
особенностей
характера.
Именно
такой
стиль позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учетом
возрастающей роли ребенка как участника равноправного диалога.
Педагогическое
общение
на
практике
осуществляется
в
разнообразных
формах, зависящих от того, какой стиль выберет сам педагог.
В своей профессиональной деятельности я за годы работы в ДОУ
придерживаюсь
демократического
стиля
общения.
Хотя
в
начале
профессиональной
деятельности
авторитарный
стиль
был
мне
более
приемлем.
Я
считала,
что
моя
задача
как
педагога
дать
воспитанникам
определенные
знания,
умения,
навыки,
прописанные
в
программе.
На
занятиях обычно решались организационные задачи, четкая регламентация
деятельности
детей,
путем
частой
подачи
конкретных
указаний,
строгий
контроль за их выполнением. Считала, что должна быть дисциплина, в ходе
занятия не оставляла без внимания неправильные ответы детей, делала им
замечания,
исправляла
их
ошибки,
помогая
найти
необходимый
ответ.
Постепенно
пришло
понимание
того,
что
необходимо
использовать
в
общении с детьми косвенное воздействие, направленное прежде всего на
создание положительной эмоциональной атмосферы за счет использования
побуждений
к
активности
детей
на
занятиях.
Как
оказалось
это
создает
хороший
психологический
климат,
что
дает
возможность
значительно
меньше внимания уделять вопросам дисциплины и организации. При таком
стиле общения детям становиться интересно находиться на занятии и нет
необходимости отвлекаться.
Изменения, происходящие в обществе на современном этапе его
развития,
введение
федеральных
государственных
образовательных
стандартов ФГОС, естественно порождают изменения в системе образования
и воспитания подрастающего поколения. Эти изменения проявляются прежде
всего в смене парадигмы воспитания и образования: ребенок из объекта
педагогического воздействия превращается в субъект собственного развития.
Изменилась
и
роль
взрослого
в
процессе
развития
ребенка.
Взрослый
(родитель,
педагог)
содействует
его
развитию,
создает
условия
для
его
саморазвития.
В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для
дошкольника.
Ребенок
безоглядно
доверяет
воспитателю,
наделяет
его
непререкаемым авторитетом. Он выступает в качестве последней инстанции
в разрешении детских конфликтов, он все знает и может помочь, поддержать.
Поскольку воспитатель является для ребенка значимой фигурой, поэтому на
него
ложиться
огромная
ответственность
за
создание
условий
для
личностного
развития.
А
чтобы
добиться
этой
значимость
необходимо
выбрать свой индивидуальный стиль работы. Мне представляется, что я этот
стиль нашла.
В процессе взаимодействия с детьми я использую форму
сотрудничества, которое предполагает у нас равную заинтересованность в
общей деятельности, совместное участие в ней. Мы вместе выращиваем
урожай, наблюдаем за погодой, познаем растительный и животный мир,
проводим эксперименты и опыты, читаем сказки, готовимся к праздникам, да
и много чего делаем вместе. А в итоге отражаем нашу деятельность в блоге
группы на сайте нашего детского сада. Родителям очень нравиться, что их
дети получают развитие и воспитание и благодарят за обратную связь. Я
стараюсь развивать у детей самостоятельность, уважаю их мнение, учу их
рассуждать, отстаивать свою личную точку зрения. При общении с детьми
очень важна реакция педагога на то или иное действие ребенка или событие.
Мы вместе радуемся успехам, сочувствуем беде, серьезно и заинтересованно
относимся к проблемам и стараемся оказывать поддержку, в которой так
нуждается маленький человек. Ведь, ориентируясь на реакции воспитателя,
ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, у него
возникает представление о себе, как о личности. Понимая это, я стараюсь не
допускать,
чтобы
плохое
настроение,
усталость
или
раздражение
присутствовали в моей работе с детьми.
Таким образом, за годы моей профессиональной деятельности я поняла,
что от типа и качества общения педагога с детьми зависит развитие всех его
основных
психических
процессов,
способностей
и
личностных
качеств.
Именно
в
период
дошкольного
детства
закладывается
базис
личностной
культуры. Поэтому от каждого из нас педагогов зависит, будет ли ребенок
успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, ответственен,
открыт миру и людям или не раскроется как личность.
В связи с этим мне стало интересно, а как другие педагоги, мои коллеги
относятся
к
современным
требованиям
в
образовании,
какого
стиля
педагогического общения они придерживаются в своей деятельности? Ведь
наш коллектив состоит из педагогов, имеющих разный стаж работы, возраст,
разный уровень профессиональной подготовки.
В результате опроса, я сделала вывод, что не всем удается найти свой
стиль общения. Это долгий и трудоемкий процесс, поэтому каждый приходит
к нему в свое время. Педагогам – стажистам порой приходится, как и мне в
процессе работы менять свои убеждения, стиль общения, работать в новых
условиях, повышать свою компетентность в процессе обучения на курсах
повышения квалификации, прослушивании лекций, вебинаров, посещении
тренингов.
Трудности
у
них
возникают
в
освоении
ИКТ.
Молодым
специалистам
порой
не
хватает
опыта
взаимодействия
с
детьми.
Они
рассказывают,
что
испытывают
трудности
в
организации
с
детьми,
вовлечение
их
в
образовательную
деятельность.
Но
работать
в
новых
условиях им
проще. Трудностей с ИКТ у них не наблюдаются.
Многие
используют демократический стиль общения с воспитанниками.
Таким образом, влияние педагогического общения на развитие
личностных качеств каждого ребенка является приоритетным направлением
в
современной
педагогике.
Нет
более
гуманной,
творческой,
серьезной,
нужной
профессии
в
мире.
Именно
она
является
фундаментом
всех
профессий.
Только
педагог
остается
в
сердцах
каждого
ребенка
и
сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову
сердца. Видимо, поэтому педагогика мне так близка и понятна.
Источник