Влияние педагога на развитие личности ребенка дошкольника

Татьяна Лукьянова
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника

Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель.

Дети видят неподдельную радость воспитателя, когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.

Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов).

Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте, детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки.Также детей этого возраста учат тому что : 1. нельзя драться;

2. нельзя кричать;

3. нельзя отнимать у товарища;

Чем взрослее становится дошкольник, тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.

Источник

Екатерина Сергеевна Дубикова
Влияние личности педагога в дошкольном возрасте

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дубикова Екатерина Сергеевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»

dubikova84@mail.ru

Период дошкольного детства – важный период в развитии ребенка. В настоящее время проблема дошкольного воспитания и развития все больше привлекает к себе внимание. На первый план выходит интерес к личностному развитию ребенка, особенностям его социализации, сохранению и формированию психических и физических качеств ребенка.

Все это говорит о необходимости обратить внимание на деятельность дошкольных образовательных организаций с точки зрения развития у детей общечеловеческих ценностей, а также коммуникативных умений и навыков в процессе контактирования с другими людьми.

Главная роль в процессе развития ребенка играет личность педагога. От того, как ведет себя воспитатель, от его личностных качеств, от характера и манеры общения с детьми зависят особенности развития ребенка в дошкольном детстве.

В настоящее время помимо государственных (бюджетных) организаций существуют и другие варианты детских садов. Поэтому привычные муниципальные учреждения дошкольного образования тоже становятся на путь изменения. Современные условия требуют от дошкольной организации в целом и от педагога в частности пересматривать весть образовательно-воспитательный процесс, ориентируя его на гуманистическую направленность.

Большинство воспитанников дошкольных образовательных учреждений находится длительное время в течение дня в группе детского сада, а значит, под наблюдением и в непосредственном контакте с педагогом (воспитателем). Воспитательно-образовательная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения с детьми. Его эффективность напрямую влияет на результаты деятельности педагога.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям рекомендации

Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

Конечно, на формирование личности ребенка влияет не только общение с воспитателем. Несомненно, важную роль в формировании играет общение с семьей и со сверстниками. Но все же общение с педагогом в дошкольной организации оказывает несомненное влияние.

Взаимодействие с педагогом, родителями, сверстниками создает чувство эмоционального благополучия в новом для ребенка мире. У ребенка существует потребность в эмоциональной поддержке, он стремиться к взаимопониманию и сопереживанию, все это определяет необходимость личностного общения.

В силу того, что ребенок в детском саду находится в группе ровесников, а группа эта управляется воспитателем, последний становится практически наравне с родителями наиболее референтным лицом. В силу возраста ребенок еще не может без общения со взрослыми устанавливать контакты, поэтому взаимодействие с педагогом помогает ему познавать себя и других и оказывает непосредственное влияние на особенности развития ребенка, а также на особенности его общения со сверстниками.

Влияние педагога на развитие личности ребенка несомненно. Поэтому так важна гуманизация деятельности воспитателя. Именно отношение к ребенку как полноценной индивидуальности способствует улучшению эмоционально-психологического состояние воспитанника детского сада.

В дошкольном детстве закладываются основы нравственного поведения, а так как ребенок познает мир, копируя поведение взрослых, то от поведения воспитателя зависит дальнейшее развитие ребенка. Именно своим примером педагог демонстрирует воспитанникам примеры социального поведения.

В возрастании необходимости гуманизации влияния воспитателей на развитие личности дошкольников, на формирование социально приемлемых навыков, приобретаемых детьми в среде сверстников под руководством педагога. Процесс общения с окружающими, установление доброжелательных отношений зависит от многих факторов, одним из которых является нервно-психическое состояние личности в процессе жизнедеятельности и в момент взаимодействия с окружающими. Учитывая особенные отношения воспитателей с детьми дошкольного возраста, а именно подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки, мы обращаем внимание на личностные особенности воспитателей, их психологическое здоровье.

При этом несомненно важным мы считаем сохранение психического здоровья детей посредством уменьшения конфликтного напряжения в группе детей и оптимизации стиля руководства детским коллективом со стороны педагога.

Обращаясь к системе дошкольного воспитания, можно отметить, что многие дети с нежеланием посещают детский сад, объясняя это трудностями взаимоотношений со сверстниками, отрицательными сторонами отношения воспитателя и формальным, не учитывающим их индивидуальных особенностей режимом детского сада. В совокупности эти значимые факторы приводят к низкой личностной и социально-психологической адаптации детей, что не способствует их полноценному психическому развитию, а в ряде случаев, является источником тревожности детей и во всех случаях неблагоприятно отражается на последующей адаптации к школе.

Все это говорит о влияние личности педагога на развитие воспитанников детского сада. Если педагог формально подходит к своей деятельности, не включается эмоционально в процесс взаимодействия и общения с детьми, то дети получают негативный опыт коммуникативных процессов, сами часто боятся вступать в новый контакт. Под влиянием такого педагога дети не смогут получить нужные навыки общения.

В группах же, где педагог открыто идет на контакт с детьми, доброжелателен в общении, дети и сами стремятся к общению со сверстниками, к установлению контактов и вне дошкольной организации в том числе.

Личность педагога безусловно влияет на успешное всестороннее и гармоничное развитие дошкольников. Именно воспитатель является созидателем личности, доверенным лицом общества, которому оно доверяет самое дорогое, самое ценное – детей.

Именно педагог, воспитатель, как никто другой, оказывают влияние на становление личности ребенка. Именно характер воспитателя, его убеждения и мировоззрение, его личностные качества оказывают воздействие на развитие ребенка дошкольного возраста. Ведь вместе с передачей детям знаний, умений и навыков воспитатель формирует у них зародыши мировоззрения, отношение к окружающему миру, воспитывает высоконравственные качества личности, чувство долга и ответственности, эстетические вкусы и поведение в соответствии с требованиями современности.

Оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении с целью обеспечения готовности детей к школе невозможно без постоянного роста мастерства воспитателей, повышения ответственности, четкости в работе всех, кто причастен к воспитанию детей.

Ребенка дошкольного возраста воспитывать нелегко, ведь работа с детьми этого возраста требует от педагога сочетание материнской любви к своим воспитанникам, постоянной заботы об их здоровье, самочувствии с четкой организацией учебно-воспитательного процесса. Воспитатель должен обеспечить общее психическое развитие ребенка наряду с физическим и духовным. Именно поэтому, такие высокие требования предъявляются к личности воспитателя, его идейной и профессиональной подготовке. Жизнь доказывает, что формировать всесторонне и гармонично развитую личность необходимо с самого раннего возраста, и делать это должны высокообразованные, эрудированные, преданные педагогическому делу люди.

Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка озон

Своим собственным поведением, культурой проявления чувств воспитатель формирует личность ребенка. Дошкольники во всем пытаются подражать своему наставнику, он для них является представителем и образцом рода человеческого. Силой воспитательного воздействия на детей является сочетание внешней и внутренней культуры педагога.

Решающее значение в воспитании детей имеют личностные качества воспитателя – его скромность, честность, справедливость, умение понимать ребенка, делить с ним радость и печаль. Сочетание этих качеств, а также педагогическое мастерство является движущей силой воздействия педагога на детей. Таким образом, педагогическое мастерство представляет собой синтез личностных качеств воспитателя, его знаний, умений и навыков.

В любой деятельности есть обычные работники и настоящие мастера своего дела. Мастер достигает высокого профессионального уровня и совершенства. Он не останавливается на достигнутом, творчески работает над собой, стремится воплотить в практику новое, оригинальное. Чтобы стать специалистом – мастером, недостаточно одних знаний, необходимо еще и умение творчески применять эти знания.

Таким образом, группа детского сада – это первый организованный коллектив, в который попадает ребенок и под влиянием которого происходит развитие личности. Взаимоотношения в детском коллективе складываются по большей части по образцу поведения взрослых. Поэтому взаимосвязь личности педагога и благоприятного психологического климата в группе детей неоспорима.

Источник

Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста  

Воспитатель и ребенок… Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность?

Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.

В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать замечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, подержать.

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития.

Одним из самых важных таких условий  является построение правильного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотношениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам.

Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологический климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется помощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полное его развитие.

Читайте также:  Влияние матери и отца на развитие ребенка

При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или иное действие ребенка  или событие. Искренне радуясь успеху малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздражение присутствовали при взаимодействии с ребенком.

Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный оттенок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполнение действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия и ориентация на  положительный результат. Позитивным в данном случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут эффективными такие его советы:

 Щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине

 Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие

 Не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов.

Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя следующие компоненты:

1.   описание произведенного действия (Когда ты …);

2.  описание возможного результата этого действия (Может случиться, что…);

3.  предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…).

Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой ситуации.

Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен заканчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить, что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положительное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирующими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А это, как известно, не способствует личностному росту.

Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении. Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уважение к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит поставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей, наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень внушаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется и становится привычным.

«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком известный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например, таким образом: «Если ребенка критикуют, он учится обвинять».

Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех  его основных психических процессов, способностей и личностных качеств. Именно в период школьного детства закладывается базис личностной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зависит от Вас, уважаемые педагоги!  

Источник