Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка
Екатерина Смирнова
«Влияние пальчиковой игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность.
Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев“.
Этот вывод не случаен. Действительно, рука имеет большое “представительство” в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужного с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки с корой головного мозга. В раннем младшем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Учитывая важность развития мелкой моторики, я и решила вести с детьми углубленную работу в этом направлении
Новизна:данного метода заключается в следующем:
• обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
• представлен мониторинг определения уровня развития,предусматривающий следующие разделы:
– «Мелкая моторика»;
– «Речевое развитие».
Цель: развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Обучить детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математики и т. д.)
2. Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение, обогащать словарный запас.
3. Вызывать положительные эмоции, вызывать устойчивыйинтерес к пальчиковым играм.
План работы:
1. Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Изучение теоретических основ формирование речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства.
4. Разработка перспективного плана.
5. Создание картотеки пальчиковых игр (музыкальные подборки).
6. Разработка плана работы с родителями.
7. Консультативная помощь родителям.
Методы:
1. Работа с детьми
– разучивание потешек;
– использование атрибутов к пальчиковым играм;
– самомассаж ладоней и пальчиков;
– применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.
2. Работа с родителями.
– консультации
– родительские собрания.
3. Работа с педагогами
-открытые мероприятия
– Мастер-классы
– Распространения опыта среди коллег
Работу с детьми по развитию движений пальцев и всей кисти стараюсь проводить в свободное время утром и после сна, во время занятий и прогулок. Упражнения подбираю так, что бы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей практике использую игры, в которых сочетаются слова и движения. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развиваеттся речевой слух. В своей работе использую основные принципы от простого к сложному.
Все занятия провожу в игровой форме, поэтому ини вызывают у детей интерес и не приводят к утомлению.Начинаю и заканчиваю занятия простейшими приемами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание кулачков, легкое потряхивание кисти. А так же развитие кистей кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика,но и разнообразные действия с самыми различными предметами: семена, косточки, крупа. Выкладывание и рисование любых узоров – серьезное занятие.
Перед игрой с детьми мы обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
Выполняя упражнения вместе с детьми, демонстрирую собственную увлеченность игрой. при повторных проведениях игры дети зачастую начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фразы. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Сначала выбираю 2-3 пальчиковые игры, постепенно заменяю их новыми. К самым любимым возвращаемся по желанию детей.
Первое, что дети испытывают, встречаясь с пальчиковой игрой – это восторг, удивление тому, что можно так замечательно играть.
Дети приходят домой и делятся с родителями теми играми, которые они выучили в саду. Просят их играть вместе с ними, повторять за ними или просят помощи, если еще не совсем хорошо знают ту или иную игру. Поэтому возникла идея поделиться с родителями накопленным опытом по развитию речи с помощью пальчиковых игр. Вниманию родителей были представлены различные консультации, памятки, а так же проводятся регулярно мастер классы.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9.В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11. Выбрав два или три упражнения. Постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их или поменяйте игру.
Осуществляю эту работу во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх, на прогулках – по темам.
Заключение.
Работая над этой темой,получила значимые результаты: у детей расширяется словарный запас и кругозор, развивается память, желание играть и принимать помощь от взрослого, появляются такие качества как терпение, усидчивость, чувство удовлетворенности от совместной игры, самостоятельность.
Источник
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Развитие речи детей – одна из главных задач, которая решается любым детским учреждением, как детским садом, так и школой в процессе проведения всех занятий или уроков. Но работы по развитию речи недостаточно, если не продолжать вести её и в домашних условиях.
Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исепина, Л. В. Аптакова-Фимина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», – писал В. А. Сухомлинский.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.
Одним из эффективных методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – открытие нашей народной педагогики. За их кажущейся простотой скрывается огромная педагогическая воспитательная ценность. Народная педагогика издавна использовала пальчиковые игры в воспитании детей. Пальчиковые игры обладают развивающим, оздоравливающим воздействием. В пальчиковых играх, которые известны всем: «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза – рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых: «Шу полетели, на головку сели».
Пальчиковые игры как методическое средство хороши еще тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь ребенка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет обширные представительства в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция схемы человеческого тела, речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Исследователи указывают, что включение в любой урок или занятие пальчиковых игр и упражнений вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга.
Пальчиковые игры должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо не интересной, либо утомительной. Поэтому пальчиковую гимнастику нужно проводить в медленном темпе, от одного до трёх раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками. Проводя пальчиковую игру, нужно следить за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Если упражнения вызывают у детей сложность, то нужно помогать ребёнку, удерживать остальные пальчики от неправильных движений. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими. Нельзя требовать от ребёнка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одну игру, постепенно переходим к другой. В процессе игры у ребёнка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляционная, так и двигательная. Подражание будет являться базовой основой для формирования звуковой стороны речи. Каждое занятие имеет свое название и проводится в течение нескольких минут.
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней снижался, её можно модифицировать за счёт замены рифмованных историй, которые сопровождают игру с пальцами. В качестве стимула дети могут вознаградить себя за старания аплодисментами – важный эмоциональный момент.
Пальчиковые игры помогают овладеть практическими навыками, облегчают развитие умения пользования карандашом, кистью, ножницами.
В пальчиковых играх дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность, лаконичность языка. При этом эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст.
Таким образом, рука связана с личностью человека и в определённой степени характеризует его психическое состояние; человек пользуется многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая свои порывы и чувства, мысли и настроения, воплощая их в жесты. Чтобы достичь высокого уровня развития мелкой моторики у детей, а, следовательно, и речи в качестве методического средства могут быть использованы пальчиковые игры.
Литература
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Спб.: МиМ, 1998.- 192 с.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движения: Пособие для логопедов и родителей. – СПБ. Дельта, 1997.- 253 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 1999.
- Харитонова Л.Г., Суянеулова Л. А., Харченко Л. В. Пальцевая гимнастика рук с элементами самомассажа.- Омск, 1996.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород: «Флокс», 1995.- 32 с.
Источник
Надежда Кызъюрова
Влияние пальчиковых игр на развитие речи
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека известны еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев, типа нашей «Сороки-Белобоки», поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Так, например, массаж большого пальца – повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-Ворона». «Ладушки», и им подобные народные игры, нечто иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующее, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительной функции речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить, если возможно, показать его творческие достижения. Например, папе и ли бабушке. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяют движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка. Есть игры, которые не только активно воздействуют на речевые центра ребенка через мелкую моторику, но и пассивное воздействие, – комплекс игр – усыплялочек и игр – просыпалочек.
Игры – усыпалочки, используются в ходе приготовления ребенка ко сну, они помогают снять напряжение и вечернюю активность. Речевое сопровождение колыбельными потешками с успокаивающей ритмикой текста расслабляет и убаюкивает ребенка.
Игры – просыпалочки проводятся тогда, когда ребенок уже проснулся, но еще лежит в постели. Можно использовать их тогда, когда нужно разбудить ребенка. Это своеобразное ласковое пробуждение малыша с помощью легкого утреннего массажа тела и рук.
Пальчиковые игры нужно обязательно чередовать играми-переменами, «например, переменка, прядки и т. д.) показывать, как ходят, прыгают, ползают те или иные персонажи потешек, в которые вы только что играли, при этом ребенок может издавать звук.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Дело в том, что в правом полушарии мозга возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесные выражения. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста нужно начинать развивать его руки: пальцы и кисти.
В развитии ребенка существуют периоды когда, он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от 1,5-3 лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется обучение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к 3 годам жизни движения пальцев у ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от 3 месяцев.
Начиная с 1,5 лет используются более сложные пальчиковые поддержки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет-задания, специально направленные на развитие движений пальцев.
Играть в различные шнуровки; учить застегивать и расстегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, раскручивать и закручивать ленточку; игра в кубик (собирать башни, домики, дорожки и прочие); собирать крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми к друг другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх-вниз.
Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости
Малышам от 1 года до 3 лет упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания усложняются.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускать скуки, переутомления.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?
– разминать пальцами пластилин, глину, лепить.
– запускать пальцами мелкие волчки
– катать по очереди каждым пальцем камешки, бусенки, шарики.
– сжимать и разжимать кулачки.
– двумя пальцами руки: «ходить» по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто бежит.
– показать отдельно только один палец, затем два и т. д.
– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
– махать в воздухе только пальцами.
– кистями рук делать «фонарики».
– хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
– собирать все пальцы в щепотку.
– нанизывать крупные шарики, пуговицы, бусенки на нитки.
– застегивать пуговицы, молнии.
– игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
– складывание матрешек.
– рисование в воздухе.
– игры с песком, водой.
– рисовать, раскрашивать.
Методические подходы к использованию пальчиковой гимнастик, пальчиковых игр в воспитательном процессе с детьми.
Искусство педагога заключается в способности через игровые действия, пальчиковые упражнения осуществлять руководство познавательной деятельности детей, использовать их форму обучения.
Пальчиковая гимнастика в сочетании со стихотворным текстом потешек способствует развитию речи у ребенка, расширению его словарного запаса, улучшению памяти, воображению, активизируют мыслительную деятельность и одновременно снимает напряжение мышц рук и всего организма в целом. Улучшает эмоционально-психическое состояние ребенка, т. к. в работу включается слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. И самое главное, ребенок от таких игр получает удовольствие и испытывает радость.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, для развития речевых навыков малыша. Фольклорно-игровые занятия с использование движения рук имеют свои особенности. Они всегда эмоционально окрашены. Простота и мелодичность позволяют ребенку запомнить не только слова, но и движения пальцев рук. Многократное повторение фраз, ритмичность позволяют ребенку самостоятельно выполнять несложные движения пальцами рук. Обыгрывание потешек с помощью имитационных движений активизирует внимание ребенка, его устойчивость, интерес к тексту и движениям.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития в мелкой моторике рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пальчиковая гимнастика:
– способствует овладению навыками мелкой моторики;
– помогает развить речь;
– повышает работоспособность коры головного мозга;
– развиваету ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
– снимает тревожность.
Использую пальчиковые игры и упражнения как средство познавательного воспитания и формы обучения,педагоги должны руководствоваться следующими принципами:
– системность и комплексность;
– повторность движений;
– взаимосвязь с фольклором;
– универсальность;
– игровая форма поведения.
Произносить тексты пальчиковыхигр взрослый должен выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу, нужно взять его руку в свою и выполнить движение вместе с ним. Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Итак, задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии умственной, речевой, познавательной деятельности ребенка. Большое влияние на воспитание познавательной активности показывает взрослый; правильность его руководства во многом определяет результат активности малыша на занятиях и самостоятельной деятельности.
Кроме того, уровень мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития ребенка.
Источник