Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста

светлана тубасова
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать,что:

1) оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);

2) оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);

3) оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Это влияние, по мнению А. А. Бодалева, прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому,что:

– для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);

– при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;

взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:

– экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т. п.

– предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;

– речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый.Эта активности проявляется в форме:

– внимания и интереса ребенка ко взрослому;

– эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;

– инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;

– чувствительности ребенка к отношению оценке взрослого.

Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М. И. Лисина отмечает, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических)по принципу:

– появление дискомфорта;

– крик;

– внимание взрослого;

– устранение дискомфорта этим взрослым.

Другая схема – это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку – опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.

А. П. Воронова, О. В. Защиринская отмечают, что в случае лишения ребенка возможности общения с близким взрослым в этом периоде происходит следующее. Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в:

– отсутствии сформированной речи;

– отставании в умственном развитии;

– трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;

– недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;

– двигательной вялости и компенсационных движения.

– сниженном общем коэффициенте развития.

Три вида деприваций – сенсорная, двигательная и социальная – присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный – материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы два условия,которых лишены дети из интернатов: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Одно из последствий материнской депривации – это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

Читайте также:  2 месяц жизни ребенка развитие по комаровскому по месяцам

В результате анализа литературы, найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка.

Источник

Татьяна Кокорина
Проблемы взаимоотношений детей раннего возраста со взрослыми

Основу педагогики раннего детства составляют теоретические концепции, разработанные в трудах Л. С. Выгодского, С. Л. Рубенштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других ученых.

Труды основоположников преддошкольной педагогики профессоров Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной показали, что раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. В раннем детстве ведущими для ребенка являются эмоциональное общение со взрослыми, затем манипулятивная и предметная деятельности.

Исследуя проблемы детей раннего возраста, К. Л. Печора и Г. В Пантюхина заостряют внимание на роли взрослого. Ученые отмечают, что общение становится источником развития детей уже в первые месяцы жизни. Очень рано у малыша возникает интерес к другим детям, он может подолгу рассматривать ребят или проявлять при их виде радость. На втором году жизни формируются некоторые социальные черты личности — любовь к близким, сочувствие сверстникам, ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении с взрослыми. (1)

М. И. Лисина, рассматривая организацию общения детей со взрослыми,выделяет три этапа в общении:

1. Этап новорожденности (охватывает первый месяц жизни)– совершается подготовка младенца к контактам с окружающими людьми;

2. Этап эмоционального общения (с 2-х до 6-ти месяцев)– появляется комплекс оживления. У ребенка складывается качественно новое отношение со взрослому – не как к объекту, а как к субъекту, партнеру по общению;

3. Этап делового общения (охватывает второе полугодие жизни)– желание общаться ребенок выражает позами, жестами, появляется новая основная деятельность- манипуляция предметами.

Исследователь также определяет четыре признака наличия общения у младенца с взрослым:

• взгляд в глаза взрослого;

• ответная улыбка в конце первого месяца жизни;

• инициативные улыбки и двигательные оживления;

• стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым.

Общение совершается благодаря факторам:

1) органические нужды ребенка;

2) потребность в впечатлениях

3) опережающая инициатива взрослого

4) условия воспитания ребенка.

По мнению М. И. Лисиной,чтобы обеспечить включение механизма формирования общения необходимо выполнить три воспитательные задачи: относится к ребенку как к личности, организовать контакты взглядов, ответно подкреплять улыбку ребенка. (2)

Л. Н. Павлова, С. Л. Новоселова, Л. И. Каплан отмечают, что коммуникативная потребность побуждает ребенка активно искать контакты с окружающими людьми. Систематическое общение со взрослыми, его словесное эмоциональное воздействие обогащают детей первого полугодия жизни и значительно и значительно блаоприятствуют их познавательному развитию.

Линия развития общения взрослого с ребенком осуществляется от более простой формы к более сложной. Во втором полугодии жизни ребенка взрослый выступает не только в качестве организатора, но и активного партнера, знающего, чего он должен добиваться от ребенка, чему его научить. Общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью.Исследователи дают следующие рекомендации в общении с ребенком:

взрослый должен удовлетворить развивающуюся у ребенка потребность в освоении окружающего, обеспечить ему достаточную двигательную активность, продумать и организовать окружающую среду, осуществить методически правильный подбор предметов, игрушек;

взрослый должен проявлять к ребенку исключительную чуткость, развивая постепенно его возможности в освоении окружающего; отношение к себе. (3)

С. Теплюк утверждает, что чувство свободы и собственного достоинства с самых первых дней жизни ребенка не должны попираться ни родителями, ни педагогами в детских учреждениях. (4)

Исследователи Ю. Разенкова и С,Теплюк определили, что главная особенность коммуникации со взрослым у детей раннего возраста состоит в том, что общение протекает на фоне их практического взаимодействия. Формируемая под влиянием взрослого предметная деятельность начинает менять форму их общения, сложившуюся ранее. (5)

Таким образом, изучив проблему взаимоотношений детей раннего возраста с взрослымиможно выделить следующее:

• Доброжелательное систематическое общение с взрослыми обогащает детей раннего возраста, благоприятствует познавательному развитию;

• Общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит малыша с окружающей действительностью;

• Потребность в общении должна быть удовлетворена;

• Предметная деятельность и игра способствуют развитию эмоционального общения;

• Привязанность, формирующаяся в раннем детстве, помогает ребенку вступать в общение и взаимодействие с взрослым;

• Общение возможно лишь с тем человеком, от которого не исходит чувство опасности.

Используемая литература:

1. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Развитие и воспитание детей второго года жизни. М.:Прсвещение,1986.

2. М. П. Лисина. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослым от рожения до семи лет. М.:Автореф. Дис. 1999.

3. Л. Н. Павлова, С. Л. Новоселова, Л. И. Каплан. Дети раннего возраста вдошкольных учреждениях. М.:Владос. 2004.

4. С. Теплюк. Коррекция личностного развития дошкольника. М.:Сфера. 2009.

5. Ю. Разенкова, С. Теплюк. Индивидуальная программа развития детей. М.:РМАПО. 2000

Источник

Наша способность устанавливать отношения привязанности закладывается в раннем детстве, но для того чтобы овладеть этим навыком, ребенку необходим близкий взрослый. 

В тихом уголке парковой зоны, окруженный лесным массивом находится Специализированный Дом ребенка №7, где живут дети, в раннем возрасте оставшиеся без попечения родителей. Большинство из них попадают сюда сразу после рождения и остаются до трех-четырех лет, затем их переводят в учреждения для старших детей. В аккуратном дворике – качели и горки, само здание выделяется ухоженностью на фоне белоствольных берёз. Здесь всё делается с одной целью – чтобы у сирот появились близкие взрослые, как у детей, воспитывающихся в обычных семьях. 

В советской педагогике ребенка как личности до трех лет не существовало. Учреждения, которые воспитывали детей, оставленных без попечения родителей, обращали мало внимания на их индивидуальные особенности и потребности. Только совсем недавно, с начала 1990-х годов, в Россию пришли исследования из Америки, которые показали, что уже с самого рождения ребенок подает сигналы, на основе которых можно строить программу развития его личности задолго до трех лет. Их результатом стало появление системных теорий, которые показали, что для полноценного развития ребенка в младенческом и раннем возрасте он должен иметь опыт непрерывающегося взаимодействия с одним взрослым или небольшим числом близких людей. В процессе общения со  взрослым ребенок овладевает необходимыми социально-эмоциональными навыками, которые становятся фундаментом для его дальнейшего развития. Взрослого ребёнок выделяет из череды других и в девять месяцев проявляет четко выраженную негативную реакцию на посторонних. Ребенок ищет своего взрослого глазами, плачет, прижимается к нему, чтобы реализовать свою потребность в безопасности.

В традиционных домах ребенка такого контакта практически не происходит. Когда потенциальные усыновители приходят туда, дети к каждому из них бегут с криком «Мама!». Этот феномен «беспорядочного дружелюбия» объясняется тем, что дети в учреждениях социальной опеки не делают разграничения между опасным и безопасным: любого взрослого они воспринимают как безопасного. Такое поведение характерно для детей разного возраста, если с самого начала у них не сформировались отношения привязанности с одним или двумя близкими взрослыми.

С каким количеством взрослых приходится контактировать детям в домах ребенка? В доме ребёнка дети за неделю контактирует с более чем десятью взрослыми. Количество группового персонала составляет семь и более человек, кроме них каждый день детей посещают врачи, специальные педагоги – логопед, психолог, музыкальный работник, процедурная медсестра, массажистка и т.д. Взрослые работают посменно. В результате отношения близкой привязанности с кем-либо из окружающих взрослых у ребёнка  не устанавливаются. Способность устанавливать привязанность – это как навык, который должен быть сформирован вовремя.

Как можно выяснить, сформировал ли ребенок близкие отношения со взрослыми?

Есть специальные методики оценки привязанности, однако особенности отношений между ребенком и взрослым можно изучать посредством анализа выражения эмоций на лицах детей. С течением времени, особенно в раннем детстве, выражения одних эмоций могут развиваться и обогащаться, других – блокироваться. Поэтому эмоции, которые ребенок выражает свидетельствуют о качестве его социального опыта, успешности взаимодействия с близким окружением. Выражение ребенком эмоций – это универсальный механизм, по которому мы можем отслеживать его благополучие. Выражение эмоций на лице – врожденное образование, которое было нам передано филогенетически. 

Выделено  восемь базовых эмоций: радость, интерес, отвращение, удивление, горе, печаль, гнев, страх.

При этом следует различать выражение эмоций и эмоциональные состояния. Мы  достаточно долго можем  пребывать в удовлетворенном состоянии, но в течение этого времени способны  испытать множество эмоций, которые будут довольно быстро сменять друг друга: радость от того, что  увидели нечто красивое, перейдет в мимолетный интерес, а затем в легкую грусть, которая сменится гневом, потому что  вдруг заметим  ошибку в том, что делали  до этого. Но все это нас  сильно не затронет и мы  продолжим находиться в удовлетворенном состоянии. Эмоция кратка и длится до пяти секунд, состояние – продолжительно.

Дети в доме ребенка с течением времени привыкают к модели поведения, для которой свойственны избыточное использование позитивных и угнетение негативных эмоций. Казалось бы, что в этом печального? На ребенка обращают внимание только когда он позитивен – улыбается, ластится, проявляет интерес. Плачем, гневом, криком или печалью он ничего не добьется: взрослые к нему не подходят. В результате дети вырабатывают особый тип поведения – они нарочно улыбаются, но им совсем не радостно. Такое поведение помогает им привлекать к себе внимание взрослых, поскольку другие действия оказываются неэффективными. Эмоциональное состояние детей не соответствует эмоциям на лице. В доме  ребенка дети совершают очень много стереотипных действий: раскачиваются на стуле, теребят предметы, кидают игрушки, могут попытаться ударить взрослого. Негативные эмоции, не отражаясь на лице, находят выход в поведении. Если бы негативные эмоциональные выражения и сигналы детей правильно «читались» взрослыми, не было бы поиска других способов выплеска негативных переживаний. В свободной игре детей из дома ребенка выше интенсивность печали, а в ситуации воссоединения – гнева и печали. Эта печаль есть эмоция, перешедшая в фоновое эмоциональное состояние: как бы ни улыбался ребенок, у него все равно остается осадок грусти.

Специфика общения детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. 

Ребенок  внимательно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается всякий раз, когда ребенок вдруг включается в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. Общение в раннем возрасте состоит в постоянном обращении ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении со взрослыми и сверстниками. Все эти виды социальной активности занимают ребенка достаточно глубоко и являются значимыми для него, но большую часть времени он проводит в предметной деятельности за изучением предметного мира и освоением орудийных и соотносящих действий. Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом социально приемлемыми, так как ребенок умеет хорошо реагировать  на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии; он умеет также выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. Но, все эти возможности  общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание. Уже к концу младенческого, началу раннего возраста у ребенка вырабатывается знаковая система (мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и т.д.). Такие значимые для общения образования формируются на врожденной основе через подражание взрослому, которое является первой формой  взаимоотношений. Элементарная знаковая система, которой овладевает ребенок, превращается в стимул для ответной реакции взрослого. При этом для установления  отношений взрослый использует разнообразные приемы телесного контакта с малышом (гладит, похлопывает, тормошит, тянет за ручки и ножки, «тузит» и др.). Ребенок сам побуждает взрослого  на общение и взаимодействие с его состояниями – от детской бурной радости до детского горя. Ему так важно чувствовать глубокую эмоциональную заинтересованность в нем! Конечно, его чувства эгоистичны, но именно через них он осваивает первые этапы взаимодействий людей, вступает на путь развития эмоциональной причастности к человеческому роду. 

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом и т.п.), определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю. В условиях готовности к общению с ребёнком  со стороны взрослого повышаются настроение и связанная с этим общая активность ребенка. Именно в этом случае говорят об эмоциональной подпитке.

Потребность ребёнка в любви и одобрение его взрослым.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, вызывая у него разнообразные ответные чувства – радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Можно сказать, что потребность в любви и эмоциональной защите делает его игрушкой эмоций взрослого. Ребенок, будучи зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам. Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка обидчиком. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную. Потребность в любви и одобрении вызывает чувство ревности к тем, кто пользуется, как кажется ребёнку, большим вниманием. Потребность в любви и одобрении, являясь условием обретения эмоциональной защиты и чувства привязанности к взрослому, обретает негативный оттенок, проявляясь в соперничестве и ревности.

Стили общения с ребёнком, предлагаемые взрослыми.

Просматриваются следующие стили воздействия взрослого на ребенка.

Авторитарный стиль – жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения. Нередко в таких взаимоотношениях от ребёнка ждут  достижений, превосходящих его возможности.

Либерально-попустительский стиль исповедует принцип вседозволенности. Ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не сможет вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений. В этом случае любовь слепа: получая излишние ласки, ребенок не может стать самостоятельным человеком, ориентирующимся в мире прав и обязанностей.

Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации – наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязании на признание. При доброжелательности и любви к ребенку взрослые  учат его подражанию, используют внушение и убеждение.

Список используемой литературы:

 1.Инновационные технологии развития личности воспитанника дома ребенка. Сборник № 1 Е.Д. Худенко , О.Г. Приходько, Г.В. Дедюхина, С.Н. Шаховская, Е.В. Кириллова, Л.А. Марунова. М., АНО «Центр коррекционных технологий», 2008 г.

 2.Развитие и воспитание детей в домах ребенка В.Д. Доскина, З.С. Макарова, Р.В. Ямпольская, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, М.В. Лещенко, М. «Владос-Пресс» 2007 г.

3.Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов. Под ред. С.Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

4.Основы организации воспитания и реабилитации детей – инвалидов 0-4 лет со сложной структурой дефекта. Первый выпуск. Г.В. Дедюхина, Е.Д. Худенко, Е.В. Кириллова, С.И. Шаховская, Л.А. Марунова. 2008 г. АНО «Центр коррекционных технологий».

5.Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта (первый год обучения). Второй выпуск. Е.Д. Худенко, О.Г. Приходько, Г.В. Дедюхина, С.И. Шаховская, Е.В. Кириллова, Л.А. Марунова 2008 г. М., АНО «Центр коррекционных технологий».

6.Е.В.Бондаревская. Смысл и стратегия личностно ориентированного воспитания. Педагогика 2001 г. № 1

7.Е.В. Бондаревская. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания ж. Педагогика 1996 г. № 4

8.Ю.Ф. Полаков, К.В. Солоед. Развитие инициативности у детей в условиях депривации. – Ж. «Вопросы психологии», 2000г., №4

 9.Л.И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 г.

10.Е.Д. Худенко, С.Н. Шаховская, Л.А. Марунова. Москва 2007 г. АНО Система работы по развитию инициативности восприятия у детей от 0-4 лет в условиях дома ребенка и центра коррекционных технологий.

Источник