Влияние отца на развитие личности ребенка

Влияние отца на развитие личности ребенка thumbnail

father          

           Безусловно, всем детям — и мальчикам, и девочкам — нужен папа. Его общество, его любовь и забота, его дружба и воспитание помогают ребёнку расти и развиваться правильно. Детям необходимо проводить больше времени в обществе папы, общаясь, учась и играя.

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е., активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Результаты современных психологических исследований говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины и поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожного состояния. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через создание благоприятных эмоциональных условий для матери.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность участия отца в воспитании ребенка в первые годы жизни для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако прямая взаимосвязь между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только на мальчиках. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного разрешения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках.

Обследование более 20 тыс. американских семей показало, что дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год.

Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.

З.Фрейд отмечал, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности. Важнейшими ее детерминантами для мальчика являются:

1. Доминантность отца (именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка);

2. Забота отца , желание быть таким же мужественным, как отец значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирования адекватной поло ролевой идентичности.

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру.

Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания.

У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относятся мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

Таким образом, мы можем подвести итог того, что отец играет немаловажную  роль в жизни ребенка: учит его адаптироваться к серьезным жизненным испытаниям, предает уверенность, оказывает эмоциональную поддержку.

Психолог Четверик Мария Андреевна-психолог отделения дневного пребывания

Источник

Семь аспектов влияния отца на ребенка

Рейтинг
54

При общении с отцом у ребенка развиваются критическое мышление, мотивация и самостоятельность

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Папа – это тот, кто хочет поймать вас, прежде чем вы упадете, но вместо этого поднимает вас после падения, отряхивает и позволяет вам попробовать еще раз.

Мы часто говорим о проблемах, с которыми сталкиваются матери при воспитании детей. Но давайте не забывать о той важнейшей роли, которую играют отцы в жизни и воспитании ребенка.

Роль отца не ограничивается зарабатыванием денег и оплатой счетов. Вовлеченный в воспитание отец может внести значительный вклад в социальное, когнитивное и эмоциональное развитие своего ребенка.

Кроме того, раннее вовлечение отца в процесс ухода за детьми приводит к стабильности в супружеской жизни и повышает вероятность длительного и счастливого брака после рождения первого ребенка.

Предлагаем рассмотреть семь аспектов того, как отец может повлиять на жизнь своего малыша, если с самого начала будет вовлечен в его воспитание.

Читайте также:  Развитие предметной деятельности ребенка трех лет

1. Отец является образцом для подражания. Когда девочка подрастет, она невольно будет искать в мужчине качества, которые видела в своем отце. Нежный и любящий отец заложит в дочери желание искать спутника жизни с аналогичными качествами, к которым она привыкла и с которыми хорошо уживается.

Мальчик, в свою очередь, будет подражать своему отцу. Он будет стремиться получить его одобрение и копировать поведение, которое ему знакомо и которое он считает успешным и достойным уважения. В то же время, если отец привык доминировать и прибегать к насилию, своим примером он, скорее всего, воспитает жестокого и авторитарного сына.

2. Уникальный опыт игр с папой. Отцы и матери общаются и играют с детьми по-разному. Игры ребенка один на один с отцом, как правило, являются более стимулирующими и захватывающими по сравнению с играми с матерью. Такое взаимодействие дает ребенку возможность узнать мир и свой собственный диапазон эмоций, а также способы справляться с эмоциями в безопасной среде.

3. Развитие когнитивных функций. Отцы, вовлеченные в воспитание детей, способствуют лучшему развитию их когнитивных функций, так как склонны вести разговоры с использованием большого количества вопросов «Что?», «Где?», «Когда?» и «Почему?», а также развернутых ответов, которые помогают ребенку понять, как устроен мир. Если отцы участвуют в обучении детей, те, как правило, демонстрируют лучшую академическую успеваемость.

4. Подготовка к взрослой жизни. Хороший отец не будет делать работу или решать проблемы за своего ребенка, но всегда будет подталкивать его к тому, чтобы ребенок справился с ними самостоятельно. Отцы поощряют у детей чувство самостоятельности, независимости и уверенности в себе. Они бросают вызов ребенку, чтобы тот попытался решить проблему разными способами, что способствует формированию здоровой самооценки и чувства уверенности в себе. Эти навыки подготавливают ребенка к общению с внешним миром и решению проблем.

5. Хорошее поведение. Исследования показывают, что дети, которые имели хорошие отношения со своими отцами, проявляют хорошее просоциальное поведение в обществе и менее склонны к депрессии. Мальчики, чьи отцы были вовлечены в воспитание, имели меньше проблем с поведением, в то время как девочки, которых заботливо любили отцы, имели более высокую самооценку.

6. Дисциплина. Дисциплина является одним из самых сложных аспектов воспитания детей. Родителям очень важно сохранять спокойствие во время решения трудных воспитательных вопросов и никогда не противоречить друг другу при ребенке. Отцы могут облегчить жизнь всей семье, взяв на себя ответственность за поддержание дисциплины, поскольку они, как правило, демонстрируют большую эффективность в этом вопросе. Исследования показывают, что отцы более успешны в поддержании дисциплины у мальчиков.

7. Свобода и ответственность. Отцы находятся в положении людей, которые разговаривают со своими детьми-подростками о ценностях и убеждениях, и предлагают им свободу наряду с чувством ответственности. Вовлечение детей в совместную работу по дому также поощряет их чувство ответственности, которое делает более зрелым их мышление и дает им ощущение контроля над своими собственными успехами и неудачами.

Отец незаменим в жизни ребенка. Даже если родители не вместе, отец все равно может успешно играть свою роль. Благодаря общению с отцом у ребенка развиваются критическое мышление, мотивация, социальные навыки, самостоятельность и независимость. Такие дети вырастают более чуткими, имеют лучшие отношения в социуме и гораздо эффективнее справляются со стрессами и разочарованиями.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.91 из 5 на основе
11 оценок.

Развитие ребенка
16.02.2017

Источник

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери [35].

Результаты современных психологических исследований говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий [7].

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях [26].

Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако, прямая взаимосвязь между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только на мальчиках. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного разрешения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках [7].

Обследование более 20 тыс. американских семей [6] показало, что дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии [7].

Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм [33,34]. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются:

  • 1. Страх потери любви родителей [51],
  • 2. Идентификация с родителем [55],
  • 3. Развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий [7].
Читайте также:  Центр развития ребенка барановичи тексер

Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. На это указывал еще З. Фрейд [54] описывая Эдипов комплекс. Данный комплекс играет ключевое, первостепенное значение в формировании личности ребенка. Роль отца в этом процессе огромна и в формировании дочерей и в формировании сыновей.

Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек З. Фрейд назвал либидонозную привязанность к родителям противоположного пола, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению З. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх [55].

Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершается в конце этой фаллической стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению З. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. А роль отца в на данном этапе развития оказывается значительной, поскольку именно в сфере отношений с отцом разворачиваются основные напряженные линии формирования структур личности.

Идеи З.Фрейда получили свое развитие в рамках психоаналитической педагогики. В рамках данного направления рассматриваются процессы формирования самосознания и влияние на них особенностей взаимодействия с родителями. Исследователями особо подчеркивается роль отца в формировании личности ребенка, его идентификации. Однако указывается, что эта роль неравнозначна на разных этапах развития и по отношению к детям разного пола [51].

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон [25], пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.

З. Фрейд отмечал, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности. Важнейшими ее детерминантами для мальчика являются [23]:

  • 1. Доминантность отца (именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка);
  • 2. Забота отца (желание быть таким же мужественным, как отец значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирования адекватной полоролевой идентичности.

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру [20].

Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания [20].

У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относя мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин.

Психиатр Р.Кэмпбелл [20] отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца [32]. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола [38].

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипремаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я» [28].

Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. В 26-летнем лонгитюдном исследовании, которое проводилось в США на выборке, составившей 379 человек, ученые выяснили, что одним из важнейших факторов, определяющих развитие эмпатии в детстве, является отцовское внимание. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше [7].

Было установлено, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем другие дети [6].

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками [13].

Известный отечественный психолог А.И. Захаров [19] характеризуя отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий или педантизм отца, также являются факторами невротизации ребенка.

Читайте также:  Диагностики психического развития ребенка трех лет

Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности.

Исследования растущих без отца детей [6] показали, что они менее успешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с половой идентификацией, вызванные сложностью разграничения гендерных ролей. Изучение репрезентативной выборки взрослых из крупных городов США показало, что люди, выросшие в полных семьях, чаще получают высшее образование, более независимы и ведут более здоровый образ жизни [26].

Есть данные [7], что проблема безотцовщины среди молодого поколения стоит острее, чем раньше. Это связано с рождением детей вне брака и с разводами. До 39 % детей младше 18 лет живут отдельно от своих отцов. Влияние разведенных отцов на своих детей невелико. Исследование 1991 г. показало, что половина детей после развода родителей в течение года ни разу не встречались со своими отцами, каждый пятый не виделся с отцом уже пять лет. Ф. Фестенберг обнаружил, что более половины детей, чьи родители развелись, никогда не бывали в доме отца. Отцы могут отсутствовать также, если находятся в местах лишения свободы. Кроме того, отцы могут проживать совместно с семьей, но эмоционально и физически отсутствовать. В полной семье 25 % детей напрямую взаимодействуют со своими отцами хотя бы час в день. Остальные проводят со своими отцами менее 30 мин в день. Почти 20% старшеклассников не разговаривает со своими родителями больше 10 мин подряд в течение месяца. Это не может не сказаться на их развитии: было установлено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, «достраивают» семью в своих фантазиях об отце [6].

При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии [7].

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки [40,44,58]. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту [35].

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношения к ребенку) [43].

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов [1].

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной традиции воспитания – преобладание порицания над похвалой [1]. Многие отцы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери), низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятный для развития Я концепции ребенка – авторитарный стиль воспитания [41]. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить [3]. Такие отцы могу временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта [15] А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии [2].

Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, они убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я [53].

Источник