Влияние освещения на развитие ребенка
Зрительная система ребенка созревает по крайней мере до семи- восьмилетнего возраста. И ее формирование нельзя рассматривать отдельно от развития центральной нервной системы (ЦНС). «Зрительный анализатор состоит из глаза, нервного пути и затылочной области головного мозга, где и происходит распознавание визуальной информации, — объясняет Мария Богорад, детский врач-офтальмолог перинатального медицинского центра группы компаний «Мать и дитя». — Все то, что влияет на ЦНС, сказывается и на развитии глаз. Любые отклонения в ее работе могут нанести определенные вред и зрительному анализатору». Во многом хорошее зрение малыша зависит от того, что и как делают для его развития родители. Какие факторы могут на него повлиять?
Излишне яркие игрушки для детей до 3 месяцев жизни, неправильная высота их размещения
Известный факт: в первые месяцы жизни крохи игрушки над его лицом можно располагать на расстоянии не меньше 40-50 см. Иначе у ребенка можно спровоцировать развитие близорукости или косоглазие со сведением глаз к переносице. Что до оттенков, то до трех месяцев малышу следует демонстрировать белые, черные, красные, зеленые и желтые игрушки. «Именно эти, природные краски может распознавать новорожденный, — объясняет Мария Богорад. —Чтобы воспринимать более сложные оттенки, ребенку нужен визуальный опыт. После 3-4 месяцев кроха сможет различать все цвета радуги». Очень важно предлагать малышу те оттенки, которые его мозг в состоянии переработать. Это залог формирования правильного цветовосприятия и сложного зрительного образа.
Плохое освещение
Свет — необходимое условие для развития зрительного анализатора. С его недостатком связаны многие заболевания глаз, в частности, помутнение роговицы или хрусталика. Правило здесь одно: когда ребенок бодрствует, освещение должно быть максимально (как в ясный солнечный день), когда кроха спит, свет должен быть выключен.
«Нередко родители вешают над кроваткой малыша мобили с подсветкой или мигающими лампочками и включают их, когда кроха засыпает, — дополняет Мария Богорад. — Это вызывает раздражение сетчатки, перевозбуждение центральной нервной системы, что в целом может отрицательно отразиться и на развитии зрительного анализатора».
Яркий солнечный свет
Офтальмологи утверждают, что жителям средней полосы не стоит бояться агрессивного воздействия ультрафиолетовых лучей на глаза малыша. А вот в регионах с активным солнцем (горы, море), их стоит опасаться.
«У детей оптические среды более прозрачны, чем у взрослых, а хрусталик еще не приобрел защитный желтый оттенок, — объясняет Игорь Азнаурян, д.м.н., академик АМТН РФ, детский глазной хирург, руководитель детских глазных клиник “Ясный Взор”. —Особенно сильно вредит ультрафиолет светловолосым, белокожим детишкам со светлыми же (голубыми) глазами. У них меньше пигмента, который защищает нас от избытка солнечных лучей, в том числе и на глазном дне.
УФ-излучение обладает кумулятивным эффектом. То облучение, которое мы получили в детстве, может вызвать заболевания глаз в зрелом возрасте. Такие как: птеригиум, возрастная макулярная дегенерация, катаракта и др.».
Защищать детские глаза (как и взрослые) можно и нужно качественными солнцезащитными очками. Надевать их очень важно, в том числе вечером и утром, так как в разгар дня солнечные лучи падают на нас вертикально, и глаза защищены бровями и ресницами. А на закате и рассвете солнечные лучи падают под углом, прямиком в глаз.
Недостаток движения
Движение — залог правильного формирования ЦНС. Чтобы она созрела, новорожденному крохе важно совершать хаотичные движения ручками и ножками, а подросшему ребенку больше времени уделять подвижным играм. «Движение улучшает кровоснабжение всех органов малыша, в том числе и глаз, — рассказывает Игорь Азнаурян. — Кроме того, когда ребенок активно двигается, его взгляд часто переключается с близко расположенных предметов к дальним и обратно. Таким образом тренируется и развивается аккомодация, а это способствует правильному формированию органа зрения».
[new-page]
Инфекционные заболевания
Самая опасная с этой точки зрения пора — «период песочницы». В это время малыш с легкостью может подхватить бактериальный, грибковый или вирусные конъюнктивит, какую-либо паразитарную инфекцию (токсоплазмоз, токсокароз, цистицеркоз и др.), которые могут нанести зрению большой вред. «В принципе, любое инфекционное заболевание, даже привычная ОРВИ, может повлиять на развитие зрительного анализатора, — поясняет Мария Богорад. — При этом родители не всегда могут заметить, что малыш стал хуже видеть. Поэтому важно не пропускать плановые осмотры у педиатра, офтальмолога, невролога в первые два года жизни малыша». И, конечно, чтобы не подхватить инфекцию, соблюдать правила гигиены: мыть руки по возвращении домой с улицы, после контакта с животными, мыть фрукты, пить качественную воду, избегание контактов с заболевшими людьми.
Несбалансированный рацион
Во время грудного вскармливания или искусственного с применением качественной смеси ребенок получает все необходимое для нормального развития органов зрения. А вот позже, когда кроху переводят на взрослый стол, его организму может не хватать тех или иных витаминов и минералов. И это вредит глазам ребенка. Для них наиболее важны:
* Витамин А. Его дефицит ведет к нарушению сумеречного зрения, пигментации глазного дна, сухости глаз. С детства мы знаем, что для зрения полезна морковь. Содержащийся в ней бета-каротин преобразуется в организме в витамин А, составную часть пигмента сетчатки. Однако концентрация этого витамина еще выше в абрикосах (кураге), авокадо, желтом болгарском перце. Включайте их в меню малыша.
* Витамин С. Без его должного количества становятся хрупкими сосуды и возрастает риск кровоизлияний, в том числе и в глазах. Набрать норму витамина С не так уж сложно. Достаточно регулярно включать в меню цитрусовые, капусту (допустимо и квашеную), черную смородину, киви.
* Витамин В1 (тиамин). При его остром дефиците могут возникать невриты, в том числе зрительного нерва, что, естественно, вредит зрению. Чтобы предотвратить такое развитие событий, включайте в меню цельнозерновые крупы.
Источник
Плановые проверки школ и детских дошкольных учреждений, проведенные Роспотребнадзором по Республике Алтай в начале октябре показали несоответствие уровней искусственной освещенности гигиеническим нормативам.
Так, в ходе проверок установлено, что детском саду «Веселый городок», детском саду «Колокольчик» Онгудайского района освещенность в игровых комнатах составила от 84 лк до 146 лк при нормативе 200 лк; в МБОУ «Камлаксакая СОШ» Шебалинского района в учебных классах, где занимаются школьники первых-вторых классов освещенность составила от 271 до 262 лк при нормативе 400, в МБОУ «Дъектиекская СОШ» в кабинетах начальных классов освещенность составила от 232 до 273 при нормативе 400 лк, в детском саду при школе 123-128 лк при нормативе 200; в МБОУ «Онгудайская СОШ» в кабинете изобразительного искусства освещенность 316 лк при нормативе 500 лк.
Между тем, влияние света на здоровье школьников сложно переоценить. 90% информации человек получает через органы зрения. Хорошее освещение действует тонизирующие, создаёт хорошее настроение, свет оказывает положительное влияние на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу. При недостаточном освещении и плохом его качестве происходит быстрое утомление зрительных анализаторов. Из-за постоянного напряжения глаз во время работы, плохой освещённости возникает зрительное утомление, что проявляется в снижении зрения, слезливости глаз, появляется нечёткое, «размытое» изображение, резь в глазах, снижается внимание и качество работы.
В школе, где глаза испытывают особенно тяжелую нагрузку, совершенно недопустимо, если контраст между шрифтом и листом недостаточен и если шрифт слишком мал. Неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья детей. При длительной работе в условиях недостаточной освещенности зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, болезнь глаз, появляются головные боли.
Свет, помимо обеспечения зрительного восприятия, воздействует на нервную оптико-вегетативную систему, систему формирования иммунной защиты, рост и развитие организма и влияет на многие основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Во всех помещениях общеобразовательных учреждений должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению.
Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Чистка оконных стекол и светильников проводится по мере их загрязнения. Осветительные приборы в помещениях для детей должны иметь защитную светорассеивающую арматуру.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:
на рабочих столах – 300 – 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300 – 500 лк, на классной доске 300 – 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк, в игровых комнатах детских дошкольных учреждений – 200 лк.
Световые проемы в учебных, игровых, спальных помещениях должны оборудоваться регулируемыми солнцезащитными устройствами.
Важное значение для улучшения условий зрительного восприятия имеет и цветовое оформление учебного интерьера. Поддержание рациональной цветовой гаммы в учебных помещениях достигается своевременной окраской стен, потолка, оборудования.
По результатам проведенных проверок Роспотребнадзора руководители образовательных учреждений будут привлечены к административной ответственности, подготовлены предписания об устранении выявленных нарушений.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обращаются ко всем руководителям и сотрудникам образовательных учреждений, помните, в ваших руках здоровье детей! Обеспечение требований санитарных норм к факторам световой среды для рабочих мест в учебных классах и аудиториях образовательных учреждений является важным фактором создания комфортных условий для обучения и сохранения здоровья детей!
Источник
Влияние освещения и цветовой гаммы на здоровье учащихся.
Ондар Чечек Кадр- ооловна,
учитель биологии
МБОУСОШ №1 с. Мугур-Аксы
Монгун-Тайгинского кожууна
Актуальность нашей исследовательской работы состоит в том, что знание вопросов санитарных прав и норм необходимо для каждого ученика и педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.
Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Начиная с первого класса, детям даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания: определения ведущего глаза, уха, индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.
Целью работы является определение показателей, характеризующих санитарно-гигиеническое состояние рабочего помещения. Оценка их влияния на здоровье учащихся.
Задачи:
Определить каким цветом окрашены полы, стены помещения, классная доска; как сочетается цветовая окраска мебели с окраской помещения и его оформлением.
Подсчитать количество декоративных растений в обследуемом помещении.
Выявить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье учащихся.
Гипотеза. Влияет ли свет и цвет на здоровье и работоспособность школьника?
Практическая ценность. Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона. При южной ориентации помещения для покраски выбираются более холодные тона-светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый, а при северном – более теплые-желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем недопустимы черные. Рабочая поверхность классной доски должна быть ровной, прочно удерживать мел при написании текста, обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на которой расположена классная доска, должен быть более светлым, чем остальные стены. Доска должна быть снабжена подсветкой.
II. Объект и методы исследования. Объектом исследования является санитарно-гигиеническое состояние кабинетов школы. По методике определили величину естественной и искусственной освещенности кабинетов по следующим формулам: 1.СК=Sо/Sп где СК-световой коэффициент;
Sо-площадь окон помещения;
Sп-площадь пола.
2. КИО=МН/Sп, где КИО-коэффициент искусственного освещения;
М-мощность лампы в ваттах;
Н-количество ламп. (Дендебер С.В «Конструктор элективных курсов» Москва 2006г.)
III. Основная часть.
Для ребенка 6-17лет средней жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которые ставит перед собой школа, она должна предполагать создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. От качества среды учебных помещений во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.
Мы узнаем, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Мы узнаем, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуем свой образ жизни, составляем правила и нормы здорового образа жизни.
С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» писал, что здоровье- это правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. На организм человека влияет много факторов внешней среды, и одним из определяющих, является размеры помещения, освещенность и цвета в помещении.
Внутренняя отделка помещения и оборудование классной комнаты.
Внутренняя отделка и оформление помещения оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, определяют состояние экологической комфортности учащихся.
Советские гигиенисты провели много опытов по влиянию цвета на организм человека. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, повышают работоспособность руки.
Гигиенисты доказали, что светлые (бежевые, салатные) тона школьной мебели повышают освещенность, благоприятно влияют на работоспособность. (Кондратьев В.Г «Общая гигиена», издательство «Медицина», Москва 1972 год).
Дадим характеристику внутренней отделки классов. Стены классов окрашены в бежевый цвет.
Стоит также отметить, что загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или вымытые.
При оборудовании помещения соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
Между рядами двухместных столов – не менее 60см.
Между рядом столов и наружной продольной стеной- не мене 50-70см.
От задней стены, являющей наружной,- не менее 100см
От первой парты до учебной доски –2,4-2,7м)
Высота нижнего края учебной доски над полом -80-90)
-Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски-860см (в действительности-740см)
По требованию санитарных норм мебель должна быть цвета натурального дерева или в светло-зеленый. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. (О.В.Нестерова «Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений.» Волгоград:Учитель,2006г)
Биологическое значение солнечного света для человеческого организма огромно. Особенно велика роль лучистой энергии солнца в формировании растущего организма. Она способствует правильному росту и развитию. Ультрафиолетовые лучи переводят витамин Д, находящийся в коже ребенка, из недеятельного состояния в деятельное, который обеспечивает нормальное костеобразование. Свет оказывает и психологическое воздействие: обилие света создает эмоционально-приподнятое, радостное настроение. Известно бактерицидное действие ультрафиолетовой части солнечного спектра. Это является важным гигиеническим фактором, способствующим оздоровлению внешней среды.
Роль света важна для полноценной деятельности зрительного анализатора. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что у значительной части учащихся (20-30%) к концу обучения в школе наблюдается снижение остроты зрения, связанной преимущественно с близорукостью.
В развитии близорукости существенную роль играет недостаточная освещенность. Доказано, что все зрительные функции (острота зрения, устойчивость видения) резко снижаются при плохой освещенности и повышаются с ее возрастанием. Это убеждает нас в создании максимально благоприятных условий для работы глаза. Лучшие условия освещения обеспечивают легкость зрительного восприятия. Должно быть боковое левое освещение. В классе при естественном освещении коэффициент естественной освещенности должен быть 1,5%. Неравномерность естественного освещения не должна превышать 3:1. показателем, наиболее полно характеризующим естественную освещенность помещения.
Светопроемы оборудуются жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающими с цветом стен, мебели.
Для максимального использования дневного света следует:
-не расставлять на подоконниках цветы выше 20-30см
-очистку и мытье стекол производить 2 раза в год (осенью и весной) Загрязненные стекла также поглощают до 30-40% световых лучей, поэтому нужно следить за чистотой и качеством стекол, осуществлять мытье окон, не только перед началом учебного года и весной, но во время зимних каникул.
На протяжении учебного года естественное освещение в течение большей части суток является недостаточным. Недостаток света восполняется искусственным освещением, к которому предъявляются следующие гигиенические требования: оно должно быть достаточным по силе, равномерным.
Достаточное общее равномерное освещение достигается расположением световых точек не менее чем по одной на каждые 8-10 м2 пола. Оптимальный световой режим подразумевает рациональное смешанное освещение – сочетание естественного и искусственного освещения. До сих пор бытует мнение, что смешанное освещение оказывает негативное влияние на глаза, но специальные исследования этого не подтверждают. Вреднее выполнять работу при недостаточном естественном освещении. Поэтому нужно включать искусственное освещение, не дожидаясь пока совсем стемнеет. (Научно-методический журнал «Биология в школе» (июнь – август 1998 г.).
Результаты исследования:
Было подсчитано декоративных растений в обследуемых кабинетах. Количество растений в каждом кабинете10-18. Размещены декоративные растения в кабинетах в основном на подоконниках и подвещаны на стенах. Основное размещение декоративных растений затеняют естественную освещенность кабинетов. Другие виды размещения декоративных растений в обследуемых помещениях отсутствуют. Только в одном кабинете размещение декоративных растений на полу.
По цветовой гамме было обследовано 16 учебных помещений, то есть кабинетов. Из них у 13учебных помещений стены окрашены бежевым цветом, а у 3 учебных помещениях ярко-зеленым цветом. У всех учебных помещениях окраска пола желтовато-охристые. Потолки помещений белого цвета. Классная доска учебных помещений различной окраски. 12 учебных помещений имеет доску темно-зеленного цвета, а 4-коричневого цвета. Сочетание цветовой окраски мебели с окраской помещения и с его оформлением соответствует. По цветовой гамме в основном преобладают холодные тона. Только в 4 учебных помещениях цветовая гамма не соответствует.
По результатам световой коэффициент искусственного освещения менее 48Вт на1 м2площади кабинета. Коэффициент естественного освещения составляет менее ¼-1/6 площади пола.
IV. Заключение.
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников является важным делом.
В ходе данного исследования был проведен анализ санитарно-гигиенического состояния кабинетов школы. На основании результатов данного исследования доказано, что кабинеты соответствуют нормам САНПиНа.
Как мы увидели из вышеизложенного, оптимальные условия воздушной среды и светового освещения, являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных заболеваний, снижение работоспособности.
Данная работа мы думаем, заинтересует многих ребят. Каждый сидящий здесь, наверняка, задал себе вопрос: «А моя классная комната соответствует нормам и правилам школьной гигиены?» Ответить на этот вопрос поможет наша исследовательская работа.
Нами исследованы лишь некоторые гигиенические параметры и требования к школьным помещениям и из этого следует, что необходимо:
1. Озеленять классы, с целью очистки воздуха от микробов и пыли. Особенно эффективно очищает воздух хлорофитум, а герань создает благоприятный микроклимат.
2. Чаще проветривать классные комнаты и следить за световым режимом.
3. Необходимо следить за чистотой стекол, стен, чаще проводить влажную уборку.
4. При окраске стен использовать теплые тона, максимально отражающие свет.
5. Проводить на уроках зрительные паузы.
6. Постоянно проводить на уроках физминутки.
Вывод:
По результатам проведенных исследований выявили следующие нарушения по цветовой гамме в 4 кабинетах. Окраска стен не сочетается с цветовой окраской мебели и его оформлением. Надо обратить внимание на соответствие цветовой гаммы. Имеются коричневого цвета классные доски в 4 кабинетах. Доска должна быть снабжена подсветкой. У всех кабинетов отсутствуют подсветки. Количество декоративных растений в обследуемых кабинетах достаточно, на наш взгляд. В основном среди декоративных растений преобладает герань и традесканция. Декоративные растения в кабинетах ухожены, но в размещениях наблюдается недостатки: преобладает размещение декоративных растений на подоконнике, что затеняет естественное освещение. Освещенность проверяемых кабинетов: недостаточно естественного и искусственного освещения, ослепляет искусственный цвет глаза. В 4 кабинетах создается блеск на поверхности столов и доски. Свет падает с южной стороны на оконные столы учащихся. Санитарно-гигиеническое состояние кабинетов надо решать всем коллективом. На этом наши исследования не заканчивается, мы продолжим изучение этой темы. В итоге мы разработали рекомендации или проект для улучшения санитарно-гигиенического состояния класса, с точки зрения цветового оформления, размещение растений.
V.Список литературы:
1..ДендеберС.В, КлючниковаО.В, ИванниковаТ.В «Конструктор элективных курсов.» Москва 2006г.
2.Кондратьев В.Г «Общая гигиена», издательство «Медицина», Москва 1972 год
3. Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 1980 год.
4. О.В.Нестерова «Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений.» Волгоград:Учитель,2006г.
5. М.В. Андропова. «Школьная гигиена». – М.: Медицина, 1970 г.
6. Л. К-С. Будук-оол. «Валеология».-Тувинское книжное издательство, Кызыл 2002г.
7. Научно-методический журнал «Биология в школе» (июнь – август 1998 г.) Издательство «Школа-Пресс».
Источник