Влияние особенностей семейного воспитания на развитие личности ребенка
Беляева Наталья Игоревна
Магистрантка 2 курса
факультета социального образования
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»
г. Куса, РФ
Е-mail: Natusikr-a@mail.ru
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Аннотация
В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов.
Ключевые слова:
Семья, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, тип семейного воспитания, детско-родительские отношения
Семья является важной ценностью для жизни и развития каждого человека, имеет большое значение в жизни общества и государства, в воспитании подрастающего поколения. Здоровая, крепкая, дружная, благополучная семья является высшей ценностью.
Основной категорией в педагогике, как науке о воспитании, является понятие о воспитании. В узком значении «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Принято считать, что данный термин ввел в науку русский просветитель в середине XVIII в. И. И. Бецким, основная деятельность которого была направлена на то, чтобы создать «новую породу людей» через воспитание [4, с.4].
Семейное воспитание играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения.
Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей это не только объект воспитания и обучения, но он также и субъект со своими правами и обязанностями [1, с.119].
В семейной среде сочетаются личностные особенности родителей, условия, в которых живет семья, стиль воспитания и др. Стиль жизни семьи оказывает большое влияние на развитие личности ребенка.
Воспитание в семье осуществляется по всем направлениям. Это физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, которое видоизменяется по мере взросления.
Основная цель семейного воспитания – это развитие таких важных качеств личности, которые помогут ей справится с трудностями, встречающиеся в жизни. Важными задачи в воспитании является развитие творчества, интеллекта, культуры, физического здоровья, первичного опыта трудовой деятельности, их счастье и благополучие – все это зависит от семьи. Именно родители – первые воспитатели – оказывают огромное влияние на своего ребенка с самых первых дней его жизни.
Стиль воспитания как стиль взаимоотношений ребенка в семье, характеризуется степенью заботы, контроля и опеки, тесными эмоциональными взаимоотношениями между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером управлением поведением ребенка со стороны родителей (авторитарный, либеральный, демократический), количеством запретов (попустительский или ограничительный).
В литературе можно встретить достаточно много ученых, изучающие семью, стили семейного воспитания (Захаров А.И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Существуют также описание и неблагоприятных характерологических черт личности родителей, которые могут привести к различным нарушениям в воспитании (Захаров А.И., Варга А.Я., Адлер А. и т.д.).
Проблемой изучения стилей семейного воспитания занимались Е.Н. Спирева, Е.В. Буренкова, в их работах отражена взаимосвязь стиля семейного воспитания с личными особенностями ребенка и родителей. Ю.В. Ильиных в своей работе рассматривала как воспитательные действия родителей и стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка.
В диссертационной работе Н.И. Корытченковой устанавливается влияние стиля семейного воспитание на агрессивность и тревожность. В работе раскрывается, как механизмы проявления агрессивности и тревожности связаны с неблагоприятными стилями воспитания детей.
В ряде диссертационных работ – Н.Т. Колесниковой и Е.В. Хохловой рассматривается влияние стиля семейного воспитание на эмоциональное расстройство и социальную адаптированность детей. В работах раскрывается, как различные типы семейного воспитания способствуют формированию низкого уровня социальной адаптированности и высокого уровня напряжения у детей, что может привести к эмоциональным расстройствам детей.
Актуальность проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка определяется тем, что межличностные отношения в семье, а именно – детско-родительские оказывают основное влияние на формирование личности и поведения детей.
Тенденции общественного развития, характерные в настоящее время, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи и отразил множество социальных проблем (дети, рожденные вне брака, материальные трудности семьи, сложные взаимоотношения между членами семьи, рост числа алкоголизма, наркомании, уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). В результате растет число неблагополучных семей.
Социально – неблагополучные семьи в нашей стране исчисляются сотнями тысяч. Современное состояние семьи, по мнению ряда ученых, находиться в глубоком кризисе и распаде, отмечается стремительное снижение социального статуса семьи.
Значение воспитания ребенка в семье трудно переоценить: семья является основным и первым фактором личностного, духовного, интеллектуального развития человека.
В каждой семье ребенок воспитывается уникальным, присущий только лишь семье, в которой растет. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на складывание стиля воспитания в семье: представления о воспитании родителей, образе жизни семьи, уровне культуры и образования.
Рассмотрим многочисленные исследования стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Основные стили семейного воспитания
Автор | Классификация | Стиль | Содержание | Влияние на ребенка |
Джеймс Мартин Болдуин | Родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка | Демократический | Между родителями и детьми общение на высоком уровне; дети участвуют обсуждение семейных проблем; родители всегда готовы оказать поддержку, верят в успех ребенка. | Ребенок активный, любознательный, самостоятельный. Ответствен за себя и близких ему людей. Ребёнок становится независимым и уверенным. |
Контролирующий | Родители к детям жестко требовательны, ограничивают их поведение, но четко и ясно разъясняют ребенку смысл ограничений. Дети воспринимают такие требования как справедливые. | Ребенок вырастает послушным, внушаемым, боязливым. В дальнейшем не настойчив в достижении собственных целей. | ||
Диана Баумринд | По способу контроля и эмоциональной насыщенности | Авторитетные родители | Родители инициативные, общительные, добрые, с высоким уровнем родительского контроля, теплые отношения с детьми. | Дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, с высокой самооценкой. |
Авторитарные родители | Высокий уровень контроля: неукоснительное выполнение требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. | Дети замкнуты, боязливы и раздражительны, склонные к конфликтам. | ||
Снисходительные (или либеральные) родители Элеонора Маккоби и Джон Мартин (Безразличные родители) | Теплые отношения между родителями и детьми с низким уровнем контроля. Желание общаться исходит от ребенка. | Ребенок становиться непослушным, агрессивным, импульсивным и нетребовательным. | ||
Д. Элдер | На основании уровня родительского контроля и давления на ребенка | Автократичный | Полноправная власть родителей над детьми, без обсуждения и объяснения своих решений. Родители навязывают свою волю. | Дети безынициативные, агрессивные, конфликтные. |
Авторитарный | Все решения принимают родители. Ребенок во всем подчиняется их воле, авторитету. Но может выразить свое мнение и точку зрения, но без права голоса. | Дети вырастают безынициативными, с низкой активностью, дети конфликтные, агрессивные, бунтующие. | ||
Демократичный | Требования к детям умеренные, в результате теплые и частные общения между родителями и детьми. Важные семейные решения принимаются совместно. | Дети ответственные и независимые. Уверенные в себе. | ||
Эгалитарный | Абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети несут одинаковую ответственность за принятие решения. | Дети социально активные, легко вступают в контакт со сверстниками, имеют стремление к лидерству, с трудом поддаются внешнему контролю. | ||
Разрешающий | Родители предоставляют много свободы, требуя от ребенка ответственности за поступки. В таких взаимоотношениях родители больше друзья, чем родителем. Как правило, дети воспитываются исключительно с помощью коммуникаций. | Дети поздно взрослеют и вырастают с низким уровенем самоконтроля | ||
Попустительский | Полная свобода действий и поступков у ребёнка. Родители часто ведут себя непоследовательно, наказывают и поощряют ребенка иногда за одни и те же поступки. | Дети несчастные, агрессивные, с высокой склонностью к совершению насилия. Они более подвержены депрессии. | ||
Игнорирующий стиль | У родителей отсутствует интерес к делам ребенка, к его душевному состоянию. Они безразличны к его потребностям и запросам. | Ребенок одинокий и глубоко несчастный, неуверенный в себе. Вырастает без желания к общению, с агрессивностью к людям. | ||
Э.Г. Эйдемиллер | Эмоциональнальная включенность родителей, степень контроля и заботы, понимание родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей | Гипопротекция: | Дети в таких семьях безнадзорные из-за недостатка опеки и контроля над поведением; внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка. | Дети растут бесконтрольными и безнадзорными, не способные к самоорганизации, контролю своего поведения. Агрессивные, способные добиваться своих целей обманом и силой. |
Доминирующая гиперпротекция | Обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. | Ребенок несамостоятельный, безынициативный, нерешительный, не умеет постоять за себя. | ||
Потворствующая гиперпротекция: | Воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание. | Детям характерно стремление к лидерству, превосходству, но с недостаточным упорством и опорой на собственные силы. | ||
Эмоциональное отвержение | Игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Недовольство ребенком, постоянное ощущение родителей, что он не «тот», не «такой». Родители раздражительны, недостаточно искренны в общении. | Дети пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей. | ||
Повышенная моральная ответственность | Родители требуют от ребенка не соответствующие возрасту и возможностям честность, чувство долга, порядочность, ответственность. Игнорирование потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточное внимание к его психофизическим особенностям. | Дети, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть. | ||
А. Я. Варга В. В. Столин | Одобряюще-авторитарный | Теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях; | Дети растут адаптированными к обществу, инициативными, любознательными, успевающими. | |
Отторжение с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации | Эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей | У детей не формируется заниженная самооценка, тревожность, неуверенность, импульсивность. | ||
Симбиотический | Родители стремятся установить с ребенком тесный эмоциональный контакт, желая быть соучастником во всех сферах его жизни; | Ребенок безответственный, несамостоятельный, неуверенные в себе. Часто вырастают закомплексованными. | ||
Симбиотически-авторитарный | У родителей тотальный контроль за поведением, психической жизнью ребенка. | Дети безынициативные, конфликтные, агрессивные, безответственные. |
Таким образом, как видно из таблицы, нет единой основы для классификации стилей семейного воспитания. Большинство классификаций основаны на родительском контроле, давление на ребенка, также за основу берут эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребенка. У многих авторов название стилей разные, но содержание стилей одинаковое. Вследствие этого, важно отметить, что при изучении семьи необходимо учитывать содержание семейных отношений, а не название того или иного стиля воспитания.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на формирование личностных качеств ребенка оказывает большое значение образ жизни семьи, уровень культуры и образования, представления о воспитании родителей, взаимодействия в семье. Ребенок усваивает ценности, нормы, традиции семьи, а также копирует и развивает в себе те качества и черты, которые преобладают у родителей.
Очень важно, чтобы родительские отношения строились на любви, уважении, понимании и поддержки ребенка.
Список использованной литературы:
- Ежегодный информационно – аналитический доклад « О положении детей и семей, имеющих детей, в Челябинской области за 2014 год» – Челябинск.: 2014. – С. 119
- Зайцев, Д.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ / Д.В. Зайцев, О.В. Зайцева // Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. – 2005. -№ 4. – С. 55.
- Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л Кузьмишина, Е.С Амелина, А.А Пермякова, Е.А Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С. 16–25
- Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких . – М. : Высшее образование, 2006. – С. 4
- Спирева, Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева, А.Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. – № 4. – С. 32 – 34
- Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – Обнинск, 1992. – С.75
© Беляева Н.И., 2016
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Консультация для родителей на тему:
«Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»
Подготовил:
старший воспитатель
Иващенко Н.М.
Туймазы, 2019
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, ребенок усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.
На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.
Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение, и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.
Таким образом, Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».
Рассмотрим влияние семьи на ребенка.
1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.
Источник