Влияние окружения на развитие личности ребенка

Влияние окружения на развитие личности ребенка thumbnail

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.
Читайте также:  Развитие ребенка до года книга читать

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé âëèÿíèÿ ñîöèàëüíîé ñðåäû íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè. Àíàëèç ïîíÿòèÿ “ñîöèàëüíàÿ ñðåäà” – îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè. Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ òî÷êè çðåíèÿ ïåäàãîãèêè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß È ÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ

ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÑÒÂÎ ÏÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÞ

ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ

×ÅÐÅÏÎÂÅÖÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ

Èíñòèòóò Ïåäàãîãèêè è Ïñèõîëîãèè

Êàôåäðà ïåäàãîãèêè è ìåòîäèêè íà÷àëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

Ðåôåðàò

Òåìà:

«Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè»

Âûïîëíèëè: Òèøêîâà À. Ä. è Ïàâëîâà À. Â.

Ïðîâåðèëà: Áóðîâà Ë. È.

×åðåïîâåö 2010

×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ëè÷íîñòüþ òîëüêî â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, ò. å. îáùåíèÿ, âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà äóõîâíîå, ñîöèàëüíîå, ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèòü íå ìîæåò. Ðåàëüíàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü, â óñëîâèÿõ êîòîðîé ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, íàçûâàåòñÿ ñðåäîé. Íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè âëèÿþò ðàçíîîáðàçíûå âíåøíèå óñëîâèÿ, â òîì ÷èñëå ãåîãðàôè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå, øêîëüíûå, ñåìåéíûå. Ïî èíòåíñèâíîñòè êîíòàêòîâ âûäåëÿåòñÿ áëèæíÿÿ è äàëüíÿÿ ñðåäà. Êîãäà ïåäàãîãè ãîâîðÿò î âëèÿíèè ñðåäû, îíè èìåþò â âèäó ïðåæäå âñåãî ñðåäó ñîöèàëüíóþ è äîìàøíþþ. Ïåðâóþ îòíîñÿò ê îòäàëåííîìó îêðóæåíèþ, à âòîðóþ ê áëèæàéøåìó.  ïîíÿòèå «ñîöèàëüíàÿ ñðåäà» âõîäÿò òàêèå îáùèå õàðàêòåðèñòèêè, êàê îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè, õàðàêòåð ïðîòåêàíèÿ ïðîèçâîäñòâåííûõ è ñîöèàëüíûõ ïðîöåññîâ è íåêîòîðûå äðóãèå. Áëèæíÿÿ ñðåäà — ýòî ñåìüÿ, ðîäñòâåííèêè, äðóçüÿ.

Êàêîâî æå âëèÿíèå ñðåäû íà ôîðìèðîâàíèå ÷åëîâåêà? Åäèíñòâà â îöåíêå âëèÿíèÿ ñðåäû íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïîêà íåò. Îãðîìíóþ âàæíîñòü ñðåäû ïðèçíàþò ïåäàãîãè âñåãî ìèðà. Íå ñîâïàäàþò âçãëÿäû ïðè îöåíêå ñòåïåíè âëèÿíèÿ ñðåäû. Êàê èçâåñòíî, àáñòðàêòíîé ñðåäû íå ñóùåñòâóåò. Åñòü êîíêðåòíûé îáùåñòâåííûé ñòðîé, êîíêðåòíûå óñëîâèÿ æèçíè ÷åëîâåêà, åãî ñåìüÿ, øêîëà, äðóçüÿ. Åñòåñòâåííî, ÷åëîâåê äîñòèãàåò áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òàì, ãäå áëèçêîå è äàëåêîå îêðóæåíèå ïðåäîñòàâëÿåò åìó íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ.

Îãðîìíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, îñîáåííî â äåòñêîì âîçðàñòå, îêàçûâàåò äîìàøíÿÿ ñðåäà.  ñåìüå îáû÷íî ïðîõîäÿò ïåðâûå, ðåøàþùèå äëÿ ñòàíîâëåíèÿ, ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ãîäû æèçíè ÷åëîâåêà. Ðåáåíîê — îáû÷íî äîâîëüíî òî÷íîå îòðàæåíèå òîé ñåìüè, â êîòîðîé îí ðàñòåò è ðàçâèâàåòñÿ. Ñåìüÿ âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò êðóã åãî èíòåðåñîâ è ïîòðåáíîñòåé, âçãëÿäîâ è öåííîñòíûõ îðèåíòèðîâ. Ñåìüÿ æå ïðåäîñòàâëÿåò è óñëîâèÿ, â òîì ÷èñëå ìàòåðèàëüíûå, äëÿ ðàçâèòèÿ ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ. Íðàâñòâåííûå è ñîöèàëüíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè òàêæå çàêëàäûâàþòñÿ â ñåìüå.

Íûíåøíÿÿ ñåìüÿ ïåðåæèâàåò íå ëó÷øèå âðåìåíà. Ðàñò¸ò ÷èñëî ðàçâîäîâ, íåïîëíûõ ñåìåé, ðàñò¸ò è ÷èñëî ñîöèàëüíî îáåçäîëåííûõ äåòåé. Êðèçèñ ñåìüè, ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòîâ, ñòàë ïðè÷èíîé ìíîãèõ íåãàòèâíûõ îáùåñòâåííûõ ÿâëåíèé, è ïðåæäå âñåãî ïåðâîïðè÷èíîé ðîñòà ïðåñòóïíîñòè ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ. Ïîäðîñòêîâàÿ ïðåñòóïíîñòü â Ðîññèè äîñòèãëà óãðîæàþùèõ ðàçìåðîâ. Çíà÷èòåëüíîå ÷èñëî ïðàâîíàðóøèòåëåé â ñòðàíå ñîâåðøàåòñÿ ïîäðîñòêàìè è ìîëîäûìè ëþäüìè â âîçðàñòå 14-18 ëåò.

Øêîëà, êëàññ, äðóçüÿ — ñëåäóþùèé êîíöåíòð áëèçêîãî îêðóæåíèÿ ïîäðàñòàþùåãî ÷åëîâåêà. Èõ âëèÿíèå íà ñòàíîâëåíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè âåñüìà çíà÷èòåëüíî. Îò ñèëû, óðîâíÿ è êà÷åñòâà âîçäåéñòâèÿ çàâèñèò, êàêèì ÷åëîâåê âûðàñòåò, íîñèòåëåì êàêèõ öåííîñòåé îí ñòàíåò.

×òî îêàçûâàåò áîëüøåå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà — ñðåäà èëè íàñëåäñòâåííîñòü? Ìíåíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ïî ýòîìó âîïðîñó ðàçäåëèëèñü. Ïðèâåðæåíöû òàê íàçûâàåìîãî áèîãåííîãî (áèîãåíåòè÷åñêîãî) íàïðàâëåíèÿ â ïåäàãîãèêå áåçóñëîâíîå ïðåäïî÷òåíèå îòäàþò íàñëåäñòâåííîñòè, à ñîöèîãåííîãî (ñîöèîãåíåòè÷åñêîãî, – ñîöèîëîãèçàòîðñêîãî) — ñðåäå. Ìíîãèå èññëåäîâàòåëè ïûòàëèñü óñòàíîâèòü òî÷íûå êîëè÷åñòâåííûå ïðîïîðöèè âëèÿíèÿ ñðåäû è – íàñëåäñòâåííîñòè íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà. Ðåçóëüòàòû î÷åíü ïðîòèâîðå÷èâû, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò ëèøü îá îäíîì: äîëÿ ó÷àñòèÿ èññëåäóåìûõ ôàêòîðîâ â ðàçâèòèè ðàçíûõ ëþäåé íåîäèíàêîâà. Âëèÿíèå ñðåäû, ïî îöåíêàì ïðåäñòàâèòåëåé ñîöèîãåííîãî íàïðàâëåíèÿ, ìîæåò äîñòèãàòü 90%; âëèÿíèå íàñëåäñòâåííîñòè, ñ÷èòàþò ñòîðîííèêè áèîãåííîãî íàïðàâëåíèÿ, îòíþäü íå ìåíåå çíà÷èìî: 80–90%. Áîëüøåå äîâåðèå âûçûâàþò âçâåøåííûå îöåíêè, èãíîðèðóþùèå êðàéíîñòè. Íàïðèìåð, àíãëèéñêèé ïñèõîëîã Ä. Øàòòëåâîðò (1935) ê ñëåäóþùåìó çàêëþ÷åíèþ ïî ïîâîäó âëèÿíèÿ îñíîâíûõ ôàêòîðîâ íà óìñòâåííîå ðàçâèòèå: èç ôàêòîðîâ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ

64% ïðèõîäèòñÿ íà íàñëåäñòâåííûå âëèÿíèÿ,

16% — íà ðàçëè÷èÿ â óðîâíå ñåìåéíîé ñðåäû,

3% — íà ðàçëè÷èÿ â âîñïèòàíèè äåòåé â òîé æå ñåìüå è

17% — íà ñìåøàííûå ôàêòîðû (âçàèìîäåéñòâèå íàñëåäñòâåííîñòè ñî ñðåäîé).

Ðàçóìååòñÿ, íàóêà ñòðåìèòñÿ ê òî÷íîñòè, ýòî å¸ öåëü. Íî âðÿä ëè äàæå ñàìûå ñêðóïóë¸çíûå âû÷èñëåíèÿ áóäóò ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâîâàòü äåéñòâèòåëüíîñòè. Ðàçâèâàåòñÿ êàæäûé ÷åëîâåê ïî-ñâîåìó, è «äîëÿ» âëèÿíèÿ íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû ó êàæäîãî ñâîÿ.  êàêèõ ïðîïîðöèÿõ ïåðåïëåòóòñÿ äåéñòâóþùèå ïðè÷èíû, ê êàêîìó ðåçóëüòàòó ïðèâåä¸ò èõ âçàèìîäåéñòâèå, çàâèñèò îò ìíîãèõ ñëó÷àéíûõ ôàêòîðîâ, äåéñòâèÿ êîòîðûõ íè ó÷åñòü, íè èçìåðèòü íåëüçÿ.

Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ òî÷êè çðåíèÿ ïåäàãîãèêè.

 ïåäàãîãèêå ñîöèóì, ñîöèàëüíàÿ ñðåäà ðàññìàòðèâàþòñÿ ïðåæäå âñåãî ñ òî÷êè çðåíèÿ ïðîöåññà âêëþ÷åíèÿ òóäà ðåáåíêà è èíòåãðàöèè ÷åðåç áëèæàéøóþ ñîöèàëüíóþ ñðåäó â îáùåñòâî â öåëîì. Ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ âàæíûì ñòàíîâèòñÿ òî, ÷òî îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà è âíåøíèõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé åãî æèçíè â ñîöèóìå èìåþò õàðàêòåð âçàèìîäåéñòâèÿ: ÷åëîâåê â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè âëèÿåò íà ñðåäó, èçìåíÿåò åå, íî â òî æå âðåìÿ, è ñðåäà âëèÿåò íà ÷åëîâåêà, ïðåäúÿâëÿåò åìó ñâîè òðåáîâàíèÿ. Îòíîøåíèå ñðåäû ê ÷åëîâåêó îïðåäåëÿåòñÿ òåì, íàñêîëüêî åãî ïîâåäåíèå ñîîòâåòñòâóåò îæèäàíèÿì ñðåäû. Ïîâåäåíèå æå ÷åëîâåêà âî ìíîãîì îïðåäåëÿåòñÿ òåì, êàêóþ ïîçèöèþ îí çàíèìàåò â îáùåñòâå.

Читайте также:  Причины возникновения различных нарушений в развитии ребенка

Èõ ìîæåò áûòü íåñêîëüêî îäíîâðåìåííî è êàæäàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííûìè ïðàâàìè è îáÿçàííîñòÿìè, ò. å. èìååò ðàçíûé ñîöèàëüíûé ñòàòóñ.

Ñòàòóñû áûâàþò âðîæäåííûìè (ïîë, íàöèîíàëüíîñòü, ìåñòî ðîæäåíèÿ, ôàìèëèÿ è äð.) è ïðèîáðåòåííûìè (äîñòèãíóòûìè áëàãîäàðÿ ñîáñòâåííûì óñèëèÿì).

Ñòàòóñ îïðåäåëÿåò ïîâåäåíèå ëè÷íîñòè â îáùåñòâå, ò. å. ÷åëîâåê âåäåò ñåáÿ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîèì ñòàòóñîì, ïî àíàëîãèè ñ òåì, êàê âåäóò ñåáÿ â ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ äðóãèå ëþäè. Ïîâåäåíèå, îáóñëîâëåííîå ñòàòóñîì ÷åëîâåêà, íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíîé ðîëüþ.

Óñâîåíèå ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíûõ ðîëåé ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ñîñòàâëÿþùåé ïðîöåññà ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè.  ïðîöåññå ñòàíîâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ ðåáåíîê ìîæåò îñâàèâàòü êàê ïîçèòèâíûå ñîöèàëüíûå ðîëè, òàê è íåãàòèâíûå. Ê ïîçèòèâíûì îòíîñÿò ðîëè ÷ëåíà ñåìüè, ÷ëåíà êîëëåêòèâà, ïîòðåáèòåëÿ, ãðàæäàíèíà è äð. Ê íåãàòèâíûì îòíîñÿòñÿ ðîëè áðîäÿãè, ðåáåíêà-ïîïðîøàéêè, âîðèøêè è ò. ä.

Îñâîåíèå ðåáåíêîì ìåõàíèçìà ðîëåâîãî ïîâåäåíèÿ îáåñïå÷èâàåò åìó óñïåøíóþ âêëþ÷åííîñòü â ñîöèàëüíûå îòíîøåíèÿ, ïîñêîëüêó äàåò âîçìîæíîñòü ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ, àäàïòèðîâàòüñÿ ê êàæäîé íîâîé äëÿ íåãî ñèòóàöèè èëè ïîçèöèè íà ïðîòÿæåíèè âñåé ïîñëåäóþùåé æèçíè. Ýòîò ïðîöåññ ïðèñïîñîáëåíèÿ èíäèâèäà ê óñëîâèÿì ñîöèàëüíîé ñðåäû íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèåé.

Ïî ìíåíèþ Ì. À. Ãàëàãóçîâîé, Ã. Í. Øòèíîâà, Å. ß. Òèùåíêî, Á. Ï. Äüÿêîíîâà, ñîöèàëüíàÿ àäàïòàöèÿ ÿâëÿåòñÿ íåïðåìåííûì óñëîâèåì è ðåçóëüòàòîì óñïåøíîé ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà, êîòîðàÿ, êàê èçâåñòíî, ïðîèñõîäèò â òðåõ îñíîâíûõ ñôåðàõ: äåÿòåëüíîñòè, îáùåíèè è ñîçíàíèè.

 ñôåðå äåÿòåëüíîñòè ó ðåáåíêà ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, îðèåíòàöèÿ â êàæäîì âèäå, åå îñìûñëåíèå è îñâîåíèå, îâëàäåíèå ñîîòâåòñòâóþùèìè ôîðìàìè è ñðåäñòâàìè äåÿòåëüíîñòè.

 ñôåðå îáùåíèÿ ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå êðóãà âçàèìîäåéñòâèÿ, íàïîëíåíèå è óãëóáëåíèå åãî ñîäåðæàíèÿ, óñâîåíèå íîðì è ïðàâèë ïîâåäåíèÿ, ïðèíÿòûõ â îáùåñòâå, îâëàäåíèå ðàçëè÷íûìè åãî ôîðìàìè, ïðèåìëåìûìè â ñîöèàëüíîì îêðóæåíèè ðåáåíêà è â îáùåñòâå â öåëîì.

 ñôåðå ñîçíàíèÿ — ôîðìèðîâàíèå îáðàçà «ñîáñòâåííîãî ß» êàê àêòèâíîãî ñóáúåêòà äåÿòåëüíîñòè, îñìûñëåíèå ñâîåé ñîöèàëüíîé ïðèíàäëåæíîñòè è ñîöèàëüíîé ðîëè, ôîðìèðîâàíèå ñàìîîöåíêè.

 ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè ó ðåáåíêà ïðîÿâëÿåòñÿ îáúåêòèâíàÿ ïîòðåáíîñòü ÷åëîâåêà áûòü «êàê âñå», ïàðàëëåëüíî ñ êîòîðîé ôîðìèðóåòñÿ äðóãàÿ ïîòðåáíîñòü — ïðîÿâèòü ñåáÿ, ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü. Ðåáåíîê íà÷èíàåò èñêàòü ñïîñîáû è ñðåäñòâà äëÿ åå âûðàæåíèÿ, ïðîÿâëÿòü èõ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðîèñõîäèò åãî èíäèâèäóàëèçàöèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, ïðîèñõîäèò ïî äâóì âçàèìîñâÿçàííûì íàïðàâëåíèÿì: ñîöèàëèçàöèè (îâëàäåíèÿ ñîöèîêóëüòóðíûì îïûòîì, åãî ïðèñâîåíèÿ) è èíäèâèäóàëèçàöèè (ïðèîáðåòåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, îòíîñèòåëüíîé àâòîíîìíîñòè).

Åñëè ïðè âõîæäåíèè ðåáåíêà â ñîöèóì óñòàíàâëèâàåòñÿ ðàâíîâåñèå ìåæäó ïðîöåññàìè ñîöèàëèçàöèè è èíäèâèäóàëèçàöèè, êîãäà, ñ îäíîé ñòîðîíû, îí óñâàèâàåò íîðìû è ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, ïðèíÿòûå â äàííîì ñîöèóìå, à ñ äðóãîé — âíîñèò ñâîé çíà÷èìûé «âêëàä» â íåãî, ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü, ïðîèñõîäèò èíòåãðàöèÿ ðåáåíêà â ñîöèóì.

Ëþäüìè ðîäèëèñü,íî íå ñòàëè

Ñåé÷àñ ìû ïåðåéä¸ì ê ãðóñòíûì ôàêòàì. Îíè êàê áû ñïåöèàëüíî ïðåäîñòàâëÿþòñÿ íàì ïðèðîäîé äëÿ âûÿâëåíèÿ çàêîíîâ ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñêàçêà î Ìàóãëè – íå äîñóæèé âûìûñåë îò íà÷àëà äî êîíöà. Ñóäÿ ïî ôàêòàì, çàôèêñèðîâàííûì â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñêîé öèâèëèçàöèè, ýòè ñîáûòèÿ ìîãëè èìåòü ïîä ñîáîé ðåàëüíóþ ïî÷âó.  ñòàðèííûõ ïðåäàíèÿõ ñîõðàíèëîñü ìíîãî ðàññêàçîâ î ëþäÿõ, âñêîðìëåííûõ è âîñïèòàííûõ æèâîòíûìè. ×òî â íèõ ïðàâäà, ÷òî âûìûñåë – òåïåðü óæå, íàâåðíîå, íå óçíàòü. Îñíîâàòåëè Ðèìà Ðîìóë è Ðåì, âñêîðìëåííûå âîë÷èöåé, Ìàóãëè, âîñïèòàííûé â çâåðèíîé ñòàå, ëèòîâñêèé ìàëü÷èê, âûðîñøèé â ìåäâåæüåé áåðëîãå, î ÷åì ðàññêàçûâàë Ý. Êîíäèëüÿê åù¸ â 1754 ã., âïîëíå ìîãëè ñóùåñòâîâàòü. Èçâåñòíî 15 ñëó÷àåâ âñêàðìëèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ äåò¸íûøåé âîëêàìè,5 – ìåäâåäÿìè, îäèí ñëó÷àé – ïàâèàíàìè, äðóãèìè ïîðîäàìè îáåçüÿí – íå ìåíåå 10. Îäèí ðåá¸íîê áûë âñêîðìëåí ëåîïàðäîì, îäèí – îâöîé.

 1920 ã. â Èíäèè äîêòîð Ñèíã îáíàðóæèë â âîë÷üåì ëîãîâå âìåñòå ñ âûâîäêîì âîë÷àò 2 ìàëûøåé. Ýòî áûëè äåâî÷êè ,îäíîé èç íèõ áûëî ëåò íà âèä ëåò 7-8,äðóãîé-ãîäà äâà. Ìëàäøóþ äåâî÷êó íàçâàëè Àìàëîé, ñòàðøóþ – Êàìàëîé.

Êàê âåä¸ò ñåáÿ äèêèé çâåðü â ãîðîäñêîé êâàðòèðå? Òî÷íî òàê æå ïîíà÷àëó âåëè ñåáÿ è âûâåçåííûå èç äæóíãëåé äåòè. Õîäèëè è áåãàëè îíè ëèøü íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïðè÷¸ì òîëüêî íî÷üþ. Äí¸ì ñïàëè, çàáèâøèñü â óãîë è êðåïêî ïðèæàâøèñü äðóã ê äðóãó.

Ìëàäøàÿ äåâî÷êà âñêîðå óìåðëà, òàê íè÷åìó è íå íàó÷èâøèñü, ñòàðøàÿ ïðîæèëà îêîëî 10 ëåò.

Âñå ýòè ãîäû äîêòîð Ñèíã â¸ë ïîäðîáíûé äíåâíèê íàáëþäåíèé çà Êàìàëîé. Ó÷èëàñü îíà ñ áîëüøèì òðóäîì. Äâà ãîäà óøëî íà òî, ÷òîáû íàó÷èòü å¸ ñòîÿòü. ×åðåç øåñòü ëåò Êàìàëà íà÷àëà õîäèòü, íî áåãàëà ïî-ïðåæíåìó òîëüêî íà ÷åòâåðåíüêàõ. ×åòûðå ãîäà óøëî íà çàó÷èâàíèå ïåðâûõ øåñòè ñëîâ. ×åðåç ñåìü ëåò ëåêñèêîí äåâî÷êè ðàñøèðèëñÿ äî 45 ñëîâ, à åù¸ ÷åðåç òðè ãîäà – äî ñòà. Äàëüøå ÿçûêîâîé ïðîãðåññ íå ïîø¸ë. Ê ýòîìó âðåìåíè Êàìàëà ïîëþáèëà îáùåñòâî ëþäåé, ïåðåñòàëà áîÿòüñÿ ÿðêîãî ñâåòà, íàó÷èëàñü åñòü ðóêàìè è ïèòü èç ñòàêàíà. Äîñòèãíóâ ïðèìåðíî ñåìíàäöàòèëåòíåãî âîçðàñòà, Êàìàëà ïî óðîâíþ ñâîåãî ðàçâèòèÿ áûëà êàê ÷åòûð¸õëåòíèé, åñëè íå òð¸õëåòíèé ðåá¸íîê.

Âìåñòî âûâîäà â÷èòàåìñÿ â ñëîâà Ã. Èòàðäà: «Ïîÿâëÿÿñü íà çåìíîì øàðå ôèçè÷åñêè ñëàáûì è íå îáëàäàÿ âðîæä¸ííûìè èäåÿìè, áóäó÷è íå â ñîñòîÿíèè ïîä÷èíÿòüñÿ îñíîâíûì çàêîíàì ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ, îïðåäåëèâøèì åãî ãëàâåíñòâóþùåå ïîëîæåíèå âî Âñåëåííîé, ÷åëîâåê ëèøü â îáùåñòâå ìîæåò äîáèòüñÿ òîãî èñêëþ÷èòåëüíîãî ïîëîæåíèÿ ê êîòîðîìó åãî ïðåäíàçíà÷èëà ñàìà ïðèðîäà. Íå áóäü öèâèëèçàöèè, îí îêàçàëñÿ áû îäíèì èç ñàìûõ íè÷òîæíûì è íåðàçóìíûõ æèâîòíûõ…÷åëîâåê âñåãäà òîëüêî òî, ÷òî èç íåãî äåëàåò îáùåñòâ

Читайте также:  Мдоу центр развития ребенка детский сад первой категории 351

Ëèòåðàòóðà

1) Äðóæèíèí Â. À. Ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîäèàãíîñòèêà îáùèõ ñïîñîáíîñòåé. – Ì.: Íàóêà,1994.

2) Ëîáàíîâà Å. À. Äîøêîëüíàÿ ïåäàãîãèêà: ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå/ Å. À. Ëîáàíîâà. – Áàëàøîâ: Íèêîëàåâ, 2005. – 76 ñ.

3) Ïåòðîâñêèé À. Â. ,ßðîøåâñêèé Ì. Ã. Îñíîâû òåîðåòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè: ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ÂÓÇîâ – Ì.: Èíôðà-Ì,1998. 528ñ.

4) Ïîäëàñûé È. Ï. Ïåäàãîãèêà: Íîâûé êóðñ: Ó÷åá. äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé:  2 êí. – Ì.: Ãóìàíèò. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2003. – Êí. 1: Îáùèå îñíîâû. Ïðîöåññ îáó÷åíèÿ. – 576 ñ.

Источник

Влияние окружения на рост и развитие ребенка

Рейтинг
5

Развитие и обучение ребенка зависит от окружения, а также взаимоотношений родителей

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Вы часто спорите с супругом в присутствии ребенка? Шумные ссоры соседей постоянно нарушают мир и гармонию в вашем доме? Если нечто подобное случается в вашей семье, вы должны знать, что окружение оказывает сильное влияние на развитие ребенка.

Знаете ли вы, что поведение ребенка и его успеваемость в школе также во многом зависит от окружения? Рассмотрим подробнее, как это происходит и как создать благоприятное окружение для развития ребенка.

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Ребенок учится не только тому, что вы ему говорите. Его окружение и то, что он видит в повседневной жизни, также формируют его понятия об окружающем мире еще с раннего детства. К ним относятся обстановка в доме и в детском саду, у соседей и в любых других местах, где ребенок проводит время.

Особенно на развитие ребенка влияют такие факторы окружения:

Эмоциональная связь с ребенком

Первое и ближайшее окружение ребенка – это его семья. С самого рождения эмоциональная атмосфера в семье сильно на него влияет:

  • Эмоциональная связь с родителями помогает ребенку научиться справляться со своими страхами и проявлять любовь.
  • Она учит малыша общаться с близкими людьми. Тесная связь с вами дает ребенку ощущение безопасности.
  • Тесные взаимоотношения с родителями развивают личность ребенка. Он чувствует себя ценным и важным.
  • Убедитесь, что вы достаточно часто проявляете любовь к ребенку. Держите его за руку и всегда будьте рядом, когда ему будет нужна ваша поддержка.

Ваше равенство с супругом

Ваши взаимоотношения с супругом также сильно влияют на эмоциональное развитие ребенка:

  • Вы с супругом – самые близкие люди для ребенка и первая супружеская пара, которую он знает.
  • Любящие и уважительные взаимоотношения с супругом учат ребенка ценить других людей.
  • Глядя на вас, ребенок понимает важность тесных взаимоотношений и учится уважать других людей.
  • Необходимо демонстрировать свою любовь к супругу в присутствии ребенка. Держите супруга за руку, обнимайте его – это научит малыша естественным способам проявления любви.

Финансовое состояние вашей семьи

  • Финансы влияют на окружение, в котором живет ваша семья, на школу, в которую он пойдет, на его и ваш круг общения.
  • В некоторых случаях ребенок видит, на что вы тратите деньги, и сравнивает достаток вашей семьи с семьями друзей, соседей. Это может влиять на его самооценку.
  • Важно говорить с ребенком о финансах и о том, что в жизни есть вещи, более ценные, чем деньги.

Жизнь в тесноте

  • Если вы живете в тесноте или в очень шумной обстановке, это отрицательно сказывается на развитии ребенка.
  • Когда в одной квартире живет слишком много членов семьи, родители меньше времени могут уделить ребенку. В свою очередь, малыш эмоционально дистанцируется от вас с раннего возраста.
  • В таких условиях ребенок может укрепить силу воли, чтобы справится с неблагоприятной обстановкой. Если ребенок – интроверт, он может еще больше замкнуться в себе.
  • Позаботьтесь о том, чтобы проводить с ребенком достаточно времени. Если дома это делать трудно, ходите с малышом на прогулки или играйте с ним в игры, в которых участвуют два человека.

Окружение для гармоничного обучения

  • Вы – первый учитель в жизни вашего ребенка, поэтому важно создать такую обстановку, которая будет максимально способствовать его развитию.
  • Позитивная атмосфера в доме поможет сконцентрироваться на учебе и будет способствовать лучшей успеваемости.
  • Вместе с супругом создайте условия для того, чтобы малыш исследовал окружающий мир.
  • Всегда поощряйте, чтобы ребенок задавал вопросы и искал ответы самостоятельно. Это поможет ему получать новые знания.

Родители ответственны за создание благоприятной обстановки для ребенка. Окружение существенно влияет на развитие его личности, успеваемость и поведение ребенка. Хотя создать ребенку идеальную обстановку невозможно, сделайте для этого всё, что в ваших силах. Создайте дома позитивную, теплую атмосферу. Проводите с ребенком время и, демонстрируя ему хороший пример, прививайте ему свои ценности.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
23.10.2017

Источник