Влияние окружающей среды на развитие личности ребенка

Влияние окружающей среды на развитие личности ребенка thumbnail

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé âëèÿíèÿ ñîöèàëüíîé ñðåäû íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè. Àíàëèç ïîíÿòèÿ “ñîöèàëüíàÿ ñðåäà” – îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè. Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ òî÷êè çðåíèÿ ïåäàãîãèêè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß È ÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ

ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÑÒÂÎ ÏÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÞ

ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ

×ÅÐÅÏÎÂÅÖÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ

Èíñòèòóò Ïåäàãîãèêè è Ïñèõîëîãèè

Êàôåäðà ïåäàãîãèêè è ìåòîäèêè íà÷àëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

Ðåôåðàò

Òåìà:

«Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè»

Âûïîëíèëè: Òèøêîâà À. Ä. è Ïàâëîâà À. Â.

Ïðîâåðèëà: Áóðîâà Ë. È.

×åðåïîâåö 2010

×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ëè÷íîñòüþ òîëüêî â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, ò. å. îáùåíèÿ, âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà äóõîâíîå, ñîöèàëüíîå, ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèòü íå ìîæåò. Ðåàëüíàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü, â óñëîâèÿõ êîòîðîé ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, íàçûâàåòñÿ ñðåäîé. Íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè âëèÿþò ðàçíîîáðàçíûå âíåøíèå óñëîâèÿ, â òîì ÷èñëå ãåîãðàôè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå, øêîëüíûå, ñåìåéíûå. Ïî èíòåíñèâíîñòè êîíòàêòîâ âûäåëÿåòñÿ áëèæíÿÿ è äàëüíÿÿ ñðåäà. Êîãäà ïåäàãîãè ãîâîðÿò î âëèÿíèè ñðåäû, îíè èìåþò â âèäó ïðåæäå âñåãî ñðåäó ñîöèàëüíóþ è äîìàøíþþ. Ïåðâóþ îòíîñÿò ê îòäàëåííîìó îêðóæåíèþ, à âòîðóþ ê áëèæàéøåìó.  ïîíÿòèå «ñîöèàëüíàÿ ñðåäà» âõîäÿò òàêèå îáùèå õàðàêòåðèñòèêè, êàê îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè, õàðàêòåð ïðîòåêàíèÿ ïðîèçâîäñòâåííûõ è ñîöèàëüíûõ ïðîöåññîâ è íåêîòîðûå äðóãèå. Áëèæíÿÿ ñðåäà — ýòî ñåìüÿ, ðîäñòâåííèêè, äðóçüÿ.

Êàêîâî æå âëèÿíèå ñðåäû íà ôîðìèðîâàíèå ÷åëîâåêà? Åäèíñòâà â îöåíêå âëèÿíèÿ ñðåäû íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïîêà íåò. Îãðîìíóþ âàæíîñòü ñðåäû ïðèçíàþò ïåäàãîãè âñåãî ìèðà. Íå ñîâïàäàþò âçãëÿäû ïðè îöåíêå ñòåïåíè âëèÿíèÿ ñðåäû. Êàê èçâåñòíî, àáñòðàêòíîé ñðåäû íå ñóùåñòâóåò. Åñòü êîíêðåòíûé îáùåñòâåííûé ñòðîé, êîíêðåòíûå óñëîâèÿ æèçíè ÷åëîâåêà, åãî ñåìüÿ, øêîëà, äðóçüÿ. Åñòåñòâåííî, ÷åëîâåê äîñòèãàåò áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òàì, ãäå áëèçêîå è äàëåêîå îêðóæåíèå ïðåäîñòàâëÿåò åìó íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ.

Îãðîìíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, îñîáåííî â äåòñêîì âîçðàñòå, îêàçûâàåò äîìàøíÿÿ ñðåäà.  ñåìüå îáû÷íî ïðîõîäÿò ïåðâûå, ðåøàþùèå äëÿ ñòàíîâëåíèÿ, ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ãîäû æèçíè ÷åëîâåêà. Ðåáåíîê — îáû÷íî äîâîëüíî òî÷íîå îòðàæåíèå òîé ñåìüè, â êîòîðîé îí ðàñòåò è ðàçâèâàåòñÿ. Ñåìüÿ âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò êðóã åãî èíòåðåñîâ è ïîòðåáíîñòåé, âçãëÿäîâ è öåííîñòíûõ îðèåíòèðîâ. Ñåìüÿ æå ïðåäîñòàâëÿåò è óñëîâèÿ, â òîì ÷èñëå ìàòåðèàëüíûå, äëÿ ðàçâèòèÿ ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ. Íðàâñòâåííûå è ñîöèàëüíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè òàêæå çàêëàäûâàþòñÿ â ñåìüå.

Íûíåøíÿÿ ñåìüÿ ïåðåæèâàåò íå ëó÷øèå âðåìåíà. Ðàñò¸ò ÷èñëî ðàçâîäîâ, íåïîëíûõ ñåìåé, ðàñò¸ò è ÷èñëî ñîöèàëüíî îáåçäîëåííûõ äåòåé. Êðèçèñ ñåìüè, ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòîâ, ñòàë ïðè÷èíîé ìíîãèõ íåãàòèâíûõ îáùåñòâåííûõ ÿâëåíèé, è ïðåæäå âñåãî ïåðâîïðè÷èíîé ðîñòà ïðåñòóïíîñòè ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ. Ïîäðîñòêîâàÿ ïðåñòóïíîñòü â Ðîññèè äîñòèãëà óãðîæàþùèõ ðàçìåðîâ. Çíà÷èòåëüíîå ÷èñëî ïðàâîíàðóøèòåëåé â ñòðàíå ñîâåðøàåòñÿ ïîäðîñòêàìè è ìîëîäûìè ëþäüìè â âîçðàñòå 14-18 ëåò.

Øêîëà, êëàññ, äðóçüÿ — ñëåäóþùèé êîíöåíòð áëèçêîãî îêðóæåíèÿ ïîäðàñòàþùåãî ÷åëîâåêà. Èõ âëèÿíèå íà ñòàíîâëåíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè âåñüìà çíà÷èòåëüíî. Îò ñèëû, óðîâíÿ è êà÷åñòâà âîçäåéñòâèÿ çàâèñèò, êàêèì ÷åëîâåê âûðàñòåò, íîñèòåëåì êàêèõ öåííîñòåé îí ñòàíåò.

×òî îêàçûâàåò áîëüøåå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà — ñðåäà èëè íàñëåäñòâåííîñòü? Ìíåíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ïî ýòîìó âîïðîñó ðàçäåëèëèñü. Ïðèâåðæåíöû òàê íàçûâàåìîãî áèîãåííîãî (áèîãåíåòè÷åñêîãî) íàïðàâëåíèÿ â ïåäàãîãèêå áåçóñëîâíîå ïðåäïî÷òåíèå îòäàþò íàñëåäñòâåííîñòè, à ñîöèîãåííîãî (ñîöèîãåíåòè÷åñêîãî, – ñîöèîëîãèçàòîðñêîãî) — ñðåäå. Ìíîãèå èññëåäîâàòåëè ïûòàëèñü óñòàíîâèòü òî÷íûå êîëè÷åñòâåííûå ïðîïîðöèè âëèÿíèÿ ñðåäû è – íàñëåäñòâåííîñòè íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà. Ðåçóëüòàòû î÷åíü ïðîòèâîðå÷èâû, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò ëèøü îá îäíîì: äîëÿ ó÷àñòèÿ èññëåäóåìûõ ôàêòîðîâ â ðàçâèòèè ðàçíûõ ëþäåé íåîäèíàêîâà. Âëèÿíèå ñðåäû, ïî îöåíêàì ïðåäñòàâèòåëåé ñîöèîãåííîãî íàïðàâëåíèÿ, ìîæåò äîñòèãàòü 90%; âëèÿíèå íàñëåäñòâåííîñòè, ñ÷èòàþò ñòîðîííèêè áèîãåííîãî íàïðàâëåíèÿ, îòíþäü íå ìåíåå çíà÷èìî: 80–90%. Áîëüøåå äîâåðèå âûçûâàþò âçâåøåííûå îöåíêè, èãíîðèðóþùèå êðàéíîñòè. Íàïðèìåð, àíãëèéñêèé ïñèõîëîã Ä. Øàòòëåâîðò (1935) ê ñëåäóþùåìó çàêëþ÷åíèþ ïî ïîâîäó âëèÿíèÿ îñíîâíûõ ôàêòîðîâ íà óìñòâåííîå ðàçâèòèå: èç ôàêòîðîâ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ

64% ïðèõîäèòñÿ íà íàñëåäñòâåííûå âëèÿíèÿ,

16% — íà ðàçëè÷èÿ â óðîâíå ñåìåéíîé ñðåäû,

3% — íà ðàçëè÷èÿ â âîñïèòàíèè äåòåé â òîé æå ñåìüå è

17% — íà ñìåøàííûå ôàêòîðû (âçàèìîäåéñòâèå íàñëåäñòâåííîñòè ñî ñðåäîé).

Ðàçóìååòñÿ, íàóêà ñòðåìèòñÿ ê òî÷íîñòè, ýòî å¸ öåëü. Íî âðÿä ëè äàæå ñàìûå ñêðóïóë¸çíûå âû÷èñëåíèÿ áóäóò ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâîâàòü äåéñòâèòåëüíîñòè. Ðàçâèâàåòñÿ êàæäûé ÷åëîâåê ïî-ñâîåìó, è «äîëÿ» âëèÿíèÿ íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû ó êàæäîãî ñâîÿ.  êàêèõ ïðîïîðöèÿõ ïåðåïëåòóòñÿ äåéñòâóþùèå ïðè÷èíû, ê êàêîìó ðåçóëüòàòó ïðèâåä¸ò èõ âçàèìîäåéñòâèå, çàâèñèò îò ìíîãèõ ñëó÷àéíûõ ôàêòîðîâ, äåéñòâèÿ êîòîðûõ íè ó÷åñòü, íè èçìåðèòü íåëüçÿ.

Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ òî÷êè çðåíèÿ ïåäàãîãèêè.

 ïåäàãîãèêå ñîöèóì, ñîöèàëüíàÿ ñðåäà ðàññìàòðèâàþòñÿ ïðåæäå âñåãî ñ òî÷êè çðåíèÿ ïðîöåññà âêëþ÷åíèÿ òóäà ðåáåíêà è èíòåãðàöèè ÷åðåç áëèæàéøóþ ñîöèàëüíóþ ñðåäó â îáùåñòâî â öåëîì. Ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ âàæíûì ñòàíîâèòñÿ òî, ÷òî îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà è âíåøíèõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé åãî æèçíè â ñîöèóìå èìåþò õàðàêòåð âçàèìîäåéñòâèÿ: ÷åëîâåê â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè âëèÿåò íà ñðåäó, èçìåíÿåò åå, íî â òî æå âðåìÿ, è ñðåäà âëèÿåò íà ÷åëîâåêà, ïðåäúÿâëÿåò åìó ñâîè òðåáîâàíèÿ. Îòíîøåíèå ñðåäû ê ÷åëîâåêó îïðåäåëÿåòñÿ òåì, íàñêîëüêî åãî ïîâåäåíèå ñîîòâåòñòâóåò îæèäàíèÿì ñðåäû. Ïîâåäåíèå æå ÷åëîâåêà âî ìíîãîì îïðåäåëÿåòñÿ òåì, êàêóþ ïîçèöèþ îí çàíèìàåò â îáùåñòâå.

Èõ ìîæåò áûòü íåñêîëüêî îäíîâðåìåííî è êàæäàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííûìè ïðàâàìè è îáÿçàííîñòÿìè, ò. å. èìååò ðàçíûé ñîöèàëüíûé ñòàòóñ.

Ñòàòóñû áûâàþò âðîæäåííûìè (ïîë, íàöèîíàëüíîñòü, ìåñòî ðîæäåíèÿ, ôàìèëèÿ è äð.) è ïðèîáðåòåííûìè (äîñòèãíóòûìè áëàãîäàðÿ ñîáñòâåííûì óñèëèÿì).

Ñòàòóñ îïðåäåëÿåò ïîâåäåíèå ëè÷íîñòè â îáùåñòâå, ò. å. ÷åëîâåê âåäåò ñåáÿ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîèì ñòàòóñîì, ïî àíàëîãèè ñ òåì, êàê âåäóò ñåáÿ â ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ äðóãèå ëþäè. Ïîâåäåíèå, îáóñëîâëåííîå ñòàòóñîì ÷åëîâåêà, íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíîé ðîëüþ.

Óñâîåíèå ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíûõ ðîëåé ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ñîñòàâëÿþùåé ïðîöåññà ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè.  ïðîöåññå ñòàíîâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ ðåáåíîê ìîæåò îñâàèâàòü êàê ïîçèòèâíûå ñîöèàëüíûå ðîëè, òàê è íåãàòèâíûå. Ê ïîçèòèâíûì îòíîñÿò ðîëè ÷ëåíà ñåìüè, ÷ëåíà êîëëåêòèâà, ïîòðåáèòåëÿ, ãðàæäàíèíà è äð. Ê íåãàòèâíûì îòíîñÿòñÿ ðîëè áðîäÿãè, ðåáåíêà-ïîïðîøàéêè, âîðèøêè è ò. ä.

Îñâîåíèå ðåáåíêîì ìåõàíèçìà ðîëåâîãî ïîâåäåíèÿ îáåñïå÷èâàåò åìó óñïåøíóþ âêëþ÷åííîñòü â ñîöèàëüíûå îòíîøåíèÿ, ïîñêîëüêó äàåò âîçìîæíîñòü ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ, àäàïòèðîâàòüñÿ ê êàæäîé íîâîé äëÿ íåãî ñèòóàöèè èëè ïîçèöèè íà ïðîòÿæåíèè âñåé ïîñëåäóþùåé æèçíè. Ýòîò ïðîöåññ ïðèñïîñîáëåíèÿ èíäèâèäà ê óñëîâèÿì ñîöèàëüíîé ñðåäû íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèåé.

Ïî ìíåíèþ Ì. À. Ãàëàãóçîâîé, Ã. Í. Øòèíîâà, Å. ß. Òèùåíêî, Á. Ï. Äüÿêîíîâà, ñîöèàëüíàÿ àäàïòàöèÿ ÿâëÿåòñÿ íåïðåìåííûì óñëîâèåì è ðåçóëüòàòîì óñïåøíîé ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà, êîòîðàÿ, êàê èçâåñòíî, ïðîèñõîäèò â òðåõ îñíîâíûõ ñôåðàõ: äåÿòåëüíîñòè, îáùåíèè è ñîçíàíèè.

 ñôåðå äåÿòåëüíîñòè ó ðåáåíêà ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, îðèåíòàöèÿ â êàæäîì âèäå, åå îñìûñëåíèå è îñâîåíèå, îâëàäåíèå ñîîòâåòñòâóþùèìè ôîðìàìè è ñðåäñòâàìè äåÿòåëüíîñòè.

 ñôåðå îáùåíèÿ ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå êðóãà âçàèìîäåéñòâèÿ, íàïîëíåíèå è óãëóáëåíèå åãî ñîäåðæàíèÿ, óñâîåíèå íîðì è ïðàâèë ïîâåäåíèÿ, ïðèíÿòûõ â îáùåñòâå, îâëàäåíèå ðàçëè÷íûìè åãî ôîðìàìè, ïðèåìëåìûìè â ñîöèàëüíîì îêðóæåíèè ðåáåíêà è â îáùåñòâå â öåëîì.

 ñôåðå ñîçíàíèÿ — ôîðìèðîâàíèå îáðàçà «ñîáñòâåííîãî ß» êàê àêòèâíîãî ñóáúåêòà äåÿòåëüíîñòè, îñìûñëåíèå ñâîåé ñîöèàëüíîé ïðèíàäëåæíîñòè è ñîöèàëüíîé ðîëè, ôîðìèðîâàíèå ñàìîîöåíêè.

 ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè ó ðåáåíêà ïðîÿâëÿåòñÿ îáúåêòèâíàÿ ïîòðåáíîñòü ÷åëîâåêà áûòü «êàê âñå», ïàðàëëåëüíî ñ êîòîðîé ôîðìèðóåòñÿ äðóãàÿ ïîòðåáíîñòü — ïðîÿâèòü ñåáÿ, ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü. Ðåáåíîê íà÷èíàåò èñêàòü ñïîñîáû è ñðåäñòâà äëÿ åå âûðàæåíèÿ, ïðîÿâëÿòü èõ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðîèñõîäèò åãî èíäèâèäóàëèçàöèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, ïðîèñõîäèò ïî äâóì âçàèìîñâÿçàííûì íàïðàâëåíèÿì: ñîöèàëèçàöèè (îâëàäåíèÿ ñîöèîêóëüòóðíûì îïûòîì, åãî ïðèñâîåíèÿ) è èíäèâèäóàëèçàöèè (ïðèîáðåòåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, îòíîñèòåëüíîé àâòîíîìíîñòè).

Åñëè ïðè âõîæäåíèè ðåáåíêà â ñîöèóì óñòàíàâëèâàåòñÿ ðàâíîâåñèå ìåæäó ïðîöåññàìè ñîöèàëèçàöèè è èíäèâèäóàëèçàöèè, êîãäà, ñ îäíîé ñòîðîíû, îí óñâàèâàåò íîðìû è ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, ïðèíÿòûå â äàííîì ñîöèóìå, à ñ äðóãîé — âíîñèò ñâîé çíà÷èìûé «âêëàä» â íåãî, ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü, ïðîèñõîäèò èíòåãðàöèÿ ðåáåíêà â ñîöèóì.

Ëþäüìè ðîäèëèñü,íî íå ñòàëè

Ñåé÷àñ ìû ïåðåéä¸ì ê ãðóñòíûì ôàêòàì. Îíè êàê áû ñïåöèàëüíî ïðåäîñòàâëÿþòñÿ íàì ïðèðîäîé äëÿ âûÿâëåíèÿ çàêîíîâ ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñêàçêà î Ìàóãëè – íå äîñóæèé âûìûñåë îò íà÷àëà äî êîíöà. Ñóäÿ ïî ôàêòàì, çàôèêñèðîâàííûì â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñêîé öèâèëèçàöèè, ýòè ñîáûòèÿ ìîãëè èìåòü ïîä ñîáîé ðåàëüíóþ ïî÷âó.  ñòàðèííûõ ïðåäàíèÿõ ñîõðàíèëîñü ìíîãî ðàññêàçîâ î ëþäÿõ, âñêîðìëåííûõ è âîñïèòàííûõ æèâîòíûìè. ×òî â íèõ ïðàâäà, ÷òî âûìûñåë – òåïåðü óæå, íàâåðíîå, íå óçíàòü. Îñíîâàòåëè Ðèìà Ðîìóë è Ðåì, âñêîðìëåííûå âîë÷èöåé, Ìàóãëè, âîñïèòàííûé â çâåðèíîé ñòàå, ëèòîâñêèé ìàëü÷èê, âûðîñøèé â ìåäâåæüåé áåðëîãå, î ÷åì ðàññêàçûâàë Ý. Êîíäèëüÿê åù¸ â 1754 ã., âïîëíå ìîãëè ñóùåñòâîâàòü. Èçâåñòíî 15 ñëó÷àåâ âñêàðìëèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ äåò¸íûøåé âîëêàìè,5 – ìåäâåäÿìè, îäèí ñëó÷àé – ïàâèàíàìè, äðóãèìè ïîðîäàìè îáåçüÿí – íå ìåíåå 10. Îäèí ðåá¸íîê áûë âñêîðìëåí ëåîïàðäîì, îäèí – îâöîé.

 1920 ã. â Èíäèè äîêòîð Ñèíã îáíàðóæèë â âîë÷üåì ëîãîâå âìåñòå ñ âûâîäêîì âîë÷àò 2 ìàëûøåé. Ýòî áûëè äåâî÷êè ,îäíîé èç íèõ áûëî ëåò íà âèä ëåò 7-8,äðóãîé-ãîäà äâà. Ìëàäøóþ äåâî÷êó íàçâàëè Àìàëîé, ñòàðøóþ – Êàìàëîé.

Êàê âåä¸ò ñåáÿ äèêèé çâåðü â ãîðîäñêîé êâàðòèðå? Òî÷íî òàê æå ïîíà÷àëó âåëè ñåáÿ è âûâåçåííûå èç äæóíãëåé äåòè. Õîäèëè è áåãàëè îíè ëèøü íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïðè÷¸ì òîëüêî íî÷üþ. Äí¸ì ñïàëè, çàáèâøèñü â óãîë è êðåïêî ïðèæàâøèñü äðóã ê äðóãó.

Ìëàäøàÿ äåâî÷êà âñêîðå óìåðëà, òàê íè÷åìó è íå íàó÷èâøèñü, ñòàðøàÿ ïðîæèëà îêîëî 10 ëåò.

Âñå ýòè ãîäû äîêòîð Ñèíã â¸ë ïîäðîáíûé äíåâíèê íàáëþäåíèé çà Êàìàëîé. Ó÷èëàñü îíà ñ áîëüøèì òðóäîì. Äâà ãîäà óøëî íà òî, ÷òîáû íàó÷èòü å¸ ñòîÿòü. ×åðåç øåñòü ëåò Êàìàëà íà÷àëà õîäèòü, íî áåãàëà ïî-ïðåæíåìó òîëüêî íà ÷åòâåðåíüêàõ. ×åòûðå ãîäà óøëî íà çàó÷èâàíèå ïåðâûõ øåñòè ñëîâ. ×åðåç ñåìü ëåò ëåêñèêîí äåâî÷êè ðàñøèðèëñÿ äî 45 ñëîâ, à åù¸ ÷åðåç òðè ãîäà – äî ñòà. Äàëüøå ÿçûêîâîé ïðîãðåññ íå ïîø¸ë. Ê ýòîìó âðåìåíè Êàìàëà ïîëþáèëà îáùåñòâî ëþäåé, ïåðåñòàëà áîÿòüñÿ ÿðêîãî ñâåòà, íàó÷èëàñü åñòü ðóêàìè è ïèòü èç ñòàêàíà. Äîñòèãíóâ ïðèìåðíî ñåìíàäöàòèëåòíåãî âîçðàñòà, Êàìàëà ïî óðîâíþ ñâîåãî ðàçâèòèÿ áûëà êàê ÷åòûð¸õëåòíèé, åñëè íå òð¸õëåòíèé ðåá¸íîê.

Âìåñòî âûâîäà â÷èòàåìñÿ â ñëîâà Ã. Èòàðäà: «Ïîÿâëÿÿñü íà çåìíîì øàðå ôèçè÷åñêè ñëàáûì è íå îáëàäàÿ âðîæä¸ííûìè èäåÿìè, áóäó÷è íå â ñîñòîÿíèè ïîä÷èíÿòüñÿ îñíîâíûì çàêîíàì ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ, îïðåäåëèâøèì åãî ãëàâåíñòâóþùåå ïîëîæåíèå âî Âñåëåííîé, ÷åëîâåê ëèøü â îáùåñòâå ìîæåò äîáèòüñÿ òîãî èñêëþ÷èòåëüíîãî ïîëîæåíèÿ ê êîòîðîìó åãî ïðåäíàçíà÷èëà ñàìà ïðèðîäà. Íå áóäü öèâèëèçàöèè, îí îêàçàëñÿ áû îäíèì èç ñàìûõ íè÷òîæíûì è íåðàçóìíûõ æèâîòíûõ…÷åëîâåê âñåãäà òîëüêî òî, ÷òî èç íåãî äåëàåò îáùåñòâ

Ëèòåðàòóðà

1) Äðóæèíèí Â. À. Ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîäèàãíîñòèêà îáùèõ ñïîñîáíîñòåé. – Ì.: Íàóêà,1994.

2) Ëîáàíîâà Å. À. Äîøêîëüíàÿ ïåäàãîãèêà: ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå/ Å. À. Ëîáàíîâà. – Áàëàøîâ: Íèêîëàåâ, 2005. – 76 ñ.

3) Ïåòðîâñêèé À. Â. ,ßðîøåâñêèé Ì. Ã. Îñíîâû òåîðåòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè: ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ÂÓÇîâ – Ì.: Èíôðà-Ì,1998. 528ñ.

4) Ïîäëàñûé È. Ï. Ïåäàãîãèêà: Íîâûé êóðñ: Ó÷åá. äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé:  2 êí. – Ì.: Ãóìàíèò. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2003. – Êí. 1: Îáùèå îñíîâû. Ïðîöåññ îáó÷åíèÿ. – 576 ñ.

Источник

Наследственность и развитие.

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминуются совместным воздействием трёх факторов –

· Наследственности;

· Среды;

· Воспитания.

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определённых качеств и особенностей.

Носители наследственности – гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»).

Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.

Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части.

Детерминированная часть программы обеспечивает (прежде всего) продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления).

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни, могут передаваться потомству.

Наследственный характер имеют болезни крови, сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (карликовость). Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Переменная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путём саморазвития и самосовершенствования.

Важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств.

Что наследуют дети – готовые способности к определённому виду деятельности или только предрасположения, задатки? Экспериментальные исследования показывают, что наследуются не способности, а задатки.

Унаследованные человеком задатки не всегда могут реализоваться. Всё зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определённом виде деятельности. Удастся ли индивиду развить свой талант – зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества и т.д.

В педагогике учитывается роль специальных задатков человека.

Специальными называются задатки к определённому виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические. Спортивные и другие.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики.

В отечественной педагогике долгое время считалось, что человек не рождается злым или добрым, щедрым или скупым, а тем более злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Древние говорили, что душа новорожденного – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Природой человеку даётся драчливость, жестокость, агрессивность или наоборот. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

В последнее время всё более опред6елённую, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты.

Влияние среды на развитие личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Эту мысль подтверждают факты.

В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 – медведями, один случай – павианами, не менее десяти- другими породами обезьян. Один ребёнок был вскормлен леопардом, один – овцой.

В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух девочек. Одной было лет 7, другой – около двух лет.

Как ведёт себя дикий зверь в городской квартире, так же вели себя и вывезенные из джунглей дети.

Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причём только ночью. Днём спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшая девочка вскоре умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вёл подробный дневник наблюдения за девочкой.

Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить её стоять. Через шесть лет начала ходить, но бегала только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. За десять лет лексикон девочки составлял всего около ста слов.

Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, по уровню своего развития девочка была как четырёхлетний ребёнок.

«…Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врождёнными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения, к которому его пре5дназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожных и неразумных животных… человек всегда только то, что из него делает общество…» (Г.Итард).

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические. Социальные, школьные, семейные.

По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду среду социальную и домашнюю.

Социальную среду относят к отдалённому окружению, а домашнюю – к ближайшему.

В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.

Ближняя среда – это семья, родственники, друзья. Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далёкое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребёнок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

(Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей.)

Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

(Подростковая преступность достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.)

Развитие и воспитание.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия. В то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место. Возможности воспитания в формировании человека.

Роль воспитания оценивается по-разному, причём диапазон этих оценок очень широк – от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина находится между крайностями. Лозунг «Воспитание может всё» (Гельвеций) себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития.

Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определённых качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства.

Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С.Выготский (1896-1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребёнком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития:

1) «уровень актуального развития»;

2) «зона ближайшего развития».

На первом уровне ребёнок выполняет задания самостоятельно. На втором – он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых.

Только то воспитание признаётся хорошим, которое идёт впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник