Влияние окружающего мира на развитие ребенка
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Влияние природы на личность ребенка
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.
Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить.
Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.
В системе воспитания дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть – еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. .
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине – это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой….
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Доброта становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека..
Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогают сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети учатся анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное.Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.
Список использованной литературы
1.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
2.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1988.
3.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.
4.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников – М.: Педагогика, 1972.
5.Зверев И.Д. Экология в дошкольном обучении: Новый аспект образования. М., 1980.
6..Каиров И.А. Нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания. М.: Просвещение, 1979.
7..Педагогика. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 1987.
8..Экологическое образование дошкольников. /Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
Источник
Влияние предмета «Окружающий мир»
на социализацию младшего школьника»
Матушкина Елена Васильевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 11 города Лабинска, учитель высшей категории
«Окружающий мир» – предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь
во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы – в общем, всё то, что делает ребёнка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.
Реальная жизнь ребёнка не складывается механически из отдельных видов деятельности, а образует их в системы, различные на отдельных возрастных ступенях. Психологи говорят о зависимости развития психики ребёнка от ведущей деятельности, которая на данном этапе встречается чаще всего и которой ребёнок уделяет больше всего времени. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, то есть социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Кроме того, этот период социального становления связан у детей с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением творческого отношения к действительности.1И предмет «Окружающий мир», по моему мнению, играет в этом первостепенную роль. Задачами педагога становятся на этом этапе:
осознание ценности жизни на земле, умения оценивать и чувствовать красоту природы и окружающего мира;
соблюдения правил поведения на природе и в природной среде;
осознанного отношения к собственному здоровью.
Исходя из этого, вся классная и внеклассная деятельность выделена мною в один модуль «Я и окружающий мир». Это, во – первых, темы и формы специальных занятий:
философские размышления о живом;
диалог «жестокость человека – агрессия животного», «Как и за что нам мстит природа»;
встреча с работниками лесхозов, национальных парков и
заповедников в Краснодарском крае. Экскурсии в дендросад;
тренинг « Я и природа»;
беседа « Опасность экологических катастроф»;
занятия по программе Лазарева «Как стать здоровым» (обучение приёмам самомассажа, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз медитации, фитолечения).
консультация «Что такое вредные привычки»;
прогулка- тренинг «На защите моей улице».
Проводимая мною работа в этом направлении направлена на осознание ценности жизни на Земле, умения оценивать и чувствовать красоту природы и окружающего мира, соблюдать правила поведения на природе и в природной среде, диагностику осознанности отношения к собственному здоровью. Во-вторых, разработка пакета дидактических материалов: карты, таблицы, наглядный материал, тесты. В – третьих, апробация нового комплекта программ в рамках проекта «Начальная школа ХХI века», разработанный Н. Ф.Виноградовой и Г. С. Калиновой. А, в – четвёртых, это создание серии мультимедийных уроков:
Происхождение жизни на Земле.
Многообразие и красота живой природы (жизнь леса, рек и морей, гор, полей, степей).
Связь человека с окружающей средой. Поведение человека по отношению к живым организмам.
Движения в защиту животных (заповедники, зоопарки и ботанические сады).
Опасность вредных привычек. Осторожность, опасная для жизни.
Счастья жить на Земле.
Живая природа города.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.2
Практика показывает что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
На смену наглядным пособиям могут прийти анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учителя встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а в необходимый момент.
И, конечно, досуговая деятельность, без которой модуль не был бы логически завершённым:
К Т Д «По следам Капитана Немо».
Сюжетно-ролевая игра «Тропики».
День здоровой семьи.
К Т Д «Мой город на карте Вселенной».
К Т Д «Мы дети планеты и эту планету мы сохраним».
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. «Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…», писал философ Л. Сенеки.3
В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств, который позволяет достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
(Е. Евтушенко).
Литература:
Аствацатуров Г.О.-Армавир:АФККИДППО,2007.-
«Технология современного урока».
Виноградова Н. Ф.- Москва:Вентана -Граф, 2006.
«Методика обучения».
Дьячкова Г. Т.- Волгоград: Учитель, 2007.- «Окружающий мир».
Лизинский В.М. –Научно-практический журнал
«Завуч», №4, 2006.
Лизинский В.М.- Научно-практический журнал
«Классный руководитель», №2, 2001
Определение уровня
нравственной воспитанности личности
и коллектива класса
Низкий
уровень
Средний уровень
Хороший уровень
Высокий
уровень
2 «Б»
2 чел.
3 чел.
12 чел.
3 чел.
Эстетический вкус
Отношение к себе
Я оцениваю себя
5 бал.
4.5 бал.
4.6 бал.
Меня оценивают родители
4,6 бал.
4.6 бал.
4.1 бал.
Оценка классного руководителя
4.5 бал.
4.5 бал.
Разработка урока по предмету
«Окружающий мир» во 2 – ом классе
на тему: «Звери и птицы зимой»
Цели урока: расширить знания учащихся о диких животных, о зимних изменениях в жизни птиц; повторить основные правилами охраны природы; воспитывать экологическую культуру.
1.Организация класса.
Учитель: Дети, сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в зимний лес и познакомимся с животными и птицами, которые живут в нём.
2.Вступительная беседа.
Учитель: Давайте повторим народные приметы, расскажем, какая сегодня погода.
Дети:
Синичка с утра начинает пищать – жди мороза.
Лебедь летит – к снегу. Гусь – к дождю.
Курица на одной ноге стоит – к стуже.
Дым от костра идёт вверх – к хорошей погоде.
Учитель: Рано утром на вокзале
Мы билеты в кассе взяли.
Электричка, как стрела,
Нас по рельсам понесла.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Вот мы подъехали к лесу. Нас встречает зимний лес.
Дети:
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки,
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.
Заяц, заяц, трус лесной,
Ты куда бежишь, постой!
Ровно двадцать пять ребят
Поиграть с тобой хотят.
Хочешь – в прятки, хочешь – в салки,
Хочешь, заяц, – прыгнешь в санки.
От полянки до реки
Побежим вперегонки.
Но боится заяц нас.
Раз-два-три
И скрылся с глаз.
Эвристическая беседа
Учитель: Ребята, а почему он белый? Что вы о нём знаете? Запасает ли он корм на зиму?
Отгадайте загадки.
Не мышь, не птица в лесу резвится,
На деревьях живёт и орешки грызёт.
-Это беличьи следы. (Сообщение о белке).
– А это чьи следы? Да это же волчьи следы!
Почему его называют санитаром леса? Почему очень часто говорят о волке: «Волка ноги кормят»?
– Почему волки воют?
Ответ детей: ( Средство общения друг с другом.)
Учитель: Жёлтая хозяюшка из леса пришла,
Кур пересчитала и с собой унесла?
Чей- то пушистый хвост мелькнул среди деревьев.
Ответ детей: Это лиса.
Учитель: Что вы расскажите о лисе? ( Сообщения учащихся).
Всех зверей мы видели. А вот кого-то пропустили. Посмотрите, а это что за зверь идёт?
Кто меня потревожил?
Кто мешает сладко спать?
Лапку вкусную сосать.
Есть пироги пудовые,
Смотреть сны медовые.
Кто не знает, что зимой
Ложится мишка на покой.
Под сосну кривую,
Спать на боковую.
Ученики рассказывают всё, что знают о медведе.
Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
( руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода,
Неподвижна и тверда.
(Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками)
Учитель: А на следующей поляне целые стайки птиц!
– Сколько здесь птиц? Перечислите их.
А теперь послушайте загадки.
Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач)
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. ( Ворона)
Уличный мальчишка
В сером ярмячишке
Бегает, шныряет,
Крошки собирает. ( Воробей)
Вот к нам прилетела синица. Она круглый год отыскивает на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно им, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не могут они найти в это время насекомых. Как помочь этим птицам зимой? (Птичьи столовые).
Что это такое? (Выставка кормушек).
Учитель: На уроках труда мы с вами будем изготавливать кормушки.
Учитель: Не только мы, но и птицы помогают природе.
Посмотрите – это сова. Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна совиная семья уничтожила за год 10 000 мышей и таким образом спасла 20 тонн зерна.
Итог урока
4. Викторина.
Рассели животных: белку, медведя, лису, волка, зайца
Домик 1-животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2- животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3- животные, которые зимой ищут корм в природе.
– Кто из птиц помогает природе?
5. Домашнее задание.
Знатокам птиц собрать материал о зимующих птицах, знатокам животных – о животных.
6. Рефлексия.
Разработка урока по предмету
«Окружающий мир» во 2-ом классе
на тему: «Путешествие в космос»
Цели урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
Задачи урока: дать ученикам представление о том, что такое «космос»; познакомить детей с первым космонавтом Ю.Гагариным; познакомить с устройством космического корабля; дать представление о звёздах и созвездиях; развивать любознательность, воображение; воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
1.Организация класса.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Звёзды яркие блестят,
В космос пригласить хотят.
2.Введение в тему.
Учитель: Ребята, кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: о планете, звёздах, солнце, спутниках, космосе.
Учитель: Сегодня мы поговорим о путешествиях в космос. Как вы думаете, что такое «космос»?
Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечное большое пространство. Это космос. В нём находятся небесные тела: Солнце, звёзды, планеты, Луна. Звёзды светятся сами и освещают планеты. Это очень большие небесные тела. Они занимают в небе определённое положение. Для удобства люди условно делят небо на области – созвездия. Каждому созвездию они дали своё, часто сказочное, легендарное наименование. Так появились созвездия Большой медведицы, Кассиопеи, Ориона, Лебедя, Волопаса и другие.
Учитель: А какие вы созвездия наблюдали на небе?
3.Работа по учебнику (чтение материала учебника).
Учитель: Солнце- это тоже звезда. Она светит и освещает планеты. Планеты сами не светятся, а освещаются Солнцем. Земля – планета. Она освещается Солнцем. Когда на освещённой стороне Земли день, на другой стороне – ночь. Луна – спутник Земли и движется вокруг неё.
Раньше люди считали, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг неё. Но шло время, учёные доказали, что Земля обращается вокруг Солнца. А затем космонавты увидели это собственными глазами из космоса.
4.Ю. Гагарин- первый космонавт.
Учитель:
– Кто такие космонавты?
– Когда первый человек полетел в космос? ( 12 апреля 1961 г.)
– Как зовут первого космонавта? Что вы о нём знаете?
Ученик: Юрий Гагарин крестьянский паренёк. Был он подвижен и любознателен. Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оренбурге. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. Гагарин готовился к полёту в космос. И 12 апреля 1961 года совершил этот полёт.
Физкультминутка.
5. Как устроен космический корабль
Учитель: На чём космонавты летают в космос?
Дети: На космическом корабле.
Учитель:Ч то вы знаете о космическом корабле?
Космический корабль – это и дом, и научная лаборатория. В нём живут и работают космонавты. Юрий Гагарин поднялся в космос на одноместном корабле «Восток». Затем были созданы корабли «Восход» и «Союз».
Учитель: Как вы думаете, что такое орбита?
6 . Закрепление изученного.
– Предлагаю всем загадки.
Но подумайте, ребятки!
И подайте мне ответ
На космический секрет:
Космические загадки.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд. (Ракета)
Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (Метеорит)
– Что такое « метеорит»?
Метеорит – металлическое или каменное тело, падающее на Землю из межпланетного пространства.
Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь
Ту дорогу.
Днём она – не видна. (Млечный Путь)
Учитель: Млечный Путь – звёздное скопление в виде неяркой полосы, пересекающей звёздное небо.
7. Групповая работа.
Первая группа: «космодром»
Вторая группа: «скафандр»
Третья группа: «невесомость»
-Вы должны обсудить значение этих слов.
– А теперь, посмотрим, умеете ли вы сочинять космические рассказы.
Слова для справок: космодром, иллюминатор, ракета-носитель, аппарат, невесомость, Млечный Путь, созвездия
8. Итог урока.
Кроссворд
– Пришло время разгадать «Космический кроссворд».
Вопросы к кроссворду:
1.Небесное тело, которое само светится.
2.Звезда, вокруг которой вращается Земля.
3.Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.
4.Планета Солнечной системы, следующая после Земли.
5.Самая удалённая от Солнца планета.
6.Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли.
7.Пространство, окружающее Землю, звёзды и планеты.
1 Г.Т. Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2007.- «Окружающий мир»
2 Г.О. Аствацатуров-Армавир: АФККИДППО,2007.- «Технология современного урока»
3 Н.Ф. Виноградова-Москва: Вентана Граф,2006.- «Методика обучения»
24
Источник