Влияние обучения и воспитания на развитие личности ребенка

Влияние обучения и воспитания на развитие личности ребенка thumbnail

Слово «образование» этимологически связано со словом «образ»: образ Божий, человек как подобие Бога, совершенный образ человека («лик»), его личность.Образование как процесспредполагает качественные изменения, движе­ние от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Это движение обеспечивается взаимодействием двух главных персо­нажей: педагога (воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора) и уча­щихся (школьников, студентов, аспирантов). Продуктивный путь организа­ции процесса образования состоит в том, чтобы учащиеся, освоив позицию объекта педагогического влияния, постепенно переходили на позицию субъек­та взаимодействия с педагогом.

Примечательно, что в основном государственном документе, законе «Об образовании» в Статье 14 «Общие требования к содержанию образования», по существу, раскрывается главная теоретическая идея, лежащая в основе всей идеологии современного отечественного образования: «1. Содержание обра­зования является одним из факторов экономического и социального прогрес­са общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения лич­ности, создание условий для ее самореализации;развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства».[7,с.11]

Образование предполагает формирование у личности достаточно широко­го кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение— процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предмет­но-практической деятельности.Обучение связано, прежде всего, со специаль­но организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами. Для чего человека надо обучать? Наэтот вопрос еще в XVIIвеке ответил Я. А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности в разоренном войной селе Павлыш В. А. Сухомлинский: «Человек должен учиться, потому что он человек!»

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многознач­ных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, чтопонятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к семантической природе понятия «воспитание», то легко установить основу «пи­тать» (синоним «кормить», отсюда «окормлять»). Слово с таким значением зак­репляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответ­ственного.

Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторо­ну процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценно­стных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспи­тание является одним из главных путей организованной социализации. Вос­питание обеспечивает не только «выход в социум»(условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной со­циализации), но и «обретение себя»(процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ре­бенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаютсявоспи­танником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут опреде­лять поведение.[2 с 21-25]

Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способа­ми: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, кон­струировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организу­ется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и обществен­но оцениваемая.

Дидактика современного образования качественно изменилась. Современная дидактика в центр ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников, идет по пути познания вместе с ними, учитывая их активность и самостоятельность.

Основные этапы развития этого процесса следующие:

• возбуждение потребности познавать новое (мотивация);

• актуализация чувственного опыта школьников, т.е. припоминание уже известных ученикам знаний, на которые будет опираться изучение нового;

• повторение знаний, полученных на предыдущих уроках (повторение пройденного);

• введение новой задачи (проблемы), обоснование ее важности и необходимости изучения;

• усвоение новых знаний, формирование новых умений;

• совершенствование изученного (закрепление, применение на практике);

• установление связей изученных знаний, умений с имеющимися (систематизация);

• ориентация в дальнейшем развитии и упрочении знаний, подготовка к выполнению домашних заданий.

На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность – общая. У учителя – управление, у учеников – учение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение.

Читайте также:  Нарушения в развитии ребенка младшего школьного возраста

Воспитание в процессе образования выполняет роль ведущего компонента, именно его изменения способны решающим образом преобразовать весь це­лостный процесс. Воспитание обращено к личностно-смысловому содержа­нию деятельности человека, оно связано со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, мотивов. Поэтому цель образования определяется как цель воспитания определенного типа личности.

На протяжении тысячелетий развития человечества мыслители разных ци­вилизаций сходились в утверждении, что человек — самое уникальное суще­ство в этом мире. Он всегда много и мучительно размышляет о том, «что Я есть», он способен выстраивать себе в жизни мысленные ориентиры (планы, проек­ты, цели) и действовать, опираясь на них. Эта «человекообразующая» сила все­гда являлась предметом пристального внимания педагогики.[2 стр.50-51]

Что значит ориентировать образование на личность? Это значит, что обра­зование должно обеспечивать человеку развитие ряда важнейших жизненных свойств, с функциями которых связан его личностный образ бытия, его жиз­ненная позиция. Эти свойства таковы:

· способность к выбору, готовность действовать избирательно;

· способность действовать автономно и самостоятельно, брать на себя от­ветственность за свои решения и действия;

· способность к рефлексии, способность анализировать и оценивать свою деятельность, отношения, свою жизненную позицию;

· способность не просто усваивать знания, но и искать их жизненный смысл, готовность к самообразованию;

· способность к творчеству и активному преобразованию действительности;

· способность к самосовершенствованию, к личностному и профессио­нальному самоопределению.

Современная психология и педагогика видит возможности самоопределе­ния личности, прежде всего, в области главных жизненных ценностей: в поиске своего места в жизни, определении смысла и цели своей жизни, выработке жизненных принципов и убеждений, формировании личностных идеалов.

Самоопределяющаяся личность — это социально зрелая личность.

Именно образование и воспитание формирует образ бытия личности, ее жизненную позицию.Образование — это не просто наличие достаточных знаний и умений, а при­своение значимого знания, обладающего определенной культурной, социаль­ной и личностной ценностью.[2 стр.66-67]

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Обучение, имея возможность влиять на направление развития психических процессов, должно обеспечивать наиболее полноценный путь психического развития, давать в каждом возрасте то, что максимально способствует развитию. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к тем или иным видам обучения. Существуют возрастные периоды, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Такие периоды называют сензитивными периодами развития. Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентировочных и исполнительских действий. Эти действия происходят от внешних ориентировочных действий. Для усвоения детьми тех или иных действий необходимо их включение в один из видов деятельности, соответствующей детским потребностям и интересам. Знание этих закономерностей позволяет создать условия, при которых обучение в наибольшей степени способствует психическому развитию детей, становится развивающим. [10, с.97]

Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Воспитание — социально обусловленный процесс, оно всегда определяется конкретными потребностями общества. Общество «задает» воспитанию идеал личности — своеобразный социальный заказ государственным образователь­ным системам и родителям как гражданам. Общество в воспитании проявляется в такой своей характе­ристике, как образ жизни общества: культура труда, быта, досуга, отношения граждан и государства (гражданская и правовая культура).

Воспитатель в процессе воспитания выступает как носитель определенной педагогической цели, он уполномочен обществом осуществлять воспитательный процесс. Даже если воспитатель не профессионал, а отец, мать, бабушка,он тем не менее ориентируется на свое стремление воспитать ребенка «хорошим человеком», «счастливым», «здоровым», «успешным», «кормильцем в старо­сти» и др. Механизм воспитания указывает на то, что воспитываются не поступки и поведение воспитанников, а их отношение (к миру природы и социуму, к лю­дям, к самим себе), которое реализуется в поступках и качествах личности.

Целью всякой деятельности воспитателя является создание условий для са­моразвития, самоутверждения, самоопределения ребенка. Эта цель определяет и содержание, и формы, и способы педагогического взаимодействия воспи­тателя и воспитанников.

Читайте также:  С какого возраста и как начинать с ребенком раннее развитие

Важную роль в процессе воспитания играют ожидания воспитателя— нео­сознанные проекции целей, своеобразные педагогические установки. Как пра­вило, воспитатели, плохо знающие детей, не склонные к эмпатии, идентифи­кации, конгруэнтности, рефлексии, действуют в «поле негативных ожиданий». Дети им представляются непредсказуемыми, постоянно нарушающими поря­док и дисциплину, они стремятся как можно раньше выявить «трудных» детей и строят отношения с ними резко отличные от отношений с «хорошими».

Воспитатели, организующие свое педагогическое взаимодействие с воспи­танниками в «поле позитивных ожиданий», напротив, склонны больше дове­рять детям. Они объективно относятся к разным проявлениям детского пове­дения, без предвзятых негативных оценок и излишнего выделения лучших.Природа воспитания такова, что ожидания воспитателя очень часто прямо проецируют поступки воспитанников. [2, с.76-78]

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сила воспитательного воздействия на различных людей и в различных условиях неодинакова – от самых слабых влияний до максимально возможных. Податливость воспитанию неодинаковая: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуются значительные усилия, чтобы достичь намеченной цели. Сопротивляемость воспитанию как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогиче­ского взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста вос­питанников. [9, с.42]

Источник

«Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества» [1, с. 37]. Мы полностью согласны с мнением автора, так как именно воспитание вырабатывает определенные качества личности человека и создает положительное или отрицательное отношение к обучению. Обучение и воспитание формируют у человека знания, умения и навыки. Человек узнает много нового и интересного об окружающем мире. Этим занимается педагогика — наука о воспитании и обучении человека. Если вспомнить историю, то можно заметить, что в глубокой древности не существовало разделения труда. Все люди, независимо от возраста, участвовали в процессе добывания пищи. Они охотились, занимались собирательством. Дети наблюдали за взрослыми, приобщались к труду, благодаря чему у них вырабатывались различные умения и навыки. Позже, у людей возникла потребность в передаче накопленного старшим поколением опыта, в формировании духовных ценностей, нравственности, правил поведения, мировоззрения подрастающего поколения. Благодаря этому появились воспитатели — старейшины рода, обладающие огромным жизненным опытом, отвечающие за воспитание своих подопечных. Так воспитание стало неотъемлемой сферой деятельности людей. Позднее люди поняли, что необходимо не только передавать подрастающему поколению накопленный социальный опыт, но и вырабатывать в них научное мировоззрение. Так возникло обучение — деятельность, главной функцией которого является создание научной картины мира. Само единство воспитания и обучения необходимо для того, чтобы сформировать у детей мировоззрение, нравственные нормы, моральные качества и необходимый социальный опыт.

Впервые, с появлением воспитания люди задумываются о нравственности, духовных ценностях. Взрослые начинают вырабатывать у ребенка такие качества как вежливость, дисциплинированность, трудолюбие. Старшее поколение, в процессе воспитания, развивает в младшем поколении основные качества характера, необходимые для достижения жизненных целей ребенка и обеспечивает его дальнейшее развитие.

Рассматриваемая проблема очень актуальна в наше время, ведь основной этап обучения ребенка начинается со школы, и он кардинально меняет привычный образ жизни ребенка. Школьное обучение — это очень сложная деятельность, требующая своевременное усвоение изученного материала, трудолюбия, терпения и организованности во времени. Когда ребенок начинает обучаться в школе, на его пути возникает множество трудностей: меняется социальное окружение, происходит освоение нового вида деятельности, изменяется темп жизни. В этот период дети младшего школьного возраста сталкиваются с проблемами адаптации. Формирование качеств личности происходит на протяжении всего обучения в школе, так как школа выполняет не только познавательную, но и воспитательную функцию. Именно в этот период времени важно помочь ученику выработать такие качества как трудолюбие, организованность, терпение и целеустремленность. Здесь на помощь приходит педагог.

Для создания у ребят необходимых нам качеств необходимо правильное функционирование системы школа — семья — ребенок. Именно от этих трех составляющих зависит формирование необходимых нам качеств личности и дальнейшая судьба ребенка. Школьное обучение кардинально меняет привычный образ жизни ребенка, он сталкивается с множеством возникших проблем: изменяется социальное окружение ребенка, темп жизни, осваивается новый вид деятельности [2, с. 135]. Именно в этот период очень важно помочь ученику адаптироваться. В данной ситуации ребенку поможет педагог. От того какой у ребенка будет педагог и какие у него с ним сложатся взаимоотношения зависит формирование качеств личности, ведь каждый педагог использует свой стиль педагогического общения. Это особые приемы воспитания, с помощью которых учитель влияет на ученика. Здесь педагогическое общение выступает как определенный фактор развития качеств личности.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [3, с.217]. Учителю не стоит зацикливаться лишь на учебе, необходимо также формировать такие же качества личности как доброжелательность, воля, самоконтроль, выдержка, так как они будут очень сильно помогать ребенку в учебном процессе и достигать своих целей. Деятельность педагога должна быть направлена на создание у детей уверенности в себе и в своих собственных силах, целях и планах. Это принесет свои плоды в будущем. У детей будут развиваться творческие, учебные и личностные способности. Очень важно сформировать уверенность в себе у ребенка на начальном этапе обучения, иначе у ребенка может возникнуть комплекс неполноценности. Последствием этого может стать нежелание учиться, отсутствие инициативы и бездействие.

Читайте также:  Задания на развитие речи ребенка на тему осень

Демократический стиль общения является наиболее эффективным и самым благоприятным в учебном процессе. В данном случае демократический педагог сможет расположить ребенка к себе, он интересуется точкой зрения ребенка, что позволит воспитать в нем уверенность в своих силах, самодостаточность и коммуникабельность. Главной целью такого общения не запугать, а расположить детей к себе, установить с ними контакт и взаимосвязь. Ребенок с демократическим педагогом помимо уверенности в своих силах приобретает творческий подход к делу, тягу к знаниям и познанию окружающего мира.

Авторитарный стиль основывается на полном послушании ученика учителю. Авторитарный педагог всегда запугивает, угрожает, требует. Такой педагог вырабатывает подобное качества личности как неумение постоять за себя. Ученики не будут обладать уверенностью в своих силах, имея такого педагога. Авторитарного педагога не интересует эмоциональное состояние детей и их интерес к изучаемому материалу. Самый большой минус такого общения заключается в том, что постоянное ощущение стресса и усталости у ребенка может привести к нарушению его здоровья и формирование комплекса неполноценности. Но, несмотря на все вышеперечисленное, авторитарный педагог развивает в детях выносливость, мотивацию к обучению, что позволяет в некоторой степени ускорять учебный процесс.

Либеральный стиль характеризует минимальным вовлечением педагога в учебный процесс. Либеральный педагог представляет собой безынициативного, безответственного и нерешительного человека. Такой педагог не следит за выполнением своих поручений, возлагает слишком много обязанностей на ребенка. Оценка зависит от того, какое настроение у педагога в данный момент времени. Такой педагог подает плохой пример подрастающему поколению, но воспитывает в детях самостоятельность и активность [4, с. 189].

Правильные отношения между детьми и взрослыми влияют на развитие ребенка. Когда у ребенка портится общение с взрослыми, это выливается в различные поступки ребенка. Для обеспечения наиболее эффективных отношений с ребенком необходимо больше обращать внимания на позитивные поступки:

–        взрослый, который стремится поддержать ребенка, прежде всего сам верит в его силы и возможности (нужно помочь ребенку преодолевать трудности);

–        завышенные требования родителей сделают успех недостижимым, ребенок замкнется в себе, у него начнет формироваться низкая самооценка;

–        слушая ребенка, дайте понять ему, что его мнение очень важно;

–        не стоит кричать, когда ребенок не понимает что-либо и не может выполнить домашнее задание, так как это плохо отражается на его нервной системе;

–        не стоит ставить ребенку условия, так как это отражается на психике ребенка, он начинает переживать и нервничать;

–        никогда не вымещай на ребенке свои обиды (он не виноват, что у взрослых плохо сложился день);

–        никогда не унижай ребенка (обида сохраняется на долгие годы и это может испортить отношения в будущем);

–        любить ребенка нужно любым, он, как и взрослые имеет право на индивидуальность.

Но стоит учитывать и то, что многое зависит и от характера самого ребенка и его самовоспитания, ведь оно является важным компонентом самосовершенствования личности. Необходимо наличие внутренней установки и правильной оценки своего поведения. Если он сам будет стремиться к получению хорошего образования, будет слушаться родных и учителей, то из него вырастет хороший, умный, воспитанный и образованный человек.

На основании всего изложенного можно сделать вывод, что формирование качеств личности ребенка зависит от системы школа — семья — ребенок. От того как к ребенку относятся в школе и дома зависит формирование личности. Задача педагога и семьи состоит в том, чтобы обеспечить благоприятные условия для взаимодействия ученика с учителем и другими обучающимися и главную роль в этом играют внутрисемейные отношения, педагогическое общение и самовоспитания ребенка. Осознавая, какое сильное влияние оказывает образование, необходимо формировать положительное отношение к нему.

Литература:

1.                  Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — Москва: Просвещение, 2008. — 398 с.

2.                  Сластенин В. А., И.Ф Исаев, Е. Н. Шиянов. Педагогика. — Москва: Эксмо, 2008. — 478 с.

3.                  Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. // Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Эксмо, 2004. — 459 с.

4.                  Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.           

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагогическое общение, учебный процесс, авторитарный педагог, педагог, подрастающее поколение, демократический педагог, качество личности, привычный образ жизни ребенка, школьное обучение.

Источник