Влияние общества на развитие личности ребенка
- Развитие от А до Я
Социум играет огромнейшую роль в развитии личности каждого человека, поскольку именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое. Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее животным, чем людьми — они были абсолютно не приспособлены для жизни среди нас. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себеподобными и уживаться в этом мире среди людей.
Что такое социализация?
Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение — друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители, воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, не уделяя каждому ребенку более 10 минут. Вот она — социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.
Социум — это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно. Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.
Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенка, можно смело говорить, что он сын, немец, аристократ — это прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей — и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.
И если ребёнок в социумепостепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении — они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки — «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает — для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников иобщества в целом.
Факторы, влияющие на социализацию
На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.
- Микрофакторы
С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.
По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Изначально это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.
- Мезофакторы
Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).
- Макрофакторы
Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели продвинутый запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.
Влияние социума в разные возрастные периоды
По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.
- Влияние социума на ребенка до 3-х лет
Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительномикрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья — это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.
- Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте
В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.
Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят сюжетно-ролевые игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.
Другой вопрос — в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышимо таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.
- Влияние социума в младшем школьном возрасте
Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа — главный институт воспитания. Уж здесь-то ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.
В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые — родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.
- Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте
Вспомните себя в подростковом возрасте — влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей. Авторитет среди сверстников, зачатки любовных отношений, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности — это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно — его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому что теперь вся жизнь — это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себеподобных практически невозможно.
Однако не все дети в подростковом возрасте, как птенцы, вылетают из своего гнезда. Некоторые все так же находятся под воспитанием семьи, но это возможно лишь в том случае, если между родителями и ребенком установились исключительно доверительные отношения.
- Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте
Когда подросток переходитв период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится — компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.
И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение — подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉
Gnomik.ru
©
Источник
Реферат
на тему:
Влияние общества
на формирование
ЛИЧНОСТИ
в ребёнке.
Выполнила
учитель дагестанской литературы
МБОУ лицей № 8 г. Каспийска
Тайгибова М. К.
Содержание
Введение. Цели и задачи изучения общественного влияния на формирование ЛИЧНОСТИ в ребёнке.__________________________ 2
Основная часть._____________________________________________ 2 – 9
Процесс формирования ЛИЧНОСТИ______________________ 2
Роль социальных факторов в развитии ЛИЧНОСТИ ребёнка___ 3 – 5
Место и роль литературы в жизни общества.________________ 5
Общие закономерности исторического развития общества
в Дагестане. ___________________________________________ 6 – 10
Заключение.________________________________________________ 10
Список литературы._________________________________________ 11 – 12
1
I. Введение. Цели и задачи изучения общественного влияния на формирование ЛИЧНОСТИ в ребёнке.
«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество», – считал В. Г. Белинский. С великим русским критиком трудно не согласиться. Действительно: нет на земле человека, который бы не жил в окружении других людей и не испытывал бы на себе их воздействие. И далеко не всегда социум оказывает положительное влияние на него. Когда речь идёт о взрослом, состоявшемся в личностном плане человеке, мы понимаем, что он сам несёт ответственность за собственную жизнь. Другое дело – ребёнок. Разве малыш в состоянии самостоятельно отделить «зерна от плевел», добро от зла? И вообще, по каким критериям ему можно ориентироваться в формировании собственной личности? Насколько осознано подходят дети к подобным вопросам и способны ли справляться с ними самостоятельно?
II. Основная часть.
1. Процесс формирования ЛИЧНОСТИ.
Существует два основных мнения по этому поводу. Кто-то придерживается консервативной точки зрения в подходах к воспитанию подрастающего поколения. Они предпочитают полностью контролировать во всём своего малыша уже с пелёнок. Кто-то впадает в другую крайность, полагая, что ни в коем случае недопустимо взращивание «маменькиных сыночков и дочек», поэтому предоставляют своим детям возможности проявлять самостоятельность. Кто из них больше прав? Наверное, более правильным было бы сочетать методы «кнута» и «пряника» и придерживаться в вопросах формирования ЛИЧНОСТИ в ребёнке некой «золотой середины». Тогда велика вероятность вырастить человека по-настоящему гармоничного, стрессоустойчивого, способного преодолевать препятствия на пути к достижению поставленных целей, но при этом соблюдающего определённые морально-этические нормы и принципы.
2
2. Роль социальных факторов в развитии ЛИЧНОСТИ ребёнка.
Под социальными факторами в развитии ЛИЧНОСТИ ребёнка мы подразумеваем, прежде всего, роль семьи, воздействие средств массовой информации и влияние школы. Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.
Безусловно, важнейшим ориентиром для детей являются родители, но далеко не всегда они соответствуют идеалу. Известны случаи, когда социальные службы бывают вынуждены лишать родительских прав нерадивых отцов и матерей. Основание для этого может быть самым разным: пристрастие к алкоголю и наркотикам, излишняя жестокость к собственному чаду, отсутствие элементарных бытовых удобств для ребёнка. Другой вопрос, становится ли жизнь таких детей счастливее после того, как они отправляются в детские дома…
Как часто мы, педагоги, наблюдаем родителей, для которых главным является материальное обеспечение ребёнка, а вопросы его воспитания и обучения отходят на задний план. Понимание ошибочности подобного подхода к собственным детям может прийти слишком поздно, когда «ПОТРЕБИТЕЛЬ» вырастет в большого эгоиста, вырастут и его запросы, удовлетворять которые с каждым днём родителям будет всё сложнее. А ведь ещё Конфуций предупреждал нас, что «Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду».
Известна и другая крайность: ребёнок в семье – это, прежде всего, ПОДЧИНЁННОЕ ЛИЦО, имеющее определённый круг ежедневных обязанностей по дому, невыполнение которых влечёт за собой неизбежное наказание. Такие дети часто выделяются на фоне остальных своей взрослостью, необщительностью, нелюдимостью, озлобленностью и завистью по отношению к другим; они как будто живут в своём отдельном мире, и эту замкнутость им бывает довольно трудно преодолеть даже через много лет и десятилетий, уже во взрослом возрасте.
3
Не менее важным фактором в формировании ЛИЧНОСТИ в ребёнке является его воспитание в так называемой неполной семье. К этой категории можно отнести детей разведённых родителей. Случается даже, что оба родителя устраивают личную жизнь, а первенца оставляют на попечении бабушек и дедушек. Не лучше обстоят дела ребёнка, живущего вместе с отчимом или мачехой. Сказать, что такие дети, осознавая собственную ненужность мамам и папам, начинают вести себя агрессивно и вызывающе, значит не сказать ничего. Они тщательно скрывают от окружающих возникающие по этому поводу комплексы и демонстрируют всем, особенно своим родителям, собственную независимость. На самом же деле нет существ более ранимых, чем такие дети, и педагог, по возможности, должен компенсировать эту пустоту в ребёнке, иначе из него вырастет сама циничность и личностные характеристики его опустятся до нуля.
Отличительной чертой большинства детей является их стремление к справедливости. К сожалению, современное человечество в этом плане далеко от совершенства. В моей практике не единичны случаи, когда ученики напрямую указывают на несправедливость требований родителей по отношению к ним, потому что сами взрослые не соответствуют этим требованиям. Чаще всего в пример приводят курящих отцов. Приходится объяснять детям, что в основе родительских требований лежат их сожаления о личных проступках и упущениях в жизни определённых возможностей. А значит их требования – это скорее своего рода мудрые советы, основанные на жизненном опыте, пожелание добра собственным детям. Следовательно, в их интересах прислушиваться к голосу разума.
Огромное значение на формирование ЛИЧНОСТИ в ребёнке оказывает, особенно в подростковый период, их взаимовлияние друг на друга. Сложные взаимоотношения подростков с родителями и учителями зачастую компенсируются «уважением» ровесников за асоциальное поведение в обществе.
4
Повышенная конфликтность, приверженность к ненормативной лексике,
способность действовать напролом, – всё это присуще им. Дети не понимают, что, забросив учёбу, упускают возможности для самосовершенствования, саморазвития и, что немаловажно, успеха в дальнейшей взрослой жизни. Только объединённые, совместные усилия родителей и педагогов способны повлиять положительно на таких подростков.
Кроме вышеперечисленного на личностное формирование ребёнка воздействуют средства массовой информации, чаще всего это телевидение, радио, интернет. Пагубное влияние СМИ способно сбить ребёнка с толку, нарушив систему нравственных ценностей. Поэтому разумные родители регулируют потоки информации, доступные для ребёнка, например, вносят в чёрный список определённые телепередачи, телеканалы и сайты в интернете. К сожалению, полностью контролировать эти вопросы невозможно, потому что прогресс не стоит на месте и зачастую современные дети разбираются в технике лучше своих родителей. Значит, необходимо более тесное общение между поколениями «отцов» и «детей», доверительные отношения между ними.
Существенное влияние на формирование ЛИЧНОСТИ в ребёнке может и должна оказывать школа, потому что бóльшую часть детства составляют годы, проведённые в ней. Можно сказать, что каждый педагог обязан осознавать меру ответственности за каждого своего ученика. Однако воздействие учителей литературы на умы подрастающего поколения наиболее плодотворно, потому что оно опирается на вековые нравственные устои, лежащие в основе любого классического литературного произведения.
3. Место и роль литературы в жизни общества.
Художественная литература и общество всегда взаимовлияли друг на друга. С одной стороны поэты, писатели, драматурги все-таки являются частью социума
5
и не могут не поддаваться влиянию со стороны властных структур, политической
обстановки, общественных морально-этических установок того или иного исторического периода. С другой стороны, авторы способны оказать влияние на сознательный выбор пути общественного развития, если в их произведениях затронуты актуальные проблемы современности.
К сожалению, в наши дни литература уступает свои позиции: телевидение, интернет вытесняют ее на задний план. Сегодня они травмируют неустоявшуюся психику ребенка сценами насилия, культом внешности. А между тем, по словам Маранцман В. Г., «нравственное одичание в век безмерных возможностей технического прогресса опасно для человечества». Поэтому перед учителем литературы стоит непростая задача – восстановить прежнее влияние художественного текста на детские умы, а для этого «урок должен преобразиться, в нем должны забить родники жизни, он должен стать не созерцанием, а действием».
2. Общие закономерности исторического развития общества в Дагестане.
Общество развивается непрерывно. Каждая эпоха обозначает определённые достижения и отображается в культурном, литературном наследии. Однако сдвиги в сфере общественного сознания происходят не каждый год, даже не каждое десятилетие. Они имеют место чаще всего при социально-экономических переменах. Всё это в целом формирует ЛИЧНОСТЬ в каждом представителе дагестанского народа, а значит достойно более подробного освещения в докладе.
Многоязычная литература Дагестана создавалась столетиями и правдиво отобразила его героическое прошлое. Фольклор народов Дагестана отражает в полной мере все испытания, выпавшие на долю горцев и, как правило, воспевает их мужество, стойкость в противостоянии многочисленным завоевателям. Так всемирно известный дагестанский поэт Расул Гамзатов подчёркивал, что
6
«Не пером написана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами коней; надмогильными памятниками. Не чернилами написаны горские песни – они написаны слезами и кровью».
В дагестанской литературе так называемого «доарабского» периода можно выделить героические песни: «Парту Патима», «Каменный мальчик», «Песня Абдулы», при чтении которых живо представляешь себе картину общества равных перед лицом смертельной опасности людей, независимо от их пола и возраста, сплочённых общей идеей защиты своей Родины.
Позже, со становлением феодального строя, народ станет слагать героические песни, прославляющие отдельных смельчаков, осмелившихся бросить вызов местным шамхалам, ханам, уцмиям, бекам, нуцалам. Социальное неравенство внесло разлад в обществе, что наглядно выражено в самых известных песнях той эпохи – «Хочбар», «Айгази», «Табахлинский Кайдар», «Песня о Балхарском Давди».
Однако литература и искусство развиваются не только под воздействием общественной жизни. Неоспоримым фактом считается прогресс в развитии литератур народов Дагестана, связанный с созданием письменности на основе арабской вязи – аджама, поскольку до его распространения произведения дагестанских авторов (зачастую неизвестных) сохранялись для потомков только в устной поэтической форме. Начальный этап формирования арабоязычных традиций в культурном пространстве Дагестана относят к X – XV векам.
В XVII – XIX веках на территории Дагестана получает распространение персидский язык и литература. Основы персоязычной литературы были заложены позже, но знание персидского языка и литературы ценились высоко.
Начиная с XVIII века, широкое распространение в Южном Дагестане получают азербайджанские язык и культура, оказавшие решающее влияние на процесс зарождения письменной литературы, а также на ашугскую поэзию.
7
В начале XIX века литературное творчество народов Дагестана начинает ориентироваться на новые исторические реалии Кавказской войны, которая, кстати, нашла своё отражение и в произведениях русской литературы.
После вхождения Дагестана в состав Российской Империи литературные тенденции возрастают, потому что идут на сближение с русской литературой. Феодализм сохраняется и вдобавок к нему начинает складываться капитализм, что приводит к народному восстанию в 1877 году, которое было жестоко подавлено царскими войсками. Это историческое событие также нашло своё отражение в литературном творчестве дагестанского народа.
Развитие капитализма привело к тому, что горцы в поисках заработка были вынуждены выезжать за пределы Дагестана в Россию или даже за рубеж, где они жили десятилетиями, обогащаясь культурно. Так, многолетнее вынужденное отходничество Гаджи Ахтынского, Гаруна Саидова, Мунги Ахмеда позволило им поменять угол зрения на происходящее в мире и насытить свои произведения предреволюционным настроем.
XX век ознаменован радикальными изменениями в социально-политической, а, следовательно, и культурной сферах. Дагестанские литературы, сохраняя линию арабо-персидско-тюркской поэтической традиции, включаются в общероссийский межлитературный процесс, что предопределило разноголосый, полифонический характер дагестанской культуры как единого культурного феномена. Сочетание множества художественно-эстетических систем, собственно-национальной, традиционно-восточной, русской стало фактором приобщения дагестанской литературы к культурному полю международной литературы.
В общественном пространстве Дагестана активно формируется и развивается новая общность, основанная на связях генетически и регионально родственных культур, опирающаяся на многовековые традиции восточно-мусульманской
8
культуры и радикально новые для национальной культурной системы формы литературного творчества. Одним из наиболее выразительных примеров подобного явления стало творчество представителей Южного Дагестана, где восточные традиции получили в свое время большое распространение, стали неотъемлемой частью ментального, духовного мира полиэтнического населения этого региона. Здесь ярко проявляется закон преемственности поколений, который предполагает как использование исконно национальных традиций, так и освоение всех доступных достижений близких и далеких эстетических систем.
Сближение и взаимодействие культур Дагестана и России было закономерным и исторически обоснованным процессом, который берет свое начало еще в конце XIX века. С каждым новым этапом историко-социальных сдвигов в обществе, интеграционные тенденции в национальной и русской литературах нарастали, приобретали характер всеобъемлющий. Естественно, исторически сложившаяся, многовековая ориентированность общества Дагестана на восточную культуру в XX веке дополнилась новыми культурными импульсами, идущими от русской, а через нее и мировой культуры. Самым ярким примером в этом плане, бесспорно, являлся наш земляк – Расул Гамзатов.
Основной фактор в проблеме преемственности – освоение науки понимания и изображения жизни и места человека в ней с позиций своего времени. Неплохо было бы ещё при этом учитывать определённые, присущие живущему в отдельно взятом регионе народу, особенности.
Менталитет дагестанца существенно отличается от остальных. Ведь не случайно единственным литературным направлением, не нашедшим своего места в дагестанской литературе, является сентиментализм. Значит и представление об идеальной ЛИЧНОСТИ в Дагестане тоже уникально. Поэтому в вопросах воспитания мы, дагестанские учителя, должны учитывать этот самый менталитет и опираться на него. В конце концов, нет ничего плохого в том, что наши предки
9
уважали старших, ценили собственную честь и свободу, защищали Родину от врагов, предпочитая смерть в бою жизни в неволе. Этот стержень было бы желательно сохранить и в наших потомках.
III. Заключение.
Современный мир насыщен социальным и общественно-политическим драматизмом. В нём особенно остро стоит вопрос о смысле и цене самой человеческой жизни. В этих условиях проблема нравственных ценностей обретает существенное значение, поскольку даёт человеку возможность реально оценивать постоянно меняющуюся вокруг него обстановку и адекватно на неё реагировать. Только правильно сформированная ЛИЧНОСТЬ может преодолеть жизненные невзгоды, не потеряв при этом собственного лица, уважения со стороны окружающих людей. Значит, для любого общества любой страны огромное значение имеет ответственный подход к воспитанию этой самой ЛИЧНОСТИ в каждом своём гражданине. Всем известно, чем заканчивается жизнь страны, руководство которой живёт по принципу «государство – это я», поэтому ему предпочтительнее жить по принципу «государство – это мы».
Влияние истории, литературы и культуры на формирование общества бесспорно во все времена. А любое общество, как известно, состоит из отдельных людей, которые в своём становлении как ЛИЧНОСТИ непременно проходят стадию детства. Не случайно в Российской Федерации каждый ребёнок обеспечен возможностью получения базового среднего образования. Это даёт стимул в развитии общества в целом. Главной задачей школы, наряду с образованием, является «правильное воспитание детей», от которого, по словам Джона Локка, «зависит благосостояние всего народа».
10
Список литературы
Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.
Абуков К. И. Разноязыкое единство: обретение и потери. Махачкала, 1992.
Антология дагестанской поэзии / Составители Абуков К. И., Вагидов А. М., Хайбуллаев С. М. Махачкала, Даг. кн. изд-во, 1980.
Бодалев А. А. Психология в личности. Москва, 1988.
Богомолова Е. И., Жаров Т. К., Кедрова М. М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. Пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1985.
Гамзатов Г. Г. Дагестанский феномен Возрождения. Махачкала, 2000.
Гамзатов Г. Г. Литература Дагестана дооктябрьского периода. М., 1987.
Дружинин В. А. Психология и психодиагностика общих способностей. – М.: Наука, 1994.
Дюришин Д. Особые межлитературные общности и методика их изучения. // Вопросы литературы. 1984, № 4.
Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев. 1989.
Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика. – М., 1983.
Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. – М., 1967.
Лифарева Н. В. Психология личности. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 240 с.
Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9 классе: Метод. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
Петровский А. В. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для ВУЗов – М.: Инфра – М, 1998, 528 с.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. Москва, 1986.
11
Подласый И. П. Педагогика: новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
Психология Учебник / Ю. Л. Трофимов, В. В. Рыбалка и др.; Под ред. Ю. Л. Трофимова – М.: Просвещение, 2001. – 560 с.
Султанов К. К. Очерки истории дагестанских литератур XIX – XX вв. – Махачкала, 1978.
Султанов К. К. Национальное самосознание и ценностные ориентиры литературы. М: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.
Цимбалюк И. М. Психология: Учеб. пособие. – М.: ИД Профессионал, 2004 – 216 с.
12
Источник