Влияние общения ребенка с животными на его развитие

Влияние общения ребенка с животными на его развитие thumbnail

Польза общения детей  с животными.

      Животные, они не только братья наши меньшие, но и наши друзья. Хотя конечно есть и враги, но по большей части они просто защищают себя и свою территорию. Лошади, мулы, собаки и кошки — наши помощники, кто как не лошадь или мул поможет перевезти повозку, кто как не кошка поможет переловить всех мышей в доме, или кто как не собака защитит нас и наш дом от грабителей?
     Но кто-то из вас задумывался о том, что животные могут быть не только для красоты или помощи, но и лечить нас от депрессии или помогать маленьким детям, познавать мир и принимать позитивную энергию от животных? Да об этом мы задумываемся очень редко, а вот ученые напротив — очень заинтересовались положительным эффектом, который хорошо виден у детей и подростков после общения с животными.
      В конце прошлого века, ученый и врач из Нью-Йорка Б. Левинсон обосновал психотерапевтические и лечебные воздействия некоторых животных, среди которых были лошади, собаки, дельфины и кошки. Впоследствии предложенный им метод назвали зоотерапией, хотя в разных странах его называют по-разному.

     Зоопарк — это удивительное место, где посетители могут не только наблюдать за поведением животных, но и потрогать их, ощутить тепло и мягкость шерсти, покормить и подержать на руках. Чудодейственная сила этого живого общения приносит огромную пользу. Взаимодействие с природой и ее представителями призвано воспитывать самые лучшие качества. Человек становится добрее, чувствительнее и заботливее, он учится быть внимательным и ласковым, видеть не только собственные потребности, но и осознавать потребности окружающих. А отзывчивость и благодарность каждого питомца за такие маленькие знаки внимания не оставят равнодушным ни одного посетителя.

Взаимодействие  с различными животными

Наши друзья – животные – выполняют особую задачу, взаимодействие с ними оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние и поведение человека, это наши союзники в борьбе с депрессией и тревогой. Нежность и ласка братьев меньших нередко становятся лучшим лекарством, при общении с ними в организме вырабатываются «гормоны счастья» — эндорфины, поэтому зоотерапия, сегодня практикуется повсеместно. Дружеское общение с животными помогает справиться со стрессом, расслабиться и успокоиться, восстанавливается артериальное давление, нормализуется дыхание и сердцебиение, именно такое общение и необходимо детям.

 Взаимодействие с природой обладает большим потенциалом для социальной реабилитации личности. Ученые выделяют медико-психологический и психолого-педагогический подходы к решению этой проблемы.

В последнее время широкое распространение в мире получили такие направления медицины, как пет-терапия, анималотерапия или зоотерапия. По мнению ученых, значительное целебное действие оказывает зоотерапия на людей с хроническими невротическими и психическими заболеваниями.

 При определенных заболеваниях животные могут выступать как «со-врачи», т.е. помогать медицинским работникам установить контакт с теми пациентами, которые в силу ряда психофизических причин отказываются от общения с врачом, психологом или медсестрой.

  1. Животные дают больному ощущение «не быть в одиночестве»;
  2.  Обуславливают его «занятость», «полезность»: он может кого-то погладить, приласкать; должен уделять кому-то внимание; вынужден двигаться; получает чувство уверенности благодаря тому, что другое существо его приемлет, не отвергает.

Лечение с помощью животных охватывает следующие основные категории пациентов:

–  детей, страдающих депрессией,

–  аутизмом,

– синдромом Дауна,

– поражениями головного мозга с проявлениями зависимости или агрессивности,

– находящихся в состоянии одиночества или  изоляции,

– подавленности,

– имеющих низкую самооценку.

У пациентов, имеющих травмы на эмоциональном уровне и поэтому замкнутых в себе, общение с животными вызывает улыбку, а нередко и смех; пациенты с гипертрофированной активностью, неспособные совершать обычные действия из-за слишком высокого уровня тревоги, при контакте с животными успокаиваются настолько, что начинают нормально взаимодействовать с другими людьми. Животные обладают способностью дарить любовь и придавать осязательную уверенность, стимулируют потребность оказывать помощь и защиту.

Любые знания, полученные из  общения ребенка  с животными в рамках образовательного процесса, должны закрепляться.

Ниже  предлагаю картотеку дидактических игр на тему «Дикие животные»

Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы  – … (медвежонок, медвежата).
У лисицы  – … (лисенок, лисята).
У белки  – … (бельчонок, бельчата).
У волчицы  – … (волчонок, волчата).
У ежихи  – … (ежонок, ежата).
У зайчихи  – … (зайчонок, зайчата).

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа – медведь, мама – … (медведица), детеныш – … (медвежонок).
Папа – волк, мама – … (волчица), детеныш – … (волчонок).
Папа – еж, мама – … (ежиха), детеныш – … (ежонок).
Папа – заяц, мама – … (зайчиха), детеныш – … (зайчонок).
Папа – лис, мама – … (лисица), детеныш – … (лисенок).

Игра «Кто, где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Читайте также:  Роль логического мышления в интеллектуальном развитии ребенка

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.

Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

– Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
– Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
– Серый, злой, голодный. (Волк.)
– Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
– Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие  голоса подают дикие животные.

– Скажите, как подают голос звери?
– Что делает волк – …(воет).
– Что делает лиса – … (тявкает).
– Что делает медведь – … (ревет).
– Что делает белка – … (цокает).

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка

Игра «Один – много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок

Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д.  Теперь все звери нашли свои хвосты.

Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы – … (лисий нос).
Лапа лисы – … (лисья лапа).
Глаза лисы – … (лисьи глаза).
Нора лисы – … (лисья нора).

Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц – … (маленький).
Волк – сильный, а белка – … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя – … (короткий).

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.

Белка, собака, лиса, медведь

Игра «Сложи картинку»

Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

У  ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
– Какой зверь у тебя получился?  (Лиса.)

Игра «Составление рассказа-описания»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

Источник

Искупались))

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Сегодня я расскажу о такой теме, как “взаимоотношения детей с животными”, и о том, как важно наладить эти отношения.

В частности, буду опираться на опыт в общении с собакой.

Стоит начать с того, что животные, хоть одомашненные, хоть уличные, всё равно братья наши меньшие и стоит проявлять к ним сострадание уважение и снисхождение, а также заботиться о них.

Мой опыт.

Мой опыт в общении с животными многогранен. В моей семье ещё когда я был маленьким, был французский бульдог по имени “Джефрик”, к сожалению, я его не помню, так как был слишком мал, но к счастью, впоследствии у нас появился кот.

Его звали “Добик”, был характерный, упрямый, но в каких-то моментах всё равно крайне милый.

Также, в это время у нас дома жил попугай, который покинул этот мир примерно одновременно с этим милым котом.

Читайте также:  Развитие личности ребенка дошкольного возраста кризис 7 лет

После этого прошло много лет, и вот, не так давно появился наш новый лучший друг, “Блекмор”, также французский бульдог, этот малыш западает в сердце сразу, как его увидишь. А вот и он, встречайте!

Отдыхает на пледике, после долгого трудового дня) Ведь игры никто не отменял!)

Наверное, Возник вопрос, для чего, собственно, всё это повествование?

Я отвечу: это своего рода доказательство того, что я сведущ в том, о чем буду говорить.

Почему это – доказательство? Спросите вы.

Потому что, я с самого детства, буквально, с годовалого возраста был окружен любовью и заботой животных, и я отвечал им тем же)

Плюсы от общения с животными для Ваших детей и для вас.

Животные дома – это радость и счастье для всей семьи, не бойтесь заводить их и прививать вашему ребенку с детства или уже в подростковом возрасте правильные ориентиры и моральные качества по отношению к братьям нашим меньшим)

Итак, следует отметить, что же может дать общение с животными, как детям в раннем возрасте, так и несовершеннолетним подросткам.

  • Любовь. Животные, кто бы это ни был, кот, собака, крыса, птица, и многие другие, проявляют искренние чувства и эмоциональность, по отношению к Вам и вашим детям.

Они будут искренне любить вас, если вы будете проявлять к ним те же чувства, что важно и необходимо для полноценного общения.

  • Забота. Животные, в частности собаки, справятся с обереганием от любых неприятностей Ваших детей, лучше чем любая наёмная няня.
  • Опека. Собаки оберегают детей, любят их и ценят, потому что чувствуют ответственность за них, когда находятся в семье.

Этот пункт, сопряжен с предыдущим.

  • Внимание. Собака всегда проявляет интерес, и инициативу по отношению ко всем членам семьи, опять же, если к ней относятся соответственно.

Она всегда выслушает вас, поймет, разделит с вами и вашими детьми тяготы и радости жизни.

В любом случае любимое животное всегда будет полностью прикован к вашему рассказу, в чем бы он не заключался.

  • Антистресс. В чем он проявляется? Как бы кто скептически не относился к энергетике и подобным вещам, поверьте – это так и это работает.

Любые ваши переживания или эмоциональную напряженность, животное, от того, что вы его погладите, поговорите с ним, поиграетесь, принимает на себя, и будет счастлив это сделать.

  • Снятие усталости и утомляемости.

Этот аспект пересекается с предыдущим, и происходит посредством аналогичных действий, которые были описаны выше.

  • Также от общения с животными происходит Перезагрузка (эмоциональная, моральная), это действительно так, потому что ваш питомец хочет, чтобы его хозяева были довольны и счастливы, поэтому он изо всех сил старается вас утешить
  • Снятие тревожности. В наше время распространено такое эмоциональное состояние человека, в любом возрасте (могут быть подвержены как взрослые, так и дети и подростки), как тревожность. Оно проявляется из-за влияния окружающих, обстановки в семье, влияния друзей и т.д.

Последние четыре пункта я могу подтвердить примером из моего ближайшего прошлого.

Итак, 2 июля у меня должен был быть последний экзамен по гражданскому праву. Я очень переживал из-за этого экзамена, так как он выступал самым главным для меня, перед ним буквально 3 дня я находился в стрессе, было состояние тревожности.

Блекмор главный помощник в подготовке к экзаменам)

Под конец подготовки я был истощен, был очень уставшим, все знают как это бывает перед экзаменами.

Блекмор не упустил возможности меня утешить и успокоить, а также отвести все плохие мысли, и забрать всю эмоциональную и моральную напряженность.

Ночь перед экзаменом, обнимашки от стресса)

Блекмор запрыгнул ко мне на кровать после недолгой прогулки, и спал со мной весь вечер и всю ночь в обнимку перед экзаменом.

А также с утра, когда у меня был экзамен он смирно сидел весь час у моей ноги, никуда не отходя и не смыкая глаз)

И это только один из тысячи примеров!!)

Рекомендации.

Какое в этом всем смысловое зерно? Спросите вы.

Я отвечу, что я хотел донести этим подробным изложением положительных моментов:

Не стоит бояться животных самим, как уличных, так и домашних – ваших или когда вы у гостей. Ведь они совершенно безобидны, если относиться к ним доброжелательно.

Здесь, как нигде, уместно работает фраза “как вы к нам, так и мы к вам”.

Также не нужно прививать эту боязнь своим детям, а тем более негативное отношение, злобу в какой-либо форме, или тому подобные чувства.

Не стоит всячески отгонять различных животных от вас на улице, если они просто проходят мимо, так как это закладывает в ваших детей неприязнь к этим невиновным созданиям.

Которая впоследствии может вылиться в:

Ненависть

Враждебность

Озлобленность

Жестокость

По отношению к безобидным и ни в чем не виновным животным.

Всё негативное отношение к животным передаваемое либо родителями либо окружающими, впоследствии может привести к таким случаям, как в Краснодарском крае, по отношению к щенку в 2016 году, или же в Москве также в том же году, и также к щенку.

Читайте также:  Ребенок с задержкой психического развития литература

Именно поэтому, так важно, чтобы родители прививали хорошие и положительные эмоции и чувства ко всем животным, своим детям и неважно в каком они возрасте.

Напишите пожалуйста в комментариях, знали ли вы о перечисленных положительных моментах от общения с животными?

Если Вы нашли статью хоть немного полезной или интересной, подписывайтесь, это станет для меня мотивацией, освещать больше подобных тем в воспитании сыновей.

А какие моральные и нравственные принципы Вы прививаете своему ребенку по отношению к животным?

Источник

Многие дети любят животных, а некоторые из них воспитываются в доброжелательной обстановке семьи, в которой присутствуют домашние питомцы. И это очень важная сфера жизни ребенка, ведь общение с животными способствует развитию многих качеств, необходимых человеку для полноценной жизни — способности сострадать, заботиться, любить…

Влияние общения ребенка с животными на его развитие

Польза от общения ребенка с животными очевидна. Известно, что интеллект детей, выросших без общения с домашними питомцами, ниже интеллекта детей, воспитанных в семьях, имеющих дома животных. Кроме того, общение с животными облегчает адаптацию в обществе. Животные в доме наполняют его ощущением покоя, тепла и постоянства. Контакт с ними способствует тому, что стрессы переживаются легче. К сожалению, многие дети растут в атмосфере семейных скандалов, а некоторые переживают развод родителей. И если бы у них не было возможности обнять собаку, погладить кошку, повозиться с хомячком и забыть на время обо всех проблемах, они могли бы получить серьезный невроз.

Начинать знакомить ребенка с миром животных и позволять ему общаться с ними можно очень рано. Естественно, родители своим примером должны демонстрировать ребенку, как подходить к животному, как его ласкать, как играть с ним, объяснять недопустимость грубого обращения с животным. Мир животных огромен, изучать его можно бесконечно. Используйте любые возможности, чтобы открыть его ребенку — прогулку на улице, рассматривание картинок в книге, фильмы, поход в зоопарк…

И чем более конкретным для ребенка видится каждое животное (его вид, его роль в нашей жизни), тем эмоциональнее его связь с природой, тем человечнее он становится.

Упоминания, несомненно, заслуживает такой вопрос, как жестокое обращение ребенка с животными. Очевидно, что это недопустимо ни с моральной, пи с правовой точек зрения, и родители должны объяснить это ребенку. Как правило, даже самые маленькие дети рано уясняют это и бережно относятся к братьям нашим меньшим. Однако некоторые дети проявляют необъяснимую по человеческим меркам жестокость к ним, некорректируемую никакими воспитательными мерами. В таком случае это грозный признак психического расстройства ребенка, и чем раньше родители обратятся к психиатру, тем лучше.

Порой практикующему психологу приходится сталкиваться с детскими страхами, объектами которых являются животные. Иногда это может быть спровоцировано реальной травматической ситуацией, когда ребенок по недосмотру родителей или в силу недостатка навыков общения с животными подвергся нападению. Но бывают и страхи, не совсем понятные родителям. Ребенок может испытывать сильный страх (фобию) к определенным животным. Фобия — это одна из форм невроза, и в данном случае она возникает тогда, когда некоторые аспекты отношений ребенка с его родителями переносятся им на животное (ему бессознательно приписываются, например, «плохие» черты одного из родителей, которые ребенок не способен перенести). В таких случаях детская психотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и проблемных вопросов отношений ребенка и родителей.

А если говорить о непосредственном участии животных в психотерапии, то специалистами давно замечен и успешно используется полезный для ума, тела и души эффект от общения с животными. Дельфины и лошади, собаки и кошки — одни из самых известных лечебных животных. Интересна также общественная инициатива, позволившая организовать обоюдополезное общение детей и животных. В штате Пенсильвания приют для кошек организовал акцию «Друзья по книге». Дети начальных классов приходят в приют и читают кошкам вслух, это помогает детям улучшить навыки чтения и научиться заботе о братьях наших меньших, а кошкам помогает социализироваться. Инициативу подхватили приюты по всей стране.

Как психолог я бы посоветовала каждому родителю задуматься над тем, насколько важно и полезно ребенку общаться с животными. Более того, считаю, что польза общения детей с животными, перевешивает неизбежные, но не такие уж и большие трудности, связанные с уходом за ним. Кроме того, возможно, ваш последний бастион падет, если вы узнаете, что домашние животные ни в коем случае не способствуют тому, что в доме становится больше инфекции. Ведь по данным опять-таки исследований, дети, в семьях которых есть животные, болеют меньше, а их иммунная система более устойчива.

Источник