Влияние образовательной среды на развитие ребенка
Влияние образовательной среды на развитие
личности ребенка дошкольника.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появился стандарт, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети, поэтому на современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
(Слайд 2) Правильно организованная образовательная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
(Слайд 3) В образовательной среде можно выделить 3 компонента:
-социальный (социальное окружение),
-предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение),
-психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы)
(Слайд 4) Мощным обогащающим фактор детского развития является социокультурное окружение. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, влияние культурной ауры микрорайона, города, детского сада, природных и парковых ландшафтов. Все эти среды – могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.
(Слайд 5)Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначением, характера деятельности людей достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром, способствовать более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также помогать адекватно воспринимать себя и других людей, овладевать конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
(Слайд 6-7) В соответствии со Стандартом ДО, еще одним из аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста является предметно-пространственная развивающая среда. Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Активность ребенка в условиях такой среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов, возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
(Слайд 8) Над созданием такой среды мы задумались с приходом новых малышей. Нам захотелось так организовать пространство, чтобы детки быстрее адаптировались, привыкли спокойно и непринуждённо расставаться с мамой, а в группу заходили с радостью и интересом. Мы поставили перед собой цель – создать условия для развития гармоничной личности: любознательной, коммуникативной, способной овладеть разными видами деятельности, здоровой физически и психически.
Соблюдая принципы, которые включены в стандарт, начали организовывать развивающую предметно-пространственную среду в своей группе. Все оборудование и материалы распределили в пространстве группы, не перегружая её. Теперь каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает ребенка. Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, распределили материалы в разных центрах. Но это не означает, что среда оставалась неизменной. Центры периодически объединялись (театральный+книжный), взаимозаменялись (центр отдыха – центр уединения) и дополнялись (патриотический центр, центр по изучению ПДД). Мебель и оборудование в группе расположены так, чтобы осталось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши имели возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки дети могут свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности.
Давайте проведем небольшую экскурсию по нашей группе.
(Слайд 9) День начинается с приёма детей. Раздевалка приветливо встречает детей и родителей. Малыши быстро находят свой шкафчик по предметной картинке, которую они сами выбирали. По этой же картинке проводим мини-беседу во время одевания на прогулку. Ненавязчиво, давая детям возможность проявить свои знания: сегодня говорим про цвет, завтра уточняем форму, в другой раз определяем назначение предмета и т.д., таким образом, расширяем познания детей о предмете. Здесь же расположен уголок для родителей, куда помещаются объявления, консультации и советы родителям.
(Слайд 10) Для более тесного сотрудничества с родителями и коллегами, вовлечение их в жизнь нашей группы мы создали персональный сайт группы, с которым приняли участие в городском конкурсе «Авторский интерактивный сайт» в номинации «Сайт группы ДОО» и заняли 2 место.
(Слайд 11) Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде “Умелые ручки ” и на творческой лесенке, к которому имеется свободный доступ. Ребенок выставляет свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркивает собственную индивидуальность и значимость.
(Слайд 12) Видеомагнитофоном, телевизором и компьютером оснащён аудиовизуальный центр. Есть возможность прослушать музыкальные произведения по возрасту детей, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы, после ознакомления с произведениями художественной литературы можно просмотреть аналогичный мультфильм, что поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им оценку. Данные приемы с использованием ТСО, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах, создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.
(Слайд 13-14) Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, малыши производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают. В центре есть предметно-дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с прищепками. Можно поупражняться со шнурками: продевать через отверстия, делать стежки, «пришивать» пуговицы, закреплять на чудо-дереве, складывать в корзину разные овощи и фрукты. Игры меняются, расширяя чувственный опыт ребятишек, стимулируя тонкие движения руки. Мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у детей аналитического восприятия.
(Слайд 15-16) Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.
Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.
(Слайд 17) Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты, звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Шумные концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие, особенно музыкально-двигательная импровизация! Особый восторг вызывает у детей утренняя музыкально-ритмическая гимнастика: весёлые курочки, задорные петушки, зеленый кузнечик– вот такая карусель эмоций, движений и звуков. А самое главное ‒ у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.
(Слайд 19-20) Детям нравятся театрализованные игры. Почему? Да потому, что они видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, плачут над неудачами любимых героев, а главное ‒ всегда готовы прийти к ним на помощь. В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность. Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра. Ведь театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой, речью. Рядом расположен уголок ряженья, где развешаны жилетки, юбочки, фартуки и косынки. Здесь возможно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
(Слайд 21) Один из любимых центров детей –книжный. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках! Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняются, выставляются в соответствии с рекомендациями по программе, также в уголке имеются детские журналы. Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.
(Слайд 22) Окружая детей вниманием и заботой, мы создали необходимые условия для их развития: приятную, спокойную обстановку в группе, большой игровой центрс играми-забавами, яркими игрушками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. В игровом центре мы собрали предметы и игрушки, максимально приближенные к окружающим предметам. Атрибуты к профессиям и общественным местам находятся в коробках с характерными значками.
В младшем возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту, игре. Поэтому игра начиналась, как только малыш переступал порог группы. Дети быстро научились занимать себя делом. Дети очень наблюдательны и во всём пытаются подражать. Основной целью этого центра является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям. Мальчики и девочки играли вместе, гендерное разделение произошло позже, теперь мальчики играют роль папы, а девочки – мамы.
(Слайд 23-24) Создавая центр строительства, мы учитывали поло-ролевой принцип организации предметно-развивающей среда, т.е. обеспечивали как общими, так и специфичными материалами девочек и мальчиков. В этом центре собрано большое количестворазного вида конструкторов, кубиков, крупного строительного материала, мягкого модуля, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу.Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
(Слайд 25-26) Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения, аквариум с разными рыбками, за которыми дети наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал. Так постепенно формируем у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваем интерес к растениям и животным. Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов. Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.
(Слайд 27-28) Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центре физического развития подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяем в проведении утренних гимнасти,подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей. У наших детей высокая двигательная активность, им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или прятаться. Двигательная активность способствует развитию восприятия. А накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие. Массажные дорожки, коврики, используемые после дневного сна,активизируют биологически активные точки стопы. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом, созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные задачи.
Третий компонент – отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности. Вся образовательная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности дошкольника на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Правильно организованная образовательная среда способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.
Источник
Автор: Винокурова Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР – детский сад № 6 “Звёздочка”
Населённый пункт: город Ивантеевка Московской области
Наименование материала: статья
Тема: “Влияние образовательной среды на развитие личности ребенка дошкольника”
Дата публикации: 14.11.2018
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 6 «Звёздочка»
Города Ивантеевка Московской области
«Влияние образовательной среды на
развитие
личности ребенка дошкольника»
Подготовил: воспитатель
Винокурова И. В.
2018г
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного
обновления:
появился
стандарт,
изменились
программы,
формы
организации
образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в
которой растут современные дети, поэтому на современном этапе модернизации
дошкольного образования одним из приоритетных направлений является создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Правильно организованная образовательная среда способствует установлению,
утверждению
чувства
уверенности
в
себе,
дает
возможность
дошкольнику
испытывать
и
использовать
свои
способности,
стимулирует
проявление
им
самостоятельности, инициативности, творчества.
В образовательной среде можно выделить 3 компонента:
-социальный (социальное окружение),
-предметно-пространственный
или
предметно-развивающий
(предметно-
пространственное окружение),
-психо -дидактический (используемые педагогом методы и приемы)
Мощным обогащающим фактор детского развития является социокультурное
окружение. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние
семьи, ее быта, культурных предпочтений, влияние культурной ауры микрорайона,
города, детского сада, природных и парковых ландшафтов. Все эти среды – могут
стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.
Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначением, характера
деятельности людей достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и
должна составлять первые моменты его знакомства с миром, способствовать более
б ы с т р о й
а д ап т а ц и и
ма л ы ш е й
к
н о в ы м
с о ц и а л ь н ы м
у с л о в и я м ,
а
также помогать адекватно
воспринимать
себя
и
других
людей,
овладевать
конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
В соответствии со Стандартом ДО, еще одним из аспектов образовательной
среды
для
ребёнка
дошкольного
возраста
является
предметно-пространственная
развивающая
среда.
Всестороннее
развитие
ребёнка
успешно
осуществляется
в
условиях
обогащённой
развивающей
предметной
среды,
которая
предполагает
создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Активность
ребенка в условиях такой среды стимулируется свободой выбора деятельности.
Ребенок
играет,
исходя
из
своих
интересов,
возможностей,
стремления
к
самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию,
под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая
среда
выступает
в
роли
стимулятора,
движущей
силы
в
целостном
процессе
становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует
раннему проявлению разносторонних способностей.
Над созданием такой среды мы задумались с приходом детей в логопедическую
группу.
Нам
захотелось
так
организовать
пространство,
чтобы
детки
быстрее
адаптировались, привыкли к новому игровому пространству, скорее подружились, а
в группу заходили с радостью и интересом.
Мы поставили перед собой цель –
создать
условия
для
развития
гармоничной
личности:
любознательной,
коммуникативной,
способной
овладеть
разными
видами
деятельности,
здоровой
физически и психически, а также способствующей улучшению речи.
Соблюдая
принципы,
которые
включены
в
стандарт,
начали
организовывать
развивающую
предметно-пространственную
среду
в
своей
группе.
Все
оборудование и материалы распределили в пространстве группы, не перегружая её.
Теперь
каждый
уголок
группы
учит,
воспитывает
и
развивает
ребенка.
Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, распределили
материалы в разных центрах. Но это не означает, что среда оставалась неизменной.
Центры периодически обновлялись. Мебель и оборудование в группе расположены
так,
чтобы
осталось
достаточно
места
для
свободной
двигательной
активности
детей. Дети имели возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски,
строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки дети могут свободно
брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности.
Давайте проведем небольшую экскурсию по нашей группе.
День
начинается
с
приёма
детей.
Раздевалка
приветливо
встречает
детей
и
родителей. Дети быстро находят свой шкафчик по цифровой картинке, которую они
сами выбирали. По этой же картинке проводим мини-беседу во время одевания на
прогулку. Ненавязчиво, давая детям возможность проявить свои знания: сегодня
говорим про цвет, завтра уточняем порядковый счет, состав числа, в другой раз
определяем количественный счет. Таким образом, расширяем познания детей в
направлении ФЭМП.
Здесь
же
расположен
уголок
для
родителей,
куда
помещаются
объявления,
консультации и советы родителям.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение
на стенде “Наше творчество” и на творческой лесенке (для работ по лепке), к
которой имеется свободный доступ. Ребенок выставляет свою работу для обозрения
сверстников и взрослых, тем самым подчеркивает собственную индивидуальность и
значимость.
Видеомагнитофоном,
телевизором
и
музыкальным
центром
о снащён
аудиовизуальный
центр.
Есть
возможность
прослушать
музыкальные
произведения
по
возрасту
детей,
провести
музыкальную
паузу
или
зарядку,
релаксацию
под
звуки
природы,
после
ознакомления
с
произведениями
художественной
литературы
можно
просмотреть
аналогичный
мультфильм,
что
поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им
оценку.
Данные
приемы
с
использованием
ТСО,
способствуют
формированию
мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют
уверенность
в
своих
силах,
создание
различных
мультимедийных
презентаций,
направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.
Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны
в
интеллектуально-сенсорном
центре. Играя,
дети
производят
разнообразные
действия:
рассматривают,
сравнивают
по
цвету,
ощупывают.
В
центре
есть
предметно-дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с
прищепками.
Можно
поупражняться
со
шнурками:
продевать
через
отверстия,
делать стежки, «пришивать» пуговицы, закреплять на чудо-дереве, складывать в
корзину разные овощи и фрукты. Игры меняются, расширяя чувственный опыт
ребятишек,
стимулируя
тонкие
движения
руки.
Мозаика,
шнуровки,
волчки,
пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики
рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у
детей аналитического восприятия.
Центр
художественно-эстетического
развития
включает
в
себя
мини-центр
художественного
творчества,
музыкального
развития,
театральной
деятельности,
уголок ряженья и книги.
Разнообразие
средств
в центре художественного творчества открывают ребёнку
возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина,
оживлять
красками
скучные
белые
картинки.
Дети
получают
удовольствие
от
взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью
центра
является
формирование
творческих
способностей
детей,
эстетического
восприятия, воображения, самостоятельности, активности.
Развитию
музыкальной
памяти,
формированию
музыкально-ритмических
способностей,
умению
подыгрывать,
эмоционально
реагировать
на
музыку
помогают
детские
музыкальные
инструменты,
звучащие
музыкальные
игрушки,
шумовые инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Шумные
концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам
удовольствие, особенно музыкально-двигательная импровизация! Особый восторг
вызывает
у
детей
логоритмические
упражнения.
А
самое
главное
‒
у
детей
необычайно
повышается
интерес
к
самостоятельной,
музыкальной,
творческой
деятельности.
Детям
нравятся
театрализованные
игры.
Почему?
Да
потому,
что
они
видят
окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются
персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними,
плачут над неудачами любимых
героев,
а
главное
‒
всегда
готовы
прийти
к
ним
на
помощь.
В
таких
играх
активизируется
речь,
вырабатывается
чёткое
произношение
звуков,
снижается
закомплексованность, скованность.
Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными
видами театра. Ведь театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности
детей.
Театрализованная
игра
помогает
удовлетворить
потребности
ребёнка
в
положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Ребята
сами разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой,
речью. Недалеко расположен уголок
ряженья, где развешаны жилетки, юбочки,
фартуки
и
косынки.
Здесь
возможно
изменять
свой
облик
и
наблюдать
эти
изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
Один из любимых центров детей –книжный. Кто не любит полистать красочную,
иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках!
Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за
книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов.
И
каждые
их
«где?»,
«когда?»,
«почему?»
требуют
незамедлительного
ответа.
Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке
часто меняются, выставляются в соответствии с рекомендациями по программе,
также в уголке имеются детские журналы. Книжный уголок вызывает интерес к
книгам,
рассматриванию
иллюстраций,
помогает
формировать
потребность
в
чтении.
Окружая детей вниманием и заботой, мы создали необходимые условия для их
развития: приятную, спокойную обстановку в группе, большой игровой
центр с
играми-забавами,
яркими
игрушками,
атрибутами
для
сюжетно-ролевых
игр.
В
игровом центре мы собрали предметы и игрушки, максимально приближенные к
окружающим
предметам.
Атрибуты
к
профессиям
и
общественным
местам
находятся в коробках с характерными значками.
Ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту,
игре. Поэтому игра начиналась, как только
он переступал порог группы. Дети
быстро
научились
занимать
себя
делом.
Они
очень
наблюдательны
и
во
всём
пытаются
подражать.
Основной
целью
этого
центра
является
позитивная
социализация
детей,
приобщение
их
к
социокультурным
нормам,
традициям.
Мальчики и девочки играли вместе, гендерное разделение произошло позже, теперь
мальчики играют роль папы, а девочки – мамы.
Создавая центр строительства, мы учитывали поло-ролевой принцип организации
предметно-развивающей среда, т.е. обеспечивали как общими, так и специфичными
материалами
девочек
и
мальчиков.
В
этом
центре
собрано
большое
количестворазного вида конструкторов, кубиков, крупного строительного материала,
мягкого модуля, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не
только
на
столе,
но
и
на
полу.Эти
игры
способствуют
развитию
мышления,
пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр
расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения, за которыми дети
наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением
природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных,
природный
материал.
Так
постепенно
формируем
у
детей
потребность
в
самостоятельном изучении природы, развиваем интерес к растениям и животным.
Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов. Центр создан
для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь
дети
превращаются
в
«учёных»,
которые
проводят
опыты,
эксперименты,
наблюдения.
Радость
открытия
нового
формирует
у
ребят
познавательную
мотивацию.
Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центре
физического развития подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые
влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной
двигательной активности. Предметное наполнение центра применяем в проведении
утренних гимнастик, подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности
и в свободной деятельности детей. У наших детей высокая двигательная активность,
им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или
прятаться.
Двигательная
активность
способствует
развитию
восприятия.
А
накопленный
двигательный
опыт
обеспечивает
дальнейшее
интеллектуальное
развитие.
Массажные
дорожки,
коврики,
используемые
после
дневного
сна,
активизируют
биологически
активные
точки
стопы.
Радостное
настроение
и
положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом,
созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные
задачи.
Третий компонент – отбор методов и средств, позволяющих моделировать
специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию
личности. Вся образовательная деятельность должна строиться на основе системно
–деятельностного
подхода. Цель е го
з а к л юч а е т с я
в развитии
личности
дошкольника на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не
может
развиваться
при
пассивном
восприятии
материала.
Именно
собственное
действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Правильно организованная образовательная среда способствует формированию
разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его
индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный
психологический климат в группе.
Источник