Влияние неполных семей на развитие ребенка

Влияние неполных семей на развитие ребенка thumbnail

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Что такое неполная семья и каковы ее разновидности?

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей – это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:

Осиротевшие;

Внебрачные;

Разведенные;

Распавшиеся.

Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. Несмотря на то, что в любой неполной семье отсутствуют объективные условия для полноценного развития ребенка, каждая из ее разновидностей отличается своими психологическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на развитие личности воспитывающихся в таких семьях детей.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер эмоционального развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследователями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

нарушения развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных способностей);

недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

формирования избыточной, патологической привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно не было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общественными традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Родители мальчикам чаще, чем девочкам, прощают проявление агрессивности и поощряют их активность, инициативность. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание, ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция мальчика (девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Ориентация ребенка на ценности своего пола прежде всего происходит в семье. Здесь многое зависит от традиций. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты – мужчина». И тот учится удерживать свои слезы. С ним солидаризуется отец, старший брат: «Мы – мужчины». Ребенок учится сдерживать свои слезы, гордится, что он принадлежит к категории мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по деревьям и заборам. Ты – девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка.

В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребенок.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений женщины и мужчины. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на личной и семейной жизни.

Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результат издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформацией личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье все перечисленные выше функции выполняет мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении ограничить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Читайте также:  Функциональные линии развития ребенка в раннем возрасте

Не всегда личностные взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощрять его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способности рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Таким образом, роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и к различным отклонениям в поведении, состоянии психологического здоровья.

Источник

Согласно демографическим данным, в дошкольном возрасте 1 ребенок из 10 растет в неполной семье, а в старшем возрасте статистика намного печальнее: здесь каждый седьмой воспитывается только одним из родителей. На сегодняшний день неполные семьи все так же представлены, в основном, «материнской» моделью семьи. Однако число семей, где дети живут только с отцами, тоже растет.

✅ Как неполная семья влияет на эмоциональное состояние ребенка?

✅ Каковы причины скрытых и явных воспитательных рисков такой семьи, и как с этими причинами бороться? Ответы можно найти в этой статье.

Воспитание ребенка в неполной семье

Каждая неполная семья имеет свою историю. Она может быть связана со смертью одного из родителей, разводом или же рождением малыша вне брака. Когда семья стала неполной из-за смерти родителя, это, конечно, печально, однако воспитательная база в этом случае лучше, нежели в остальных вариантах. Особенно, если связь со всеми родственниками сохраняется, и они уважают и помогают оставшемуся родителю. Это обеспечивает ребенку эмоциональную помощь и восполняет недостаток общения.

Несколько детей

Если в такой семье есть несколько детей, то это также частично позволяет возместить ее неполноту. При правильном поведении взрослых старший ребенок становится для младших главным и стимулирует их в социальном отношении. Наличие старшего в роли защитника помогает ему почувствовать себя более уверенным. Общеизвестно, что дети в неполных семьях растут гораздо дружнее и эмоционально зависимы друг от друга. Бесценна также помощь дедушек и бабушек.

Мать

Матери, которые вынуждены растить своих детей без отцов, чаще замужних полагают, что воспитывать детей очень трудно. Одинокие мамы часто опасаются: «как бы ребенок не вырос балованным», «вдруг в нем даст о себе знать ужасная наследственность»… Это приводит к тому, что мамы начинают ограничивать свою нежность и пытаются быть для своих детей, особенно мальчиков, «строгими отцами». Такая роль не ведет к счастливому финалу. У детей восприятие авторитарности отца и матери различно.

Отец

Отцовскую критику ребенок считает просто критикой, а материнскую он воспринимает как отказ в самом важном ― любви. Обычно ребенок, чтобы почувствовать себя любимым и важным, начинает искать всевозможные способы, включая капризы и непослушание. А может уступить и вырасти инфантильным человеком, считая, что женское доминирование ― это нормально. Такие установки могут в будущем создать проблемы в отношениях с другим полом, а также нарушить эмоциональный контакт с людьми.

В противовес строгого воспитания матери нередко возникает ситуация, когда все слишком жалеют ребенка и начинают многое ему позволять. Такое отношение способствует развитию в ребенке эгоистичности. Он не имеет возможности получить внутреннюю уверенность в себе и не знает, в чем заключается настоящая роль взрослых в его жизни.

Полная семья

Полная семья дает детям представление не только о роли родителей, но и о взаимодействии мужчины и женщины в супружеском союзе. Такой опыт ребенок не может получить в неполной семье, поэтому нередко роли распределяются неправильно. Неполная семья часто стимулирует ребенка «заменить кого-либо в семье», «общаться в семейном союзе», «хранить семейные тайны» и т. д. Все это сильно влияет на психологическое состояние ребенка и оказывает негативное воздействие на его полоролевую социализацию.

Новый образ жизни

Приспособление к новому образу жизни в качестве одинокого родителя, образование других форм семейного уклада ― трудная задача с психологической точки зрения. Разведенные родители вынуждены пройти этот сложный экзамен. Кроме того, такая ситуация приводит к более раннему взрослению ребенка. Жизнь после развода родителей ребенок воспринимает как кардинальное изменение всех отношений, ему трудно встать на чью-либо сторону. Тяжелее всего бывает детям-дошкольникам. При этом не последнюю роль играют их психологические особенности: в этом возрасте дети, как правило, тяжело привыкают к новому. Попробуйте завязать своему ребенку шарф по-другому, и вы увидите, что он будет нервничать, пока вы не завяжете его правильно. А что же будет при глобальных изменениях в его жизни?

Неполная семья

Неполная семья, особенно если она образовалась после развода, способствует развитию отношений между ребенком и оставшимся родителем по принципу самопожертвования. В этом случае семья связана не только заботой и любовью, но и грустью, переживаниями, болью. Такая модель рождает в ребенке неуверенность, беспокойство, тревогу, плохое настроение. Если родитель полностью погружается в свои собственные проблемы, то он как бы эмоционально «бросает» своего малыша, и последний начинает считать себя покинутым не только отцом, но и частично матерью.

Читайте также:  Роль единства обучения воспитания и развития ребенка

В последнее время отцы более активно занимаются воспитанием своих детей, начиная буквально с самого рождения. Поэтому после развода дети очень остро ощущают отсутствие папы. Без него ребенок не видит авторитета, порядка и дисциплины, и формирование самоуважения, самодисциплины, эмоциональной сдержанности происходит намного сложнее. Также затруднена идентификация полов. Очень важно, как мама относится к своему бывшему мужу. Некоторые мамы никогда даже не говорят о нем и притворяются, что отца в их жизни не было. А некоторые стараются всячески очернить отца в глазах детей. Но такое поведение влияет на самооценку ребенка: довольно трудно относиться в себе хорошо, если ты имеешь непосредственное отношение к такому плохому человеку. И только очень мудрые мамы воспитывают ребенка с мыслью, что его отец ― нормальный человек, у которого есть и плюсы, и минусы.

По мнению известного специалиста Вирджинии Сатир, основоположницы семейных консультаций, матери проще всего убедить ребенка в том, что его отец плохой. Однако это приводит к тому, что у мальчика появляются всевозможные комплексы, а девочке трудно поверить, что мужчина может ее привлечь.

Какие советы можно дать родителям, которые воспитывают детей в неполной семье?

  1. Разговаривайте с ребенком и выслушивайте его! Необходимо налаживать с ним контакт и привлекать его психологической близостью, выслушивая рассказы о школе, друзьях.
  2. Как можно чаще хвалите, а не ругайте его! Спокойная и стабильная семейная обстановка поможет ребенку начать доверять миру и повысит его самооценку.
  3. Уважайте право ребенка на его воспоминания.
  4. Не стоит перекладывать на детей функции отсутствующего родителя.
  5. Способствуйте обучению ребенка поведению, которое соответствует его полу.
  6. Не ограничивайте социальные контакты семьи. Ребенку нужно общаться и находить взаимопонимание с мужчинами.
  7. Попытайтесь образовать новый брак и начать другую жизнь в полной семье.

Больше полезных статей на канале Яндекс.Дзен

Источник

Влияние неполных семей на развитие ребенка

Когда развод необходим обоим родителям, он необходим и ребёнку, так как после развода появляется возможность гармонизации жизни каждого из родителей. Ребёнок будет испытывать больший дискомфорт в семье, где царят вечные ссоры, конфликты и эмоциональное напряжение. Такая обстановка в семье будет оказывать на ребёнка большее негативное воздействие, чем стабильная жизнь с одним из родителей. Но следует отметить, что даже оправданный развод окажет на ребёнка травмирующее воздействие, вызовет неблагоприятные последствия, которые непредсказуемым образом могут повлиять на его будущую жизнь. Развод наносит большой вред для психического здоровья ребёнка, ведь для него не существует развода с отцом и матерью. Родители могут стать для него чужими, только при условии, что они сами очень захотят этого. Одни говорят, что развод это всегда плохо, другие считают, что для ребёнка не имеет значение кто занимается его воспитанием, а третьи выделяются тем, что говорят о плюсах неполной семьи, так как оставшийся родитель несет персональную ответственность за происходящее в его семье и не пытается переложить ответственность за неудачи на других членов семьи. 

Каждую из этих точек зрения можно как опровергнуть, так и принять.  

Нельзя говорить о том, что каждая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребёнка. Однако, при наличии обоих родителей, многие задачи связанные с сохранением психического здоровья ребёнка получается решать успешнее. На этом не раз акцентировали и акцентируют внимание различные специалисты, занимающиеся проблемами неполных семей. Отмечается закономерность между воспитанием детей в неполной семье и их неудавшейся семейной жизнью в будущем. 

Неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.  

Есть дополнительная категория – функционально неполные семьи. В таких семьях два родителя, но из-за профессиональных или других причин почти не остаётся времени на семью. Время на детей в таких семьях есть лишь по выходным дням. Некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Например, когда один из родителей занимается бизнесом. Он как бы числится в семье, но не принимает участия в формировании личности своих детей. 

В зависимости от того, кто занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские семьи.

В России, как правило, неполная семья состоит из матери и ребенка, соответственно, является материнской. Я хочу рассмотреть особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка.

По количеству поколений в семье различают неполную простую – родитель и ребенок; неполную расширеную – родитель, ребенок и другие родственники. 

После расторжения брака, нередки случаи, когда мать с детьми возвращается к своим родителям. Характерным феноменом в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, где роль матери займет бабушка с авторитетными чертами личности, а вот роль отца выпадет матери с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью, либо дедушке. 

Каждая неполная семья имеет свои особенности и это сказывается на развитии психики ребёнка, а так же на его формировании личностных качеств. 

Каковы же перспективы воспитания детей в материнских семьях?

 На этот счёт существуют различные точки зрения, как правило противоречивые, но почти все они сводятся под один знаменатель, что отсутствие не просто отца в семье, а мужчины будет существенной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка .

Дефицит мужского влияния в неполных семьях заключается в следующем:

1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, негативное влияние может сказаться и на математических, пространственных и аналитических способностях ребенка за счёт развития способностей вербальных.

Для полноценного развития интеллекта у ребнка необходимо, чтобы в его окружении, с раннего детства, встречались оба типа мышления: мужское и женское. 

На развитие интеллекта оказывает влияние: наследственность, собственный опыт ребенка и его окружение. Поэтому очень важно, в каком возрастном периоде ребенка лишили возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первоначальным источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем сильнее страдает его умственное развитие. Особенно важным в этом отношении будут первые два года жизни ребенка. Потеря отца в результате его смерти, особенным образом сказываеться на школьных успехах ребёнка в том случае, если несчастье произошло в первые школьные годы. Наличие отца в семье влияет на формирование интереса у ребенка к образованию и стимулирует желание учиться. 

Читайте также:  Отчет речь в умственном развитии ребенка

Возможны следующие варианты, когда мнение отца, относительно обучения в дальнейшей жизни ребенка, может стать определяющим и негативно сказаться на его отношении к учебе. Особенно этому подвержены девочки. В частности, причиной учебных неудач у девочек становятся те правила  женского поведения в их наиболее традиционной форме, которые отец внушал им с самого детства. Например: женщина слабая и ей необходима забота и ласка от мужчины, а  ее обязанности, это порядок и чистота в доме, что касается науки и карьерного роста, то это является задачей мужчин. В результате такого мужского воздействия, девочка, определив свое место в жизни, будет довольна собой, и получая тройки полностью удовлетворена своей успеваемостью. 

Речь идёт о часто встречающихся тенденциях. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием сильного и успешного отца в семье. А вот высокий уровень творческих способностей нередко отмечается у детей, которые воспитывались в неполных семьях, а именно, в материнских семьях. 

Есть интересные данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, не редко выше, чем у детей из полных семей. 

2. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; отмечается несформированность навыков поло-ролевого поведения.

Медиками и психологами отмечено, что утрата или же несформированность чувства пола порождает глубокие изменения личности человека, в целом. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается система его отношений с другими людьми.

В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромное значение отдается отцу. Замечено, что уже с первых месяцев жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым формируя их половую идентичность. Первые 5-7 лет жизни играют важную роль в развитии у мальчика черт мужественности и в установлении гетеросексуальных отношений у девочки. Наиболее успешно дети осваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте. Мальчики в 5-7 лет. У девочек этот период растянут, 3-8 лет. Под влиянием социальных воздействий, которые в дошкольном возрасте исходят от родителей, к 3-6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу, что оказывает сильное влияние на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. Чем дольше ребенок в этот период воспитывается без отца, тем  серьезнее могут быть трудности половой идентификации, если же ни какой другой мужчина не станет эффективной заменой  отца, для ребенка. Отсутствие отца, или человека, заменяющего его, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. Психотерапевты отмечают, что мальчик, лишенный отца в детстве, будучи в своей семье, не справляется с обязанностями отца в отношении к своим детям и тем самым отрицательно влияет на личностное становление своих детей. 

Мальчикам, воспитываемым без отца, свойственно усваивать либо женское поведение, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они отрицают то, что хочет привить им мать. В обоих случаях складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом и жестоком.

Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок осознавал, что он такой же, как его отец (мать) и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым, при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.

Затрудняется обучение детей навыкам общения с представителями противоположного пола; становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который  мог бы “оторвать” ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Основной проблемой, с которой приходится столкнуться детям из неполных семей, это их неумение противостоять трудностям, неуверенность в себе, что, как правило, может повлечь за собой низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии детей из неполных семей отмечают педагоги и психотерапевты. Таким детям чаще, чем детям из полных семей  свойственно жить сегодняшним днем и надеяться на удачу. Им не интересно как они могут повлиять на изменения своей жизни в лучшею сторону и они не желают строить планов на будущее.

Подобное состояние, по мнению исследователей, в основном присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенность в себе, они не надеются на будущий успех в жизни. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они свое положение изменить не в силах и считают замужество единственным возможным выходом. Однако, в семейное счастье у них веры тоже нет. 

Если говорить о социальной зрелости и проявлении активности мальчиков, которые воспитывались в неполных семьях, то здесь тоже можно говорить о ряде проблем.  Психологами отмечена социальная, гражданская, психологическая незрелость их личности, т. е. инфантилизм, причину которого они видят в “женском” воспитании, в уменьшении роли отца в семье. Однако отсутствие отца в окружении ребенка является важным фактором, но не определяющим. Отсюда следует, что отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития у ребенка.

Источник