Влияние недоразвития речи на развитие познавательной деятельности ребенка

Влияние недоразвития речи на развитие познавательной деятельности ребенка thumbnail

Для детей с моторной алалией, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

Данные клинического и электроэнцефалографического исследований этих детей свидетельствуют о наличии у них не только локальных корковых нарушений, но и о поражении глубинных образований мозга (ствол, зрительный бугор, подкорковые ганглии, гипоталамические образования и др.). При электроэнцефалографическом обследовании в большинстве случаев отмечено преобладание дисфункции срединных структур мозга. Вероятно, при моторной алалии может иметь место поражение не только корковых речевых зон, но и подкорковых структур.

Вопросы для самопроверки

1. Общее понятие о моторной алалии.

2. Симптоматика моторной алалии (речевая и неречевая).

3. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка.

4. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии.

5. Характеристика лексико-грамматических средств языка при моторной алалии.

6. Специфика речевой деятельности детей с моторной алалией.

Тема 2. Обследование ребенка с моторной алалией

План

1. Система обследования ребенка дошкольного возраста с недоразвитием речи.

2. Этапы обследования.

3. Системно-уровневый принцип в логопедическом обследовании.

Задания для самостоятельной работы

1. Подобрать наглядно-дидактический и речевой материал для изучения речи и личности ребенка с алалией.

2. Подготовить протоколы для изучения речи и личности ребенка.

3. Подобрать игры, по условиям которых дети должны называть предметы, действия, качества (что-то одно или комплексно) для оценивания лексического запаса детей.

4. Составить перечень игровых ситуаций, которые можно использовать для исследования коммуникативных возможностей детей.

Понятийно-терминологический аппарат темы: аграмматизм, аморфные фразы, анамнестические сведения, катамнестические данные, апраксия: кинетическая, кинестетическая, оральная, артикуляционная моторика, контаминации, негативизм речевой, парафазии, персеверации, симптомы, фонетическая система языка, фонематическая система языка, элизии, эхолалии.

Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения темы

1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова – СПб.: «Детство-пресс», 2003.

2. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

3. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

4. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 331–389.

5. Мастюкова, Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1981. – № 6.

6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2003.

7. Изучение аномальных школьников / ред. А. Д. Виноградова и др. – Л., 1981. – С. 83– 115.

8. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

1. Система обследования ребенка дошкольного возраста
с недоразвитием речи

Цель обследования: выявить возможные причины и механизмы расстройства, его динамику, симптоматику.

Принципы обследования:

1. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта;

2. Принцип системного подхода предполагает анализ связей между различными компонентами, понимание значимости этих связей;

3. Связь речи с другими сторонами психического развития;

4. Учета этиопатогенеза.

Комплексный характер обследования:

– клиническое обследование: невролог, психопатолог, оториноларинголог;

– психологическое обследование,

– педагогическое обследование,

– собственно логопедическое обследование.

Группы методов обследования:

– организационные,

– эмпирические,

– статистические,

– интерпретационные;

– сравнительные (в сравнении с нормой и с другими формами патологии).

Методы логопедического обследования:

– педагогический эксперимент,

– беседа с ребенком,

– наблюдение за ребенком,

– игра,

– опрашивание,

– анализ документации и работ ребенка.

Итог обследования:

– логопедическое заключение, соответствующе структуре речевого дефекта;

– индивидуальный коррекционный маршрут ребенка;

– определить прогноз.

Этапы обследования

Н. С. Жукова выделяет три этапа обследования при алалии:

1. Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребенке (выписка врача, характеристика воспитателя и пр.);

2. Логопедическое и психолого-педагогическое обследования с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности
дошкольника;

3. Анализ и педагогическая оценка всех полученных данных.

О. Е. Грибова выделяет пять этапов:

1. Ориентировочный;

2. Диагностический;

3. Аналитический;

4. Прогностический;

5. Информирование родителей.

Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева выделяют пять этапов обследования:

1. Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей, беседы с ребенком, изучение специальной документации. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект.

2. Дифференцировочный этап, включающий обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха или интеллекта.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе по неделям что происходит

3. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием.

4. Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого обосновывает логопедическое заключение.

5. Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

3.

Уровень интегральных характеристик психического развития: показатели общей психической зрелости, умственный возраст
 

Системно-уровневый принцип в логопедическом обследовании

4.

Обследовании детей

Рис. 5. Схема реализации системно-уровневого принципа в логопедическом обследовании

Вопросы для самопроверки

1. Основные принципы обследования детей с моторной алалией.

2. Методы обследования детей с моторной алалией.

3. Основные этапы диагностического обследования ребенка с моторной алалией.

Источник

Профессор Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название “общее недоразвитие речи” [5; с.254].

У дошкольников с общим недоразвитием речи отстает в своем развитии от нормы зрительное восприятие и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления).

Л. И. Белякова отмечает, что дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений [7].

У большинства детей преобладает низкая техника рисования, в процессе рисования отсутствует словесный комментарий, почти у всех детей в ходе деятельности наблюдается стойкое снижение интереса к созданию рисунка, что нередко свидетельствует о несформированности их изобразительных умений и навыков. Ответы детей по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения. Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.

Для детей-дошкольников с речевыми расстройствами сохраняет свое значение и роль игровая деятельность как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя – все это влияет на игровую деятельность детей, порождают определенные особенности поведения в игре.

О. С. Павлова говорит о том, внимание на себя обращает невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности [6].

Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевым нарушением, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.

Предпочитаемым видом коммуникации для большинства из них, по мнению Л. Г. Соловьевой, является «общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая у детей данного возраста отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции» [12; 32].

У небольшой части детей с общим недоразвитием речи, как отмечал В. П. Глухов, явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение воспитателя, взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5 – 7 мин [3].

Читайте также:  Развитие личности ребенка в деятельности и общении

Таким образом, дошкольный возраст это период интенсивного познания мира ребенком. Познавательные интересы развиваются, закрепляются и позволяют ребенку в дальнейшем узнавать много нового и полезного. В силу того, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур, это мешает ребенку полноценно развиваться и заглушает познавательные интересы, которые в свою очередь бедны и без помощи взрослого не развиваются.

Источник

Обычно выделяются группы со следующими нарушениями:

I) фонетико-фонематические нарушения (ФФН): дети с преимущественными недостатками звукопроизнош-я: с функциональными и механическ дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии;

2) общее недоразвитие речи (ОНР): дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисграфиями и аграфиями;

3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, тахилалией, брадилалией).

Восприятие: нарушено фонематическое восприятие, наблюдается связь речеслухового и речедвигательного анализатора. Нарушен фонематический слух. Чем большие проблемы с звукопроизнош-м, тем больше проблем с восприятием фонем.

Зрительное воспр: отстает от нормы и характер-ся недостаточной сформированностью целостного образа предмета.

-Дети имеют низкий уровень буквенного гнозиса и путают похожие по начертанию буквы, страдает нахождение местоположения предмета (Воронова А.П.);

– Мастюкова Е.М. изучала оптико-простр. гнозис и простр.представления. Дети с нар. речи путают право и лево, плохо реш. матем.задачи, с трудом распознают графические изображения, в частности буквы.

Внимание:неустойчивость; повыш.отвлекаемость; снижение сосредоточения внимания; низкий объем вним.; труднее сосредоточить вним на выполнении задания в условиях словесн инструкции, чем в условиях зрительной (Кузнецова Л.В.).

Память: исследовали: Белякова Л.И., Усанова О.Э, Власова И.Т., Гаркуша Е.Ф.

-зрительная память не отличается от нормы.

– сложность в планировании действий, многоступенчатая слов.инструкция воспринимается ребенком не полностью, поэтому важно иметь зрит.опоры

-Значительно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормой. Дети с более выраженными речевыми дефектами хуже запоминают на слух отд. слова и фразы.

-Проблемы с запоминанием последовательности событий (Волкова Г.А.)

Мышление: – В большей степени страд. словесно-логич. мышление (Усанова, Синякова) начинает формироваться на 1,5-2 года позже, чем у нормы. Формируется с определенной задержкой из-за несформированности понятий (реб. не может сделать обобщения, классифицировать, трудности в установлении причинно-следств. связей)

– Наглядно-образные задачи даются с большим трудом, трудности-планирование действий. Ребенок пытается быстро решить задачу, не учитывая условий. Быстро теряют интерес к учебным заданиям.

Воображение: Глухов В.П.:

-Снижение продуктивной деятельности воображения;

-пассивное воображение не отлич.от нормы, дети с нар.речи склонны к фантазированию, но не относ-ся к дея-ти;

-творческое воображение отлич. инертностью, детям требуется больше времени чтобы включиться в работу;

-стремятся к копированию;

-быстрая истощаемость процессов воображения;

-склонность к созданию стереотипных шаблонных продуктов.

Речь и общение: Серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающ людьми. Особенности речев R, как бедность и недифференциров-ть словарного запаса, явная недостат-ть глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием являются снижение потребности в общении, несформиров-ть форм коммуникации (диалогическ и монологическ речь), незаинтересован-ть в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л.Г.Соловьева).

Влияние реч.дефекта на познав.дея-ть ребенка ярко проявляется в игре:до старшего дошкольного возраста у детей процессуальный характер игр, обеднённый сюжет, низкая речевая активность, детям сложно организовать себя в коллективе.

У дошкольников с ОНР – нар.общения, незрелость его мотивационно-потребностной сферы. Трудности реч.общения связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушнений. Преобладающая форма общения со взрослыми у детей с ОНР 4-5 лет – ситуативно-деловая, что не соотв.возр.норме. (Гаркуша Е.Ф).

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 1061 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Юлия Веревкина
Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития

В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в образовательных областях по

По данным исследований Р. Е. Левиной и Н. А. Никашиной, «патологии мозговых систем оформляют не только картину речевого недоразвития, но и всю психическую деятельность ребенка, что способствует затруднению его контакта с окружающими, возникновению частых реакций негативизма, склонности к образованию стереотипий, отрицательного отношения к новому, трудностей при переключении с одного вида деятельности на другой, медлительности всех психических процессов, склонности к неловкости моторики» (1968, с. 119).

Как отмечают Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова т Т. Б. Филичева (1999, при первичном общем недоразвитии речи у детей формирование речи и мышления имеет свои качественные особенности. Начальные этапы психического развития (на первом году жизни) не нарушены, предречевое развитие также в ряде случаев протекает правильно. В младшем дошкольном возрасте психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словестными формами общения, эти дети отличаются избирательным отношением к окружающему, у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности, проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.

Нарушения мыслительной деятельности детей с ОНР

У детей с ОНР наблюдается несколько замедленный темп интеллектуального развития в сравнении с возрастной нормой.

Недостаточность обобщенного,абстрактного мышления: Неспособность ребенка установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, затруднение в выполнении заданий на классификацию и выделение 4 лишней картинки, непонимание основного смысла рассказа, трудности формирования абстрактного счета и в решении арифметических задач.

Отставание в развитиисловестно-логического мышления: без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, для некоторых детей характерна ригидность мышления. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.

Мышление является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Многие из детей с ОНР легко теряют конечную задачу, не могут составить внутренний план ее решения (недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи).

Нарушения внимания детей с ОНР

Для детей с ОНР характерен пониженный уровень развитияосновных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. Нарушение концентрации внимания как следствие утомления. Неадекватные колебания внимания. Ограниченный объем внимания (дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется).

«Генерализованное и неселективное»внимание: неумение сосредоточиться на существенных признаках (из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий). Такие дети не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

Такие дети трудно восстанавливают порядок расположения даже 4 предметов после их перестановки.

Не замечают неточностей в рисунках-шутках.

Трудно сосредотачивают и удерживают внимание на словестном материале вне наглядной ситуации.

Нарушения мнестической деятельности детей с ОНР

У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей произвольного запоминания является сниженная познавательная активность.

Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает меньше, чем произвольное.

У детей с ОНР снижена как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.

Отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.

Как пишут Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки – привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые, элементы и последовательность предложенных для выполнения действий» (1990, с. 136)

Сенсорное развитие детей с ОНР также имеет свои особенности:

Дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом.

Дети путают названия цветов, геометрических фигур.

Дети с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях.

Слуховое восприятие (слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство) формируется со значительной задержкой.

Отклонения в формировании личности

У детей с ОНР наблюдаются трудности социальной адаптации, сложности взаимодействия с окружающей их средой (несформированность средств общения)

Нарушения коммуникативной функции: снижение потребности в общении, несформированность средств коммуникации).

Заниженная самооценка, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

Источник