Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка

Для детей с моторной алалией, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

Данные клинического и электроэнцефалографического исследований этих детей свидетельствуют о наличии у них не только локальных корковых нарушений, но и о поражении глубинных образований мозга (ствол, зрительный бугор, подкорковые ганглии, гипоталамические образования и др.). При электроэнцефалографическом обследовании в большинстве случаев отмечено преобладание дисфункции срединных структур мозга. Вероятно, при моторной алалии может иметь место поражение не только корковых речевых зон, но и подкорковых структур.

Вопросы для самопроверки

1. Общее понятие о моторной алалии.

2. Симптоматика моторной алалии (речевая и неречевая).

3. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка.

4. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии.

5. Характеристика лексико-грамматических средств языка при моторной алалии.

6. Специфика речевой деятельности детей с моторной алалией.

Тема 2. Обследование ребенка с моторной алалией

План

1. Система обследования ребенка дошкольного возраста с недоразвитием речи.

2. Этапы обследования.

3. Системно-уровневый принцип в логопедическом обследовании.

Задания для самостоятельной работы

1. Подобрать наглядно-дидактический и речевой материал для изучения речи и личности ребенка с алалией.

2. Подготовить протоколы для изучения речи и личности ребенка.

3. Подобрать игры, по условиям которых дети должны называть предметы, действия, качества (что-то одно или комплексно) для оценивания лексического запаса детей.

4. Составить перечень игровых ситуаций, которые можно использовать для исследования коммуникативных возможностей детей.

Понятийно-терминологический аппарат темы: аграмматизм, аморфные фразы, анамнестические сведения, катамнестические данные, апраксия: кинетическая, кинестетическая, оральная, артикуляционная моторика, контаминации, негативизм речевой, парафазии, персеверации, симптомы, фонетическая система языка, фонематическая система языка, элизии, эхолалии.

Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения темы

1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова – СПб.: «Детство-пресс», 2003.

2. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

3. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

4. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 331–389.

5. Мастюкова, Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1981. – № 6.

6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Айрис-пресс, 2003.

7. Изучение аномальных школьников / ред. А. Д. Виноградова и др. – Л., 1981. – С. 83– 115.

8. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

1. Система обследования ребенка дошкольного возраста
с недоразвитием речи

Цель обследования: выявить возможные причины и механизмы расстройства, его динамику, симптоматику.

Принципы обследования:

1. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта;

2. Принцип системного подхода предполагает анализ связей между различными компонентами, понимание значимости этих связей;

3. Связь речи с другими сторонами психического развития;

4. Учета этиопатогенеза.

Комплексный характер обследования:

– клиническое обследование: невролог, психопатолог, оториноларинголог;

– психологическое обследование,

– педагогическое обследование,

– собственно логопедическое обследование.

Группы методов обследования:

– организационные,

– эмпирические,

– статистические,

– интерпретационные;

– сравнительные (в сравнении с нормой и с другими формами патологии).

Методы логопедического обследования:

– педагогический эксперимент,

– беседа с ребенком,

– наблюдение за ребенком,

– игра,

– опрашивание,

– анализ документации и работ ребенка.

Итог обследования:

– логопедическое заключение, соответствующе структуре речевого дефекта;

– индивидуальный коррекционный маршрут ребенка;

– определить прогноз.

Источник

Томсон София Дмитриевна
Влияние общего недоразвития речи на развитие общения детей дошкольного возраста

© С. Д. Томсон

Науч. рук. С. С. Бакшиханова

Влияние общего недоразвития речи на развитие общения

детей дошкольного возраста

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата. В его процессе ставятся конкретные задачи, которые требуют своего решения, или реализуются определенные цели [2, с. 243]. Проблемой развития общения в дошкольном возрастезанимались многие выдающиеся отечественные ученые: М. И. Лисина, Е. А. Арким, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Соловьёва, Т. Б. Филичева и др. Начинается оно с первых дней жизни, когда ребенок попадает на свет. Но по ряду биологических и социальных причин этот процесс нарушается, и ребенок испытывает большие трудности [4, c.189]. Такой дефект как общее недоразвитие речи (ОНР) отрицательно сказывается на развитии общения детей дошкольного возраста. Позднее начало речи и замедленный темп её развития, ограниченный словарный запас, трудности в формировании грамматического строя речи, нарушенное звукопроизношение, всё это ограничивает возможности свободного общения ребёнка, что вызывает негативные эмоциональные состояния и чувства неполноценности в обществе [1, с. 112].

Процесс полноценного развития общения ребенка включает в себя накопление необходимой информации, посредством приобретения опыта реализации коммуникативных умений, рефлексии и коммуникативного поведения. Владение высоким уровнем общения позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми, поэтому так важно начать формирование коммуникативных умений именно в дошкольном возрасте для поэтапного их развития в дальнейшем.Из вышесказанного мы выдвинули гипотезу: процесс развития общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи зависит от коммуникативных умений, становление которых обусловлено взаимодействием ребенка с взрослыми и со сверстниками.

В целях подтверждения гипотезы было проведено исследование.Работа проходила в три этапа: подготовительный, сбор, обработка и количественно-качественное обобщение данных. Анализ литературы на первом этапе помог определить методику – это речевые пробы, направленные на выявление уровня развития общения детей старшего дошкольного возраста (Алексеева М. Я., Яшина В. И.). Методика исследования коммуникативных навыков дошкольников состоит из двух блоков заданий. Первый направлен на изучение умения выступать, поддерживать, завершать диалог, тона и стиля общения, а также владение речевым этикетом. Второй – исследует умение испытуемых участвовать в общем разговоре в специально организованных условиях, умение не отвлекаться, выслушивать педагога и товарищей, способность задавать вопросы. В состав выборки исследования вошли дошкольники с заключением психолого-медико-педагогической комиссии «общее недоразвитие речи, третий уровень». Средний возраст детей – 6,5 лет; 2 девочки и 6 мальчиков. Речь испытуемых аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна, наблюдается отставание экспрессивной стороны речи, нарушение внимания, проявляющееся в недостаточной устойчивости; страдает вербальная память, снижена продуктивность запоминания; дети с трудом овладели анализом и синтезом, сравнением и обобщением, поскольку нарушено словесно-логическое мышление; также характерны нарушения фонематического восприятия, обусловленное недостаточной функции речедвигательного анализатора; наблюдается тревожность, страхи, проявление агрессивности; у половины сниженная самооценка; присутствуют недостатки общей и мелкой моторики, координации движений, статического равновесия.

После проведения первого блока заданий исследования было выявлено следующее:

– не выявлены дети с высоким уровнем развития общения;

– дети со средним уровнем развития коммуникативных навыков (4 человека) владеют речевыми оборотами для установления контакта. Во время беседы было отмечено, что они легко умеют отвечать на вопросы. Например, на вопрос «Маша, какая у тебя самая любимая игра?»,Маша отвечает: «Моя самая

любимая игра – в дочки – матери». Анализируя особенности речи, необходимо отметить, что, к сожалению, только 10% участников (1 ребенок) отвечает и задает вопросы развёрнуто, владеет разнообразием и точностью словаря, например, на вопрос «Чем мы сегодня занимались на занятии?»мальчик отвечает: «Мы сегодня рассказывали по картинке про кошку с котятами». Остальные 30% участников (3 человека) на вопросы отвечают односложно, высказывания носят неразвернутый характер, у них бедный словарный запас.Дети владеют речевым этикетом на разных уровнях: 10% детей (или 1 ребёнок) здороваются по приходу и прощаются со всеми, а остальные 30% (3 человека) иногда забывают об этом;

– 60% респондентов (6 чел.) имеют низкий уровень сформированности общения; при ответах совершают множество ошибок. Например,мальчик Дима рассуждает: «Ну, мне больше всего нравится машины». Подобного рода грамматические ошибки исправляются с помощью взрослого или в отдельных случаях помощь взрослого оказывалась неэффективной. Дети отвечают односложно, не владеют развёрнутостью высказываний, у них бедный словарный запас. Для 10% испытуемых (1 чел.) характерен спокойный и доброжелательный тон общения, они умеют сдерживать себя в общении, относительно внимательно относятся к речи собеседника. Речевой этикет недостаточно развит.

Изучение уровня развития общения в специально организованных беседах (второй блок заданий) также свидетельствует о трудностях коммуникации детей с общим недоразвитием речи:

– не выявлены дети с высоким уровнем развития общения;

– для 50% участников эксперимента (5 детей) характерен средний уровень общения, т. е. дети в специально организованных беседах умеют слушать и понимают речь, участвуют в общении чаще по инициативе других, но с трудом умеют пользоваться формами речевого этикета. Например, на просьбу «Посмотрите на стол, что на нём находится? Расскажите об этом предмете всем»Саша отвечает: «На столе находится игрушечный мишка. Он пушистый, белого цвета». 40% испытуемых (4 ребёнка) в процессе диалога умеют выслушивать педагога, и товарищей, не перебивают их,

концентрируют внимание на содержании беседы. Также 40% участников (4 ребёнка) продемонстрировали на занятиях разнообразие и точность своего словаря.

– низкий уровень общения в специально организованных беседах выявлен у 50% (5 детей). Они малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли.

Таким образом, дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в развитии общения, которое зависит от уровня сформированности умений вступать, поддерживать, завершать диалог, соблюдать тон и стиль общения, речевой этикет, правильно задавать развернутые вопросы, участвовать в общем разговоре, выслушивать, не перебивая взрослого и сверстника.

Результаты эмпирического исследования позволили определить специальные условия развития общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, предусматривающие формирование общей активности ребенка, общительности, предприимчивости, стремлении к лидерству, умения преодолевать застенчивость, стеснительность, способности переходить от диалога к монологу, т. е. к продуманной и планированной речи. Одним из эффективных методов развития данного процесса у детей с общим недоразвитием речи является сюжетно-ролевая игра, поскольку она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, а также способствует развитию и взаимодействию ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера и развивается навык общения.При разработке игровых занятий следует опираться на следующие принципы: учёт внутренних и внешних условий по формированию межличностного взаимодействия через организацию сюжетно-ролевой игры, предполагается единство педагогических и психологических условий, поддержка ребёнка во время игры. Примером является такие игры, как «Гости», «Магазин», «Больница» [3, c. 104]. Благодаря этим играм дошкольники реализуют свои коммуникативные возможности, что

способствует развитию умений общения. Также для развития общения используются народные игры, которые вносят много нового во взаимоотношения между детьми и взрослыми, побуждают их к сотворчеству, благоприятно сказываясь на психической и эмоциональной сферах тех и других. При проведении народных игр дети убеждаются на собственном опыте в необходимости по-честному и по-доброму ладить с товарищами.Дети стремятся к соблюдению правил: «Играть честно, не обманывать товарища», «Один за всех, и все за одного», «Никогда никому не причиняй боли в игре».Положительный эффект оказывают предшествующие играм беседы на темы: «Почему нужно уметь уступать», «К чему ведут ссоры в игре», «Умей видеть тех, кому нужна помощь» и др., которые учат детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом, мириться.

Методом развития общения дошкольников с общим недоразвитием также являются этюды на выражение основных эмоций, общей задачей которых является развитие понимания эмоционального состояния взрослого или сверстника, а также адекватного реагирования и комментирования их.

Таким образом, в ходе проведения эксперимента доказана гипотеза о том процесс развития общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи зависит от коммуникативных умений, становление которых обусловлено взаимодействием ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Литература

1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Т. С. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М.: Академический проект, 2015.

2. Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова [и др. ]. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 340 с.

3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Изд. 3-е. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 251 с.

4. Лисина М. И. Общение детейс взрослыми и сверстниками: общее и различное // Общение детейс взрослыми и сверстниками: общее и различное / М. И. Лисина / под ред. А. Г. Рузской. – М.: Издательство «Институт практической психологи»,Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 166-202.

Источник

Согласно исследованиям, 60% дошкольников допускают ошибки в овладении нормами родного языка, а доля детей с общим недоразвитием речи (ОНР) составляет примерно 40%. Согласитесь, цифра внушительная.

Что такое ОНР

ОНР может проявляться как в виде полного отсутствия речи, когда малыш издаёт только какие-то звуки, так и в виде связной речи, но с остаточными нарушениями фонетики, лексики и грамматики.

Общее недоразвитие речи наблюдается при различных формах речевых дефектов, например:при синдроме дизартрии – патология речи связана с нарушением иннервации (подвижностью) работы речевого аппарата;
ринолалии – «волчья пасть», «заячья губа», аденоиды и т.д.;
алалии – грубые нарушения речи или её отсутствие в следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
афазии – распад уже сформировавшейся речи из-за локального органического поражения речевых зон головного мозга (например, после травмы головы).

https://lucky-child.com

Дарим 1000 баллов (1балл=1руб) при регистрации на сайте https://lucky-child.com на покупку детской дизайнерской одежды Lucky Child. Зарегистрироваться сейчас!

К сожалению, многие родители недооценивают проблемы с речью. Отговорки могут быть разными: «само как-нибудь пройдёт», «это просто особенности развития», «наш папа в 3 года заговорил и ничего». А когда в школе ребёнок не справляется с программой, взрослые хватаются за голову, ругают школьника за плохие оценки и думают, что их чадо – безграмотный лентяй. Но дело не в ребёнке: при ОНР дети «получают в подарок» нарушения письма и чтения (дисграфия, дислексия).

Причины ОНР

Причин такой патологии много. Одна из самых распространённых – это внутриутробная гипоксия. Так же это могут быть родовые и черепно-мозговые травмы, тяжёлая беременность, интоксикация, асфиксия (кислородное голодание) и другое.

Неблагоприятная среда тоже влияет на развитие речи ребёнка. Часто такие случаи наблюдаются в неблагополучных семьях, когда родители, к примеру, злоупотребляют алкоголем и не обращают внимания на детей, порой, даже не выпускают их на улицу. У ребят можно обнаружить «синдром Маугли». У детей не сформированы навыки общения, потому что с ними попросту никто не разговаривает и не занимается.

Что должно насторожить родителей: признаки ОНР

  • поздно появляется речь (в 3-4 года, порой в 5 лет);
  • малыш говорит, словно у него «каша во рту»;
  • допускает много ошибок в речи: пропускает предлоги, трудно выявляет причинно-следственные связи, переставляет слоги в словах, не может согласовать части речи и т.д.;
  • малышу сложно запомнить и пересказать текст;
  • страдает память и внимание;
  • словарный запас сильно ограничен, ребёнку сложно выразить свою мысль;
  • плохо развита общая и мелкая моторика.

В этом случае родители не должны слушать окружающих, которые уверяют, что ребёнок «скоро заговорит», а идти на обследование к специалисту.

Выделяют 4 уровня речевого развития с учётом степени ОНР:

1 уровень – «безречевой». Словарь ребёнка очень беден, малыш использует лепетные слова, звокоподражание, жесты для общения. В этом случае основная задача логопеда – развить у малыша понимание обращённой к нему речи и добиться от него речевой мотивации.

2 уровень – ребёнок пользуется простыми фразами из 2-3 слов, при этом наблюдаются грубые ошибки в речи, словарный запас отстаёт от возрастной нормы. Малыш не может объединять предметы по общему признаку (ложка, вилка, тарелка – посуда; яблоко, груша, слива – фрукты). Нарушено произношение многих звуков, речь неразборчива.

3 уровень – появляется развёрнутая фраза. Несмотря на то, что на этом уровне речь ребёнка становится более живой, он всё равно использует простые предложения. Звукопроизношение нарушено. Словарный запас увеличивается, однако малышу ещё трудно даются распространённые фразы и сложные обороты. Он неправильно использует предлоги, может их опускать, есть ошибки в согласовании частей речи («Увидела собака и дому пошла» вместо «Увидела собаку и пошла к дому»).

4 уровень – в целом грамматический строй у ребёнка приближается к норме, но ему трудно произносить слова со сложным слоговым составом («блалажан» вместо «баклажан»), он допускает ошибки при словоизменении («пять цыплёнков» вместо «пять цыплят»). Во время пересказа ребёнку сложно следить за линией сюжета, а при заучивании стихотворений, он часто путает местами слова. Заметны остаточные пробелы в развитии речи.

Коррекция общего недоразвития речи

Дети с ОНР поступают в коррекционную группу дошкольного учреждения с 5 лет, где логопед совместно с воспитателями ведёт работу над преодолением нарушения. Старшая и подготовительная группы работают по специальной программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Не стоит думать, что коррекционная группа – это приговор. Наоборот, при такой форме обучения у педагогов есть возможность уделить пристальное внимание проблеме ребёнка с ОНР. А малышу будет проще справляться с нарушением, потому что педагоги коррекционной группы имеют соответствующее образование и опыт работы.

Если у ребёнка ОНР 1-2 уровня, то после сада он поступает в школу для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Дети с ОНР 3 уровня идут в классы коррекционного типа в массовой школе; с ОНР 4 уровня – учатся в обычных классах.

Чтобы преодолеть общее недоразвитие речи, нужно время. Родители должны понимать, что это вопрос не одного месяца и им нужно прикладывать максимум усилий: заниматься развитием речи ребёнка, побуждать его к речевой инициативе. Это, конечно же, большая работа с логопедом, психологом, а также неврологом.

Чего НЕ должны делать родители ребёнка с патологиями речи

  1. Слушать «подружек», которые уверяют, что их брат/сват/племянница/дядя Ваня заговорили в 3 года и счастливы. Это ваш ребёнок. Если вас что-то смущает, то обратитесь за помощью к специалисту и не ждите, пока ребёнку исполнится 5 лет.
  2. Игнорировать проблему. Нужно признать факт, что у ребёнка есть дефект речи и бросить все силы на его преодоление до школы. Само не пройдёт.
  3. Не заниматься с ребёнком. Если ребёнка определяют в логопедическую группу, то не стоит спорить. При этом не ограничивайтесь только занятиями в саду. Как правило, дети часто пропускают посещение дошкольного учреждения из-за сезонных заболеваний, а частые пропуски плюс нерегулярные занятия с логопедом равно низкий эффект коррекции. При возможности, найдите специалиста, который будет заниматься с ребёнком индивидуально. Тем более, если вы понимаете, что лично у вас нет на это времени.
  4. Отказываться от медикаментозного лечения. Бывает так, что невролог назначает препарат, а родитель уверен (особенно прочитав инструкцию), что эта история не про его ребёнка. Врач плохого не посоветует, а мозг малыша только скажет «спасибо».
  5. Ругать за плохую успеваемость. ОНР подаётся длительной коррекции, и, скорей всего, ребёнок будет посещать логопеда и в школе. Из общего недоразвития речи часто вытекают сопутствующие дефекты письма и чтения. Ребёнок пишет неаккуратно, отзеркаливает и пропускает буквы, меняет местами слоги, списывает с ошибками. Чтение также страдает. Необходимо набраться терпения и понять: ребёнок не глупый, просто его мозг работает иначе. Если это необходимо, то продолжите работу с логопедом и в начальной школе.
  6. Паниковать. Подходить к решению проблемы нужно с холодной головой. Слушать рекомендации специалистов и выполнять все их советы.

Проблемы с речью касаются многих людей. Только посмотрите на список знаменитостей, страдающих тем или иным дефектом:

Андрей Макаревич, Михаил Боярский имели заячью губу в детстве. Теперь вы знаете, что за усами Боярского скрывается шрам от операции.

Иван Охлобыстин знаменит не только актёрскими ролями, но и своим грассирующим «р».

Николь Кидман, Брюс Уилис, Сэмюэл Л. Джексон, Роуэн Аткинсон, Риналь Мухаметов победили заикание. А Константину Меладзе заикание не мешает быть успешным продюсером в мире музыки.

• Телеведущий Антон Привольнов построил карьеру несмотря на нарушения в произношении свистящих и шипящих звуков.

• Актёры

Киану Ривз, Орландо Блум, Кира Найтли, Алиса Милано, Том Круз в детстве страдали от дислексии – нарушения чтения.

• Продюсер

Яна Рудковская немного шепелявит, в её случае есть дизартрический компонент. Дизартрия, напомню, это нарушение речи, связанное с плохой подвижностью речевого аппарата.

Как видите, знаменитости неидеальны. Но разве это мешает им быть успешными? Верьте в своего ребёнка и вместе вам удастся преодолеть проблему.

Светлана Александрова

Больше полезных статей на тему развития детей вы можете найти в нашем блоге:
Многоразовые рабочие тетради
Говорим правильно: забавная гимнастика для языка
7 игр для развития речи
Раз прищепка, два прищепка…
Как мы заговоРРРиЛЛЛи
Сенсорная коробка
Неговорящий ребёнок: норма или нет?
Развивающая книжка своими руками
Конструктор – лучшая развивающая игрушка
Как распознать аутизм
5 советов по обучению раннему чтению
8 правил профилактики плоскостопия
Как выбрать прописи для подготовки к школе
Ребёнок заикается. Что делать?

Источник