Влияние неблагоприятных факторов на развитие ребенка в разных возрастных периодах

                                 Влияние неблагоприятных факторов

                  на развитие ребенка в разных возрастных периодах.

        Развитие – это процесс, количественное и качественное изменение в организме человека. В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение».  Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.  Биологическое изменение в человеке  характеризуется физическим развитием,  включающим в себя морфологические,  биохимические,  физиологические изменения.  Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных качеств личности.  

       Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны и причинами, влияющими на них – другой.

      Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития ребенка добились П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштйн, А.Р.Лурия. заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л.Термин, Э.Геллель, Ф.Мюллер, И.Шванцара.    

      Вопрос о развития человека был поставлен таким образом:

 почему различные люди достигают различного уровня развития,

 от каких условий зависит этот процесс и его результат?

      Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития человека детермировано  внутренними и внешними условиями.

      К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.

      Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным  в разных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.

      Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э.Геккелем и Ф.Мюллером. Некоторые педагоги и психологи пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека, то есть, от индивидуального развития к развитию вида наблюдающиеся в развитии зародыша и до развития в целом человека, так как человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяют развитие предков. Но есть условия признаками, которых становится приспособление организма к условиям жизни. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируется совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.

      Схема Й.Шванцары иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития.

      Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействий главных внешних влияний – среды и воспитания. Ни один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от согласования всех факторов.

     Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей человека наследственность. Наследование интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей.

     Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: « о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.»  Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.

      Некоторое время назад в медицинской литературе появился новый термин, ставший в настоящее время крылатым – «фактор риска», или «риск – фактор». Сущность его состоит в том, что в развитии и становлении тех или иных заболеваниях, роль играют предрасполагающие, вредоносные факторы окружающей среды. Инфекции, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, переохлаждение, стрессовые нагрузки и другое.

      Есть универсальные риск – факторы, способные вызвать или провоцировать сотни самых различных болезней, они грозят человечеству несколько веков, но «смело» вошли в нашу жизнь за последние десятилетия. Речь идет прежде всего о курении, злоупотреблении спиртными напитками, сейчас все больше дает о себе знать радиологическое неблагополучие ряда регионов мира и помимо всего прочего, на территории нашей страны.

      Наша жизнь все ускоряется. Мы уже не ходим, а ездим, не читаем, а просматриваем, не едим, а заталкиваем в рот – перекусываем и все быстрее и быстрее. И в конечном итоге наносим, изнашиваем нервную систему, не говоря уже, о всем организме.  Отсюда появились многие болезни цивилизации. Обрушилась лавина новых, до сих пор неведомых болезней, инфекций, а старые, знакомые нам заболевания приобретают более зловещий характер. К тому же наступила эра генетических эпидемий: диабет, алкоголизм и так далее.

     Кто виноват? С одной стороны человек, с другой общество, государство. Мы стали меньше уделять внимание собственному здоровью, спорту, здоровому образу жизни. И не удивительно, ведь нам с детства внушали, что общества, государства важнее, чем интересы отдельно взятого «винтика».

    В современной западной цивилизации человек хорошо осознает личную ответственность за здоровье, постигая на собственном опыте.  Без хорошего здоровья нет ни карьеры, ни достойного заработка, невозможно выполнять обязанности перед семьей, самим собой, перед обществом, невозможно иметь здоровое поколение.

    Существуют сотни самых разнообразных риск  – факторов, действию, которых мы подвергаемся. Пример: рядом с больной гриппом матерью не использующую профилактическую маску, находится ее ребенок. От сюда – вся семья гриппует, а у некоторых ее членов грипп осложняется бронхитом или пневманией.  

       Курение однозначно вредит здоровью самого курильщика. Но давно уже доказано, что пассивное, вынужденное «курение» членов семьи, которым приходится дышать табачным воздухом, не менее вредно и отражается на некурящих, у которых развиваются постепенно те же болезни, что и у курящих. А в их числе можно наблюдать и беременных женщин, и новорожденных, и детей постарше. А самое главное и страшное в этой ситуации то, что наблюдая за курящими родителями, дети зачастую перенимают эту вредную привычку, не осознавая всего вреда для растущего организма.

     Неблагоприятная экологическая обстановка – серьезнейший риск – фактор в развитии множества как острых, так и хронических заболеваний. Повышенный фон радиации в ряде районов страны приводит к возникновению злокачественных болезней, грубо нарушает иммунные процессы и ответственные зоны генетического аппарата. Из – за этого в мире прибавилось немало болезней наследственной природы. Нерациональное питание, когда злоупотребляют животными жирами, мучными продуктами, сладостями становится причиной множества болезней, а в первую очередь сердечно – сосудистых. Большое значение имеет неритмичный прием пищи в течении дня, фастфуды, грубо нарушает обменные процессы в организме. У таких нарушителей  здорового образа жизни чаще развивается ожирение – фактор для многих недугов. Все риск – факторы не перечислить. А основные это малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, курение, излишества у много пьющих, хронические стрессовые ситуации, загрязненные воздух, вода, продукты питания со сниженной биологической ценностью, излишний радиологический фон в нашей среде обитания, пестициды и другие ядовитые продукты в земле, воздухе, воде, генетическое и иммунное неблагополучие в нашем организме и так далее. Одним словом: один личный или общественный порок, ведет к другому, создавая патологическую жизненную цепочку, болезненную пирамиду нашей жизни.

       «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее»  –  заметил Лейбниц. Это значит, что наш генофонд, переданный нам далекими предками в здоровом состоянии, сейчас может подойти к грани катастрофы.  А когда генофонд в опасности исчезнуть может сама жизнь человеческая, а это значит, что человечество должно предпринять самые неотложные мероприятия сегодня, сейчас, ибо завтра может быть уже поздно.

      Ребенок проходит процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. Согласно биогенетическому закону, сформированному Э. Геккелем, каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается так: « Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений». Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития, то есть происходит повторение развития предков, от общего корня, к которому данный организм относится. Согласно Э.Геккегю, быстрое повторение филогении обусловлено физиологическими функциями наследственности и приспособленности. Биологическое и социальное в человеке в действительности столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Если воспитать ребенка отсталого племени в современной семье он не будет ничем отличаться от нас и наоборот. Природные свойства ребенка создают предпосылки для образования психических качеств. Один из важных качеств является речь и слух. Речь, как и ее понимание проходит под руководством взрослого. Ребенок не имея от рождения каких – либо форм поведения, свойственных взрослому человеку, учится и приобретает формы поведения от близкого для него окружения. Различные воздействия на детей окружающей среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные рефлексы.

      В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка. Ход созревания зависит от того получает ли ребенок достаточное количество внимания, впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия для воспитания. Созревающий организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они оказывают порой на всю дальнейшую жизнь. Природные предпосылки – строение организма, его функции его созревание – необходимы для психического развития. Без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания.

       Общественный опыт – источник психического развития, из него ребенок с помощью взрослого получает материал для формирования психических качеств и свойств личности.    

Источник

Министерство образования и
науки Пермского края

Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Медико-биологические
и социальные основы здоровья»

Тема:  Влияние неблагоприятных
факторов на развитие ребенка в разных
возрастных периодах.

Выполнила:

Балмашева Татьяна Витальевна

Специальность  «Дошкольное
образование»

Курс 2, группа 240-з

Форма обучения: заочная

Дата поступления ________

Проверил: Щаникова Л.В.

Оценка_____________

Пермь

2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

Наследственность…………………………………………………………………………4

Среда………………………………………………………………………………………..5

Воспитание………………………………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………7

Литература…………………………………………………………………………………..8

Введение

Развитие – это процесс, количественное
и качественное изменение в организме
человека. В переводе с латинского «процесс»
означает «движение вперед», «изменение». 
Результат развития – становление человека
как биологического вида и как социального
существа.  Биологическое изменение
в человеке  характеризуется физическим
развитием,  включающим в себя морфологические, 
биохимические,  физиологические изменения. 
Развитие человека – очень сложный, длительный
и противоречивый процесс. Изменения в
нашем организме происходят на протяжении
всей жизни, но особенно интенсивно меняются
физические данные и духовный мир человека
в детском и юношеском возрасте. Развитие
не сводится к накоплению количественных
изменений и прямолинейному поступательному
движению от низшего к высшему. Характерная
особенность этого процесса – диалектический
переход количественных изменений в качественные
преобразования физических, психических
и духовных качеств личности.  

Изучая человеческое развитие,
исследователи установили ряд важных
зависимостей, выражающих закономерные
связи между процессом развития и его
результатами, с одной стороны и причинами,
влияющими на них – другой.

Итак, развитие ребенка, школьника
— сложный диалектический процесс. Он
имеет свои качественные особенности
на разных возрастных этапах развития.
В возрастной и педагогической психологии
принято выделять следующие основные
периоды развития ребенка и школьника:
новорожденный (до 10 дней), младенческий
возраст (до 1 года), ранний детский (1—3
года), преддошкольный (3 года —5 лет), дошкольный
(5—7 лет), младший школьный возраст (7—11
лет), подростковый возраст (11—15 лет), ранняя
юность, или старший школьный возраст
(15—18 лет).

Установлено, что процесс и
результаты человеческого развития детерминируется
совместным воздействием трех генеральных
факторов – наследственности, среды и
воспитания.

Далее я подробно рассмотрю
факторы, которые неблагоприятно влияют
на развитие ребенка.

Наследственность.

      Педагоги всего мира признают,
что может быть неблагоприятная для развития
интеллектуальных способностей человека
наследственность. Наследование интеллектуальных
задатков предопределяет практические
пути воспитания и обучения людей.

     Основным фактором 
сохранения здоровья, продолжительности 
жизни человека, его физической 
работоспособности является здоровый 
образ жизни в самом широком 
его толковании. Сохранение и 
поддержание здоровья на должном 
уровне – важнейшая задача 
каждого государства. Особенно оно 
нуждается в здоровом потомстве.
Но лишь от нас, от состояния 
нашего здоровья, зависит будущее 
нашей планеты. От этого зависит 
и демографическая политика государства 
в самом широком смысле этого 
понятия. М.В.Ломоносов сказал: « о каких
материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать
будем о самом главном – о здоровье народа
российского. В сохранении и размножении
его состоит могущество и богатство всего
государства, а не обширность тщетной
без обитателей.»  Эти слова естественно
можно отнести к любому государству, его
народу.

     Неблагоприятная 
экологическая обстановка – серьезнейший 
риск – фактор в развитии 
множества как острых, так и 
хронических заболеваний. Повышенный 
фон радиации в ряде районов 
страны приводит к возникновению 
злокачественных болезней, грубо 
нарушает иммунные процессы и 
ответственные зоны генетического
аппарата. Из–за этого в мире прибавилось
немало болезней наследственной природы.

Нерациональное питание, когда
злоупотребляют животными жирами, мучными
продуктами, сладостями становится причиной
множества болезней, а в первую очередь
сердечно – сосудистых. Большое значение
имеет неритмичный прием пищи в течении
дня, фастфуды, грубо нарушает обменные
процессы в организме. У таких нарушителей 
здорового образа жизни чаще развивается
ожирение – фактор для многих недугов.
Все риск – факторы не перечислить. А основные
это малоподвижный образ жизни, нерациональное
питание, курение, излишества у много пьющих,
хронические стрессовые ситуации, загрязненные
воздух, вода, продукты питания со сниженной
биологической ценностью, излишний радиологический
фон в нашей среде обитания, пестициды
и другие ядовитые продукты в земле, воздухе,
воде, генетическое и иммунное неблагополучие
в нашем организме и так далее. Одним словом:
один личный или общественный порок, ведет
к другому, создавая патологическую жизненную
цепочку, болезненную пирамиду нашей жизни.

Среда.

 Некоторое время назад 
в медицинской литературе появился 
новый термин, ставший в настоящее 
время крылатым – «фактор риска»,
или «риск – фактор». Сущность 
его состоит в том, что в 
развитии и становлении тех 
или иных заболеваниях, роль играют 
предрасполагающие, вредоносные факторы 
окружающей среды. Инфекции, малоподвижный 
образ жизни, нерациональное питание,
переохлаждение, стрессовые нагрузки 
и другое.

      Есть универсальные 
риск – факторы, способные вызвать 
или провоцировать сотни самых 
различных болезней, они грозят 
человечеству несколько веков, но 
«смело» вошли в нашу жизнь 
за последние десятилетия. Речь 
идет прежде всего о курении, злоупотреблении
спиртными напитками, сейчас все больше
дает о себе знать радиологическое неблагополучие
ряда регионов мира и помимо всего прочего,
на территории нашей страны.

      Наша жизнь 
все ускоряется. Мы уже не ходим,
а ездим, не читаем, а просматриваем,
не едим, а заталкиваем в рот 
– перекусываем и все быстрее 
и быстрее. И в конечном итоге 
наносим, изнашиваем нервную систему,
не говоря уже, о всем организме. 
Отсюда появились многие болезни цивилизации.
Обрушилась лавина новых, до сих пор неведомых
болезней, инфекций, а старые, знакомые
нам заболевания приобретают более зловещий
характер. К тому же наступила эра генетических
эпидемий: диабет, алкоголизм и так далее.

    Существуют сотни 
самых разнообразных риск  – факторов,
действию, которых мы подвергаемся.
Пример: рядом с больной гриппом 
матерью не использующую профилактическую 
маску, находится ее ребенок. От сюда
– вся семья гриппует, а у некоторых ее
членов грипп осложняется бронхитом или
пневманией. 

       Курение 
однозначно вредит здоровью самого 
курильщика. Но давно уже доказано,
что пассивное, вынужденное «курение» 
членов семьи, которым приходится 
дышать табачным воздухом, не 
менее вредно и отражается 
на некурящих, у которых развиваются 
постепенно те же болезни, что 
и у курящих. А в их числе можно наблюдать
и беременных женщин, и новорожденных,
и детей постарше. А самое главное и страшное
в этой ситуации то, что наблюдая за курящими
родителями, дети зачастую перенимают
эту вредную привычку, не осознавая всего
вреда для растущего организма.

Воспитание.

Биологическое и социальное
в человеке в действительности столь прочно
воссоединены, что разделять эти две линии
можно лишь теоретически. Если воспитать
ребенка отсталого племени в современной
семье он не будет ничем отличаться от
нас и наоборот. Природные свойства ребенка
создают предпосылки для образования
психических качеств. Один из важных качеств
является речь и слух. Речь, как и ее понимание
проходит под руководством взрослого.
Ребенок не имея от рождения каких – либо
форм поведения, свойственных взрослому
человеку, учится и приобретает формы
поведения от близкого для него окружения.
Различные воздействия на детей окружающей
среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные
рефлексы.

      В период 
детства происходит интенсивное 
созревание организма ребенка. Ход 
созревания зависит от того 
получает ли ребенок достаточное 
количество внимания, впечатлений,
обеспечивают ли взрослые условия 
для воспитания. Созревающий организм 
представляет собой наиболее 
благодатную почву для воспитания.
Известно, какое впечатление производят 
на нас события, совершающиеся 
в детстве, какое влияние они 
оказывают порой на всю дальнейшую 
жизнь. Природные предпосылки – 
строение организма, его функции 
его созревание – необходимы 
для психического развития. Без 
них развитие происходить не 
может, но они не определяют 
того, какие именно психические 
качества появляются у ребенка.
Это зависит от условий жизни и воспитания.

 Общественный опыт 
– источник психического развития,
из него ребенок с помощью 
взрослого получает материал 
для формирования психических 
качеств и свойств личности.   

Необходимо наиболее раньше
корректировать нарушения. Это связано
с особенностями самого психического
развития детского возраста. Пропущенные
сроки в обучении и воспитании автоматически
не компенсируются в более старшем возрасте,
а возникшие отставания требуют уже более
сложных и специальных усилий по его преодолению.

Заключение.

Под развитием обычно понимают
две разные, хотя и тесно связанные друг
с другом категории явлений:

1) собственно биологическое,
органическое созревание мозга,
созревание его анатомо-биологических 
структур;

2) психическое (в частности,
умственное) развитие как определенная 
динамика уровней психического (умственного)
развития, как своего рода умственное 
созревание.

Разумеется, умственное развитие
зависит от биологического созревания
мозговых структур, и этот факт совершенно
необходимо учитывать в учебно-воспитательной
работе. Обучение не может игнорировать
органическое созревание мозга, что любой
ребенок на любой стадии развития способен
полноценно усвоить любой материал (лишь
бы были найдены оптимальные для данного
возраста методические средства обучения).
Надо полагать, например, что мозг семилетнего
ребенка просто еще не созрел для того,
чтобы постигнуть начала дифференциального
и интегрального исчисления или основы
философии диалектического материализма,
какие бы гениальные педагоги и методисты
ни обучали первоклассника. Однако нельзя
считать, что органическое созревание
мозговых структур происходит по своим
строго биологическим законам, совершенно
независимо от среды, от обучения и воспитания.
Среда, обучение и воспитание, соответствующая
тренировка стимулируют органическое
созревание мозговых структур.

Литература

1. Дьяченко О. М., Лаврентьева 
Т. В. Психическое развитие дошкольника 
М., Педагогика 1984..

2. Лебединский В. В. Нарушение 
психического развития у детей.
Уч. пособие, М., 1985.

3. Репродуктивное здоровье 
женщины. Научно-практический журнал
N1–2, 2006.

4. Эмоциональные нарушения 
в детском возрасте и их 
коррекция/ под ред. В. В. Лебединского,
М., 1990.

5. Бабушкина Н.П., Черепанова 
М.В. Влияние экологических факторов 
на развитие детского организма.
– Владивосток : ВГЭУ, 2004. – 184 с.

6. Гигиенические аспекты окружающей
среды. – М .: Медицина, 1974. – С. 98–100.

7. Трубня Н.П., Федоренко О.К.
Атмосферное загрязнение как фактор риска
для здоровья детского и подросткового
населения // Гигиена и санитария. – 2002.
– № 2. – С. 21–23.

Источник