Влияние насилия на развитие личности ребенка

Влияние насилия на развитие личности ребенка thumbnail

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НА РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

  • Авторы
  • Файлы
  • Ключевые слова

Кравченко И.В.

Таточенко Е.В.

гидросооружения

моллюск дрейссена

гидроэлектростанция

биологическое обрастание

ремонт агрегатов

методы борьбы

адгезионные свойства

фторопласт

защитные покрытия

биссус

hydroconstructions

mollusc dreissena

hydroelectric power station

Biological fouling

repair of units

struggle methods

adhesive properties

fluoroplastic

sheetings

byssus.

Проблема влияния экстремального опыта на психику детей является одной из самых актуальных в психологии развития, поскольку нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, и приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем. Одним из самых распространенных видов насилия в настоящее время является психологическое насилие, под которым понимаются хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства, обман, может наблюдаться также лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей и т.д. В результате этого могут наблюдаться различные нарушения: например такие, как нарушения в познавательной сфере, расстройство аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм, соматические заболевания. Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности, так как в разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному:

  • для детей до 3 лет – страхи, спутанность чувств; в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми;
  • для дошкольников – тревога, боязливость, чувство вины, стыда, отвращения; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия;
  • для детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по отношению к взрослым, чувство стыда; в поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданная разговорчивость;
  • для детей 9-13 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция;
  • для подростков 13-18 лет – отвращение, вина, недоверие, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение.

Таким образом, дети, с которыми обращались жестоко в психологическом смысле выпадают из нормального процесса социализации. В результате этим детям трудно удовлетворить свои потребности в защите и покровительстве, и им приходится быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание.

Библиографическая ссылка

Кравченко И.В., Таточенко Е.В. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НА РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 73-73;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=403 (дата обращения: 11.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Влияние психологического насилия в семье на личностное развитие ребенка

                                                  М.Н. Волкова

социальный педагог

МБ ОУ Газопроводской СОШ

Для того, что бы лучше рассмотреть влияние насилия в семье на развитие личности ребенка дадим определение психологическому насилию. Под психологическим насилием понимается «постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвержение опасности) ребенка». Чаще всего психологическое насилие направлено именно на эмоциональную сферу ребенка, давление или принуждение делать то, чего он делать не хочет или не может.

Семья является основным институтом, влияющим на развитие ребенка, так как именно здесь закладываются личностные черты ребенка, даются правила поведения в обществе, а также планируется «жизненный путь» ребенка. При этом семья является самым близким окружением ребенка. В сознании людей семья – это самое «безопасное» место для развития ребенка. Но на самом деле получается, что именно в семье происходит большинство случаев психологического насилия над ребенком, которое впоследствии выливается в деструктивное развитие личности ребенка.

В семьях очень распространено давление на ребенка, которое родители старательно маскируют под процесс воспитания, объясняя его исключительно просоциальными целями (дать хорошее образование, воспитать успешного, культурного человека). Такой «стиль воспитания» наносит наиболее сильный вред личности ребенка, так как в этом случае родители руководствуются только своими желаниями и только своим пониманием того, чего должен хотеть их ребенок, что он должен уметь и какими личностными чертами этот маленький человек должен обладать.

Надо отметить, что родители, занимаясь воспитанием ребенка (обучение, развитие личностных черт) проецируют на ребенка те черты личности, развитие тех способностей, которые бы они хотели бы видеть в идеальном ребенке. Ведь еще в младенческом возрасте родители мечтают: «мой ребенок будет таким-то… и будет учиться так-то…». Их не волнует, чего хочет и даже может ребенок. Чаще всего к ребенку относятся как к своей живой собственности, которая не имеет права голоса, так как у него нет еще такого большого жизненного опыта, как у взрослых и «умных» родителей.

Читайте также:  Задачи этапов развития ребенка и их названия

Чаще всего насилие над ребенком проявляется при развитии его личностных качеств и в обучении.

При развитии личностных качеств ребенка могут возникать трения, например, в случае, если темперамент ребенка и родителей различается (родители – флегматики, меланхолики, а ребенок – сангвиник или холерик или наоборот, родители – холерики, а ребенок – флегматик). Родители, не понимая особенностей своего ребенка, начинают воспитывать в своем ребенке качества личности, не свойственные ему по природе. Если родители меланхоличные, а ребенок – сангвиник или холерик, то родители начинают «ломать» возбудимый нрав ребенка, заставляют его быть тихим и спокойным, отказываться от нужд общения с приятелями, шумных игр, так как считают, что это не является необходимостью. В результате ребенок может дома вести себя спокойно, в соответствии с требованиями своих родителей, ломая свои желания, зато вся энергия выливается в общественных местах с большей силой, чем могла бы вырываться, если бы родители разрешали ребенку проявлять эту энергию и в их присутствии. В случае нежелания ребенка подчиниться воли родителей следует наказание: отказ от общения, вербальное наказание, что травмирует психику ребенка и может привести к развитию личностной тревожности, агрессивности и падению самооценки, или наоборот, ее завышению, что в свою очередь отражается на взаимодействии с окружающими (драки, ссоры).

Часто причиной психического насилия со стороны родителей является учебная деятельность ребенка. Если ребенок успешен в этой сфере и оправдывает ожидания своих родителей, то он становится «любимым ребенком». В случае, если ребенок не успевает по тем или иным предметам, а родители считают эти предметы наиболее важными, то ребенка начинают унижать, повторяя, что он не может претендовать ни на что в жизни, он – неудачник. Особенно остро эта проблема стоит в современном обществе, когда родители пытаются отдать ребенка в специализированные учреждения: гимназии, лицеи, программу которых ребенок часто усвоить не может. При этом родители, желая видеть своих детей в таких учреждениях, и не обращая внимания на желания детей, искренне разочаровываются в них и стремятся различными способами психологического воздействия заставить своих «ленивых» или «неуспешных» детей учиться именно в таких учреждениях, прибегая в основном к оскорблениям и давлению на самооценку ребенка. Наиболее артистичные родители даже могут сделать вид, что из-за его неуспеваемости они заболели. Тогда ребенок начинает чувствовать вину перед своими родителями за свои неудачи. В результате у него начинается снижаться самооценка, возникает тревожность, появляется мотивация избегания неудач и депрессивность. Дело даже может дойти до состояния невроза, если ребенок реально осознает свои способности, а родители требуют от него большего, чем он может им «дать».

Следует отметить, что дети привыкшие быть жертвами насилия сами начинают применять насилие и агрессию видят как средство обороны. Чаще всего свою агрессию они направляют на более слабых детей. Часто агрессия детей, переживших психологическое насилие, не имеет под собой веских причин и проявляется в виде аффективных реакций. Такие дети легко решаются на применение насилия по отношению к окружающим. Некоторые дети, наоборот, ведут себя пассивно, проявляют уступчивость, не могут защитить себя перед другими. Дети, ставшие жертвами психологического насилия, испытывают трудности в усвоении социальных норм.

В заключение надо сказать, что у ребенка в случае психологического насилия в семье есть два пути развития: первый – «сломать» свои желания и потребности, личностные черты и получить за это любовь своих же родителей; второй путь – реализовать себя как самостоятельную личность со всеми своими способностями и принципами и не получить от родителей тепла, ведя с ними психологическую войну за собственную реализацию и осуществление себя как самостоятельной личности (если же конечно эта личность не ведет асоциальный образ жизни).

Наша важнейшая задача, как педагогов, вести постоянную работу по родительскому всеобучу, так как даже самый грамотный и опытный инженер, к примеру, возможно, не имеет глубоких знаний по педагогике, не владеет современными формами и методами воспитания. Наша задача – помочь родителю. Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками и единомышленниками.

Читайте также:  Сенсомоторный период развития интеллекта ребенка по пиаже

Источник

Как семейное насилие влияет на развитие ребенка?

Любой вид насилия по отношению к ребенку приводит к тяжелым последствиям для его развития, физического и психического здоровья. Известным фактом является следующее: дети, которые страдали от насилия в семье или были свидетелями злоупотребления по отношению к другим членам семьи, переносят этот опыт в собственную жизнь. Такая семья воспитывает для общества потенциальную жертву или агрессора.

Влияние насилия на развитие личности ребенка

Для детей-жертв насилия в семье характерен целый ряд специфических черт, а именно:

  • психоневрологические расстройства (бессоница, энурез,  энкопрез, нервные тики и пр.);
  • психосоматические заболевания;
  • амбивалентность чувств и поведения: дети, страдающие от насилия в семье, характеризуются страхом, обидой и гневом по отношению к родителям, сочетающиеся с эмоциональной зависимостью от них; импульсивностью и терпеливостью; подозрительностью с иррациональной верой в возможность изменения внутрисемейной ситуации.
  • низкая самооценка, неуверенность в себе, нечеткость, противоречивость и спутанность Я-концепции;
  • эмоциональная зависимость и конформность;
  • чувство одиночества и изолированности, замкнутость, конфликтность,  трудности в построении близких и доверительных отношений с окружающими;
  • страх перед будущим, пессимизм, уверенность в отсутствии перспектив;
  • чувство вины за инциденты насилия;
  • склонность к депрессии;
  • повышенная агрессивность, импульсивность, конфликтность, частые драки со сверстниками;
  • повышенная тревожность, наличие страхов;
  • неустойчивость эмоциональной сферы, частые беспричинные колебания эмоциональных состояний, чрезмерная сила эмоциональных реакций, часто – их неадекватность ситуации (например, истерические рыдания в ответ на незначительный раздражитель);
  • низкая стрессоустойчивость;
  • истерические проявления;
  • высокий риск алкоголизации и наркотизации;
  • асоциальное поведение, сексуальные нарушения, патологическая склонность к бродяжничеству;
  • низкая школьная успеваемость.

Отдельно остановимся на последствиях сексуального насилия для несовершеннолетних.  Стоит отметить, что сексуальное насилие в семье практически всегда сопровождается другими видами злоупотребления, и в это вовлечены все члены семьи. Например, отец является правонарушителем, мать – пассивной соучастницей, поскольку предпочитает не замечать очевидные факты, а дочь-жертва – боится признаться в случившемся.

Последствиями сексуального насилия становятся: промискуитет, эксгибиционизм, чрезмерная мастурбация,  что сопровождается чувством вины. Кроме того у несовершеннолетних, пострадавших от сексуального злоупотребления, наблюдаются нарушения полоролевой идентификации, отклонения в образе своего тела, страх перед гетеросексуальными контактами, педофилия (у мальчиков-жертв насилия), депрессия и суицидальные намерения; низкая самооценка, чувство вины и самоунижение (девочки, пережившие сексуальное насилие, считают, что теперь к ним будут относиться как к проституткам); аутодеструктивное поведение (алкоголизация, наркотизация, экстремальное и опасное для жизни поведение, самоповреждение), что является способом наказать себя за произошедшее с ними или заглушить душевную боль физической;  неверие в возможность получить помощь и отсутствие доверия к окружающим; чувство изолированности, одиночества, непохожести на других; развитие страхов и фобий (страх темноты, взрослых людей, оставаться дома в одиночестве, выходить на улицу и т.д.); повышенная возбудимость и подозрительность; навязчивые мысли, образы и воспоминания; асоциальное поведение; склонность к гомосексуальным контактам; регрессия в поведении (например, могут утрачиваться уже сформированные навыки или появляться признаки более раннего возрастного периода – энурез, сосание пальца, утрата связанности речи, игры в куклы у подростков и т.п.); посттраматическое стрессовое расстройство. В частности у ребенка может наблюдаться три вида реакции на травму: экспрессивная (сильные неконтролируемые эмоции, крики, рыдания, дрожь, раскачивания, сменяющиеся смехом), контролируемая (чрезмерное сдерживание эмоциональных реакций  и поведения) и шоковая (ребенок как будто оглушенный и подавленный).

Влияние насилия на развитие личности ребенка

Женщины, пережившие в детстве сексуальное  насилие, сталкиваются с трудностями построения близких и доверительных отношений с окружающими, не имеют пример нормальных супружеских отношений. Они с недоверием относятся к мужчинам и становятся чрезмерно контролирующими матерями, которые бояться оставить ребенка одного, следят за каждым его шагом, держать в изоляции от окружающего мира, опасаясь, что с ним может что-то случиться.

Мужчины, пережившие в детстве сексуальное  насилие, склонны быть жестокими и сексуально невнимательными к партнерше. У них может сформироваться склонность к педофилии.

Представители обоих полов часто имеют те или иные сексуальные нарушения.

Существует ряд общих признаков насилия и пренебрежения по отношению к ребенку, на которые необходимо обратить внимание. Это:

  • недостаточный вес;
  • задержки в развитии;
  • анемия, слабый иммунитет;
  • тики, сосание пальца, раскачивания;
  • несоблюдение правил личной гигиены;
  • одежда, не соответствующая погодным условиям и возрасту ребенка;
  • частые обращения в медицинские учреждения или отсутствие необходимого лечения, возрастание количества повреждений;
  • несоответствие полученных повреждений объяснениям, которые дает ребенок.
Читайте также:  Индивидуальная работа по развитию речи ребенка

Рассмотрим более подробно признаки, характерные для разных видов насилия по отношению к ребенку.

Влияние насилия на развитие личности ребенка

Физическое насилие и его признаки у ребенка:

  • самоповреждение;
  • кровоизлияния в сетчатке глаз;
  • смещение суставов, переломы костей, гематомы;
  • энурез и энкопрез;
  • раны и синяки, разные по времени образования, на разных частях тела (часто одновременно, например, на груди и спине), неизвестного происхождения; повреждения на теле, имеющие особенную форму (например, следы от пряжки ремня, руки, прута и т.д.);
  • следы укусов человеком;
  • необычные ожоги (например, сигаретой, раскаленным предметом).

Сексуальное насилие и его признаки у ребенка:

  • знание терминологии и жаргона, не свойственного детям определенного возраста;
  • высыпания и другие признаки заболеваний, передающихся половым путем;
  • повреждения и другие признаки вагинального или анального проникновения (нередко посторонними предметами);
  • подростковая проституция;
  • беременность (у подростков);
  • сексуальные преступления среди несовершеннолетних;
  • сексуальные домогательства и другие действия сексуального характера по отношению к другим детям, подросткам и взрослым;
  • неразборчивое или вызывающее сексуальное поведение;
  • избегание контактов с ровесниками и взрослыми, отсутствие ухода за собой.

Если хотя бы один из указанных признаков присутствует у ребенка, необходимо обратиться за помощью.

Влияние насилия на развитие личности ребенка

Психологическое насилие и его признаки у ребенка:

  • замкнутость;
  • демонстрация полного бесстрашия;
  • неуравновешенное поведение;
  • агрессивность, склонность к насилию и уничтожению/разрушению;
  • замедленная речь, слабо выраженная способность учиться и осваивать учебный материал; отсутствие базовых знаний, неумение читать, писать и считать, характерные для детей данного возраста;
  • признаки умственной отсталости в результате социальной и педагогической запущенности;
  • чрезмерно выраженные ответственность и зрелость в сравнении с характерными для данного возраста;
  • избегание сверстников, желание играть только с маленькими детьми;
  • сниженная самооценка и тревожность;
  • демонстрация страха при появлении родителей и/или при необходимости идти домой;
  • страх физического контакта;
  • депрессия, суицидальные попытки;
  • употребление алкоголя и/или наркотиков;
  • психосоматические заболевания и неврастенические расстройства;
  • страхи и фобии;
  • насилие по отношению к животным и более слабым детям;
  • чувство вины за полученные травмы.

Кроме того существуют  отличительные признаки насилия у несовершеннолетних в разные возрастные периоды.

У детей  до 6 месяцев: низкая двигательная активность, безразличие и отсутствие реакций на внешние стимулы, отсутствие улыбки.

У детей от 6 месяцев до 1,5 лет:  страх перед родителями, страх физического контакта со взрослыми, постоянная настороженность, плаксивость, замкнутость, подавленное эмоциональное состояние.

У детей от 1,5 до 3 лет: страхи, спутанность чувств, нарушения сна, отсутствие аппетита, агрессия, страх перед взрослыми, склонность к сексуальным играм, крайности в поведении от агрессивности до полного безразличия.

У детей от 3 до 6 лет: пассивная реакция на боль, тревожность, спутанность чувств, чувства стыда, вины, отвращения, испорченности, болезненная реакция на критику, лживость, склонность к кражам и поджогам, жестокость к животным. Сексуальные игры, болезненная мастурбация. Поведение, характерное для более младшего возраста (энурез, сосание пальца, утрата связанности речи).

У детей младшего школьного возраста:  амбивалентность чувств по отношению ко взрослым, сложности в определении семейных ролей,  страх, стыд, вина, чувство испорченности, недоверие к окружающему миру, отчужденность в поведении, нарушения сна, аппетита, агрессивность, чувство «грязного тела», молчаливость или чрезмерная разговорчивость, сексуальные действия по отношению к другим детям.

У детей 9-13 лет: те же, что у детей младшего школьного возраста, а также депрессия, субъективное чувство утраты эмоций, одиночество, отсутствие друзей, страх возвращаться домой, изоляция в поведении, манипулирование другими детьми, неадекватные пищевые предпочтения (листья, мел, насекомые и т.д.).

Для подростков 13-18 лет: отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентность чувств ко взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей, чувство собственной ненужности, суицидальные попытки, желания и попытки уйти из дома, агрессивность в поведении, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность поведения.

Влияние насилия на развитие личности ребенка

Таким образом, знание признаков жестокого отношения к ребенку поможет вовремя оказать необходимую помощь пострадавшему и предотвратить дальнейшие серьезные нарушения в физическом и психологическом развитии. При подтверждении наличия злоупотребления по отношению к несовершеннолетнему необходима планомерная, комплексная и согласованная работа правоохранительных, социальных и психологических служб по оказанию защиты, помощи и реабилитации жертвам насилия.

При написании статьи частично были использованы материалы из работы:

Кочемировська О. О. Можливості виявлення та попередження насильства в сім’ї: основні поняття. Посібник для соціальних працівників / О. О. Кочемировська. – Харків, 2008. – 44 с.

Следующая статья будет посвящена описанию психологических черт лиц, совершающих насилие в семье. 

Источник