Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребенка

Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребенка thumbnail

Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка

Несовершенный фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Количество нарушенных звуков у ребёнка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

– недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

– недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

– глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребёнок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.

Слоговая структура слова – это количество и порядок слогов внутри слова. Звуконаполняемость – количество и порядок звуков внутри каждого слога.

Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова. При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут опустить или добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик.

( У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сфомировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи.

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Источник

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Школьник пишет в тетради

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

  • Гиперактивность

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Ребенок у логопеда

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

  • Дифференциация слогов

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

  • Дифференциация фонем

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

  • Звуковой анализ

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Обследование у врача

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

  • Пантогам

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

  • Глицин

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

  • Фенибут

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

  • Кортексин

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

  • Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

Логопед играет с ребенком

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • “Узнай слово”
  • “Повтори за мной”
  • “Поставь правильно ударение”

Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.

Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


Контрольная Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка. Организация работы в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием. Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя. Использование речевого и дидактического материала для развития восприятия.

Информация:

Тип работы: Контрольная.
Предмет: Педагогика.

Добавлен: 05.05.2011.
Год: 2011.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Контрольная работа по логопедии

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
План

1. Теоретическая часть.

1.1 Понятие фонематический слух и фонематическое восприятие.

1.2 Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка.

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН.

1.4 Организация работы в группах для детей с ФФН.

1.5 Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя.

2. Практическая часть.

2.1 Опыт работы дошкольного учреждения по осуществлению коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.

2.2 Использование речевого и дидактического материала для развития фонематического восприятия.

Выводы.

Литература.
1. Теоретическая часть
фонематический слух речь недоразвитие ребенок
1.1 Понятие фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонематическим слухом принято называть умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).

(Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – «в решётке фонем». [Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.]).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения, уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим слухом в полной мере и воспринимает все звуки родного языка.
Фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Д.Б. Эльконин выделил три операции, характерные для фонематического восприятия: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.

(С самого раннего возраста нормально развивающийся ребёнок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребёнок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, тихо или громко. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц. Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты, но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении. [Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.]).

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становиться возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

До 60-х годов XX века в методике обучения русского языка понятием звуковой анализ характеризовали два направления: наличие или отсутствие данного звука в слове, а так же понимали линейную последовательность звуков в слове. Но так как первое направление характеризовало устную речь, а второе – письменную, то в методике существовала путаница. В 60-е годы Д.Б. Эльконин развёл эти два понятия: первому дал название фонематический слух, а второму – фонематическое восприятие. [Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961].
1.2 Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка

Несовершенный фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

[Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961].

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

[Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов, М.: Просвещение; Владос, 1995 с. 53]

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Количество нарушенных звуков у ребёнка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

– недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

– недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

– глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребёнок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.

Слоговая структура слова – это количество и порядок слогов внутри слова. Звуконаполняемость – количество и порядок звуков внутри каждого слога.

Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова. При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут опустить или добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик.

( У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сфомировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи. [Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов, М.: Просвещение; Владос, 1995].

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. [Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ /Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002].
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН

Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:

– внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное внимание;

– объём памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребёнку понадобиться больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

– отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

– поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

– могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение данного задания в течение длительного времени;

– возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно – двух-, трёх-, четырёхступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

– в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

При планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФН. Организуя логопедическую работу с ними, целесообразно:

– осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и психических особенностей;

– обеспечивать положительную мотивацию выполнения задания;

– чередовать различные виды деятельности;

– включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.
1.4 Организация работы в группах для детей с ФФН

В соответствии с типовым положением определены основные направления организации работы дошкольных учреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей – для детей 6 года жизни и подготовительной – для детей 7 года жизни.

Коррекционное воздействие в этих группах осуществляется строго в соответствии со специальной программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработанной отдельно для каждой группы. Авторами специализированной программы для детей старшей группы являются Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (2002); программа для дошкольников подготовительной группы была составлена Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой.

В процессе обучения детей с ФФН в условиях специального детского сада решаются следующие задачи:

– сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;

– развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

– сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово – из слогов (синтез);

– на основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Несмотря на вполне понятные различия, существующие в содержании коррекционного обучения и воспитания для детей старшей и подготовительной групп, выделенные задачи являются основополагающими.

Программа обучения детей с ФФН включает:

характеристику речевого развития ребёнка;

обследование речи;

режим дня старшей (подготовительной) группы;

логопедическую документацию.

Режим определяет оптимальный порядок проведения воспитателем и логопедом занятий с указанием их количества и длительности. Согласно распорядку, логопед проводит разный типы занятий:

– индивидуальные – отдельно с каждым ребёнком;

– подгрупповые – с тремя-четырьмя детьми, объединёнными по принципу схожести дефекта;

– фронтальные – со всеми детьми или с половиной группы, в зависимости от уровня речевого развития.

Чередование этих занятий обеспечивает максимальную эффективность логопедической работы.

Логопедическая документация:

– речевая карта на каждого ребёнка;

– планы (конспекты) фронтальных занятий;

– планы индивидуальных и подгрупповых занятий;

– тетрадь для вечерних занятий воспитателя, где отмечается какой материал воспитатель должен закрепить в вечернее время;

– отчёты о результатах коррекционной работы.

Программа коррекционного обучения, вне зависимости от возрастной группы, делится на три периода. Каждый период содержит определённый объём учебного материала, планируемый для изучения на индивидуальных, подгруппывых и фронтальных логопедических занятиях. Так, определён следующий порядок изучения звуков на фронтальных занятиях: у, а, ау, ауиэ, о, ауио, ы, п. пь, т, к, кь, птк, х, хь, ль, йот, ы-и, с, сь, з-зь, сь-зь, ц, б-п, ш-ж, с-ш-з-ж, л, р, ль-рь, р-рь, ль, л-р-ль-рь, ч, щ, ч-щ. В зависимости от возрастной группы этот материал по-разному распределён по периодам обучения.

В подготовительной группе, в отличие от старшей, гораздо больше внимания уделяется навыкам аналитико-синтетической деятельности, что определяется непосредственной подготовкой детей к школьному обучению.

Помимо этого, дошкольники изучают слова двусложной слоговой структуры с открытыми слогами (косы), двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных звуков (сумка).

Начиная с ноября дети в подготовительной группе уже овладевают полной звуко-слоговой схемой слова со следующими обозначениями: длинная полоска – слово, короткая – слог, красный кружок – гласный звук, синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный. (Следует заметить, что логопед и воспитатель должны использовать одну и ту же систему маркёров, кроме того, предпочтительнее согласовать её с учителем в школе, т.к. мы знаем, что разные учителя могут работать по программам, в которых, например, твёрдый согласный звук обозначается кружком жёлтого цвета.)

Уже со второго периода логопед знакомит детей с буквами и начинает занятия по обучению грамоте. К концу учебного года дошкольники должны правильно произносить и различать все звуки родного языка, уметь читать и печатать слоги и слова, работать с разрезной кассой букв, составлять короткие предложения. Такие умения сформировались не только благодаря овладению детьми элементами грамоты, но и развитию определённых графо-моторных навыков (т.е. навыков удержания карандаша, ориентировки на листе бумаги, проведения прямых, косых и закруглённых линий и т.п.).

Помимо такого планирования, в разделе содержатся рекомендации и указания методического плана, которые помогают правильно организовать изучение нового материала.

Оборудование логопедического кабинета определяется санитарно-гигиеническими требованиями и включает необходимые логопедические пособия для обследования и развития:

– интеллекта;

– слуха;

– связной речи: произношения и условия овладения слоговой структурой слов; фонематического слуха; лексического запаса и грамматического строя речи; элементов грамоты.
1.5 Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя

Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой р и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник