Влияние нарушений семейных отношений психическое развитие ребенка
Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей. Когда ребенок появляется на свет, хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только позднее, задумываемся о том, каким человеком он станет. Со временем ребенок овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Принимая положительное взаимоотношение со своими родителями и близкими, ребенок будет развиваться благополучно. Ведь хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимы ребенку и если он воспитывается в семье, где царит любовь и ласка, это благоприятно влияет на его развитие.
Как показывают психолого-педагогические исследования, особое влияние на маленького ребенка оказывает семейный круг общения, в который входят родители, братья, сестры и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность ребенка быть защищенным, любимым. И если ребенок воспитывается в семье, где его понимают и поддерживают, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.
В нормальной благополучной семье ребенок окружен заботой и вниманием взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди таких детей, встречается весьма высокий риск психических заболеваний, в том числе неврозов.
Поэтому родителям с первых дней жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение [3, с. 72].
Родители должны помнить, что неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами, не ссорятся в присутствии своих детей, не выясняют при них отношения, а наоборот поддерживают теплые взаимоотношения, любят своих родных и детей. Родители должны быть доброжелательны к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в общении, давать возможность детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать проявляющиеся у них нервные напряжения, действовать совместно в вопросах касающихся воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Однако, неврозы у детей могут возникнуть при неблагоприятных условиях, примером которых могут быть ссоры между родителями, недоброжелательность друг к другу, не понимание и т. д., к которым невозможно привыкнуть и перенести безболезненным образом. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности проявляется на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не смог преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей.
При возникновении неразрешимых для ребенка переживаний необходимо отметить хроническую психотравмирующую ситуацию, как источник устойчивого психического напряжения. На этом фоне дополнительно действуют психические травмы, эмоциональные потрясения, повышающие патогенность жизненной ситуации, так как ребенок не может справиться с ними и пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в общении и неблагоприятных жизненных обстоятельств, это свидетельствует о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, и может привести в состояние хронического дистресса, как главного источника болезненного напряжения при неврозах.
Все это осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Дети вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно — психическую реактивность организма. И если долгое время действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, вовремя разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь при этом понижением самооценки, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности. Поэтому развиваются идеи самоуничтожения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других сверстников [2].
Психическое здоровье и нездоровье ребенка непосредственно связаны со стилем родительского воспитания, которое зависит от характера взаимоотношений в семье.
Детский врач-психотерапевт А. И. Захаров выделил следующие стили семейного воспитания:
1. Демократический стиль воспитания. Характеризуется уровнем принятия ребенка, развитым вербальным общением, верой в самостоятельность ребенка и готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате этого дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, хорошим физическим развитием.
2. Контролирующий стиль воспитания. В процессе этого стиля семейного воспитания формируется тревожный социально психологический тип личности. При данном стиле воспитания родители берут на себя ответственность, контролируют деятельность своего ребенка, наказывают его по первому же наговору.
3. Смешанный стиль воспитания. Дети характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [3, с. 77].
Также особый интерес вызывают изучение неправильных типов воспитания, которые могут привести к формированию различных неврозов. А. И. Захаров выделил три типа неправильного семейного воспитания:
«Первый тип – неприятие. Т. е. осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка, применение жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку своего типа поведения.
Второй тип – гиперсоциализирующий. Этому типу характерно тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка и его статусу среди сверстников.
Третий тип – эгоцентрический. Характеризуются как чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи» [1, с. 42].
В заключение отметим, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и наоборот, нарушение детско-родительских отношений может привести к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Из психолого-педагогической литературы, мы видим, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как:
– осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни своего ребенка, помощь и поддержка ему в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;
– организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, привлечение к труду;
– в организации семейного досуга, т. е. участие в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, прослушивании музыки, чтение книг, посещении театра и кино;
– взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Итак, семейные отношения являются источником психического заболевания, влияющего на развитие ребенка. Поэтому родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.
Литература:
1. Гарбузов В. А., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
2. Журнал. Вопросы психологии. № 2, 1996.
3. Захаров А. И. Детские неврозы. С-Пб., 1997.
4. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 2000.
5. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997.
6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
7. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.-Изд.4-е.-М.: Академический Проект; Трикста, 2008.-736 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, воспитание детей, невроз, отношение, развитие ребенка, семейное воспитание, тип, член семьи.
Источник
Чепурова Вероника Александровна
Влияние семейных отношений на психическое развитие детей
Влияние семейных отношений на
психическое развитие детей.
Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности, стереотипы, установки, которые ребенок приобретает в ней, он сохраняет в течение своей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в период, когда закладываются фундаментальные основы развития его личности.
Семья может выступать в качестве как созидательного, так и разрушительного фактора влияния и воспитания. Благотворное влияние состоит в том, что самые близкие люди поддерживают его, любят и, признавая его уникальность, способствуют нравственному, духовному и физическому развитию. А разрушительный фактор – холодное, равнодушное отношение к детям и их базовым потребностям.
Именно семья может нанести как вред, так принести пользу для развития ребенка. В этом противоречии заложена психология семейных отношений и их влияние на психическое развитие детей.
Можно выделить несколько типов деструктивного воспитания, влияющих на особенности психического развития детей.
• Авторитарный.
Родители считают, что ребенку не стоит позволять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. В своей воспитательной практике они не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, организуют его самостоятельность, не позволяют возражать старшим. Авторитарные родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалу, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
У детей при таком стиле воспитания формируется чувство вины или страха, перед наказаниями, и, как правило, наблюдается слишком слабый самоконтроль. Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Дети, воспитывающиеся в такой семье, подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны.
• Гиперопека.
Этот стиль воспитания характеризуется мелочной опекой со стороны родителей, жестким контролем над поведением детей, чрезмерным навязыванием собственной воли и заботы, что лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.
Ощущение неудачи, неспособности справиться самому с данной проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, т. е. к формированию заниженной самооценки, неверию в свои силы и способности, появлению страха перед любыми трудностями в жизни. В результате формируется сценарий «избегания» всего, что может вызвать беспокойство. Формируются завышенные претензии к обществу и, как следствие, неудовлетворенность своим положением в социальной группе.
• Гипоопека.
Этот стиль воспитания проявляется в тотальном равнодушии к ребенку, отсутствие внимания и интереса родителей к его увлечениям и переживаниям. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются родителями. Ребенок чувствует отверженность.
У ребенка, растущего в условиях гипоопеки и не получающего обратную связь от родителей, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Свою «обесцененность» дети компенсируют в отношениях и приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы.
• Эмоциональное отвержение (эмоционально холодные семьи).
В таких семьях, как правило, родители образованные люди. Вся их жизнь и сознание подвергаются интеллектуальной обработке.Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей: «Как будет, так и должно быть».
Родители в таких семьях рано начинают требовать от ребенка определенных результатов, лишая его родительской теплоты. Как следствие, дети отрываются от окружающего мира и не воспринимают его всеми сенсорными каналами. В социуме им сложно выстроить эмоциональные теплые отношения со сверстниками. У таких детей есть риск развития неврозов. э
• Непрогнозируемые эмоциональные реакции членов семьи.
Такие семьи характеризуются неустойчивым поведением и неожиданной сменой настроения родителей по отношению к ребенку. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния родителей. Это очень опасный тип семейного воспитания,поскольку ребенок может прогнозировать реакцию близких: за один и тот же поступок он может быть наказан и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети не чувствуют себя безопасно в пространстве семьи. Постоянная неуверенность перерастает в черту характеру и в дальнейшем проецируется на все отношения.
Воспитывающиеся в таких семьях дети нестабильны, они постоянно ожидают опасности и конфликта. Чувство угрозы и непредсказуемости часто приводит к серьезным психическим нарушениям, в том числе к шизофрении.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деструктивные и неосознаваемые отношения в семье могут служить очагами возникновения невротических реакций у детей.
Источник
Нужна книга под ред. Н.Н. Посысоева, там об этом лучше написано
На психическое развитие ребёнка негативно могут повлиять следующие нарушения семейных отношений:
– дисгармоничное функционирование всей семьи в целом;
– личностные особенности родителей и их отношение к ребёнку,
– определённые типы семейного воспитания, особенности воспитательного стиля родителей
А.И. Захаров выделил следующие условия функционирования семьи, порождающие нарушения типа семейного воспитания и невротизацию ребёнка:
· искажение супружеских отношений по типу невротически мотивированного взаимодополнения;
· инверсия супружеских и родительских ролей, например, выполнение бабушкой роли матери, а матерью – отца;
· образование эмоционально обособленных диад и аутсайдеров, «изгоев» в семье;
· высокий уровень семейной тревоги и эмоциональной напряжённости;
· депривация потребности ребёнка в принятии, сопереживании, общении с родителями;
· практика подавления конфликтов и ухода от проблем.
А.Я. Варга
Неадекватные типы материнского отношения:
- Отношение матери к сыну по замещающему типу.
Сыну приписывается роль супруга. Отношения в диаде строятся по типу поиска поддержки, перекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына. Сыну навязывается роль главы семьи, необходимость заботы о матери. Это бывает как в полной, так и в неполной семье. В полной – в случае коалиции мать – сын, когда мать недовольна тем, как супруг реализует свою роль. В диаде отец – дочь отношение отца к дочери как к хозяйке дома не провоцирует искажения типа семейного воспитания. Такой вариант можно рассматривать как воспитание по типу повышенной моральной ответственности, поскольку отец не претендует на исключительность внимания дочери
- Симбиотическая связь матери с ребёнком, характеризующаяся гиперопёкой и низкой степенью эмоциональной дифференциации
Может быть как потворствующей, так и доминирующей, но главная черта симбиотической связи – родитель и ребёнок в сознании матери не раздельны, представляют собой единое целое. Это очень плохо в подростковом возрасте, так как симбиоз мешает ребёнку установить контакты со сверстниками.
- Лишение родительской любви
Любовь родителя используется как инструмент для манипулирования ребёнком, как награда, которую надо заслужить.
4. Воспитание посредством актуализации чувства вины также представляет угрозу для развития личности ребёнка, поскольку может стимулировать развитие наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия.
Личностные особенности матерей также провоцируют развитие у детей неврозов
Например, низкая эмоциональная экспрессивность, эмпатия и отзывчивость матери предрасполагают к серьёзным нарушениям эмоционально-личностного развития ребёнка.
Преобладание рационального аспекта в воспитании в ущерб эмоциональному ведёт к нарушениям эмоционального развития ребёнка, низкому уровню у него воображения и креативности. По мнению А.И. Захарова, классическая триада – тревожность, аффективность (эмоционально бурные проявления родителем своего недовольства ребёнком) и гиперсоциальность – образует то сочетание воспитания, которое влечёт за собой невротизацию ребёнка.
Таблица «Влияние различных типов семейного воспитания на формирование личности подростка»
Тип воспитания | Влияние типа воспитания на формирование личности подростка |
Гипопротекция | Гипертимная, неустойчивая и конформная акцентуация |
Доминирующая гиперпротекция | Приводит к обострению реакции эмансипации, выраженности негативной симптоматики подросткового кризиса, усилению гипертимного типа и выраженности асоциального и антисоциально поведения подростков. Усиливает выраженность психоастенического, сензитивного и астеноневротического типов |
Потворствующая гиперпроекция | Предрасполагает к развитию истерико-демонстративных черт характера при истероидной, гипертимной, лабильной акцентуации, резко усиливает жестокость и агрессивность при эпилептоидном типе. |
Жестокое обращение | Усиление эпилептоидной акцентуации и выраженности эпилептоидных черт при конформной акцентуации. Крайне уязвимы к эмоциональному отвержению лабильный, сензитивный и астеноневротический тип |
Повышенная моральная ответственность | Создаёт условия для развития психоастеничекой акцентуации |
Особенности воспитательного стиля родителей как фактор риска нарушений эмоционально-личностного развития ребёнка (по А.И. Захарову)
Воспитательная черта | Поведение родителя |
Непонимание родителем личностного своеобразия ребёнка | Соотносит действия ребёнка с ригидными эталонами без учёта реальных возможностей и способностей ребёнка. Например, считает, что ребёнок «не хочет» что-то делать, не замечая, что ребёнок просто «не может» выполнить предлагаемые требования |
Неприятие | Проявляется в двух формах: неприятие самого ребёнка (нежелательный ребёнок) и неприятие отдельных его черт. В последнем случае родитель пытается «переделать», изменить ребёнка. |
Несоответствие требований и ожиданий родителя | Декларирует одни требования и в то же время ожидает от ребёнка прямо противоположного поведения. Ребёнок оказывается в ситуации двойного стандарта и неопределённости. Противоречивость системы требований. Часто сопровождается общей неуверенностью в воспитании. |
Негибкость родителей | Проявляется в шаблонности и стереотипности требований и форм реагирования родителя на различные ситуации. Неполный учёт специфики конкретной ситуации влечёт за собой несвоевременную и неадекватную реакцию. Для негибких родителей характерна фиксация и застревание на проблемах, малое количество альтернатив при их решении, предвзятость в суждениях и стремление к навязыванию своего мнения. |
Неравномерность | Проявляется в неодинаковом интересе к ребёнку в разные моменты его жизни. Например, когда у ребёнка проблемы, родители проявляют к нему повышенное внимание, а когда ситуация стабилизируется, бросают его на произвол судьбы. |
Непоследовательность | Часто меняется стратегия воспитания. Критерии оценивания, требования и другие значимые характеристики воспитания произвольны. В одинаковых ситуациях родитель реагирует непредсказуемо – за одни и те же поступки иногда хвалит, а иногда – наказывает. |
Несогласованность действий родителей | Определяется разногласиями между взрослыми, воспитывающими ребёнка: разные системы требований, санкций, оценок, конфликтами между родителями и другими воспитателями в семье. |
Аффективность | Отличаются излишней эмоциональностью, создающей в семье напряжённую, «суматошную» обстановку. При преобладании отрицательных эмоций нарушаются межличностные контакты, исчезает интерес к жизни семьи. |
Тревожность | Поддерживает в семье атмосферу неуверенности, излишне опекает ребёнка, сковывает его свободу необоснованными запретами и т.д. Семья характеризуется сниженным эмоциональным фоном, отсутствием жизнерадостности |
Доминантность | Отличается необоснованным стремлением главенствовать над ребёнком в любых ситуациях. Родитель подавляет личность ребёнка, претендуя на статус единственного для него авторитета |
Гиперсоциальность | В стремлении к воспитанию «идеального» ребёнка формализует воспитательный процесс, проявляет повышенную принципиальность, нетерпимость к слабостям, склонность к навязыванию ребёнку большого количества правил и морализированию, замечаниям и порицаниям. «Всестороннее» обучение и воспитание ребёнка ведётся без учёта его реальных возможностей. |
Недоверие к возможностям ребёнка | Возможности ребёнка недооцениваются, ему отказывается в свободе и доверии на основании его неспособности (часто мнимой) к самостоятельной деятельности |
Нечуткость (недостаточная отзывчивость) | Реакция на потребности и чувства ребёнка во многих случаях бывает несвоевременной и неадекватной, вследствие чего возникает ощущение взаимной неудовлетворённости отношениями |
Противоречивость | Проявляется в противоречивости требовании, запретов, способов контроля, часто сопровождаемой воспитательной неуверенностью |
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник