Влияние народной сказки на развитие словаря ребенка

Влияние народной сказки на развитие словаря ребенка thumbnail

Людмила Ашибокова
Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника

«Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника»

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Задачи:

1. развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;

2. обогащение словаря;

3. развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;

4. развитие представления об окружающем мире;

5. воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

6. побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

7. вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;

8. воспитывать любовь к художественной литературе;

9. развивать традиции семейного чтения;

«У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

и люди об него ушибаются,

как о лежащий на дороге камень,

и укалываются как о лист осота» .

Роль сказок в жизни детей

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи.

Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Как говорил Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое,неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. …

В настоящее время, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления,а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки,тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 2-3 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет,ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

Сказки для детей раннего дошкольного возраста (2-3 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.

Источник

Светлана Басова
Влияние сказок на развитие связной речи детей

Влияние сказок на развитие связной речи детей

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Коммуникация”направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Развитие связной речи – играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, в ней как в зеркале отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Читайте также:  Центр развития ребенка в сарове

На развитие связной речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, является народное творчество. Устное народное творчество для детей – это, прежде всего, сказки. Они наиболее интересны для малышей дошкольного возраста, так как этот жанр является самым доступным, из-за простоты и непосредственности изложения. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют развивать связную речь детей самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Поэтому, в своей работе по развитию связной речи я использую сказкии ставлю следующие задачи:

1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (сравнения, фразеологизмы).

2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей

3. Развивать связную речь детей.

4. Развивать выразительную речь детей.

5. Развивать умственные способности детей.

6. Развивать воображение и творческое мышление.

7. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

На примере сказочных персонажей я стараюсь доступно объяснить детям такие понятия, как «добро», «зло», «жадность», «смелость» и т. п. вводя детей в воображаемые обстоятельства, заставляя переживать вместе с героем широкий спектр чувств. После рассказывания сказки мы беседуем с детьми, беседа помогает лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Непосредственно образовательную деятельность по сказкамя строю по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, инсценируем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок я подготавливаю детей к ее восприятию. Загадываю загадки о персонажах произведения, уточняю отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрирую иллюстрации. Тексты сказок читаю детям дважды. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок провожу в вопросно-ответной форме, вопросы направляю на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательность, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Чтение сказки сопровождаю различного рода наглядным материалом, что помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы.

Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Поэтому мы вместе с детьми разыгрываем сказку по ролям. Данную работу мы проводим всего второй год (так как дошкольное учреждение функционирует с сентября 2012 года, но уже есть свои положительные результаты. В средней группе, когда дети пришли к нам в сад, у них был недостаточно сформирован словарь. В этом возрасте еще только формируется активная речь, игровые умения,некоторые средства выразительности: мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи. Поэтому, начинали мы свою работу с простых воспроизведений хорошо знакомых сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба». Дети драматизировали сказку с использованием кукольного театра, сами исполняли роли сказочных персонажей. В процессе нашей работы, активизировался словарь ребенка, совершенствовалась звуковая сторона речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В старшей группе мы начали осваиваться игры – драматизации, которые отличаются более сложным содержанием. Использовали многоперсонажные игры – драматизации. («Теремок», «Заюшкина избушка», позволяющие развивать связную речь и речевое общение. Ведем работу над соблюдением единства речи, мимики, пантомимики, жестов. Дети очень любят инсценировать сказки, показывая их не только друг другу, но и своим родителям, практически в каждый утренник мы включаем драматизацию сказки, а так же используем сказки на спортивных развлечениях.

При драматизации сказки дети учатся:

ставить себя на место положительного или отрицательного героя;

выражать свои чувства, через движения, жесты, речь;

строить диалоги, делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширяют свой словарный запас;

работать в группе, распределять роли…

Так же для развития связной речи детей, я стараюсь научить детей не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации. Для этого мы проводим беседы по картинкам со сказочными сюжетами, дети, рассматривая их стараются придумать свою сказку. Систематическое чтение и рассказывание сказок побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Источник

Русская народная сказка как средство речевого развития дошкольника

Уклеина А.Е.

МБДОУ Детский сад №52 «Маячок» г. Тамбова

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.

Наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно закладывает у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Автор О.С. Ушакова предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой: 1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций. (Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего). 2. Показ настольного кукольного театра с одновременным рассказыванием. 3.  Игра-инсценировка по сказке. (Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи). 4. Игра-драматизация по мотивам сказки.

Читайте также:  Рекомендации для развитие общения ребенка со взрослыми

Для усиления эмоционального воздействия, лучше сказки рассказывать, а не читать так же это способствует лучшему понимания основного смысла сказки.

Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Использование  народных сказок в работе с дошкольниками позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.

2. Обогащение словаря.

3. Развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку.

4. Развитие представления об окружающем мире.

5. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.

6. Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Для развития речи следует применять следующие приемы и методы:

  1. Учить задавать вопросы так как, умение разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников (шуточные вопросы к героям сказки).
  2. Развивать способность к конструированию слов словосочетаний и предложений. Для этого вместе с детьми нужно:

– придумать несколько однокоренных слов (дом – домик, домовой);

– срифмовать два слова (кузнец – удалец);

– составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку» – «Колобок» – «Колобок катится» – «Колобок катится по дорожке» и т.д.

3.         Прибегать к  придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. («Рукавичка» -«Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери» и т.д.

Важным является воспитание чуткости к слову, посредством применения следующих приемов в работе со сказками: найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; сочинить длинное и в то же самое время смешное слов; разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значения.

Таким образом, русская народная сказка, является эффективным средством воздействия на развитие основных компонентов речи дошкольника. Добрые и поучительные, обязательно оставят у малыша впечатления и наполнят разнообразными чувствами и эмоциями, а речь дополнится красивыми словами и оборотами.

Источник

Смирнова Татьяна
Литературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста

Литературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста

Развитие человека процесс далеко не простой, а также длительный и противоречивый. В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы.

В дошкольном возрасте постижение и усвоение родного языка как средства и способа общения является одним из важных приобретений ребенка. Детская художественная литература играет важную роль в процессе пополнения словарного запаса дошкольника. Беседа о прочитанном материале приучает ребенка к критическому анализу, воспитывает его нравственно, учит последовательной и связной речи, и, соответственно, пополняет словарный запас. Вследствие усовершенствованной речи ребенка его обучение в школе будет проходить успешнее.

Задачи словарной работы одинаковы для всех возрастных групп детского сада. Это единство объясняется общими психофизиологическими особенностями детского организма, малым опытом детей. Основные различия в словарной работе заключаются в её содержании, то есть в объеме, перечне тех слов, которые воспитатель отбирает в конкретной возрастной группе для специального педагогического процесса.

Пополнение словарного запасаможет происходить за счет:

– наблюдения за окружающей действительностью (природой, игровой деятельностью детей, общественной жизнью в целом);

– общения с взрослыми людьми и другими детьми (совместная деятельность, беседы);

– речи взрослых – дети подражают всему, что слышать и тем самым заимствуют в свой лексикон слова и их употребление у взрослых;

– художественная литература, чтение которой должно сопровождаться анализом и обсуждением прочитанного текста, работой над языком произведения.

Основные методы словарной работы:

непосредственное наблюдение окружающей действительности. Непосредственное наблюдение — целенаправленный, заранее продуманный воспитателем процесс восприятия детьми натурального, живого объекта.

– демонстрация картин. Данная методика очень тесно перекликается с методикой наблюдения. Слушая пояснения воспитателя, при этом смотря на картину, у детей волей-неволей пополняется словарный запас. Специфика показа картин состоит в том, что значительное место отводится объяснению новых слов, при этом сравнивая их с уже известными детям словами.

– чтение художественных произведений. Художественное произведение в чтении воспитателя является важным средством развития словаря детей. В детском саду употребляется выразительное чтение, при котором детей учат пониманию смысла читаемого, расширяют их кругозор. Особенно бережно надо объяснять образные выражения в стихах, чтобы не нарушить художественность произведения.

– дидактические упражнения, игры, пословицы, поговорки, фразеологизмы также являются источниками приобретения новых слов детьми.

Педагогу обязательно нужно учитывать особенности детей представленного возраста, чтобы слова прочно усвоились детьми, а главное – правильно.

Раньше в домах были для детей так называемые «сказительницы», которые рассказывали сказки и пели песни, ими могли быть и мамы, и бабушки. В XVII веке впервые для детей стали специально писать произведения. Со второй половины XVIII века началось широкое развитие литературы для детей. В ее формировании принимают участие уже известные русские писатели, такие какМ. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин. Но стоит отметить, что в основном детская литература заимствовалась из Франции.

Вообще «детская литература» достаточно широкое понятие. Ведь в нем содержатся и сказки, и рассказы, и повести, и стихи для разновозрастных детей. Задача этой литературы – это воспитание, обучение и образование детей с помощью языка художественных образов

Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.

Детям нужно читать даже тогда, когда он уже умеет сам, потому что у них есть потребность в простом прослушивании произведения. Родителям или педагогу обязательно нужно разбирать прочитанное произведение с детьми, задавать вопросы об услышанном ими, уточнять, в общем, выяснять, что понял и извлек для себя ребенок. Очень важно беседовать с ребенком по содержанию текста в произведении. Это приучит дошкольников делать анализ сути текста, поможет развитию связной речи, пересказу, дети смогут научиться характеризовать героев произведения, а также выражать свое мнение и отношение к происходящему в произведении и, в конце концов, такая беседа закрепит в словаре ребенка новые слова и активизирует их. В результате такого плотного общения с книгой к школе ребенок будет иметь необходимый уровень развития словаря, а также начнет разбираться в грамматических формах своего родного языка.

Читайте также:  Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка

Художественная детская литература учит детей разбираться в эмоциях и чувствах, сопереживая героям. Вследствие этого, ребенок будет подмечать настроение своих близких людей и окружающих. А также сможет сполна выражать свои чувства и эмоции в словах, порой даже цитируя что-то из простенького литературного произведения.

Введение в широкий литературный мир происходит с малого – с потешек, сказок, песенок. Особенностью таких фольклорных произведений является моральная направленность речи, живой народный юмор, его образность. Это все не зря, ведь народ всегда был превосходным учителем для людей последующих поколений, особенно, для детей. В таких произведениях множество звуков, которые сначала трудно произнести даже взрослому, слова зачастую с очень похожими звуками и произносятся рядом. Хорошим лекарством против лени ребенка, упрямства и трусости являются благожелательные «подтрунивания» с легким юмором считалок, различных дразнилок и подобного. Они привлекательны для детей своей рифмой, слогом, смыслом и прочим.

Сказочный мир художественной литературы вовлекает детей, предоставляя возможность пофантазировать, воображать, возможно, даже ребенок захочет переделать что-то в сказке, тем самым сочиняя свое новое произведение. Любовь к сказке возможно даже, когда-нибудь отразится на выборе профессии ребенка.

Есть еще один бесценный жанр народного творчества – это загадки. Они прекрасно несут в себе описательные характеристики предметов и явлений окружающего мира. Дошкольник увидит в них многозначность слов, переносный смысл слова. Наподобие существующих загадок, дошкольники составляют свои загадки, так же пытаясь описать прилагательными, глаголами, сравнить с существительными. Все это развивает их словарь, ведь сначала всегда трудно, а затем, легко дается подбор нужных и правильных слов, учатся выражать свои мысли. Такие мыслительные действия детей всегда должны поощряться.

Отношение народа к явлениям и предметам окружающего мира передаются через поговорки и пословицы. Они насыщены эпитетами, сравнительными оборотами, несут в себе различную интонационную окраску, например, веселую или грустную, грубую или же нежную. Через поговорки и пословицы дети также могут высказывать свои эмоции, чувства и мысли более выразительно.

Для речевого и звукового развития детей отлично подходят народные песенки, с которыми дети знакомятся еще в младенчестве через колыбельные. Формирует фонематических слух напевное произношение звуков, слов, медленный, приятный темп, слова легко запоминаются благодаря неоднократному повторению.

Использование педагогом литературной сказки способствует реализации несколько важных функций.

Во-первых, это познавательная функция.

Именно благодаря чтению книг, дети открывают для себя чудесный мир, который они еще ничего не знают и никогда не видели. С помощью книг расширяются естественные границы познания. Читая с малышом, взрослый помогает ему узнать о том, что, возможно, ребенок никогда не увидит.

Во-вторых, воспитательная функция.

При чтении сказки родители или педагоги начинают от простых элементарных образов, постепенно усложняя произведения. Этот процесс помогает ребенку изучать правила жизни в обществе и коммуникацию с окружающими его людьми. Зачастую, хорошая книга может помочь взрослому человеку объяснить ребенку те вещи, которые сам он не смог бы точно сформулировать. Порой книжные герои и их действия, поступки, слова исподволь помогают малышу усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять по указке родителей или наставников.

В сказках присутствует огромный потенциал для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.

Последнее время в дошкольных образовательных учреждениях все больше при развитии и воспитании малышей используется сказкотерапия. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов.

Во время путешествий по сказкам, дети получают навыки социального характера, приобретают элементы мудрости и накапливают знания о мире.

Сказкасодержит в себе нравственные устои: добро побеждает зло, лень высмеивается, жадность осуждается, ценится ум, находчивость, доброта и пр. Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Например, Иванушка-дурачок, который притворился, что не знал, как садиться на лопату. Данный сюжет показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях, ребенок, слушая сказку, понимает, что в жизни случаются моменты, когда нужно быть смелым. Волшебные сказки являются источником восстановления душевных сил. Сказка обладает силой внушения. Также она готовит к взрослой жизни.

Воспитатели должны систематически читать и рассказывать русские народные сказки. Чтение художественных произведений лучше всего для более глубокого восприятия сопровождать показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций – это очень важный момент. Рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги для детей подбираются выразительные, яркие – начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

Во время чтения помогает улыбка взрослого, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Привив у ребёнка любовь к чтению, воспитатель не только обеспечит постоянный источник пополнения словарного запаса, но и поспособствует развитию навыков грамотного письма.

Педагоги используют разные виды сказок для достижения желаемых результатов. Например, развивающие и обучающие сказки позволяют ребенку накопить опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях.

Если речь идет о народных художественных сказках,то они способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержке, сопереживанию, сочувствию, долгу, ответственности и прочим.

Также сказки могут быть диагностическими. Данный вид позволяет определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.

Роль детских сказок в развитии детей трудно переоценить.

Лучше всего читать детям сказкикак можно чаще и как можно дольше: стоит помнить о том, что сказки – это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

В завершении отметим, что взрослые должны оценивать значимость художественной литературы и ее положительное влияние на развитие лексикона старших дошкольников. Ведь литература – это залог отлично развитой речи ребенка, которая впоследствии повлияет на всестороннее развитие малыша, что в свою очередь, безусловно, скажется на высокой степени успеваемости в школе.

Источник