Влияние национальной культуры на развитие ребенка

Ольга Викторовна Жукова
Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка

Жукова О. В.

воспитатель, МБДОУ Детский сад № 6 «Колобок»

поселок Арамиль

Влияние народной культуры на

формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

Старинная мудрость

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; фольклор; истоки русской культуры; народная культура; патриотизм; культурное прошлое; национальное наследие.

Аннотация: Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДО должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О.Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». [2 с. 14] Многими педагогами дошкольных учреждений было замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем, в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДО происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенкане только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Zhukova О. educator,

MBDOU kindergarten No. 6 “Kolobok”

village Aramil

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства,труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Уже в дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь именно с детства идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Читайте также:  Отличие центр развития ребенка от детского сада

Важной задачей подрастающего поколения всегда было и остается духовно-нравственное воспитание, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником духовно-нравственного воспитания дошкольников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера села, отдельные страницы истории и культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т. п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Читайте также:  Смс поздравление 5 месяцев ребенку развитие

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовно-нравственное и эстетическое развитие детей.

Литература:

1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. – М., УЦ «Перспектива». 2012.- 248 с.

2. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 1. Рекомендации, планирование, разработки занятий / авт. -сост. А. П. Шаповалова. —Волгоград: Учитель, 2009. — 202 с.:ил.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие — СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

4. Нравственное воспитание в детском саду/Сост.: Петрова В. И., Стульчик Т. Д. — М., Мозаика-Синтез, 2008.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. —М: УЦ «Перспектива». 2014.-32с.

Источник

Изображения обезьяны бизнеса / Shutterstock

От обучающие игрушки в руководящие принципы правительства и подробные отчеты о прохождении питомника, есть много ресурсов, которые помогут родителям отслеживать и облегчать развитие своих детей. Но в то время как есть уловки, которые мы можем использовать, чтобы научить детей говорить, считать, привлекать или уважать других, удивительно большая часть того, как они развиваются, определяется культурой, в которой они растут.

Развитие ребенка – динамичный, интерактивный процесс. Каждый ребенок уникален в взаимодействии с окружающим миром, и то, что они призывают и получают от других и окружающая среда, также формирует то, как они думают и ведут себя. Дети, растущие в разных культурах, получают конкретный вклад от своей среды. По этой причине существует множество культурных различий в отношении убеждений и поведения детей.

Язык – один из многих способов, которыми культура влияет на развитие. Мы знаем от исследований взрослых что языки создают, как люди думают и рассуждают. Более того, содержание и фокус того, о чем люди говорят в своих разговорах, также различаются в разных культурах. Еще в младенчестве мамы из разных культур разговаривать со своими детьми по-разному, Немецкие матери склонны сосредотачиваться на потребностях, пожеланиях или их детях как личности. С другой стороны, матери африканской племенной группы Nso больше ориентированы на социальный контекст. Это может включать взаимодействие ребенка с другими людьми и связанные с ним правила.

Масаи дети. Синдромида / Shutterock

Это раннее воздействие влияет на то, как дети посещают себя или свои отношения с другими – формируют свой имидж и личность. Например, в странах Западной Европы и Северной Америки дети склонны описывать себя вокруг своих уникальных характеристик, таких как «Я умный» или «Я хорошо рисую». Однако в азиатских, африканских, южно-европейских и южноамериканских странах дети чаще описывают свои отношения с другими людьми и социальными ролями. Примерами этого являются «Я ребенок моих родителей» или «Я хороший ученик».

Читайте также:  Этапы психомоторного развития ребенка первого года жизни

Поскольку дети в разных культурах отличаются тем, как они думают о себе и относятся к другим, они также запоминают события по-разному. Например, когда дошкольников попросили описать недавний особый личный опыт, европейско-американские дети предоставил более подробные описания, вспомнил более конкретные события и подчеркнул свои предпочтения, чувства и мнения об этом больше, чем китайские и корейские дети. Азиатские дети вместо этого больше ориентировались на людей, которых они встречали, и на то, как они связаны с самим собой.

Культурные последствия воспитания

Родители в разных культурах также играют важную роль в формировании поведения детей и моделей мышления. Как правило, родители – это те, кто готовит детей к взаимодействию с более широким обществом. Взаимодействие детей со своими родителями часто выступает в качестве архетипа о том, как вести себя по отношению к окружающим, изучая различные социокультурные правила, ожидания и табу. Например, маленькие дети обычно развивать разговорный стиль, похожий на их родителей, – и это часто зависит от культуры.

Получите последние новости от InnerSelf

Европейско-американские дети часто предоставляют длинные, продуманные, самофокусированные повествования, подчеркивающие личные предпочтения и автономию. Их стиль взаимодействия также имеет тенденцию быть взаимным, по очереди разговаривая. Напротив, учетные записи корейских и китайских детей, как правило, короткие, ориентированные на отношение, и проявляют большую озабоченность авторитетом. Они часто принимают более пассивную роль в разговорах. Те же культурные различия во взаимодействии также очевидны, когда дети поговорить с независимым интервьюером.

Дети в западном мире больше доверяют родителям. Gargonia / Shutterstock

Культурные различия во взаимоотношениях между взрослыми и детьми также влияют на то, как ребенок ведет себя социально. Например, в китайской культуре, где родители берут на себя большую ответственность и власть над детьми, родители более авторитетно взаимодействуют с детьми и требовать послушания от их детей. Дети, растущие в таких условиях, с большей вероятностью будут выполнять просьбы своих родителей, даже если они неохотно делают это.

В отличие от этого, китайские дети-иммигранты, которые растут в Англии, ведут себя так же, как английские дети, которые менее склонны следовать родительским требованиям если не желаете.

От класса к суду

По мере того, как мир становится все более глобализованным, знания о культурных различиях в мышлении детей, их памяти и о том, как они взаимодействуют со взрослыми, имеют важные практические последствия во многих областях, где вы должны понимать психологию ребенка. Например, учителям может потребоваться оценить детей, которые приходят из разных культур. Знание того, как дети, исходящие из другой культуры, думают и говорят по-разному, могут помочь учителю лучше взять интервью у них, например, в рамках устного академического теста.

Еще одна важная область – судебные расследования. Осознавая, что китайские дети склонны вспоминать подробности о других людях и быть краткими в своем первоначальном ответе на вопросы, могут позволить исследователю предоставить больше времени, чтобы описательная практика подготовила ребенка к ответам на открытые вопросы и предложила им последующие вопросы.

Кроме того, зная, что китайские дети могут быть более чувствительными и соответствовать авторитетным деятелям – и более послушны преступнику в семье – интервьюеру, возможно, потребуется больше времени на создание взаимопонимания, чтобы помочь ребенку расслабиться и уменьшить свой воспринимаемый авторитет. Они также должны быть готовы проявлять терпение с нежеланием раскрывать злоупотребления в семьях.

В то время как дети уникальны и развиваются в своем собственном темпе, культурное влияние на их развитие явно значительно. Это может даже повлиять на то, как быстро дети достигают разных этапы развития, но исследования по этому сложному вопросу все еще неубедительны. Важно отметить, что знание культурных различий также может помочь нам определить, что общего у всех детей: ненасытное любопытство в мире и любовь к окружающим людям.

Об авторе

Чинг-Ю Хуан, преподаватель психологии, Борнмут университета

Эта статья изначально была опубликована в Беседа, Прочтите оригинал статьи.

Похожие книги:

{amazonWS: searchindex = Книги; ключевые слова = культурное обучение детей; maxresults = 3}

Источник