Влияние национальной культуры на психологическое развитие ребенка

Ольга Викторовна Жукова
Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка

Жукова О. В.

воспитатель, МБДОУ Детский сад № 6 «Колобок»

поселок Арамиль

Влияние народной культуры на

формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

Старинная мудрость

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; фольклор; истоки русской культуры; народная культура; патриотизм; культурное прошлое; национальное наследие.

Аннотация: Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДО должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О.Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». [2 с. 14] Многими педагогами дошкольных учреждений было замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем, в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДО происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенкане только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Zhukova О. educator,

MBDOU kindergarten No. 6 “Kolobok”

village Aramil

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства,труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Уже в дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь именно с детства идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Важной задачей подрастающего поколения всегда было и остается духовно-нравственное воспитание, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником духовно-нравственного воспитания дошкольников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера села, отдельные страницы истории и культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т. п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовно-нравственное и эстетическое развитие детей.

Литература:

1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. – М., УЦ «Перспектива». 2012.- 248 с.

2. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 1. Рекомендации, планирование, разработки занятий / авт. -сост. А. П. Шаповалова. —Волгоград: Учитель, 2009. — 202 с.:ил.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие — СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

4. Нравственное воспитание в детском саду/Сост.: Петрова В. И., Стульчик Т. Д. — М., Мозаика-Синтез, 2008.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. —М: УЦ «Перспектива». 2014.-32с.

Источник

Балакирева Татьяна
Инновационный опыт «Влияние национальной культуры на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Воспитатель МДОУ «Детский сад №116

комбинированного вида» Балакирева Т. М.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал».

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

Симонов К. М.

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Национальная культура – это тот багаж знаний, опыта, накопленный целым народом за многие поколения. Он пополняется непрерывно, обогащается через интеграцию образования и искусства в жизнь каждого человека. Сохранить и приумножить его – задача каждого человека. Это сохранение начинается с малых лет и проносится через всю жизнь, чтобы быть переданным следующему поколению.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое.

В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренно сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя – это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.Происходит формирование духовной основы ребенка: эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот процесс жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Актуальность моих исследований в том, что знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через приобщение к родному наследию.

В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка. И я также строю образовательный процесс в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Важно продумать, что можно показать в ближайшем окружении и о чём рассказать детям, выделив самое характерное для данного города и края. Окружающая среда региона дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитание базовой культуры личности ребёнка.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что у большинства исследуемых недостаточно сформированы знания о родном городе, в частности знания о музеях города. Я вынуждена констатировать факт, что у детей отсутствуют представления краеведческого характера, они не могут объяснить, что такое музей, экспонат, с какими событиями связаны памятные места т. д.Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

Именно поэтому, цель моего опыта работы– воспитать любовь к большой и малой Родине, к своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре своего края.

Объектом опыта является установить влияние национальной культуры на воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет опыта – особенности взаимодействия с родителями в процессе развития представлений у детей дошкольного возраста о родном городе через ознакомление с историей и культурой малой Родины.

Чтобы заложить в ребенке основу национальной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознание патриотических чувств, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.

Цель опытадостигается посредством решения следующих задач:

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского и мордовского фольклоров.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3. Воспитать чувство гордости и любви к Родине, к родной республике, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

3. Теоретическая база опыта.

Обзор методической и психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что корни данной проблемы уходят в советскую педагогику, где над этими вопросами работали в рамках интернационального, нравственно-патриотического и гражданского воспитания: В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Т. И. Богомолова, С. А. Козлова и другие.

В современной педагогике появились новые подходы к данной проблеме. Современные исследования содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной, раскрывают методы и приемы работы, отображающие региональные особенности.

По словам Н. Г. Пантелеевой, задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли.

Для изучения опытая использовала следующие пособия:

1. Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.

В пособии представлена работа по воспитанию в детях дошкольного возраста чувства любви к родному городу и родной стране. Работа распределена в данном пособии понедельно с учетом дидактических целей и возраста детей. Книга предназначена для воспитателей детский садов.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении,освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.

4.С чего начинается родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кодрыкинская.

В сборнике представлены материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы”. Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам “Мой дом – моя семья”, “Русская народная культура” и др. Книга адресована воспитателям и методистам детских садов.

5. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова.

В пособии представлены материалы по ознакомлению детей средней и старшей группы с родным краем: содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности, программы, конспекты.

6. О. И. Бурляева, Региональный модуль «Мы в Мордовии живем». – Саранск Морд. кн. изд-во, 2015 г.

Материалы пособия отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Система работы по патриотическому воспитаниювключает следующие направления:

1.Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

В группе мною были проведены беседы на различные тематики («Народный костюм», «Прошлое вещей» и т. д.). Вместе с детьми мы посещали мини-музей, рассматривали экспонаты. Также я проводила занятия рисования и аппликации по мотивам мордовской вышивки.

2. Ознакомление с явлениями общественной жизни.

Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

– Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

– Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

– Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.

В группе проводились тематические праздники и развлечения, посвященные Мордовской кухне, Масленице, Пасхе. Вместе с детьми были изготовлены открытки к празднику 9 Мая и показан праздничный концерт, изготовление дидактической игры «Промышленность Мордовии».

Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала,применяемые мной:

– метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций, эвристический (частично поисковый) метод (показ сказки «Как собака друга искала» для младших групп);

– метод моделирования (беседы «А что если-бы…»;

– социо – игровые технологии (сюжетно-ролевые игры);

– игровой метод (сюжетно-ролевые и дидактические игры);

– метод практических действий (аппликация «Мордовское полотенце», рисование «Мордовская рубаха»);

– наглядный (посещение мини-музея, рассматривание альбомов, слушание музыки, знакомство с геральдикой).

5. Анализ результативности.

Итоговая диагностика по применению нравственно – патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре при работе с дошкольниками показала:

1. У детей повысился уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру.

2. У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, его культуре.

3. В детском саду выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

4.Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, поделках.

С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей своего города или поселка, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Недостаточность разработанного методического материала по решению проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств через приобщение ребенка к национальной культуру родного края с трудом позволяет решать поставленные задачи. Отсутствие литературы по данной тематике для детей дошкольного возраста вызвало необходимость адаптирования более сложной информации для детей школьного возраста.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы могут использовать воспитатели детей дошкольного возраста, которые работают по проблеме воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Опыт обобщен и расположен на сайте детского сада.

Источник