Влияние на развитие ребенка количество детей в семье
Журнал The Reader’s Digest собрал мнения экспертов и результаты недавних научных исследований, посвященных этой теме.
✨1. Старшие дети – прирожденные лидеры
«Первенцы, пока на свет не появились младшие дети, получают максимум родительского внимания, – объясняет детский и семейный психолог Мэри Уоллас. – Это позволяет им вырасти уверенными в себе, сильными личностями».
Первенцы часто занимают лидерские позиции, они любят, чтобы все придерживались правил и заведенного порядка, и очень упорны в достижении поставленных целей. Не стоит также забывать, что родители часто просят старших детей помочь им присматривать за младшими и поручают им домашние дела. Это тоже развивает чувство ответственности и укрепляет лидерские качества.
✨ 2. Старшие дети – самые умные
Множество исследований, включая самое недавнее (его результаты были опубликованы в 2017 году в журнале Journal of Human Resources) демонстрируют, что у первенцев в среднем более высокий IQ, чем у следующих по старшинству детей.
У родителей больше возможностей стимулировать развитие интеллекта старших детей.
У пап и мам просто больше времени и сил, чтобы поговорить с одним ребенком, почитать ему, что-то объяснить. «У первенцев обычно более широкий набор слов, они рано учатся думать, как взрослые, поэтому они так ответственны», — объясняет психолог из Университета штата Джорджия и ведущий специалист по этому вопросу Линда Кэмпбелл.
Однако у такого дополнительного родительского внимания есть и обратная сторона – от старших детей требуют больше, чем от младших, и они ощущают это давление. «Первенцы могут стать перфекционистами, их может снедать беспокойство, что, если они с чем-то не справляются, их не будут ценить и любить», – пояснила Уоллас.
✨ 3. Старшие дети подвержены пищевым аллергиям и сенной лихорадке
Одно из самых вероятных объяснений этого феномена – родители слишком тщательно защищают первенцев от микробов. В то время как младшие дети с рождения сталкиваются с вирусами и бактериями, которые приносят из школы или детского сада старшие.
Кроме того, к моменту рождения младших родители уже более расслабленно и спокойно относятся к грязи, и не бросаются каждый раз дезинфицировать упавшую на пол или на землю соску, как это было с первенцем. Вот почему их иммунная система развивается нормально и риск аномальных реакций на продукты, пыльцу или другие аллергены ниже.
✨ 4. Средним детям приходится быть креативными
Обычно родители слишком заняты проблемами старшего ребенка и заботой о младшем ребенке, поэтому средний часто оказывается вне сферы родительского внимания и чувствует себя потерянным. Он, с одной стороны, идет по стопам старшего, а с другой – не понимает, кто он такой на самом деле, то есть испытывает проблемы с самоидентификацией.
Среднему ребенку приходится искать свою нишу, пытаться привлечь к себе внимание, и это пробуждает его креативность. Кроме того, на него не так давят родительские ожидания, как на старшего. Вот почему среди художников, артистов и рок-музыкантов много средних детей.
✨ 5. Средние дети – хорошие дипломаты
Ведь им часто приходится улаживать ссоры между старшими и младшими братьями и сестрами. «Средние дети знают, как обращаться с людьми, искать компромиссы, налаживать отношения, разрешать конфликты, потому что именно этим им часто приходится заниматься в семье. Они способны видеть вещи под разными углами, и ценят честность и справедливость», – пояснила Уоллас.
Возможно, поэтому из средних детей получаются хорошие политики и дипломаты. Кроме того, способность к компромиссам помогает средним детям во взрослой семейной жизни.
У средних детей часто бывают более счастливые браки, чем у старших и младших.
✨ 6. Средние дети больше подвержены депрессии
Возможно, это связано с более низкой самооценкой, чем у старших и младших детей, а также с недостатком внимания со стороны родителей.
✨ 7. Многодетность сильнее всего отражается на средних детях
Чем больше детей в семье, тем хуже средним детям, тем ярче проявляются у них проблемы с самоидентификацией и дефицитом внимания родителей. При этом на самых старших и самых младших наличие большого числа братьев и сестер в этом смысле влияния практически не оказывает, они в той же мере остаются в фокусе родительского внимания.
Источник
???? Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
???? Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?
???? Возраст “почемучки”: как пережить бесконечные вопросы?
???? Как НЕ НАДО хвалить ребёнка?
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
Книга “100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя“ – от 299 руб.!
Источник
В понимании личности человека важную роль играет его положение в семье. Основные психологические особенности закладываются примерно в 3-6 лет, а в этом возрасте ребенок полностью зависим от семьи. Хочу отметить, что описание психологических особенностей в данной статье не претендует на истинность в последней инстанции, возможно, у вас и ваших близких совсем другой опыт. Различные аспекты психики человека вообще сложно свести к какой-либо категоризации. Требуется с особой осторожностью подходить к разного рода классификациям, слишком сложна и необъятна человеческая природа. Тем не менее, мы можем обнаружить общие тенденции, связанные с положением человека в семейной системе.
Старший ребенок в семье. Безусловная любовь к первенцу, удовлетворение всех его минимальных потребностей, в первые годы жизни формируют у него определенную психологическую устойчивость и уверенность. Он выполняет несложные поручения взрослых, помогает матери по дому, именно с ним родители делятся своими планами на ближайшее будущее и интересуются его мнением (конечно речь не о том, чтобы советоваться о взятии кредита в банке, а о том, как провести досуг на выходных, что приготовить на ужин и т.д.) Главная особенность старшего – чувство ответственности, активно развивается с появлением младших братьев и сестер. Он как бы становится примером для подражания для младших, а чтобы показывать положительный пример, требуется развитие таких качеств как самоконтроль, усердие, самостоятельность. Зачастую родители поверяют ему присмотреть ненадолго за младшими, в некотором роде, делая его самого на короткий срок родителем. Все это дает ему привилегированное положение, где обязанностей и ответственности много, но есть своеобразные почет и уважение. Недаром в традициях и обычаях всех народов, передают именно старшему наследнику корону или аристократический титул.
Буквально вчера, в подтверждение моих слов, увидел следующую картину. Девочка 3-х лет играла на газоне, побежала в сторону дороги, к ней подбегает старшая сестра – ребенок лет семи и с серьезным видом говорит: “Лена, туда нельзя, видишь там машины, это опасно, мама волнуется, пойдем на площадку все вместе поиграем, побежали к маме”. Младшая сестра, заливаясь смехом, бежит обратно на площадку под чутким взором сестры (а то свернет куда-нибудь не туда). В те несколько секунд, ребенок семи лет играла роль заботливого родителя.
Уже во взрослой жизни, люди, которые были старшими детьми в семье могут занимать должности, требующие значительной ответственности и являются довольно надежными сотрудниками, т.е. становятся лидерами.
При негативном сценарии взросления, человек может наоборот бояться ответственности как огня. Дело в том, что в детстве, очень важно очертить круг обязанностей, которые будет выполнять маленький человек, несомненно, это важно. Но есть деталь, это должны быть посильные обязанности. У меня в работе была клиентка, которая в детстве была старшей в семье. В летние каникулы, когда ей было 9, родители под ее присмотром оставляли 3-х летнюю сестру, 5 дней в неделю, на весь день!!! (родителям приходилось много работать). А после того, как вечером возвращались домой, орали на нее, так как дома был крайний беспорядок. Думаю, не нужно объяснять, что клиентка вспоминала те годы своей жизни с содроганием и слезами. Это было непомерное бремя ответственности для 9-ти летнего ребенка, которое вложило свой вклад в будущий букет психических расстройств. Любые решения, требующие хоть какой-то ответственности и с непредсказуемым результатом вводили ее в ступор.
Другими вариантами проблем во взрослой жизни могут быть долженствования и гиперответственность, с вытекающими негативными последствиями во всех сферах жизни – “Я должен”, “Я обязан”, “Кто, если не я?”, “Без меня все рухнет”, “Я должен быть всегда прав”, “Я не должен подавать плохой пример” и т.д.
Второй ребенок в семье приходит в этот мир и встречает соперника 2-мя или 3-мя годами старше себя, своего рода первопроходца, который раньше него научился ходить, говорить и много-много чего еще. Ему остается быть только в качестве отстающего, учиться всему с неизбежным опозданием, что вызывает не угасающее, гнетущее чувство неполноценности и желание догнать впереди идущего. Но, как говорится, с’est la vie и когда у старшего неоспоримые преимущества в физическом, интеллектуальном, да и просто в жизненном опыте, догнать его не представляется возможным.
У второго ребенка наблюдается непомерное честолюбие и стремление с “боем” добиваться своего. Он склонен к бунтарству (на все имею свое мнение), что легко объясняется с точки зрения менее выгодного положения в семье.
Во взрослом возрасте они склонны к соперничеству, крайне болезненно воспринимают критику в свой адрес, обладают внушительными амбициями, которые во что бы то ни стало должны реализовать. Если человеку хватает сил, жизненных компетенций и удачи (имеется ввиду благоприятных внешних факторов, которые не всегда от нас зависят) для реализации амбиций, то он может сделать головокружительную карьеру. А вот при негативном сценарии, неудовлетворенные, зачастую необоснованно завышенные амбиции приводят к депрессии, алкоголизации и т.д. и т.п.
Хотел бы добавить, что взрослые люди, которые были вторыми детьми в семье, зачастую склонны к черно-белому мышлению, по принципу все или ничего: Или я добиваюсь всего чего хочу, или я ничтожество. Или я лучше всех, или я неудачник. Или я тварь дрожащая, или право имею и т.д. То есть в структуре мышления отсутствует промежуток между крайними полюсами, отсюда берутся эмоциональные качели и концепция “опосредованной любви”. Человек не может полюбить и принять себя таким, какой он есть. Он думает, что и другие его никогда не полюбят и не примут, пока он не добьется каких-то выдающихся, с его точки зрения, результатов.
Во все времена, особое место в семье принадлежало младшему ребенку в семье. Не зря в народных сказках младшей дочери достается принц, а младший сын, благодаря сверхъестественному везению, получает тридевятое царство со всеми вытекающими благами для себя и своей семьи.
Уже с малых лет, младшие дети пользуются заботой и любовью не только родителей, но и старших братьев и сестер. Отсюда у ребенка доброжелательное отношение к миру и ожидание, что его будут любить так же, как он любит всех. Повзрослев, младшие дети пользуются искренней любовью окружающих.
Опасность заключается в чрезмерной заботе со стороны окружающих (особенно родителей) и ребенок может сделать вывод, приучиться к мысли, что весь мир должен его любить, понимать и утешать до конца дней. В таком случае, его ожидания рано или поздно не оправдаются и он будет чувствовать себя незаслуженно отвергнутым. Обнаружив мир не таким добрым, прекрасным и идеальным, каким он его себе представлял, человек может сменить свое отношение к нему на цинизм, недоверие, занять оборонительную позицию и зорко высматривать опасности, которые несет мир. А то, что ищешь, всегда находишь.
Наконец, кратко поговорим о единственном ребенке, положение которого психологи всегда отмечали как сложное. Он является средоточием родительской любви и заботы. Родители буквально прикованы к своему ненаглядному чаду, чтобы с ним, не дай бог, ничего не случилось. На долю такого ребенка приходится гораздо больше внимания, чем на ребенка из многодетной семьи. В отличие от младшего, единственный ребенок частично лишен возможности приобрести навыки социальных контактов, умения уживаться с другими индивидуумами. Возрастает вероятность того, что ребенок вырастет избалованным, с требовательным и иждивенческим отношением к жизни, со стойким ожиданием того, что все, как и в детстве будут немедленно исполнять его прихоти и желания. Разочаровавшись, он почувствует себя обманутым и затаит обиду на окружающих. Такой сценарий развития может привести к расстройствам невротического спектра или к расстройствам личности – нарциссической, антисоциальной, демонстративной и т.д.
Однако, перспективы развития единственного ребенка в семье не столь мрачны. Благодаря сконцентрированным воспитательным усилиям обоих родителей, удовлетворению его потребностей, у него появляются большие возможности, которые будут стимулировать его дальнейшее саморазвитие.
В развитии любой личности, что в равной степени относится и к единственному ребенку в семье, возможны как негативные, так и положительные тенденции.
Источник
Согласно статистике, рождаемость за последние годы не просто не поднялась, но и даже существенно снизилась. В масштабах огромной страны это не так заметно, но двое (и тем более трое и больше) детишек появляется в семьях все реже. Какое количество детей считается оптимальным в наше время? Что говорят по этому поводу психологи?
Содержание статьи:
- Семья без детей
- Семья с одним ребенком
- Семья с двумя детьми
- Семья три ребенка и больше
- Как решить, сколько иметь детей?
- Отзывы и мнения наших читательниц
Семья без детей – с чем связано решение современных пар не иметь детей?
Почему супружеские пары отказываются от родительства? Добровольная бездетность может быть обусловлена многими причинами. Основные из них:
- Нежелание одного из супругов заводить детей.
- Отсутствие достаточных финансовых средств на обеспечение нормальной жизни ребенку.
- Желание жить для себя.
- Квартирный вопрос.
- Карьера – отсутствие времени для воспитания детей. Читайте: Что важнее — ребенок или карьера, как решить?
- Отсутствие материнского инстинкта.
- Психологические травмы в детстве, перенесенные в юном возрасте страдания, которые позже перерастают в страх перед материнством (отцовством).
- Нестабильная и неблагоприятная обстановка в стране для рождения детей.
Семья с одним ребенком – плюсы и минусы такой модели семьи
Как ни странно, вовсе не карьера и даже не дефицит финансов становятся сегодня причиной того, что в семье останавливаются на одном малыше. Ключевой причиной «малодетности» является желание уделять ребенку больше времени и дать ему, любимому, все самое лучшее. А, кроме того, избавить его от ревности сестер-братьев – то есть, подарить всю свою любовь только ему.
Каковы плюсы семьи, в которой растет только один малыш?
- Кругозор единственного ребенка в семье более широкий, чем у сверстников из многодетных семей.
- Более высокий уровень развития интеллекта.
- Все порывы родителей (воспитание, внимание, развитие, образование) направляются на одного малыша.
- Ребенок получает в оптимальном размере все, что требуется для его роста, развития и, естественно, хорошего настроения.
Минусов существенно больше:
- Ребенку сложнее вливаться в детский коллектив. Например, дома он привык, что его никто не обидит, не толкнет, не обманет. А в коллективе дети в игре достаточно агрессивны.
- На растущего ребенка оказывается немалое давление со стороны родителей, которые мечтают, что он оправдает их надежды и вложенные силы. Что нередко становится причиной серьезных психологических проблем у ребенка.
- У ребенка больше шансов вырасти эгоистом – он с детства привыкает к тому, что мир должен вращаться только вокруг него.
- У ребенка отсутствует имеющаяся в многодетной семье ориентировка на лидерство и достижение целей.
- За счет повышенного внимания ребенок нередко растет избалованным.
- Проявление гиперопеки, свойственной родителям одного малыша, порождает и укрепляет детские страхи. Ребенок может вырасти зависимым, не способным на решительные действия, не самостоятельным.
Семья с двумя детьми — преимущества семьи с двумя детьми; стоит ли рожать второго ребенка?
Не все могут решиться на второго малыша. Этому обычно мешают воспоминания о родах и беременности, сложности с воспитанием первого ребенка, только-только «устаканившийся» вопрос с работой, страх – «а потянем ли мы второго?» и пр. Мысль – «а не продолжить ли…» — возникает у тех родителей, что уже оценили опыт рождения первого ребенка и поняли, что хотят продолжения.
Но значение имеет не только желание продолжить, но и разница в возрасте у детей, от которой зависит очень многое.
Разница в 1-2 года — особенности
- В большинстве случаев дети становятся друзьями.
- Им интересно играть вместе, игрушки можно покупать сразу на двоих, а вещи от старшего сразу переходят младшему.
- Ревность практически отсутствует, потому что старший просто не успел ощутить своей исключительности.
- Мама, силы которой еще не восполнились после первых родов, сильно устает.
- Дети весьма бурно выясняют свои отношения. Особенно, с момента, когда младший начинает «крушить» пространство старшего.
Разница в 4-6 лет — особенности
- Мама успела немного отдохнуть от беременности, пеленок и ночных кормлений.
- У родителей уже есть солидный опыт общения с ребенком.
- Младший может учиться у старшего ребенка всем навыкам, благодаря чему развитие младшего происходит быстрее.
- Старший уже не требует столь серьезного внимания и помощи родителей. Кроме того, он сам помогает маме, развлекая младшего.
- Отношения у подрастающих детей идут по схеме – «шеф/подчиненный». Нередко они — откровенно враждебные.
- Вещи и игрушки для ребенка приходится покупать заново (обычно к этому времени все уже раздали или выбросили, чтобы место не занимало).
- Ревность старшего – частое и болезненное явление. Он уже успел привыкнуть к своей «единственности».
Разница в 8-12 лет — особенности
- До подросткового кризиса старшего время еще есть.
- Поводов для ревности у старшего меньше – он уже живет большей частью вне семьи (друзья, школа).
- Старший способен стать существенной поддержкой и помощью маме – он способен не только развлечь, но и остаться с ребенком, когда родителям нужно, например, срочно отлучиться по делам.
- Из минусов: при сильном ущемлении старшего во внимании, можно потерять с ним ту связь взаимопонимания и близости, что была до рождения младшего.
Семья три ребенка и больше – оптимальное количество детей в семье или стереотип «плодим нищету»?
Противников большой семьи не больше, чем ее сторонников. Хотя и те, и другие понимают, что трое и более малышей в семье – это тяжелая работа без отпусков и выходных.
К несомненным преимуществам многодетной семьи можно отнести:
- Отсутствие гиперопеки родителей – то есть, раннее развитие самостоятельности.
- Отсутствие проблем в общении детей со сверстниками. Дети уже дома получают первый опыт «вливания в социум».
- Родители не давят на детей требованием «оправдать надежды».
- Наличие льгот от государства.
- Отсутствие эгоистических черт у детей, привычка делиться.
Сложности многодетной семьи
- Потребуется довольно много сил на решение детских конфликтов и поддержание порядка в отношениях и в доме.
- Нужны внушительные средства, чтобы одеть/обуть детей, прокормить, обеспечить должный медицинский уход и образование.
- Мама будет сильно уставать – забот у нее становится втрое больше.
- О карьере маме придется забыть.
- Ревность детей – постоянный спутник мамы. Дети будут бороться за ее внимание.
- Отсутствие тишины и спокойствия даже тогда, когда хочется спрятаться на 15 минут и отдохнуть от забот.
Как решить, сколько иметь детей в семье – советы психолога
Согласно мнению психологов, рожать детей нужно без оглядки на стереотипы, чужие советы и мнение родственников. Только самостоятельно выбранный путь будет правильным и счастливым. Но преодолеть все сложности родительства можно лишь в том случае, когда выбор был зрелым и осознанным. Понятно, что желание родить 8-х ребятишек в условиях проживания в коммунальной квартире и без достойного заработка не подкреплено достаточными основаниями. Программа «минимум», как считают специалисты – это двое малышей. Что касается большего числа детей – нужно опираться на свои силы, время и возможности.
Сколько в семье детей должно быть в идеале? Поделитесь с нами своим мнением!
Источник