Влияние музыки живописи на развитие ребенка

Любовь Сорокина
Влияние музыки на живопись

В своей работе я попыталась показать неразрывную взаимосвязь музыки, цвета и графики, немного рассказать о методике, которая позволяет выявлять и развивать уровень способностей к самостоятельному мышлению человека, определять типологические свойства личности, реализовывать возможности «цветного слуха», через рисование музыки, проявляя ассоциативную природу музыкального восприятия. Умение слушать и вслушиваться в звуки, которые играют музыкальными тембрами, красками, цветами, бликами – это умение постигать музыкальность и цветовое богатство окружающего мира, развивать чуткий слух ко всему, что является по-настоящему прекрасным.

Целью данной работы является: изучить взаимосвязь музыки и живописи.

Актуальность работы заключается в том, что музыка и живопись, позволяет установить ассоциативную связь между зрительными и звуковыми образами.

Гипотеза: «Если есть взаимосвязь музыки и живописи, то большинство людей при прослушивании музыки могут создать зрительный образ, представить себе картину»

Объектом исследования являются люди в возрасте 10-50 лет.

Предмет исследования – это взаимосвязь музыки и живописи.

методы исследования:

– теоретический анализ литературных источников;

– беседы с людьми различных возрастов; анкетирование по выявлению ассоциаций на музыкальные произведения;

– анализ полученных данных.

Задачи:

• Подобрать и изучить литературу

• Изучить психофизиологические процессы восприятия музыки и живописи.

• Изучить влияние музыки и живописи на образное мышление человека.

• Исследовать взаимосвязь музыки и живописи

Эта работа посвящена воздействию музыки и цвета на человека, отзывчивости на музыкальное звучание, эмоциональному отношению, выявление цвето-тембровых соответствий к различным соло-инструментам (скрипке, флейте, клавесину, симфоническому и эстрадному оркестрам, характеристике цветного слуха по четырем ассоциациям, средств музыкальной выразительности через рисование музыки.

2. Основная часть.

Психологами доказано, что постоянное присутствие музыки в жизни человека очень важно. Под нее легче работается и думается, она помогает расслабиться и настроиться на определенный лад, она сопровождает человека и в горе, и в радости. В общем, музыка является замечательным фоном для деятельности людей.Удачно подобранная мелодия позволяет создать у человека определенный настрой: под музыку лучше рисовать или лепить. Она способна повышать эффективность деятельности людей. [4]

Так, с начала 20 века распространение получает специфическая форма визуализации музыки, производимая уже, так сказать, «от руки», без всяких физических приборов. Реально же эта своеобразная методика связана с «зарисовыванием» музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами, не только графическими, но и красочными (в основном, это абстрактные композиции). [2]

Если обратиться к истории вопроса, впервые эта методика была предложена и использована в психотерапии австрийцем Оскаром Райнером, который обобщил итоги экспериментов в специальной книге «Musikalische Graphik», изданной в 1925 году. В следующем году он основывает в Вене «Общество музыкальной графики» и периодическое издание по этой проблеме. После смерти О. Райнера в 1941 г. его дело продолжили Г. Зюндерманн и Б. Эрнст. С 1962 г. «рисование музыки» было введено в учебный курс венской Академии музыки и изобразительного искусства, а инициативная группа оформилась в небольшой специальный институт, при котором был создан специальный музей лучших «портретов» музыки. Проведенный в этом институте анализ доказывает эффективность и перспективность методики рисования музыки в педагогике. [1]

Методика «музыкальной живописи» нашла последователей во многих странах мира. В нашей стране исследования в этой области были начаты около 30 лет назад именно в Казани. Опыты преследовали поначалу, в основном, педагогические цели – проверка эффективности самого метода в обучении музыке и живописи в условиях школы, но оказывается, спектр возможностей очень велик, так как, музыка и живопись это еще и проявление синестезии.

Синестезия (одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств возникают ощущения, соответствующие другому органу чувств. [5]

При рассмотрении данной темы характерно стремление связать проблему «музыкальной живописи», то есть, зарисовывания впечатлений от восприятия музыки в красочных предметах и беспредметных формах, с законами восприятия, а ещё точнее – с теорией синестезии. Именно здесь обнаруживается взгляд на проблему. Понятие «синестезия» переводится как соощущение. Но такая простая расшифровка оказывается недостаточной. Существуют десятки различных определений синестезии, которые сильно противоречат друг другу не только из-за различия в концепциях объяснения, но и потому, что одним термином, по сути дела, определяются различные явления. [5]

Сторонником рассмотрения синестезии и, в частности, «цветного» слуха является Б. М. Галеев. Он определяет синестезию как многослойную межчувственную ассоциацию. Основной тип используемых в искусстве ассоциаций, лежащий в основе синестезии, есть ассоциация по сходству, которая может возникать как по внешним признакам звука и цвета, так и по содержательности; среди последних основное – это сходство по эмоциональному воздействию. Очевидно, способность восприятия объясняются в музыке представлением целых музыкальных произведений. [1]

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искус-ства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Музыканты и музицирование, музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох.

Античные барельефы и вазы с изображением музыкантов, играющих на авлосах и кифарах, сменяются средневековыми фресками и иконами с изображением музицирующих ангелов. В Эпоху Возрождения художники пишут картины, персонажи которых соучастники концертов. Например, «Сельский концерт» художника Джорджоне. В Эрмитаже экспонируется одна из лучших картин итальянского художника XVII в. Караваджо «Лютнист». Музыкальные инструменты сохранили свою привлекательность и для современных живописцев. На полотнах Пикассо, например, можно часто увидеть отдельные фрагменты в разных ракурсах.

Внутренний мир композиторов, многогранность их личности раскрывает портрет Ф. Шопена работы художника Э. Делакруа, М. П. Мусорского и А. П. Бородина, созданные И. Е. Репиным и др.

Художники нередко пытались изображать и сами музыкальные формы. Это оказывалось возможным потому, что в музыкальной и живописнойкомпозиции часто действуют сходные закономерности: для живописи, например, так же важно значение ритма, движения, как для музыки – колорита, симметрии. Мы говорим о линии в изобразительном искусстве и о мелодической линии в музыке, о пропорциях и там, и здесь.

Музыка и сама великолепно умеет живописать, рисовать. Уже в XVII-XVIII вв. существовали жанры музыкальной зарисовки. В фортепианном цикле «Карнавал» Р.Шуман нарисовал портреты своих выдающихся современников: скрипача Н. Паганини, композитора Ф. Шопена. В XIX в. появляется особый жанр симфоническая картина. Замечательно изобража-ет море в «Садко» Римский-Корсаков, фантастичны сказочные персонажи А. К. Лядова.

Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В. Кандинский (1866–1944) соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр, а известный живописец М. Сарь-ян (1880–1972)писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать,как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Особое яв-ление у композиторов – цветной слух, при котором отдельные тона и то-нальности музыкального произведения ассоциируются с определенными цветами.

Цветным слухом обладали Р. Вагнер, Н. А. Римский-Корсаков. В поэме А. Н. Скрябина «Прометей» в нотах выписана специальная цветовая стро-ка. По замыслу автора, исполнение поэмы должно было сопровождаться проецированием на экран цветовой гаммы.

Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. «Цветной слух» присущ и творческим индивидуальностям многих современных композиторов. К примеру, Э. Денисову (1929–1996) – некоторые его сочинения вдохновлены переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.

Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Ис-кусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между революционным искусством художника Ж. Давида, музыкой Ф. Госсека и раннего Л. Бетховена, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В. Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.

Между тем о подлинном сплаве художественного и музыкального видения мира можно говорить, только познакомившись с творчеством М. Чю-рлениса (1875-1911) – выдающегося литовского художника и композито-ра. Наиболее известные его картины «Сонаты» (состоящие из полотен Allegro, Andante, Scherzo, Finale) и «Прелюдии и фуги» несут на себе отпечаток музыкального восприятия автором окружающей действительности. Из музыкального наследия М. Чюрлениса, в котором живописное начало проявляется наиболее оригинально, выделяются его симфонические поэмы («В лесу», «Море») и фортепианные пьесы.

Музыкальность живописи – это не только угадываемые, предполагаемые звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, – но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства. Такая связь живописи и музыки конечно же метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.

Звуки, чередуясь, сливаются в одну мелодию. Ритм – он един для всего!

Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе – временная упорядоченность звуков.

Но чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометриче-ской фигуры, мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фи-гуру, и чем больше, например, длина ее, тем длительнее будет восприятие. Очевидно, здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.

Следует отметить, что восприятие музыки приведет к созданию восприятия в сознании человека в том случае, если оно будет соприкасаться с познавательной, предметной, практической деятельностью человека, пользуясь ей как питательной средой. [9]

Рассмотрение процесса визуализации музыки за сравнительно короткую историю существования (с 20-х гг. нашего столетия) завоевал достойное место среди методов специального воспитания. В её основе лежит один из важнейших принципов – принцип наглядности. А наглядность связана со зрительной формой восприятия. В естественных науках уже давно применяется своеобразная визуализация абстрактных понятий, невидимых явлений, отображаемых в виде графиков. [5]

Источник

Анастасия Алексеевна Гузеева
Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыкальной деятельности как средство развития детского творчества

Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Содержание программы должно строиться с учетом принципа взаимодействия образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого – педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей

СЛАЙД 2 Основная общеобразовательная программа, в соответствии с которой мы работаем, предполагает достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности,через решение следующих задач:

– формирование эстетического восприятия окружающего мира;

развитие музыкально-художественной деятельности

– приобщение к миру искусства;

– воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

– умение «творить» в изобразительной, музыкальной, речевой и творческой деятельности.

Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке.

СЛАЙД 3 Осуществить это возможно при объединении изобразительной деятельности и музыкальной деятельности.

Взаимосвязь музыкальной деятельности и изобразительной деятельности в НОД способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

СЛАЙД 4 Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность. Достичь этого можно воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Всё это реализуется в обычной музыкальной деятельности – слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве.

СЛАЙД 5 Рисование под музыку, как один из приёмов арт-терапии, довольно широко применяется в современной педагогике. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений. Педагоги включают в тему рисования, аппликации или лепки дождь, снегопад, полет осенних листьев, осеннее дерево и пр. При создании этих образов подобрана соответствующая музыка. Дети предварительно слушали эту музыку неоднократно беседовали со взрослыми по созданию этого произведения и только после этого рисовали. Таким образом, сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, педагоги могут стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей.

СЛАЙД 6 Работа в этом направлении позволяет говорить о закономерностях влияния музыки и рисования под музыку (арт-терапия) на развитиеэмоциональных качеств и состояние детей и сделать следующие выводы:

1. Рисование под музыку позволяет детям выносить вовне свои эмоции и чувства.

2. Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств.

3. Арттерапия позволяет погашать даже негативные эмоции и отреагировать на них адекватным путём.

СЛАЙД 7 Особенности организации НОД

Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая в НОД тема (образ).

При подготовке к НОД большое значение имеет предварительная работа,связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельностивключаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).

СЛАЙД 8 Интегрированная НОД имеет отличительные особенности.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность (слушание, наблюдение, рассматривание и т. д.) учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – НОД должна быть небольшой по объему, но емкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как “настроение”, с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Важной особенностью интегрированной НОД является смена динамических поз и видов детской деятельности, здоровьесберегающие технологии. Во время НОД предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием, динамические паузы, потешки.

СЛАЙД 9 Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, в педагогическом процессе необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.

СЛАЙД 10 Интегрированная НОД способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основана на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников сформировалось эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повысились творческая активность, самостоятельность, инициативность, снизились напряженность, скованность, поведение стало более открытым.

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.

В результате работы по интеграции наблюдается заметный рост в уровне творческого развития детей, который выражается в оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, а это не что иное, как новый уровень личности ребёнка. В продуктивной деятельности происходит совершение умения изображать предметы по памяти и с натуры, развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги, совершенствуется техника изображения, развитие свободы и одновременно точности движений руки под контролем зрения, их плавности, ритмичности и т. д. В дальнейшей работе с детьми мы планируем продолжать интегративный подход к организации педпроцесса, обеспечивая тем самым новый, более высокий уровень развития детского творчества.

СЛАЙД 11 Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, является мощным средством снятия эмоционального перенапряжения. Действуя на многие сферы жизнедеятельностичерез основные факторы: физиологический и психологический, она позволяет повысить психологический комфорт и установить равновесие в деятельности нервной системы. Музыка проникает в подсознание и может вызвать многое из того, что там сокрыто. В педагогическом процессе музыка позволяет сопровождать детей на учебных занятиях, режимных моментах. Музыкальное сопровождение способствует созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создаёт необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребёнка. Музыка стала неотъемлемой частью занятий по художественно-изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является одним из средств всестороннего развития ребёнка, в частности развитииразличных познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, а также познавательных интересов, так как сама изобразительная деятельность – это специфически образное познание окружающей действительности.

П. И.Чайковский писал: “Там, где бессильны слова, во всеоружии своём является более красноречивый язык – музыка”.

Источник